Окт 25 2020

Айкидо – это не просто взлёты и падения. К этому ещё нужно добавить немного ума

Category: Библиотека Евгений @ 08:44

Б. Витт

Айкидо – это не просто взлёты и падения. К этому ещё нужно добавить немного ума

Билл Витт, 8-й дан, старший инструктор «Ассоциации Такемусу Айкидо».

Витт сенсей преподает и тренирует с 1967 года и является одним из самых старых инструкторов в Соединенных Штатах. Он много тренировался в Ивама, Япония, и является прямым учеником покойного Сайто Морихиро, шихана.

Кроме того, Витт сенсей тренировался непосредственно с Уесибой О-сенсеем, основателем айкидо. Витт сенсей – один из немногих учителей айкидо во всем мире, удостоенных звания шихана, или мастера-инструктора.

Витт сенсей получил черный пояс 8-й степени в январе 2017 года.

******

Когда Вы впервые познакомились с Сайто сенсеем, Билл?

Я начал тренироваться в июле 1967 года, после того, как я пробыл в Японии пару месяцев, и мой друг Джулиан Джейкобс спросил меня, ходил ли я когда-нибудь на воскресные занятия. Я тренировался шесть дней в неделю и отдыхал в воскресенье, поэтому я сказал ему, что не был. «Вам следует сходить на занятия Сайто сенсея, потому что он очень хорошо преподаёт базовое айкидо», – сказал он. Это показалось мне интересным, поэтому я начал тренироваться у Сайто сенсея.

И всякий раз, когда Сайто сенсей вёл тренировку, казалось, что О-сенсей тоже присутствует на занятии. Я был очень впечатлён им с самого начала, потому что это был парень, который не был слишком ярким, но приятным и твёрдым, с очень хорошей базовой техникой, очень дружелюбный и готовый помочь всем новичкам. Я посещал его занятия около шести или девяти месяцев. Однажды я вышел из додзё, и оказался перед Сайто сенсеем. И он спросил: «Как долго ты тренируешься?». Я ответил. Затем он спросил: «Как тебе айкидо?». Я сказал: «Мне это очень нравится, но я этого не понимаю». На что он ответил: «Я тоже». Я подумал, что это довольно важное заявление от 8-го дана. Затем он сказал мне, что если я хочу систематизировать свои тренировки, я должен составить таблицу, в которой, с одной стороны, я должен записывать все атаки, которые я мог придумать, а с другой стороны – все броски. По мере их изучения и внесения отметок, ты начнёшь видеть определённые параллели. Ты начнёшь разделять их на атаки и защиты, вместо техник защиты от атаки.

Такая диаграмма есть в одной из книг Сайто сенсея, не так ли?

Да. Это сделало обучение для меня намного проще. Благодаря такому анализу, вы могли увидеть, что вы можете выполнять эту технику отсюда, отсюда и отсюда, но не отсюда. Так что я продолжал ходить к нему на занятия. Это было ещё при жизни О-сенсея. Я вернулся в Штаты в 1968 году. Затем я снова приехал в Японию в 1969 году, через пять месяцев после смерти О-сенсея. Это было, когда Вы [Стэнли Пранин]  были там, и тогда я впервые поехал в Ивама. Это было, когда Сайто сенсей начал обучать айки-дзё (палке айкидо) в Хомбу додзё, и я подумал, что это было довольно интересно. Когда Вы [Стэнли Пранин] и я приехали в Ивама, Сайто сенсей упомянул, что если бы мы хотели собрать специальную группу для тренировок с ним, всё, что нам нужно было бы сделать, это дать ему цену за бутылку или что-то в этом роде. Итак, я собрал небольшую группу, в числе которой был Терри Добсон и ещё несколько человек, и мы поехали в Ивама тренироваться на пару недель. Затем я стал более периодически посещать Сайто сенсея, потому что я понял, что это тот человек, с которым я хочу тренироваться.

Какая атмосфера царит в додзё, когда Сайто сенсей учит?

Очень традиционная. Когда я впервые увидел Иваму, я почувствовал, что это, должно быть, важный центр. Здесь жил О-сенсей, здесь находится храм айкидо. Здесь живёт лучший учитель. В самом додзё есть синтоистский храм, а не простая Токонома, как в Хомбу додзё. Каждый месяц в день рождения О-сенсея, 14-го числа, проходят фестивали. Во время этих мероприятий готовят еду для предложения камисаме (божествам), а затем вы едите её и пьете саке. То есть, имеют место все те традиционные обычаи айкидо, которые возникли ещё во времена О-сенсея, и соблюдаются до сих пор.

А тренировки в самом додзё?

У Сайто сенсея есть три вещи, которые он всегда делает во время тренировок. «Тай но хенко» – базовое упражнение на передвижение, затем он выполняет «кокью-хо» из захвата двумя руками и, наконец, «кокю-доса». Он считает это тремя основными упражнениями, которые вы всегда должны делать. Он всегда заканчивает практику кокю-доса и начинает её с тай но хенко и кокю-хо. Он также верит в баланс между тренировкой тай-дзюцу и тренировкой с палкой и мечом, потому что, конечно, многие техники айкидо были заимствованы из техник с использованием меча. Например, обретение понимания и навыков того, как рубить мечом, должно улучшить вашу технику.

Говорит ли Сайто сенсей о движениях айкидо с точки зрения механики или он использует более абстрактные объяснения?

Он часто использует слова О-сенсея. У О-сенсея был ряд схем обучения. У него было множество высказываний, которые он использовал, когда учил, некоторые были стихотворениями, некоторые просто высказываниями. Например, объясняя выполнение «ханми хан тачи, шомен учи – ириминаге», он сказал бы, что, когда вы отступаете и входите, вы должны «свернуть» своего партнёра, и поэтому вы всегда должны убеждаться в том, что вы «складываете» своего партнёра. Можно видеть, что некоторые из таких объяснений стали немного более абстрактными в сравнении с теми, которые были даны О-сенсеем в его стихах. Я думаю, что некоторые из них приводятся в первой книге Сайто сенсея. Говоря об «ириминаге», есть что-то вроде: «Мой враг стоит передо мной, размахивая своим мечом, готовый атаковать, но я уже стою позади него». Некоторым нравится его куден. Куден похож на устное учение, а не на письменное. Что касается «кошинаге» (броски через поясницу), он сказал бы: «Сделайте своё тело и вашего партнёра в форме креста или японского иероглифа для числа десять. Потяните свою руку и руку вашего партнера до вершины столба, другими словами, до потолка. А затем, опускаясь, следите глазами за опусканием своей руки по дуге вниз. Это, конечно, заставляет вращаться всё ваше тело. И это всё равно, что опустить вашего партнёра на вращающуюся бочку». Так что у Сайто сенсея довольно много образных объяснений техник, и он использует их постоянно. Он верит в то, что он называет «кихон ваза», или базовые техники. И это действительно всё, что он преподает на тренировке. У него много разных схем и разных техник, а также много довольно бросковых техник, но в основном работа с ними похожа на работу в лаборатории. Он хочет, чтобы вы двигались правильно и точно. Когда вы становитесь готовы, он переходит к следующему этапу изучения техники, которую он называет «ки но нагаре» – техники потока ки. Он считает, что учит вас только первым шагам, основам. Он может показаться очень ярким и необычным, но, если посмотреть вглубь, то вы увидите, что он выполняет только базовые техники.

Я видел, как Сайто сенсей выступал на выставке в Японии несколько лет назад, где на него нападал один человек с палкой, другой с бокеном, а третий с ножом, и все одновременно. Он с ними обращался очень красиво. Это было, просто, произведение искусства.

В прошлом году, однажды, во время занятий с иностранцем, Сайто Сенсей сказал: «Вы знаете, основные техники, которые вы здесь изучаете, составляют лишь небольшую часть того, что вы в конечном итоге выучите. В дальнейшем вы будете строить из этих техник. Например… », – и он позвал двух шведов. Он стоял у стены. Один держал левую руку обеими вот так, а Сайто сенсей держал в правой руке меч. У другого парня был перед собой меч, и он напал на него. Одного Сайто сенсей победил мечом, а другого бросил. И это была странная техника, чего вы никогда не увидите. Он показал, что если вы хорошо знаете свои основы, это похоже на применение формулы в клинической или лабораторной ситуации. Сайто сенсей продолжал объяснять: «Представьте, что вы стоите на мосту шириной в одно бревно, и кто-то идёт с другой стороны этого моста и хочет сбросить вас. Чем вы планируете заняться? В этой ситуации вы тоже должны владеть техниками айкидо». Другими словами, он демонстрировал, что вам не нужно уходить с линии. И он заставил Брюса Кикштейна подойти и напасть на него, но Брюс вращался вокруг него, как планета. Он приходил атаковать ударами и толчками, хватами, всем остальным. Однако Сайто сенсей стоял на одном месте и делал такие вещи, как шихонаге, ириминаге, кайтеннаге, котэгаэси, иккё, – все основные техники. Брюс бросался на него, то с той стороны, то с другой, то со спины… Мы все сидели в волнении, но это и понятно, потому что такое не часто можно увидеть.

Как Сайто сенсей подходит к тренировкам с дзё и бокеном?

Как и О-сенсей, он считает, что вы не должны зависеть от какого-либо конкретного оружия. Вы должны чувствовать себя комфортно со всеми ними. Сайто сенсей считает, что движения дзё, бокена и тай-дзюцу идентичны, и что тренировка с одним, ничем не хуже тренировки с другим. На самом деле он стремится к тому, чтобы оружие стало продолжением вашей руки, а это, в конце концов, и есть инструмент. Если кто-то выбьет меч у вас из рук, и вы спросите: «О! Что же делать?». Вы должны знать, что делать. Это действительно становится очевидным в движениях с мечом, палкой или пустыми руками, которые в практике айкидо идут бок о бок. Меч и тай-дзюцу, даже дзё и тай-дзюцу. Техника использования меча или палки такая же, как и в тай-дзюцу. Но не многие люди это видят. Обычно, они видят в палке новую систему движений, которую они должны выучить.

Не могли бы Вы рассказать нам что-нибудь о Сайто сенсее, как о человеке?

Самому Сайто сенсею 46 лет, это означает, что он родился в 1928 году. Он начал заниматься в июле 1946 года. Однажды я спросил его, как он начал заниматься айкидо. История, которую он мне рассказал, была такой: «После войны молодым людям было нечего делать. Они были разочарованы, очень расстроены. Те, кто были слишком молоды, чтобы идти в армию, или не были призваны, но достаточно взрослые, чтобы расстраиваться из-за поражения, могли преодолеть это разочарование, сражаясь между собой». Так Сайто сенсей заинтересовался боевыми искусствами. Он начал заниматься дзюдо, кендо и карате. Я думаю, что он занимался в основном карате. Однако он не владеет поясом ни в каком другом искусстве, кроме айкидо. В то время он жил в Ивама и дошёл до Мегуро, чтобы тренироваться. Однажды он услышал об О-сенсее и пришел к нему. О-сенсей увидел его костяшки пальцев и сказал: «О, ты занимаешься карате. Ударь меня!». Тот протянул руку и ударил его, и, конечно же, его бросили. Тогда О-сенсей сказал: «Чем ещё ты занимаешся?». Сайто ответил: «Я немного занимаюсь дзюдо». И О-сенсей сказал: «Брось меня!». И, конечно, снова бросили Сайто. А после этого Сайто сенсей сказал: «Ну, я ещё немного занимаюсь кендо». О-сенсей сказал: «Вот и меч. Ударь меня!» И, конечно же, у него отняли меч. К этому времени он понял, что О-сенсей был особенным человеком. И поэтому он попросился стать учеником, и О-сенсей спросил: «Ну, у вас есть деньги?». Он ответил: «Нет, не знаю». И О-сенсей отослал его.

Когда я впервые услышал эту историю, это было очень давно, и мой японский был не так хорош, поэтому я думаю, что дальше случилось следующее. Через некоторое время он вернулся и вызвался быть уке для студентов, которые тренировались у О-сенсея. Затем, наконец, О-сенсей принял его как серьезного человека. Кроме того, он мог оплатить своё обучение. Итак, он стал студентом. Последние 30 лет Сайто сенсей работал на железнодорожной станции в Цутиуре в стрелочной станции, координируя движение через станцию. Хорошая работа для айкидо! Он работал три смены по 24 часа в неделю – вторник, четверг и субботу – хотя график иногда меняется. Как инструктор Хомбу, он координирует всей северной частью Японии, районом Тохоку. Он регулярно преподает в Аките, Аомори и Сендае.

Сайто сенсей производит впечатление довольно скромного человека. У него совсем не много гламура. Тем не менее, он выходит с некоторыми довольно странными вещами. Например, Дэйв Александер, который живёт в Иваме, примерно в полутора кварталах от додзё, рассказал мне следующую историю. В первый раз, когда Дэйв пришёл туда, Сайто сенсей устроил ему небольшую вечеринку в доме, и он сидел рядом с сенсеем, и я предполагаю, что сенсей довольно много пил, и это выглядело так, как будто он развлекался, вроде как хорошо проводил время. Дэйв подумал про себя: «Держу пари, я могу атаковать Сайто сенсея прямо сейчас и избежать наказания за это». Сразу после этого Сайто сенсей повернулся к нему и сказал: «Практика есть практика, но это вечеринка».

Говорит ли Сайто сенсей о своих ранних годах обучения, о том, каково было быть с О-сенсеем?

Нет. Он очень редко говорит о ранних днях, хотя он действительно вспоминает о тех днях, когда там были Тохей сенсей и Вака сенсей (нынешний Нидай Дошу). Однажды, призывая нас больше тренироваться, он сказал: «Что вам следует делать, так это работать над «никкё» друг с другом после занятий, чтобы запястья стали крепкими и сильными, и, кроме того, это хороший способ учиться». Затем он рассказал нам историю о том, как он был в маленькой комнате с четырьмя циновками, с Тохэем на одной руке и Вака сенсеем на другой, и оба они делали на нем никкё. Они провели так час после урока, занимаясь никкё друг с другом и говоря: «Так больно. Почему больно? А это не больно. А почему не больно? Какая разница?». Таким образом, он усовершенствовал собственное искусство. Если задуматься, это очень логичный способ тренировки. Это не просто взлеты и падения. К этому нужно добавить немного ума. Обучение айкидо в додзё в Ивама очень сильное. Сайто сенсей работает в основном из статической позиции, потому что он делает упор на основные техники. Иногда он будет выполнять техники потока Ки, он не привязан к каким-либо конкретным методам обучения. Он думает, что уке, атакующий, действительно должен крепко держать партнёра. Таким образом, когда происходит бросок, парень действительно брошен. Он не просто делает кувырок вперед, чтобы тот выглядел красиво. Вместе с тем, несмотря на тяжесть и суровость тренировки, люди там редко получают травмы. Он сам упомянул, что никогда не видел там сломанных костей, при том что он работал с О-сенсеем 24 года.

Как Вы подошли к тому, чтобы убедить Сайто сенсея посетить Соединенные Штаты?

Мы говорили об этом очень давно, около трёх лет назад. Я сказал: «Я хотел бы, чтобы Вы приехали когда-нибудь в Соединенные Штаты, чтобы посмотреть, что мы делаем». И он сказал: «Ну, может быть. Знаешь, я работаю. Затем, в прошлом году, когда я был там, он сказал мне, что в этом году будет его 30-й год на железной дороге, и он собирается отправиться в долгий отпуск, и что это будет хорошее время для его поездки в США. Вот как это произошло. Я сказал: «Хорошо», конечно, и Брюс сказал: «Хорошо», и мы сказали, что сделаем всё для этого необходимое. После этого мы решили пригласить Инагаки сэмпая тоже. Ему 30 лет, 5 дан, и он очень хорош.

С.Пранин, Г.Джош

«Аikido Journal»

июнь 2004г.

(Оригинал статьи находится здесь)

******

Comments (0)

Оставьте мнение: