Окт 27 2020

Морихей Уесиба, скорее, не средоточие айкидо, а, в большей мере, человек, который дал толчок его развитию

Category: Библиотека Евгений @ 10:21

Б. Рёдель

Морихей Уесиба, скорее, не средоточие айкидо, а, в большей мере, человек, который дал толчок его развитию

Рёдель Б. Айкидо. Основы. Принципы. Техника / Бодо рёдель; [пер. с англ. Н.В. Епанчинцевой]. – М.: Эксмо: Наше слово, 2012. – 344 с.; ил. – (Книга-теренр).

******

Бодо Рёдель – 5-й дан Айкикай, учился искусству айкидо с 16 лет. С 1993 года он ученик одного из ведущих мировых тренеров – шихана Кристиана Тиссье, 7-й дан Айкикай.

Последние десять лет Бодо Рёдель передаёт свои знания ученикам в собственной школе айкидо в Кельне, Германия. Особенность его методики – обучение современной, хорошо продуманной и динамичной форме айкидо.

******

Причины создания книги об айкидо

Если мы спросим себя, что должно быть в книге об основах айкидо, то ответим без тени сомнения: в ней должно быть место не только базовой информации о техниках, которые особенно пригодятся новичкам, и описаниями этих техник. Нельзя обойти вниманием основы самой концепции айкидо.

В словаре существует следующее определение слова «концепция» – «чётко обозначенный общий замысел или план». Эта книга должна доступно объяснить, какого рода план применим в отношении айкидо. План, в свою очередь, строиться из мыслей и идей. Которые разрабатывались шаг за шагом таким образом, что теперь они понятны всем и могут быть выполнены всеми.

Именно концепция определяет формирование разных стилей в айкидо. Каждый стиль может быть последовательным, построенным более или менее логично, и оставаться исполнимым. Если рассматривать концепцию, лежащую в основе того или иного стиля, это уже будет не вопрос того, какая из техник работает хорошо, а тех возможностей для развития которые существуют на базе каждой концепции. Следовательно, если рассматривать стили в айкидо с данной точки зрения, можно найти существенные различия в их качестве.

Буду откровенным – мне ближе та концепция в айкидо, которая соответствует, по меньшей мере, трём критериям.

  • Она существует (это не всегда можно считать само собой разумеющимся), её можно сформулировать и проверить.
  • Она логична (т.е. последовательна) и исполнима.
  • Она применима к айкидо именно как к боевому искусству и искусству движения.

******

Каждый инструктор должен задавать себе два вопроса относительно того, чему уделять основное внимание, практикуя и развивая свои навыки в  айкидо: что я делаю и почему я это делаю таким образом? Поскольку в айкидо нет соревновательной составляющей, именно эти два вопроса являются центральными факторами, определяющими, будет ли проводимая тренировка интересна. Как отличить профессионала от любителя? Критерий в данном случае следующий: может ли инструктор ответить на оба вопроса.

******

Предисловие шихана Кристиана Тиссье, 7-й дан айкидо Айкикай

Бодо Рёдель – внимательный и надёжный человек, который всегда остаётся верен нашим общим интересам и мне. Он обладает такими необходимыми для ученика качествами, которые позволяют ему на протяжении многих лет получать удовольствие от тренировок и не беспокоится о достижении конкретной цели. Иными словами, такие ученики испытывают радость от пребывания в «моменте» постоянного повторения. Всегда внимательный, он, основываясь на наших общих достижениях, неустанно движется вперёд и открывает новое.

******

Передача знаний немыслима без взаимного обмена. Данный процесс вдохновил и открыл для меня новые горизонты, за что я благодарен Бодо и всем моим ученикам. Внезапно возникающие обсуждения и вытекающие следом вопросы, а также мысли, которые привели к написанию этой книги,  – всё это свидетельства разнообразия и возможности существования различных точек зрения на предмет.

Также для приобретения знаний требуются немалые способности, коими Бодо Рёдель и обладает в большом количестве. Безусловно, будучи доктором педагогических наук, он опирался на свои знания из этой области при создании книги. Я желаю ему успеха.

Кристиан Тиссье

******

Что такое айкидо?

В зависимости от того как айкидока подходит к изучению айкидо, ответ на вопрос «Что такое айкидо?» у каждого будет разным. Говоря другими словами, сложно дать полное и окончательное определение айкидо, с которым согласился бы каждый. Определений может существовать столько, сколько занимающихся, потому что у каждого существует своя точка зрения на этот вопрос.

Ниже мы остановимся на некоторых возможных трактовках айкидо. А затем, время от времени, будем возвращаться к отдельным его аспектам и рассматривать их более глубоко и подробно.

Для наблюдателей айкидо представляет собой набор «высокоразвитых» и эффективных приёмов самозащиты.

Под определением «высокоразвитые» имеется в виду разумное использование механизмов с целью достижения максимального эффекта при минимальной затрате усилий.

В основе всех приёмов лежат одни принципы. Базовая техника айкидо состоит из естественных и простых движений, поэтому любой человек может изучать айкидо. В данном случае, называя движения «простыми», мы имеем в виду, что они все выполняются в доступном для айкидоки радиусе и похожи на привычные движения из повседневной жизни. С этой точки зрения цель тренировок заключается в постоянном совершенствовании выполнения приёмов. Нужно работать:

  • над расслабленностью движений;
  • их непрерывностью;
  • постоянном и надлежащем контроле за мышцами ног;
  • правильностью работы руками;

«Внутренне» айкидо – это методика, которая совершенствуется человеком без посторонней помощи. Это подразумевает, например, упражнения:

  • на концентрацию;
  • выносливость духа;
  • умение постоять за себя;
  • умение сотрудничать;
  • развитие уверенности в себе.

Первое упражнение показывает, что айкидо полностью сосредоточено на искусстве движения – можно смело назвать айкидо «спортом». Айкидо отличается от техник медитации, как, например, дзен, несмотря на то, что в айкидо присутствуют медитативные элементы.

Второе упражнение иллюстрирует, что айкидо предоставляет возможность тренировать свои душевные ощущения в самом широком смысле этого слова. Айкидо в данном случае – это методика развития личности. Обе эти перспективы, конечно, взаимозависимы одна от другой. Внутреннее состояние души влияет на движение, и наоборот. Это также буквальное объяснение термина «искусство схватки» (боевое искусство). В числе прочего термин «искусство» означает, что внешние движения отражают внутреннее состояние. Именно это выражается айкидокой аналогично пониманию того, что хотел изобразить художник в произведении искусства. Разумеется, суть сказанного выше, затрагивающую душевные чувства, можно обнаружить во многих видах спорта.

Если понимать концепцию за пределами первого и второго, можно приблизиться к природной сути айкидо, поскольку первых двух концепций самих по себе не достаточно для полного истолкования. Айкидо даёт человеку возможность совместно трудиться в конструктивном ключе с другими и стараться вести обмен. В данном смысле айкидо является формой интенсивной коммуникации. Кто-то может назвать его «телесным диалогом».

Становится ясно, как айкидо отличается от других видов спорта и, в частности, от других видов боевого искусства. В конце концов, айкидо – всего лишь искусство боя, в котором каждый, кто им занимается, принимает то, что в 50% случаев он проиграет схватку, но, несмотря на это, он сможет воспользоваться данным опытом, чтобы достичь успеха для себя и для других.

Поскольку в айкидо всегда присутствуют два человека, тренирующихся вместе, кто-то может также представить себе айкидо с этической точки зрения. Имея в виду данное обстоятельство. Можно попытаться ответить на вопрос: что мне делать или как мне развиваться дальше?

Айкидо даёт на это простой ответ: «Защищайся, когда тебя атакуют, однако, призови нападающего прекратить свои действия заблаговременно, перед тем, как причинишь ему боль. Реагируй на движения согласно принятому решению и не причиняй большего вреда, чем это абсолютно необходимо, так, чтобы ты сам оставался нетронутым».

В этимологическом словаре японскому слову «айкидо» даётся следующее определение:

Слог «ай» означает единение, сплочение, согласие. Иногда «ай» переводят как «любовь». Слог «ки» означает чувство, цель, дух, жизненную энергию, а слог «до» почти равнозначен «пути» в смысле процесса, который нужно выдержать, для того чтобы добиться телесного и душевного роста. Таким образом, значение комбинации первых двух слогов – это «гармонично объединять противоположные намерения или силы». Вследствие чего один из возможных переводов айкидо может быть таким – гармоничный путь или метод объединения (противоположных) сил.

В конечном счёте, можно подойти к вопросу, что такое айкидо, взглянув на историю айкидо. С точки зрения исторической перспективы, айкидо – это классическое искусство боя, так называемое будо, как например те же дзю-до и карате-до. Оно было создано японцем Морихеем Уесибой (1883-1969) как синтез различных боевых искусств.

Историческая основа айкидо, стало быть, лежит в древней традиции японских боевых искусств. В то же время айкидо распространено по всему миру и на него оказали влияние другие культуры. Это как раз является причиной того, почему айкидо развилось в несколько различных направлениях и продолжает развиваться.

******

Что такое ки?

Элементы «ай» и «до» в слове айкидо объяснить довольно легко. Слог «ки» в этом слове требует более подробного описания, так как в нём заключено обширное поле для дальнейших толкований. Главным образом «ки» переводится (как это понимается на Дальнем Востоке) как чувство, цель/намерение, жизненная энергия или живость. В китайском языке оно звучит как «чи» (в слове «тай чи» – китайское искусство движения); в индийском это слово – «прана». Именно китайская версия отсылает нас к концепции текущей энергии, как она понимается в китайской медицине.

Источник ки – это точка чуть ниже пупка – так называемая «кикай танден», или «хара». В буквальном смысле она означает «море энергии». Каждый человек имеет доступ к своему ки. Различия в силе жизненной энергии или живости и способности использовать ки присутствуют только тогда, когда течению ки  сквозь тело препятствуют заторы и напряжение. Поэтому традиционная китайская медицина считает, что такое состояние является причиной болезни.

Некоторые айкидоки привносят своё толкование жизненной энергии, в буквальном смысле, желая позволить своему ки течь и пытаясь «выпустить его» из тела. В этом смысле появляется связь с действенной силой.

Изучающим айкидо в западных странах легче понять (что, в свою очередь, имеет меньшее отношение к эзотерике), если описывать ки, используя следующее определение: способность постоять за себя, решительность, сила воли, мотивация и вера в собственные силы. Айкидока нарабатывает эти качества, когда тренируется и внедряет их в свои техники. Также ки тесно ассоциируется с такими словами, как намерение/цель, решение и действие.

Конечно, идею о «текущей энергии» можно также просто проиллюстрировать. Представление о том, что ки течёт как вода сквозь наши руки, способно вызвать расслабление, потому что подобный поток возможен только когда наши руки и суставы «раскрепощены», то есть расслаблены. Точно также полный шланг с водой не ослабевает. Этот образ может оказаться полезным для вас, чтобы вы могли выработать правильное ощущение движения. Позволить своему ки течь значит не что иное, как быть способным двигаться естественно, соблюдая верный баланс между расслаблением и напряжением.

******

История айкидо

Основатель айкидо О-сенсей Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года в Японии и умер 26 апреля 1969 года. Он создал айкидо как синтез различных боевых искусств, которые изучал ещё в юности. Особенно значимой в его становлении стала встреча с Учителем Дайто-рю айки-дзюцу – Сокаку Такодой. С ним Морихей Уесиба познакомился, примерно, в 1910 году и интенсивно занимался в течение трех-четырёх лет.

Помимо физических тренировок его также интересовали религия и духовные практики. В связи с этим стоит упомянуть одного человека, которого Уесиба встретил в 1919 году, Онисабуро Дегучи. Вслед за серьёзными преобразованиями, произошедшими в общественном строе Японии в начале ХХ века, появилось великое множество сект и религиозных общин, среди которых была религия Дегучи Омото-кё, насчитывавшая в то время около нескольких миллионов последователей.

Духовная приверженность Омото-кё была, возможно, одной из причин просветлённого опыта Уесибы, который он, предположительно, обрёл в 1925 году и который открыл дорогу к его «познанию секрета Вселенной». Как бы то ни было, правда это или нет, нельзя быть полностью уверенным. Некоторые вещи, которые сегодня пишут о жизни Уесибы, скорее, отражают хронологию легенды.

Тем не менее, Уесиба понимал, что сущность боевых искусств (будо) лежит в объединении противоположностей и в том, чтобы уважать порядок вещей и чтить их. Это даёт нам начальное представление об айкидо. Уесиба впервые использовал термин «айкидо», примерно, в 1925 году. Он даже стал известнее со «своим» боевым искусством и в 1927 году отправился в Токио, чтобы заняться его преподаванием. Упражнения с мечом и посохом всегда входили в его тренировочную программу.

Около 1942 года Уесиба постепенно отходит от публичности и передаёт управление своей школой – Хомбу додзё – своему сыну Киссёмару Уесибе (родился в 1921, умер в 1999 году).

После второй мировой войны все боевые искусства были запрещены оккупационными американскими войсками. Первые  занятия айкидо возобновились в 1949 году. В последующие десятилентия айкидо стало известно за пределами Японии, поскольку многочисленные ученики Морихея и Киссёмару Уесибы покинули страну, чтобы распространять учение айкидо по всему миру. Сам Морихей Уесиба давал занятия лишь небольшому количеству учеников в Иваме, Токио и ряде других городов.

После смерти Киссёмару Уесибы действующим дошу (что примерно переводится как хранитель пути) стал Моритеру Уесиба (родился в 1951 году), внук Основателя. Он продолжает работу своего отца. Киссёмару Уесиба реструктурировал Айки-кай, широко известную организацию айкидо (Фонд Айкидо, основанный в 1948 году), и придал айкидо систематизированную, современную форму, благодаря чему стало проще тренироваться и изучать его.

С точки зрения современного человека, Морихей Уесиба, скорее, не средоточие айкидо, а в большей мере человек, который дал толчок его развитию. Именно так преподают айкидо во всём мире, и оно продолжает всё больше и больше набирать популярность, несмотря на то, что айкидо не представлено среди спортивных состязаний.

******

Так как айкидо зародилось в Японии, логично, что именно там находится его традиционный спортивный центр – Фонд Айкикай и Хомбу додзё, где преподаёт дошу – Моритеру Уесиба. Однако, благодаря своей всемирной популярности айкидо было подвержено другим культурным влияниям, развивалось и продолжает развиваться дальше в различных направлениях в соответствии с задачами его инструкторов. Именно поэтому в айкидо можно найти отголоски множества стилей, которые есть во всех многочисленных учебных центрах.

Даже при жизни Морихея Уесибы – Основателя айкидо – айкидо никогда не было стилистически однородным. Напротив, он всегда развивал своё айкидо и экспериментировал с разнообразными движениями. Вот почему на старых фотографиях и видеозаписях с Основателем можно увидеть разнообразие техник.

Если брать в меньшем масштабе, то и в наши дни айкидока проходит, примерно, такой же путь – движения новичка очень отличаются от движений человека, который 30 лет посвятил занятиям айкидо.

В связи с этим Айкикай формулирует свои перспективы на будущее следующим образом:

«Так как путешествия, работа и обучение за границей стали теперь обычным делом, айкидо распространяется по всему миру и его можно рассматривать как «продукт общего культурного наследия», культуру, непривязанную ни к одной нации или народу, традицию, которая вносит свой вклад в дело мира и процветания. При таком подходе ожидания от роли айкидо в будущем столетии очень велики». (Источник: http://www.aikikai.or.jp/tng/aikikai.htm)

Б. Рёдель.

Айкидо: Основы. Принципы. Техники

Эксмо, Наше слово, Москва, 2012г.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: