Окт 17 2020

Технические приёмы айкидо освоить достаточно просто, но на развитие внутренней энергии, необходимой для их правильного исполнения, требуется значительно больше времени

Category: Библиотека Евгений @ 19:53

А. Вестбрук, О. Рати

Технические приёмы айкидо освоить достаточно просто, но на развитие внутренней энергии, необходимой для их правильного исполнения, требуется значительно больше времени

А. Вестбрук, О. Рати. Секреты самураев. Боевые искусства феодальной Японии. Пер. с англ. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 544 с.

******

 

Достаточно часто люди, утверждающие, что они занимаются айкидо,

в действительности практикуют какую-то из разновидностей айки-дзюцу,

ошибочно принимая технику за путь.

Айкидо

Среди современных боевых дисциплин, произошедших от различных специализаций бу-дзюцу (вооруженного и невооруженного), практиковавшихся буси феодальной Японии, айкидо является чуть ли не единственным методом, полностью, на всех уровнях применения, основанным на доктрине «харагэй» – эта доктрина считается ключом к той постоянной психической стабильности и распространению скоординированной энергии, от которых полностью зависит (как практически единодушно заявляют все инструкторы айкидо) успешное решение стратегических проблем.

В основных работах, опубликованных по данному предмету (см. библиографию), две главные концепции теории сразу же признаются в качестве внутреннего основания или сути этого искусства. На самом деле «хара» (под различными названиями сэйка-но-иттэн или сэйка тандэн, которые переводят как «Центр» или «Основная точка») и «ки» считаются такими важными для искусства, что без них «не существует айкидо». Нет нужды говорить, что внешние факторы айкидо, боевые стратегии и технические приёмы, также являются важными элементами этого метода, но их правильное применение полностью зависит от развития и эффективного использования внутреннего Центра психической стабильности и скоординированной энергии.

На самом деле, в данном контексте один инструктор айкидо высокого ранга с готовностью признал, что технические приёмы этого искусства освоить достаточно просто, но на развитие внутренней энергии, необходимой для их правильного исполнения, требуется значительно больше времени – процесс становится все более сложным по мере того, как ученик переходит от низших к высшим уровням внутренней координации. Определение в доктрине айкидо связано с космической сферой «харагэй», глубоко внедренной в традиционную космогонию Японии (особенно так, как она выражена в религии синто).

Начиная с первоначального состояния хаоса и объединения реальности в динамическом потоке жизни эта доктрина в конечном итоге придаёт духовное значение её жизненной силе и определяет эту силу как главным образом «психическую», или внутреннюю. «Для мастера айки сила является психической. Тело всего лишь инструмент. Если натренировано только тело, то это приводит к несбалансированным результатам, и в пожилом возрасте атлет начинает страдать, всегда вынужденный «поддерживать форму», хотя его внутренние органы уже могут не выдерживать необходимого мышечного напряжения. Но тело всего лишь следует за умом, и поэтому последователи айки тренируют ум, развивая свою нервную систему до такого состояния, которое позволяет использовать мышцы более эффективно. В результате последователи айки называют телесную силу «ки», или жизненной энергией, и мы должны использовать тот же термин, поскольку западные физиологи не изучат этот феномен и не дадут ему более благозвучного названия» (Gluck, 184).

Таким образом, вся практика айкидо направлена на развитие этой внутренней централизации и координированного распределения жизненных сил.

Айкидо использует эти древние доктрины медитации, концентрации и брюшного дыхания, с которыми мы уже познакомились в связи с другими боевыми искусствами. Именно благодаря им ученики, следующие по пути внутреннего развития, превосходят тех, кто сосредоточен на внешних факторах искусства. В айкидо статические упражнения на медитацию, централизацию и брюшное дыхание используются в качестве подготовительных к динамическим упражнениям на распространение энергии, а также к боевой технике. Однако все эти упражнения рассматриваются как векторы централизованной силы, пути контролирования реальности (конкретной и непосредственной), а не просто как руководства по статическому созерцанию или интроспекции, нацеленные сами на себя. «Каждая форма «айки» – это упражнение, которое помогает нам научиться контролировать «ки», эту иллюзорную, ускользающую, неопределимую, текущую энергию. Они градуируются по интенсивности, и их необходимо исполнять в фиксированном порядке, в качестве разминки. Когда упражнения исполняются в додзё, весь цикл занимает от двадцати минут до получаса. Более опытные адепты должны поддерживать свой контакт с ки «включенным» большую часть времени, и поэтому им не требуется продолжительная разминка» (Gluck, 194).

Технические приемы айкидо, как уже говорилось в части 2, функционально основаны на приёмах кен-дзюцу, искусства, которое характеризуется значительным вкладом «харагэй» в её практику. Однако основатель айкидо, мастер Уесиба, хотел достичь чего-то большего, чем простая внутренняя централизация и координация сил, для их дальнейшего использования в качестве основы для нового эффективного боевого метода. Мастера айки-дзюцу могли добиться того же самого, используя, по сути, те же приёмы, хотя и предназначенные для прагматических и утилитарных целей буси феодальной Японии. В ответ на эту боевую традицию разрушения мастер Уесиба попытался разработать «конструктивный» метод, который использует концепции «харагэй» («хара» и его жизненной энергии «ки») так, как их намеревались использовать лучшие, широко мыслящие представители даосизма и буддизма, чьи работы он, несомненно, изучал и использовал в качестве тезисов при создании собственного метода интеграции.

Эта духовная и глубоко этическая сфера айкидо мастера Уесибы, со всеми её внутренними компонентами, не может быть рассмотрена здесь во всей её полноте. Однако совершенно бесспорно, что даже без доведения айкидо до его конечной цели это искусство, так как его изучают и практикуют сегодня во всех крупных центрах подготовки, активно использует «харагэй», его концепции и специальные приёмы развития.

******

 

 

Comments (0)

Оставьте мнение: