Ноя 22 2020

Дзен и искусства бусидо

Category: Библиотека Евгений @ 07:24

Вон Кью-Кит

Дзен и искусства бусидо

Вон Кью-Кит. Энциклопедия дзен. Пеp. с англ. А. Гаpькавого. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 400 с.: ил.

******

«Шаолиньский ученик в своём развитии идёт от кунг-фу к дзен; тогда как каратека – от дзен к своему боевому искусству. Шаолиньский ученик начинает с кунг-фу, но на высшей ступени обучения он отбрасывает это боевое искусство и стремится обрести духовное просветление. Каратека начинает с карате и на высшей стадии практики использует дзен для совершенствования навыков воинского искусства, чтобы в конечном счёте стать прекрасным бойцом».

Вон Кью-Кит

 

******

Дзен и искусства бусидо

Любопытно сравнить влияние дзен на шаолиньское кунг-фу с его влиянием на бусидо, иначе – на японский путь воина.

Тесные отношения между дзен и японским военным сословием – самураями – стали завязываться сразу после того, как Эйсай познакомил Японию с дзен толка Риндзай. Существует японская поговорка о том, что школа Тэндай – для императорского дома, школа Сингон – для аристократии, школа дзен – для военного сословия, а школа дзюдо – для простолюдинов.

Самураи оказались привержены идеям дзен, так как на то были веские причины. Проповедуемые дзен принципы прямоты, простоты и эффективности в практических действиях развивали те качества, которые были особо необходимы самураю в бою. Учение дзен об отрешенности от жизни и смерти укрепляло его решимость и бесстрашие в противостоянии со смертельным врагом. Упор дзен на интуицию, опыт и, безразличие к умозрительным суждениям отвечало потребностям самурая как воина. Медитация дзен позволяла самураю не только расслабиться (умение, столь необходимое в его полной напряжения жизни), но и освежить свой ум и действовать интуитивно (умение, чрезвычайно важное в условиях боя).

Поэтому современные воинские искусства, такие, как дзю-дзюцу, кендо, дзюдо и карате, вышедшие из классического бусидо, также высоко ценят дзен. Дзадзен составляет важную часть тренировочного процесса в этих воинских искусствах и особенно полезен в сдерживании агрессивного начала, которое невольно развивается в такого рода дисциплинах, как кендо, и карате.

И все же между японскими и китайскими воинскими искусствами шаолиньского кунг-фу и тай-цзи цюань имеется коренное, хоть и едва уловимое, различие. Последние два прекрасно подходят для боя, но они изначально развивались как средства, подкрепляющие собой практику дзен; тогда как практика дзен изначально использовалась для подкрепления самого бусидо, являющегося истоком японских воинских искусств.

Иными словами, в японских воинских искусствах связь с дзен носит обратный характер. Шаолиньский ученик, к примеру, в своём развитии идёт от кунг-фу к дзен; тогда как каратека – от дзен к своему боевому искусству. Шаолиньский ученик начинает с кунг-фу, но на высшей ступени обучения он отбрасывает это боевое искусство и стремится обрести духовное просветление. Каратека начинает с карате и на высшей стадии практики использует дзен для совершенствования навыков воинского искусства, чтобы в конечном счёте стать прекрасным бойцом.

Различие, однако, столь неуловимо, что многие мастера воинских искусств сами, возможно, его не ощущают, особенно когда упускают из виду то обстоятельство, что изначально шаолиньское кунг-фу и тай-цзи цюань замышлялись в помощь тем, кто искал путь к духовному просветлению. Вот по этой причине многие мастера шаолиньского ушу и тай-цзи цюань используют дзен в своих дисциплинах для совершенствования боевых навыков и укрепления здоровья, пренебрегая духовной стороной дзен.

В этой связи следует отметить, что в книге «Дзен в искусстве стрельбы из лука» Юджин Хэрригэл считает своё искусство духовным, а не воинским видом занятий. Конечная цель его наставника Кэндзо Авы заключалась не только в том, чтобы просто подготовить умелого лучника, но и в том, чтобы помочь своему воспитаннику постичь Великое Учение, каковым является дзен, иначе – воплощение Космической Реальности. Действительно, как мне представляется, описание Хэрригэлом его занятий стрельбой из лука окажется более полезным непосвященному читателю, чем многие современные англоязычные книги по дзен. Если в этих книгах (включая и книги некоторых наставников дзен) пишут о дзен языком, непонятным непосвященному читателю, либо повторяют прописные истины, которые не могут напрямую помочь такому читателю в его практике дзен, то книга Хэрригэла предлагает конкретный путь продвижения к дзен.

(Читать книгу: http://ayrsqxly.mzzhost.com/dir-jvearq-2/svuyzc-76.html?i=1)

******

Comments (0)

Оставьте мнение: