Июн 15 2019

Ямада сенсей об О-сенсее и будущем айкидо (2019г.)

Category: БиблиотекаЕвгений @ 11:27

Д. Голд

Ямада сенсей об О-сенсее и будущем айкидо (2019г.)

В 1955 году, в возрасте 18 лет Йошимицу Ямада был принят в Хомбу Додзё по программе учи деши (учеником-помощником, живущим в додзё). Он учился непосредственно у Основателя, а также у Киссомару Уэсиба, Коичи Тохей, Кисабуро Осава и других легендарных мастеров. В 1964 году Ямада Шихан (8-й дан) переехал в Соединенные Штаты и стал одним из самых уважаемых и влиятельных инструкторов и послов искусства айкидо в США и мире. Он является главным инструктором Нью Йорк Айкикай, а также главным инструктором и техническим директором Федерации Айкидо Соединенных Штатов (USAF), крупнейшей в США федерации айкидо. В марте 2019 года Ямада Сенсей нашел время побеседовать с Джошем Голдом, главным редактором портала Aikido Journal.

Джош Голд: Спасибо, что нашли время поговорить сегодня с нами, сенсей.

Ёсимицу Ямада: С удовольствием, Джош.

(с) https://aikidojournal.com

Прежде всего, я хотел бы спросить о Морихее Уэсиба. Сегодня осталось не так много людей, которые имели опыт непосредственных тренировок с основателем айкидо. Каково было ассистировать ему?

Ну, во-первых, не многим выпадала удача ассистировать ему в качестве уке, даже для меня это было редкостью. Но когда вы… я не люблю использовать слово «атака» … когда вы пытались захватить его, это было похоже на попытку ухватить воздух или дым. Казалось, он просто исчезал, а в следующий момент вы уже лежали на полу, не понимая, что произошло. Это очень сложно описать. Его движения были очень естественными, но очень неуловимыми.

Интересное описание. Я слышал, что Уесиба был физически очень сильным и имел мощное телосложение. При росте чуть выше 150 см он весил около 78 кг.

Это то, что мне тоже рассказывали, и вы можете это увидеть, если посмотрите на его фотографии в молодости. Он был очень крепкого телосложения. Я с ним познакомился, когда я был 20-летним юношей и для меня тогда он выглядел стариком. Это при том, что в то время он был моложе, чем я сейчас (смеется). Обычно он был очень мягким, но иногда мог вспылить.

Как это проявлялось?

Мой дядя Тадаши Абэ и другие часто говорили о нем. Некоторые случаи из того, что они описывали были пугающими. Хотя большую часть времени, когда я был рядом с О-сенсеем, он был просто хорошим стариком с очень хорошим чувством юмора. Он был очень добрым и сострадательным человеком, и это одна из причин, по которой его все так уважали. Хотя иногда он выходил из себя, и было по-настоящему страшно. На самом деле это хорошо. Это заставило меня понять, что он такой же человек, как и все мы. Мне не очень нравится, как некоторые люди думают об О-сенсее, как о каком-то боге или святом. Для меня он в первую очередь живой человек. Иногда безумный, иногда грустный, иногда улыбающийся. Я не хочу превращать его в подобие бога.

Я думаю, что это отличный взгляд. Некоторые люди обожествляют его, что, по моему мнению, создает нездоровую культурную динамику в мире айкидо. Я также думаю, что это психологически ограничивает некоторых людей. Они начинают верить, что его уровень мастерства и понимания всегда останется недостижимым. И нам всем суждено быть лишь размытой или ухудшенной версией основателя.

Согласен. Я не О-сенсей, но я и не хочу, чтобы кто-то думал обо мне как о боге или как о каком-то особом существе. Да расслабьтесь! Я просто человек. Я злюсь, я плачу, я делаю ошибки. У меня есть недостатки, как и у всех, включая Морихея Уесиба.

(с) https://aikidojournal.com

Давайте немного сменим тему и поговорим о вашей работе по созданию сообщества айкидо в Соединенных Штатах. Когда вы приехали в США, айкидо здесь почти не было представлено, верно?

Да, почти не было. Это было 55 лет назад. Было только на Гавайях и немного на западном побережье. На восточном побережье почти ничего.

За эти годы вы создали большую организацию с огромным количеством членов. Самую многочисленную в Соединенных Штатах. Как вы её развивали, продвигали и вдохновляли людей на занятие айкидо?

Ну, в этом не только моя заслуга. Очень многое было сделано Коичи Тохеем. Независимо от того, что произошло между нами, он был моим учителем, а я его учеником. Мы многим обязаны ему. В то время не было ни Интернета, ни видео, ни чего. Его книги были одним из главных способов узнать об айкидо. Он был очень харизматичным, очень сильным физически и очень сильным психологически. Конечно, как и у всех, у него тоже были свои плохие стороны, но мы никогда не должны терять уважение к его огромному вкладу в распространение айкидо.

Я согласен с вами, аенсей, но вы сами также внесли огромный вклад.

Ну, я не знаю. Я думаю, это было просто правильное время. Тогда все японские боевые искусства испытывали рост популярности. Особенно мы многим обязаны каратэ. Мы выехали на волне их популярности.

Как это?

В то время каратэ становилось все более популярным, и они проводили турниры почти каждый месяц. Каждый раз, когда у них был турнир, они спрашивали меня, не хочу ли я приехать и провести показательное выступление. В итоге все собирались на турнир по каратэ, но даже если вы любите каратэ, вам может наскучить смотреть одно и то же в течение двух часов подряд. Во время перерыва я выходил и демонстрировал техники айкидо. В течение 10 минут я показывал что-то, что очень отличалось от каратэ и это поражало людей. После этого я уходил, а зрители удивлялись и задавались вопросом «что это было?» и сами начинали искать нас.

В то время это было хорошим способом пробудить интерес. Я заставлял людей самих искать нас, задумываться о своем отношении к тому, что они увидели и пытаться понять, что же мы делаем. Я никогда ничего не объяснял про айкидо во время этих показательных выступлений. Я просто демонстрировал эффектные техники во время чужих соревнований и мероприятий. Это оказалось очень хорошим методом.

Звучит как очень умный способ выхода на заинтересованную аудиторию.

Да, может это и моя заслуга. У меня были очень хорошие отношения с людьми из мира карате, и они с радостью давали мне возможность провести показательные выступления. О какой-то осознанной стратегии речи не было. Вначале было очень трудно. Куда бы я не обратился, ни у кого не было денег. Я мог позволить себе ездить только на междугородних автобусах. Даже во Флориду. Денег не было. Число занимающихся было очень небольшим, никто особо не хотел платить за семинары и обучение. Так что тогда, это был единственно возможный способ.

Многие ли из тех, кто тогда начинал заниматься Айкидо, имели опыт занятия другими боевыми искусствами?

Да, конечно. Многие приходили из карате и дзюдо. Это очень радовало. Я думаю, айкидо ближе менталитету тех, кто занимается дзюдо. Однако было очень приятно видеть людей, приходивших в айкидо и из других боевых искусств.

В связи с этим мой следующий вопрос – что вы думаете об инструкторах по айкидо, которые занимаются другими видами единоборств? Как вы думаете, это хорошая идея или плохая идея? Считаете ли вы полезным для инструкторов айкидо изучение базовых понятий и техник из дзюдо, бокса или других искусств? Чтобы иметь возможность предметно общаться с инструкторами из других боевых искусств и узнавать об их мнении об айкидо?

Конечно! Я думаю, всё зависит от конкретного человека. Хорошо всё, что может помочь вам учиться и продолжать развиваться. Я часто учусь у своих учеников. Вы должны быть смиренны и открыты для познания нового. Ищите свой собственный путь развития.

(с) https://aikidojournal.com

В прошлом году я беседовал с сенсеем Брюсом Букманом. Он рассказал, что его очень впечатлил созданный вами Нью Йорк Айкикай. Его поразило, насколько успешно вам удалось объединить на тренировках в ваших додзё таких разных людей. Людей из разных культур, с разным опытом и разными техническими подходами.

А, Брюс. Он начал тренироваться, когда был совсем ребенком. Когда дело касается тренировки разных людей, мне все равно. Я не люблю относить людей к какой-то категории. Я уважаю индивидуальность. При условии сохранения базовых принципов, каждому следует иметь свое собственное выражение айкидо, свои собственные методы тренировок.

При наличии общей базовой основы вы можете показывать что-то отличное. Вы должны отличаться. Я уважаю и, можно сказать, требую индивидуальности. Я не люблю, когда люди копируют меня или пытаются быть моей копией. Это неправильно.

Однажды я присутствовал на занятии Дэна Иносанто в его академии, и он сказал что-то очень похожее. Он попросил двух своих учеников встать перед всеми и продемонстрировать одну и ту же технику. Это были огромный парень и хрупкая женщина. Они выполнили технику совершенно по-разному. Сенсей Дэн обратил на это внимание и сказал: «Они же не носят одинаковую одежду, так почему они должны делать технику одинаково?»

Именно так.

Вы очень давно занимаетесь Aйкидо. Что за это время было самым хорошим и плохим?

Да, я этим уже очень долго занимаюсь. Мне не дают уйти (смеется). Что касается хорошего и плохого это очень субъективно.

Я очень рад тому, что айкидо стало популярным так быстро, но я чувствую, что не все правильно. Сейчас в обучение айкидо вовлечено очень много людей, которые, возможно, не должны бы этим заниматься. Многие из старшего поколения говорят, что примерно 60-80% из нынешних инструкторов не должны бы преподавать айкидо. В определенном смысле я с ними согласен.

Многое хорошее в айкидо одновременно является и плохим. Вот почему мы сейчас в таком сложном положении. Айкидо открыто для всех, каждый может выполнять его по-своему. А если захочет, то и инструктором почти сразу может стать с минимальным внешним контролем качества. В итоге у нас слишком быстро появилось очень много инструкторов и это повлияло на качество того, что мы делаем в сообществе айкидо. У нас нет соревнований, поэтому очень тяжело проверить эффективность навыков или протестировать качество различных технических подходов. Это одна из проблем.

Отсутствие соревнований это одно из самого хорошего в айкидо, но в каком-то смысле это, получается, и одно из самого плохого.

Да, это хорошо в айкидо, но это и причина проблем. Плохие учителя всё еще учат учеников и это не очень хорошо для боевого искусства. В других боевых искусствах вы можете соревноваться, чтобы понять у кого лучше техника, кто лучший учитель, воспитывающий самых хороших учеников. В айкидо по-другому. Мы не можем этого сделать. Человек просто говорит «У меня другое айкидо». У нас нет надежного способа измерить педагогические и технические навыки.

Считаете ли вы, что система данов в айкидо является надежным способом представления инструкторских или технических навыков?

Система ранжирования в айкидо – это еще одна важная тема. Я ей не доверяю. О-сэнсэй тоже не доверял. У него никогда не было системы. Я считаю, что если вы получили черный пояс, то всё, этого достаточно. Я не думаю, что нужны номера данов. Вместо цифр можно использовать названия, например, Ханши, Киоши, что угодно.

Для меня эта система с нумерацией не имеет ценности. Цифра дана, чаще всего, не соответствуют уровню и качеству подготовки. В айкидо не должно быть соревнований, а ведь система ранжирования создает огромную соревновательную активность.

По коммерческим причинам черный пояс важен, но когда вы достигаете уровня черного пояса, то на этом всё. Это только мое мнение, но многие со мной, скорее всего, согласятся. Это очень деликатный вопрос, поэтому большинство людей предпочитают не говорить об этом.

Что вы думаете о будущем айкидо?

Многие люди спрашивают меня об этом, и я часто говорю: «Извините, но, к сожалению, сейчас я очень негативно отношусь к будущему». Смотря на положение дел, я не очень оптимистично настроен.

Спасибо за вашу открытость в обсуждении этого вопроса. Я думаю очень важно вести открытый диалог, если мы хотим улучшить ситуацию в будущем и изменить положение дел.

Я слышал, что сейчас число занимающихся айкидо сокращается, это правда?

У нас есть доступ к большому количеству данных, и действительно уровень интереса резко упал. Количество новичков, приходящих в боевое искусство значительно уменьшилось. Многие додзё пока в полной мере не ощутили этого. Многие из тех, кто давно занимается все ещё ходят на занятия, но новичков приходит меньше. Поэтому наблюдается постепенное увеличение среднего возраста и уменьшение размера групп занимающихся. Но когда большинство из нынешнего поколения опытных практикующих перестанут ходить, мы вполне можем остаться в вакууме. Я не считаю, что нам нужно паниковать, и завтра мы не окажемся у края условной пропасти, но нам нужно начать делать что-то по-другому, если мы хотим, чтобы айкидо все еще что-то значило для следующего поколения.

Я рад, что вы собираете информацию об этом, потому что я не уверен, что кто-то ещё это делает. Если честно, я не знаю, плохо или хорошо, что число занимающихся уменьшается. Одно можно сказать наверняка – не так много осталось людей, у которых был непосредственный опыт общения с основателем. Я надеюсь, люди воспользуются возможностью получить от нас максимум информации, прежде чем мы все уйдем.

(с) https://aikidojournal.com

Какие у вас есть мысли и идеи по поводу того, куда нам двигаться, чтобы будущее у айкидо было как можно лучше?

Я думал об этом, но у меня нет никакого решения. Я развиваю здесь айкидо уже 55 лет. Может быть, поиск решения это уже задача вашего поколения.

К счастью я думаю, что есть ряд людей, готовых принять этот вызов. Людей, общающихся с такими великими наставниками, как вы, у которых есть энтузиазм, идеи, а также навыки и умения что-то изменить.

Давайте, может быть, сменим тему и поговорим о чем-то менее серьезном. Может быть, вы расскажете читателям какую-нибудь забавную историю?

Однажды мне приснился сон про О-сенсея. Я спросил его: «Сенсей, почему вы взяли с собой всех моих друзей на небеса?» Он ответил, что очень занят обучением айкидо на небесах и ему очень была нужна помощь, поэтому он позвал к себе всех моих сверстников. Я спросил его: «А как же я? Почему ты меня не позвал?» Он ответил: «Ни за что! Ты ещё не закончили свою миссию на земле. Продолжай».

Спасибо, что поделились аенсей. История заставила меня улыбнуться. Хотели бы вы что-то еще сказать напоследок сообществу айкидо?

Всем практикующим я бы хотел сказать, что айкидо – это уникальное боевое искусство, и я надеюсь, что вам доставляют удовольствие тренировки.

Мое основное послание для инструкторов. Инструкторам, я бы посоветовал не останавливаться и не расслабляться. Ваш путь все еще продолжается. Айкидо, это бесконечная практика до самой смерти. Пожалуйста, растите над собой, не для себя, а для своих учеников и для искусства айкидо. Это ваша ответственность. Относитесь к этому серьезно.

******

Особая благодарность Гленну Бруксу, руководителю Айкидо Скоттсдейл, за возможность проведения интервью во время семинара Йошимицу Ямада и Скипа Чепмена в марте 2019 года.

Перевод на русский язык – Сергей Ушаковский

Переводчик выражает благодарность Джошу Голду, за разрешение на перевод интервью и использование материалов сайта aikidojournal.com

Оригинал интервью на https://aikidojournal.com/2019/04/01/yoshimitsu-yamada-interview/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: