Окт 30 2020

Сёмен ути – иккё-осае, ура. Выбор способа реагирования на атаку

Category: Библиотека Евгений @ 08:35

В. Матвеев

Сёмен ути – иккё-осае, ура. Выбор способа реагирования на атаку

Вячеслав Александрович Матвеев, 6 дан айкидо Айкикай, руководитель Московского айкиклуба (Школа айкидо на Шаболовской), общий стаж занятий будо более 45 лет, из них в айкидо – более 35 лет.

******

Разборов самой техники «иккё-осае, ура» в книжках и статьях очень много. Не хочу повторяться, к тому же некоторые важные моменты при исполнении «сёмен ути иккё ура» я попытаюсь выделить позднее, а пока зададим себе вот такой архиважный и вроде неожиданный вопрос: как выбрать способ реагирования на атаку?

Поскольку техник и их вариантов выполнения в айкидо много, что же противопоставить нападающему в ТОТ самый неожиданный и решительный момент, когда возможно ваша жизнь или честь и достоинство могут быть нарушены? Заранее договоримся, что мы противопоставим ему одну из техник айкидо.

Какой же вид сопротивления из обширного набора техник айкидо выбрать против решительной и активной атаки? Смело можно принять как аксиому утверждение – никакую ВЫБРАТЬ не сумеете и не успеете!

Выбор должен произойти быстро и спонтанно, разум никак не успеет за ситуацией, и самый разумный выбор может вас просто погубить – потеряете время и инициативу. Именно для решения этой проблемы вы и учите технологию применения неких хитроумных движений, тренируете спонтанность реагирования, быстроту выведения силы, скоростные навыки движения, очень чуткий баланс и т.д.

Итак, ставим задачу: на вас нападают, что же делать? Отступить, сделать шаг в сторону, пойти навстречу с надеждой разрушить в корне нападение, сделать шаг в сторону и вперёд или повернуться и избежать или повернуться и… убежать?

Но нападение тоже может иметь самые разные варианты: быть направлено прямо на вас, широким круговым движением, с разными направлениями траекторий свободных рук или с оружием… И как же быть? В этой кутерьме и суматохе отчаяния. Вариантов ответной защиты возможно много, все они изучаются.

Любая устойчивая полная система тем ценней, чем в ней меньше аксиоматических предположений.

Айкидо в этом смысле просто замечательно. Всего одна базовая стойка – санкакутай; всего два основных принципа передвижения – тенкан и ирими; и действий руками – кокью-хо.

Итак, имеем атаку вертикальным рубящим движением с продвижением к вам навстречу – сёмен-ути. Выбираем два достойных и соответствующих принципам айкидо вида противодействия, их первую фазу ВХОДА в атаку.

  1. Идём вперёд в сторону и блокируем атакующую руку уке (так обычно изучается ирими иккё-осае, ура от сёмен-ути).

  2. Идём прямо навстречу в удар уке и там уже блокируем атакующую руку уке (делается при использовании иккё-осае омоте).

Оба варианта вполне применимы и действенны.

Вперёд и в сторону

Это в чистом виде применение принципа ирими. Для этого вход в атаку (в условиях взаиморасположения уке и наге ай-ханми) делается с продвижением вперёд изначально сзади стоящей ногой – шаг аюми-аси. Одновременно с шагом обе руки наге совершают восходящее движение к руке уке – кокью-хо. В результате защищающийся наге быстро оказывается вне зоны атаки атаки уке и атакующая рука последнего блокируется этим действием; далее наге, входя в поворот на одной впередистоящей ноге (второй принцип – тенкан), легко укладывает уке на пол и там делает известное уже удержание – осае. Эта форма иккё-осае ура делается. Буквально, на счёт РАЗ! Красиво и быстро.

Всё правильно, но здесь есть одна тонкость.

А как я буду в самый напряжённый момент конфликта решать, какой ногой начать движение и куда двигаться: вперёд или в сторону-вперёд? А, может, мне необходимо сделать иккё осае омоте, тогда шагать нужно нужно прямо… А шаг сразу в сторону никак не позволит мне это осуществить.

Наверное, можно решить этот вопрос, когда нападающий очень массивен и силён, и вы заранее не рискуете вступать с ним хоть в какое-то противоборство и не очень уверены в себе. Либо подул ветер, и вас понесло в сторону именно в момент атаки. Чего не бывает. Может, ноги подвели, а может и… живот.

Если вы рассматриваете возможность такого поведения, вам необходимо провести двойную по объёму работу и идеально выучить два РАЗНЫХ способа входа в атаку. Один – для выполнения иккё осае омоте, второй для проведения иккё осае ура. Вполне возможный вариант. Время есть желание тоже.

Всегда вперёд

Имеется возможность сузить рамки вариабельности первичного реагирования. Вначале всегда двигаться  ТОЛЬКО вперёд строго навстречу атаке уке, пробовать локализовать её самым быстрым и коротким путём, а, может, и разрушить в самом начале встречным атеми и потом уже уложить уке на пол. Такой способ присутствует в арсенале хороших мастеров различных видов единоборств. А если в процессе встречных (очень скоротечных) действий вы почувствуете невозможность прямолинейного решения своей защиты, вы просто перейдите ко второму варианту выполнения – уйдите в сторону – вперёд из-под надвигающейся на вас силы.

Плюсы из последнего рассуждения:

У вас ВСЁ ВРЕМЯ ПРАКТИКИ ТРАТИТСЯ НА ОТРАБОТКУ ВСЕГО ОДНОГО, но крайне выгодного и важного способа реагирования на атаку – только вперёд! Выбор вы совершаете уже в процессе взаимодействия, мгновенно анализируя массу параметров всего лишь в момент касания сходящихся рук уке и наге. (Напомню, что мы рассматриваем вид нападения – сёмен-ути, хотя при детальном разборе всё сказанное можно, довольно просто, спроецировать на многие виды атакующих действий.) Это довольно трудно, и очень большая работа над своим организмом и сознанием, но интересно и вполне возможно. Имея много времени (в 2 раза больше, чем при первом подходе), можно предельно отточить этот вид встречного действия.

В результате данной формы тренировки нарабатывается очень быстрая реакция, уплотняется Дух и становится более монолитным Центр. И вы всегда имеете возможность применить оба варианта техники иккё – ОМОТЕ и Ура, не задумываясь заранее, куда вам уходить от атаки. В самый ответственный момент ум и сознание свободны от выбора. А это уже много. Тут есть простор для всего.

Минусы из этого рассуждения:

Очень уж не просто. Зато очень интересно и очень полезно. Идеально оттачивается техника ВХОДА в атаку.

Это была, пожалуй, главная изюминка для размышления в настоящей статье. Теперь перейдём к разбору самой техники.

Мы рассмотрим оба варианта выполнения, отличающиеся только первой фазой проведения иккё осае.

Итак, уке и наге  в положении санкаку-тай на хорошем маай (за подробностями загляните в предыдущий номер журнала) в позиции ай-ханми готовы к действию.

Кстати, а куда надо смотреть в этом случае? Испепелять взглядом, не смотреть в глаза и на руки, просто смотреть куда-то? Хоть я так шутливо это говорю, вопрос очень важный.

Цепко и пристально смотреть НИКУДА нельзя. Нужно научиться смотреть просто вперёд сквозь всё пространство впереди вас, фиксируя в поле зрения максимально возможный объём этого пространства. Вы можете проверить реально контролируемую вами область, сделав простой тест.

Смотрите прямо вперёд и поднимите обе руки строго в стороны. Не двигая глазными яблоками, зафиксируйте крайние внешние границы видимого пространства. Понемногу передвигайте обе руки вперёд до появления их в поле зрения. Как только руки появятся, протестируйте себя, насколько полно вы можете видеть эти крайние области, просто пошевелив пальцами. Вертикальные границы легко определяются передвижением ноги вперёд.

Возможно, к своему удивлению вы обнаружите, что, направляя взгляд таким образом, вы достаточно хорошо контролирует область с углом раскрытия почти в 1800. Все передвижения в этом контролируемом объёме легко фиксируются.

Стоит сконцентрировать взгляд для детального РАССМАТРИВАНИЯ любой точки пространства, как угол обзора сводится к нескольким градусам.

Вот так умно устроила природа наши глаза. Поскольку в пределе атака предполагается любая. И даже ногами, и не одним атакующим, нужно тренировать способность такого «сквозного смотрения». Тогда в любой потасовке вы сможете увидеть какую-нибудь плохую неожиданность и уйти от надвигающейся лишней неприятности.

Вернёмся к технике:

-Вход сделан, и начинается воздействие наге на уке путём вовлечения его во вращение вокруг себя. Наге совершенно необходимо своими усилиями так сбалансировать мощь нападения уке, чтобы созданное им вращение не вызвало разрушения взаимодействия и не привело к потере собственной устойчивости.

-Для этого наге должен чутко определять зону дисбаланса уке и поворачиваться ровно на столько, чтобы нападающий всё время, естественным образом, сваливался в эту область. Тогда силы физического взаимодействия уке и наге могут быть малы, и не будет необходимости в крепком захвате атакующей руки уке. Стоит посмотреть на выполнение этой техники сиханами, тяготеющими к мягким формам айкидо, чтобы убедиться в её эффективности и изяществе.

-Итак, поворот – тенкан – завершён, и уке как самолёт проведён на «посадочную полосу» завершающим доворотом наге на обеих ногах – тенкай и опусканием наге на одно колено. Уке уже лежит на животе. Атакующая рука уверенно контролируется наге за запястье и локоть, плечо крепко прижато к полу.

-Теперь наге переходит к стадии осае – удержание на полу. Прижимая плечо ещё сильнее к полу и запястье к колену, наге опускает свободное колено другой (правой) ноги на пол, чем увеличивает угол между рукой и и телом уке до величины более 900. Как мы говорили в прошлой статье, только в этом случае возможно предотвращение выхода уке из данного вида удержания.

-Далее делается движение правым коленом от плеча по рёбрам в зону плавающих рёбер уке, чем окончательно предотвращается возможность доворота уке собственного тела к наге с целью выхода из удержания переворотом через плечо на спину.

-Теперь наге, распирая коленями в стороны руку и рёбра уке, сильно прижимает его локоть своим центром к полу через обе руки.

В варианте ура – с применением принципа тенкан – в случае, когда заранее решён вопрос о входе в атаку сразу вперёд в сторону, возможно очень мощное наращивание вращения буквально с первого мгновения продвижения.

Основных трудностей несколько:

  1. Очень точно по времени, скорости и дистанции начать двигаться навстречу уке.

  2. Абсолютно точно выверить в эти самые мгновения входа места постановки вперёд идущей ноги. Это наиважнейший пункт.

-Если вы не дойдёте, – баланс совместного вращения будет нарушен и, в лучшем случае, приём будет проведён с почти неконтролируемым вращением обоих партнёров. Даже захват атакующей руки уке не поможет наге точнее контролировать ситуацию до самого конца проведения техники.

-Если вы слишком глубоко вошли в атаку, то попали в условия проведения совершенно другой техники – ирими-наге. В этой ситуации уже практически невозможно  (да и с точки зрения здравого смысла просто не нужно) контролировать вращение уке только через атакующую руку.

Если вы (возможно, излишне перепугавшись атаки) очень сильно уйдёте в сторону, то рискуете просто потерять контроль над уке, или же ваша совместная динамика пойдёт в разгон, и удержать уке в приёме станет невозможно – центробежные силы будут слишком велики.

Вот такие великие трудности с этой самой ногой на которой вам придётся сделать широкий поворот. Годы уходят на автоматическое нахождение ТОЙ единственной точки на татами, при устройстве в которой наге может очень легко, быстро и изящно заставить всю мощь линейной атаки уке перевести в его собственное вращательное движение, заканчивающееся падением на пол.

Вариант с центральным входом. Отличие лишь в первом моменте схождения, далее действия тождественны предыдущему варианту.

Здесь тоже задача не из лёгких. Идти прямо навстречу, через чуткое касание рук определить векторы силы и дух нападающего, его зону неустойчивости и мгновенно решить, куда направить свои усилия – вперёд в сторону груди уке (иккё осае омоте) или перевести взаимодействие во вращение (вариант ура). Сложности с расположением (в данном случае правой ноги) те же, что и в предыдущем рассуждении.

Вот, собственно, и всё. Мне в этой статье хотелось оттенить возможность ещё одного подхода к решению привычной задачи – выполнения техники иккё осае в варианте ура.

В. Матвеев

«Bleck belt», выпуск 3, 2007г.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: