Фев 05 2019

Го но Сен

Category: БиблиотекаЕвгений @ 11:50

С. Пранин

Го но Сен

Я много раз слышал от моих учителей Шихана Ульфа Эвенааса и Морихиро Сайто сенсея, что в айкидо нет термина «рандори» (спонтанное реагирование), это термин из дзю до. Веря безусловно своим учителям, я всегда повторял этот тезис, но не смог бы точно объяснить – почему же нет рандори в айкидо? Статья ниже полностью раскрывает этот вопрос. Именно по этой причине, прочитав ее, я решил её перевести и поделиться с вами.

Президент Такемусу Айки России

Якимов О.Б. (6 дан айкидо Айкикай)

О-сенсей внес путаницу и чувствительную перегрузку сознания нападавшего, тем самым полностью доминируя над ним. Термин “Го но Сен” часто используется в японских боевых искусствах как часть теоретической основы для описания конкретного обстоятельства, когда нападающий инициирует боевую встречу. Одним из определений “Го но Сен” может быть “восстановить инициативу после нападения”. Задумайтесь на мгновение, что должно быть правдой в таком случае?

Для начала атакующий выбрал время, обстоятельства, направление и интенсивность своего наступательного движения. Человек на принимающей стороне вынужден перейти в оборонительный режим. Поскольку атака предполагает быстрое агрессивное движение, время, оставшееся до ответа защитника, может измеряться миллисекундами. По этой причине шансы защитника на безопасный исход значительно снижаются. Вот почему я не люблю описывать айкидо как “искусство самообороны”.

Конечно, неквалифицированные практикующие боевые искусства редко могут уйти от конфликта используя возможности “ Го но Сен ” в своей практике. Им еще предстоит развить способность инициировать свои ответные действия раньше, до того, как атака наберет обороты. Они психологически подавлены свирепостью решительного нападающего. Они также не достигли еще более высокого уровня мастерства, когда они могут оценить, контролировать и нейтрализовать потенциально насильственную встречу до ее физического проявления.

Есть ли в нашей ежедневной тренировке место практике “ Го но Сен ”? Определенно есть. На самом деле иначе и быть не может. Практика против заранее подготовленной атаки и изучение механики конкретной техники необходимы для создания основных навыков. Такая подготовка особенно уместна на начальном и промежуточном уровнях обучения айкидо. Тем не менее, для продвинутых практикующих и инструкторов характерно никогда не выходить за пределы этого оборонительного мышления. Я считаю, что мы должны в какой-то момент выйти за пределы измерения “ Го но Сен ”, чтобы задействовать более высокий потенциал искусства.

Недавно я посмотрел видеоклип легендарного айкидо шихана и с удивлением заметил, что он реагирует на атаки уке. Это было возможно только потому, что атаки были слабыми и медленно выполнялись. Такие выступления могут выглядеть очень хорошо, даже удивительно, для случайного наблюдателя. Но мастер боевых искусств высокого уровня признает, что такая реакция в ответ на атаку сослужит плохую службу в насильственном сценарии, особенно с элементом неожиданности.

Сравните это с тем, что показывал основатель айкидо Морихей Уэсиба на своих демонстрациях. О-сенсей выполнял финты, отдавал устные команды, предлагал руку или плечо, перекладывал свой вес туда – сюда, выполнял атеми и киай и т.д. Он вносил путаницу и сенсорную перегрузку в сознание нападавшего, тем самым полностью доминируя над его намерением. По этой причине наблюдатели часто комментировали, что его демонстрации были “фальшивыми”! Я считаю, что он подготовил почву так, что никакая эффективная атака не была возможной даже теоретически. О-сенсей окутывал своего уке в энергетическое измерение, где не могло возникнуть никакой агрессии. Уке был психологически и физически нейтрализован.

Подумайте о наставлении О-Сенсея о нападениях шомен учи, записанном в его учебном пособии 1938 года под названием “Будо”:

«Начните движение вперед с правой ноги, энергично выпрямив вашу правую тегатана в лицо вашего партнера, и в то же время, выполните атэми в бок с левой рукой».

Это не описание сценария атаки уке. Наге является инициатором и сокрушает уке энергичной атакой в лицо, сопровождаемой ударом ребра. Это может показаться нелогичным в мышлении большинства практиков айкидо. Я рекомендую вам глубоко поразмыслить над этим и рассмотреть его далеко идущие последствия.

Покойный Митио Хикицучи, 10 дан, описывает эту линию мышления, используя эти слова:

«Я всегда начинаю первым. Я двигаюсь вперед каждый раз. Я провоцирую и позволяю ему взять меня за руку. Я инициирую и позволяю ему схватить меня. Никогда не бывает так, что он хватает меня первым, после чего я начинаю понимать, что делать.

Я всегда иду первым.

Я не должен ждать, пока другой человек начнет действовать».

Я искренне верю, что осознание существования этого высшего мира взаимосвязанности с другими людьми и того, как его можно культивировать в нашем обучении, является ключом к достижению самого продвинутого состояния айкидо – “Такемусу Айки”, самого прочного наследия О-Сенсея. Погрязнуть в мире “Го но Сен” – значит встать на определенный путь к поражению.

Перевод Олега Якимова

******

Comments (0)

Оставьте мнение: