Окт 31 2020

Современное состояние айкидо в России (2012г.)

Category: Библиотека Евгений @ 10:18

В. Нелюбов

Современное состояние айкидо в России (2012г.)

Нелюбов Владислав Анатольевич, старший преподаватель кафедры финансово-экономических дисциплин, филиала Тюменского государственного университета, г. Новый Уренгой, руководитель Новоуренгойской школы айкидо.

******

Статья рассматривает проблемы обучения восточным единоборствам, в частности айкидо. Раскрывает сущность айкидо.

******

В течение последних нескольких лет активно обсуждается качество российского образования, ибо образование лежит в основе динамичного развития общества и всех сфер его жизни. Именно образование способствует формированию духовно-нравственных ориентиров людей.

Проблема возникла вместе с изменением общественно-политического строя в России. Стало больше свободы, которая открыла пути для развития единоборств в нашей стране, так как при советском строе они были под запретом.

В современном российском обществе, в связи со сменой общественно-политической формации государства, остро стоит проблема формирования морально-нравственных ориентиров развития общества. Поэтому, как никогда актуален вопрос развития моральных качеств личности. Основная проблема в настоящее время видится в том, что, с одной стороны, изменение государственного строя и, следовательно, нравственных ориентиров не завершена до сих пор. С другой стороны, отсутствует явно выраженная позиция общества о том, какими моральными качествами должен обладать современный человек.

В условиях социализма, государство вело активную работу по формированию образа советского человека. В настоящее время оно самоустранилось из этого процесса, обозначив лишь, общие нравственные ориентиры. В связи с этим, большая роль в воспитательном процессе стала отводиться самому обществу, через стимулирование проявлений гражданской позиции его членов и формирование гражданского общества.

Подтверждением этого тренда развития общественных отношений стало появление большого количества общественных организаций ставящих перед собой самые разные цели, от благотворительности, до внедрения в общественное сознание определенных идей. Не прошёл этот процесс и мимо физкультурно-спортивной деятельности, а именно пропагандирования различных видов единоборств путем создания общественных организаций.

Наиболее популярным видом единоборств, развивающимся во всем мире без поддержки государства, является айкидо. В отличие от многих видов единоборств, как спортивных, так и боевых, айкидо имеет один из наиболее мощных морально-нравственных и философских фундаментов. Этим принципам уделяется самое большое внимание в процессе обучения учеников.

Традиционным способом обучения в японских единоборствах является метод многократного повторения формального упражнения – ката. В основе такого подхода лежит убеждение в том, что если заставить человека выполнить какое-либо движение, например, тысячу раз, то его тело в процессе такой работы само найдет оптимальные траектории его выполнения. Однако, на наш взгляд, существует опасность, что такой подход может, как помочь, так и навредить ученику.

Традиционный подход к обучению вполне оправдывал себя 50 или 100 лет назад, но мир не стоит на месте и всё должно развиваться, в том числе и методики обучения в айкидо. Следовательно, необходимо совершенствовать методологию обучения, таким образом, решая методологическую проблему.

Для её решения необходимо понять основную идею или иными словами основополагающий принцип айкидо без чего, невозможно правильно сформулировать цель, и, следовательно, определить методику обучения, в айкидо.

Для начала нужно уточнить само определение айкидо, попытаться разобраться, на основании каких принципов оно построено. А также выяснить, какова мотивация людей принимающих решение начать его изучение.

О-сенсей Морихей Уесиба, в своей книге «Будо рэнсю» писал: «искренний разум, который мы называем «Дух Ямато», достигается посредством упражнения тела. В попытке объединить тело в этом духе, который есть целостность, достигнутая тренировкой искренней души, бу-дзюцу ставит целью созидание искреннего человека, обладающего духовной целостностью и единством, которое не допускает ни малейшего разрыва между духом и телом». (Уесиба Моритака (Морихей). Айкидо: Искусство мира. – М.: «София»; К., 1997.)

Итак, главная цель айкидо – создание искреннего человека. Анализируя высказанную О-сенсеем мысль, нельзя не заметить аналогий со многими духовными практиками и религиозными течениями, в основе которых лежит любовь к ближнему, как фундамент развития человечества.

Откуда же возникло стойкое убеждение, что айкидо боевое искусство или единоборство?

Любой толковый словарь определяет единоборство как бой или схватку один на один. Боевое искусство это словосочетание, состоящее из слов: искусство: 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и. 2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и. * Из любви к искусству (разг. шутл.) – из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.

Бой, боя, о бое, в бою и в бое, мн. бои, боев, 1. см. бить, -ся. 2.(в бою). Сражение войск, армий.

Получается, что боевое искусство – это мастерское умение сражаться.

Можно ли считать айкидо тем или другим? Ответ на этот вопрос позволит понять сущность явления называемого сегодня айкидо.

Множество источников говорит о том, что Морихей Уесиба начал изучение боевых искусств с 18 лет. А в период с 1911 по 1916 гг. он входил в число избранных учеников известного мастера дайто-рю Сокаку Такеды. Всё это позволяет нам предполагать, что Морихей Уесиба являлся достаточно сильным мастером традиционных японских боевых единоборств.

Учитывая это, можно предположить, что айкидо, созданное им, тоже является боевым единоборством. Однако именно это утверждение и вызывает сегодня наибольшие споры. Вернее сказать, что у практикующих айкидо нет сомнения в том, что айкидо является, в том числе, и боевым единоборством, а вот представители других видов единоборств ставят возможность его применения под сомнение. И, наверное, имеют на это право, так как применения айкидо в реальных схватках никто не видел, по крайней мере, мне таковых свидетельств не попадалось.

В названии айкидо присутствует слово «айки». Айки (яп. «дух единения») – принцип и тактика в японских боевых искусствах, согласно которым защищающийся сливается с атакующим без столкновения и овладевает им, используя внутреннюю силу или энергию ки для выполнения встречной техники. Слияние с движением атакующего позволяет практикующему айки контролировать действия нападающего, с минимальными усилиями. Айки применяется через понимание ритма и намерения атакующего, нахождение оптимальной позиции и расчёт времени для проведения встречного приёма.

Айки составлен из двух кандзи: – «ай» – «единение»; Я – «ки» – «дух». Айки является сложной концепцией и имеет следующие три аспекта:

  1. Слияние, а не столкновение.

  2. Овладение противником.

  3. Использование внутренней силы – энергии ки.

Однако в большинстве источников название «айкидо» переводят как состоящее из трёх иероглифов: АЙ – любовь гармония, КИ – внутренняя энергия, ДО – путь. То есть: «Путь любви и гармонии для развития внутренней энергии КИ» – налицо явно другая смысловая нагрузка. Такую трактовку сложно отнести к боевым искусствам, так как она полностью меняет смысл перевода айкидо.

Морихей Уесиба оставил после себя всего две книги, первая из которых «Будо рэнсю» и вторая «Искусство мира». Кроме того, сведения о его видении айкидо, от его имени представлены в материалах его учеников.

Вот как определял айкидо Морихей Уесиба: «Искусство Мира – это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, оно изначально победоносно. Те, чьи намерения злы, а мысли противоречивы, обречены на поражение. Искусство Мира непобедимо, потому что оно ни с чем не борется.

В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Когда мы говорим «нанести поражение» то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума.

Причинить вред противнику – значит причинить вред себе. Сдерживать агрессию без причинения вреда – это и есть Искусство Мира».

Из приведенной цитаты возникает ощущение, что айкидо – это некое учение о непротивлении злу и упоминание о поединках скорее метафоричны, чем реальны. Однако всем известно, что О-сенсей был выдающимся бойцом и его стиль ведения поединков всегда отличался жесткостью, кроме того, в его первой книге «Будо рэнсю» все стихи посвящены поединкам, а сам О-сенсей никогда не отказывался от участия в поединках.

Всё, что сегодня опубликовано на русском языке, переведено с японского языка на английский, а затем уже, с английского на русский. Источники, переведенные с японского языка на русский мне не известны. Следовательно, все имеющиеся на сегодняшний день переводы не лишены, порой, достаточно сильных искажений.

Вот как характеризует проблему перевода А. Смирнов, ученик Харуо Мацуока-сенсея: «То, что в книге перевели как «Искусство мира» записывается иероглифами ВА – ДО где ВА («мир») имеет второе значение «Япония», ДО – это «дорога, путь» поэтому фразу перевели как «Искусство Мира – это непротивление»… Если японец прочитает эту фразу, написанную иероглифами, у него отложится: «В японских традициях – не оказывать сопротивления лоб в лоб». Фраза «Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается» подразумевает, что военное мастерство истинного воина настолько велико, что встречи с оппонентами для него не есть сражения. Ну не станете же вы называть сражением схватку с комаром, которого прихлопнули на щеке?» (http ://www.bugeisha.ru/index.php?id= 119).

Можно ли в таких условиях говорить о качественном обучении айкидо в России? Я думаю, что нет. Да, в России, возможно, есть ученики, владеющие японским языком и изучавшие при этом айкидо непосредственно под руководством японских учителей, но скорее всего их настолько мало, что широкому кругу они не известны.

Не менее важный фактор – личное понимание айкидо, сформированное учениками в процессе обучения у О-сенсея. Здесь основное заблуждение находится в сфере того, что для постижения сущности этого явления достаточно лишь практиковать тот небольшой набор упражнений и техник оставленный нам Морихеем Уесибой. На мой взгляд, это не совсем так.

Такой подход был правильным при изучении айкидо непосредственно под руководством О-сенсея. Но, к сожалению и в этом случае далеко не все его ученики поняли сущность айкидо, и, не поняв, начали передавать своё видение дальше. И чем дальше мы уходим от первоисточника, тем больше искажаем его смысл.

Вспомним, что Морихей Уесиба, до того как создать айкидо стал выдающимся мастером дайто-рю айки-дзю-дзюцу. И его айкидо сформировалось на фундаменте этих знаний. При этом, в дайто-рю есть отдельный раздел, посвященный изучению и совершенствованию айки – основополагающего принципа как дайто-рю, так и айкидо. Следовательно, можно предположить, что добившись значительных успехов в дайто-рю, Морихей Уесиба, перешёл на более высокую ступень своего развития, углубившись в изучение и совершенствование айки. Результатом его глубокой внутренней работы и стало рождение айкидо как высшей формы боевых искусств.

Несмотря на то, что айкидо существует уже более 90 лет, до сих пор не утихают споры о том, чем же всё-таки оно является. Согласно общему мнению, как большинства инструкторов, так и учеников различных клубов айкидо, это один из видов единоборств или боевых искусств. Однако основатель айкидо Морихей Уесиба считал, что основным принципом айкидо является физическое, духовное и нравственное самосовершенствование человека, победа над собой (над своими эмоциями, желаниями), а не над другими людьми, путь к «просветлению».

Таким образом, самой актуальной задачей развития айкидо, на сегодняшний день является разработка методики преподавания методики обучения технике айкидо, которая позволит человеку на собственном опыте реализовать весь потенциал физического и духовно-нравственного развития, заложенный в айкидо его основателем О-сенсеем Морихеем Уесибой.

Филиал Тюменского государственного университета,

г. Новый Уренгой

2012г.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: