Ноя 27 2020

Кихара айкидо – это система, основанная на реалистичной самообороне

Category: Библиотека Евгений @ 10:19

К. Гейс

Кихара айкидо – это система, основанная на реалистичной самообороне

Карл Гейс (1933-2014), основатель «Фугакукай айкидо». Фугакукай айкидо – это школа айкидо, которая является не соревновательной разновидностью школы Томики-рю. В переводе с японского Фугакукай звучит, как «Место высшего образования». Этот стиль объединяет в себе черты Кихара айкидо, Кодокан дзюдо и индо Мусо-рю дзёдо. При этом в основе данного направления остается принципов спортивного Томики-рю айкидо.

******

Это интервью проводилось по электронной почте в течение двух недель. Текст был написан Карлом Э. Гейсом. Вопросы, разработанные и представленные Дэвидом Расселом. Статью вычитал Николас Лоури.

******

В кругах айкидо есть некоторые разногласия по поводу того, как бороться со скоростью атаки каратистов. Как Вы обучаете своих учеников противостоять этим атакам?

Я считаю, что хорошей отправной точкой является определение того, что такое воин. В основном есть три способа защиты от нападения, и все они эффективны, если их использовать индивидуально и так, как они были задуманы изначально. У нас есть сила и силовые искусства, такие как карате, бокс, тхэквондо и другие ударные боевые искусства. Во-вторых, у нас есть такие искусства борьбы, как дзюдо, спортивная борьба и т.п. В-третьих, у нас есть искусства уклонения, такие как айкидо и некоторые формы дзю-дзюцу. Мы находим, что эти три искусства исключают друг друга. Например, трудно одновременно хватать и наносить удар. Трудно уклоняясь бороться, и трудно одновременно нанести удар и избежать силы.

Ссылаясь на приведенные выше принципы, я определяю мастера боевых искусств как человека, который изучает исключительно одну из этих трёх идей. Когда искусство изучается таким образом, подсознание быстро учится реагировать почти на каждую мыслимую атаку. Однако, если мы смешиваем искусство, происходят странные вещи. Например, если подсознание обучено блокировать левой рукой и наносить удары правой, то при нанесении удара правой рукой, реакция будет мгновенной. Однако, если мы также научились избегать удара, наше подсознание сбивается с толку и отбрасывает решение обратно в сознание. Разница в том, что подсознание принимает решение за 1/25 секунды, тогда как сознание – за 3/4 секунды, что примерно в 18 раз быстрее.

Любой мастер боевых искусств, который действительно усвоил своё искусство, не совершит ошибки, соблазнившись игрой другого парня. Например, если мы начнём пытаться справиться с ударом так, как это делает артист – т.е. отрепетировано – мы потеряемся. Однако, если мы всё же справляемся с ударом, причиняя неудобства нашему нападающему… Я думаю, что лучший способ научиться уклоняться от удара – это практиковать с неудобными мастерами, к действиям которых нет заранее сформированной привычки. В такой работе атакующий вынужден справляться с ситуациями, которые он редко видит, и должен уметь быстро и соответствующим образом скорректировать свою стратегию действий. В любом случае парень, который использует своё атакующее движение как часть своей защиты, не пострадает, и обычно у него есть время, чтобы снова подготовиться к действию.

Общеизвестно, что любой, кто нападает на каратиста, боксера, тхэквондиста или другого яркого мастера, сильно рискует и может получить удар. Однако, исследуя слабые и сильные стороны любого яркого искусства, мы можем обнаружить множество дыр в их доспехах. Если мы реализуем своё искусство в этих слабостях, мы обнаруживаем, что можем контролировать ситуацию с удивительной легкостью.

Каковы слабые стороны ударного искусства и как мы можем воспользоваться этими слабостями?

Яркие бойцы тренируются по определенным правилам. То, как мы тренируемся, учит наше подсознание тому, как мы будем реагировать в «реальном» бою. Эти правила программируют их оппонентов на ведение поединка таким способом, который может содержать множество слабостей, которые и используются мастерами для достижения победы.

Во-первых, откажитесь от участия в чужом сценарии ведения поединка – заставьте противника пойти за вами! Правила ударных искусств требуют, чтобы противники сражались. Это правило необходимо, иначе боя не будет, потому что стратегически отступающего человека сложно, если не невозможно, ударить без особых усилий со стороны нападающего. Следовательно, нужен рефери, иначе драка не состоится. Мы должны следить за действиями нападающего и наносить удар в тот момент, когда он будет совершать атаку.

Во-вторых, прикрывать и удерживать руки соперника! В боевых искусствах не разрешается прикрывать руки соперника или удерживать любую часть его тела, потому что, как только руки и / или тело удерживаются, бокс заканчивается и начинается борьба. Как правило, яркие боксёры не борются. Рефери также необходим и для того, чтобы бойцы не могли оставаться в клинче. Любой хороший боец скажет вам, что практически невозможно удержать сильного противника от клинча с другим бойцом.

В-третьих, продолжайте перемещаться в безопасные зоны! В шестидесятые годы мы узнали, что блистательные бойцы плохо выступают против боксеров, и поэтому правила были изменены, от бойцов стало требоваться наносить определенное количество ударов раз за раунд. Это правило было необходимо, чтобы сохранить спорт и его имидж.

В-четвертых, заставьте его двигаться! Если вы посмотрите, как боец выполняет ката, его скорость вас впечатлит. Однако, если вы смотрите поединок, вам трудно будет понять, какой ударный стиль использует этот боец. Поединок выглядит как обычный кикбоксинг. Почему? Потому что все удары, которые эффективны на ринге, должны основываться на одних и тех же основных принципах и правилах боя и оставаться в основном одинаковыми, независимо от того, как они называются. Молниеносные удары руками и ногами возможны со стационарной базы, но скорость удара резко падает, когда бойцу необходимо двигаться, пытаясь ударить и ударить по движущейся цели. Очень сложно и очень-очень рискованно.

В-пятых, никогда не вступайте в схватку с борцовским арт-парнем! Существует длинная череда действительно великих ярких бойцов, которые не хотят связываться с борцовским арт-парнем. Братья Грейси подчеркнули это.

В-шестых, бейте в лицо соперника ладонью! Ярким арт-парням запрещено наносить удары ладонью. Как мы все знаем, обычно вы не толкаете вещи костяшками пальцев. Это связано с тем, что боксеры перестали бы боксировать кулаками, если бы могли бить ладонью. Человек просто генерирует больше силы при ударе ладонью на всех интервалах, чем сжатым кулаком и костяшками пальцев, иначе толкатели ядра сообразили бы, как толкать снаряд костяшками пальцев.

В-седьмых, инстинктивно поддерживайте дистанцию, на которой вас не смогут ударить! Поразительный художественный удар руками или ногами – это очень деликатное устройство с очень коротким эффективным расстоянием проникновения. Это, конечно, то, что делает искусство ярким. Необходимость использования лишь кулаков сильно ограничивает эффективную дальность проникновения удара.

В-восьмых, научитесь всегда атаковать во время движения! Использование ударов ногами против защитника, который не инициирует первую атаку, затруднен. Бьющий игрок не может бить ногой и ходить одновременно, поэтому он должен останавливаться каждый раз, перед тем как ударить ногой. Постоянно движущаяся цель действительно препятствует большинству попыток ударить ногой. Если вы двигаетесь, когда соперник бьёт рукой или ногой, вы найдете много безопасных возможностей для своей атаки.

В-девятых, айкидока с очень небольшой практикой, в сочетании с нашей тренировкой движений вне линии, также имеет возможность удара ногой (хотя немногие грепплеры изучают эти возможности). В дзюдо есть атеми-ваза (техника ударов ногами), но эти техники не выполняются с применением силы и силы. Они хранятся в резерве, чтобы их можно было использовать, когда атакующий, наносящий удар ногой, слишком растянулся, находится в кратковременном состоянии потери равновесия и часто стоит на одной ноге.

Этот тип ударов ногами является мягким стилем ударов ногой или толчком, который совместим с элементарными принципами айкидо, то есть с акцентом на точность и расчёт времени, а не на силу, и используется только против кратковременных серьезных технических недостатков. Эти нежные гигантские толчки обычно наиболее эффективны при использовании против любой части лодыжки, колена, голени или бедра. Сильное прикосновение к любой из этих областей на атакующем, когда он атакует, может привести к серьезным и долгосрочным катастрофическим результатам.

Обычно правила бойцов кулачного боя не разрешают наносить удары ниже пояса. Обычно эти бойцы редко прибегают к тренировкам защиты ниже пояса. Все мои учителя верили, что то, что вы делаете на тренировке, вы сделаете и на соревнованиях.

Есть также и другое оружие, которое мы можем использовать, чтобы сделать нападение на нас очень рискованным решением. Я предпочитаю не разглашать эти идеи по этическим соображениям. Поэтому у нас есть оружие дальнего действия. Мы просто выбираем использовать их по-другому и с другим временем, чем у бьющих бойцов, и мы выбираем использовать их, когда мы находимся в безопасной зоне, в сочетании с концепциями движения избегания, которые мы отстаиваем в нашем изучении айкидо.

Любой человек может видеть, что яркие конкуренты в искусстве не могут развивать своё искусство без вышеуказанного бремени. Все вышеперечисленные запреты должны соблюдаться на практике, иначе тренировка превратится в схватку. К сожалению, продолжение практики по набору правил, которые скрывают опасные зоны данного искусства, в конечном итоге заставляет практикующего чувствовать себя в безопасности, когда это не совсем так.

Какие философские идеи, по Вашему мнению, важны при работе с другими видами искусства?

Мы никогда не должны недооценивать чужое искусство. Меня всегда удивляло, что когда я нахожу слабость в другом искусстве, я нахожу и силу. Некоторые люди склонны недооценивать другие искусства без полного изучения. Нельзя сбрасывать со счетов поведение в реальном бою. Все великие генералы всегда начинают с одного и того же первого принципа: хорошо знай своего врага.

Никогда не действуйте, руководствуясь непроверенной теорией. Есть много техник, которые теоретически очень эффективны, но, в большинстве случаев, эти идеи, в действительности, бесполезны. Бойцы дзю-дзюцу плохо справляются с борцами дзюдо. При этом, бойцы дзю-дзюцу практикуют множество очень опасных приёмов, тогда как дзюдоисты практикуют только безопасные приёмы. Очень опасная техника должна выполняться с осторожностью; с другой стороны, безопасная техника может стать молниеносной и потому намного более эффективной с дополнительным преимуществом, заключающимся в том, что она не причиняет кому-то серьёзного вреда.

Никогда не предполагайте, что вы выиграете бой. Когда начинается драка, всегда возникают непредвиденные обстоятельства, которые могут быть коварны. Всегда исследуйте последствия поражения. Сражайтесь только в том случае, если у вас нет выбора, подождите, пока противник начнет сам и подойдет к вам. Исключения из этого правила дают о себе знать. Никогда не делайте больше, чем нужно, чтобы взять ситуацию под контроль. Создавать больше неприятностей, когда проблема разрешена, это значит плодить новые проблемы, и это глупо. Всегда держите что-нибудь в запасе. Почти все бои на самом деле не заканчиваются, когда кажутся оконченными. Обычно, чтобы положить конец всему, нужен неоспоримый авторитет. Поэтому, если вы не можете убежать, сохраняйте удобное расстояние между вами и проблемой.

Военное правило таково: тщательно спланируйте свои сражения, запишите их в блокнот, а затем, когда прозвучит первый выстрел, выбросьте блокнот. То же самое и в реальном бою. Следующая история рассказывает об этом так, как есть:

На одного из учеников Ника Лоури напал торговец наркотиками с ножом. Торговец наркотиками только что выпотрошил клиентку. Адам отступил, поймал запястье и продолжил движение с парнем, который впоследствии буквально зарезал себя. Утверждение Адама было: «Боже, в этом не было ничего похожего на практику. Все происходило так быстро, что я мог только держаться. У меня не было времени заниматься техникой». Конечно, он всё время занимался техникой. Вот почему он сегодня жив.

Больше значит меньше, меньше значит больше, и пусть это будет просто. Адам получил контроль и сохранил его. Контроль – это то, чем мы занимаемся, это единственное, что остановит безумие.

Ничего не работает. Практикующему айкидо важно понимать философию, заложенную в утверждении «ничего никогда не работает». Эта философия, которой мы неуклонно следуем, основана на идее, что мы не осознанно вовлекаем себя в технику, которая в настоящее время выполняется, потому что, если эта техника была правильно настроена, будет достигнут успешный результат. Мы постоянно прорабатываем детали, необходимые для создания следующей доступной нам техники. Если какая-то техника даёт сбой, мы не тратим время, прилагая дополнительные усилия, чтобы сделать сломанную технику целостной, вместо этого мы переходим к более практичной позиции. Если это не удается, мы идём дальше. Кто колеблется, тот остаётся.

В айкидо безопасное и эффективное движение – это выражение игрового (договорного) аспекта. Каждая из рассмотренных выше идей зависит от движения.

Как нам связать все эти идеи вместе для наших читателей?

Во-первых, имея дело с ярким арт-парнями, придерживаться правила – нарушать все их правила. Вот почему г-н Томики постулировал, что айкидока должен, во-первых, поддерживать ма-ай движением и никогда не подпускать нападающего слишком близко. Выполняйте технику только тогда, когда нарушаете одно из правил его искусства.

Во-вторых, г-н Томики посчитал, что перед попыткой выполнения техники полезно использовать удар в лицо ладонью. Это толкающее движение в лицу на самом деле более полезно для перелома ситуации, а не для использования в качестве эффективного удара.

Многие айкидока используют рубящий/режущий удар, а не толчок ладонью, который Вы описываете.

Я был в Японии после того, как г-н Томики умер, когда г-н Оба (который имел опыт кендо) изменил толчок г-на Томики по лицу на рубящий удар. При тестировании мы обнаружили, что эта теория несостоятельна и гораздо менее эффективна, чем толчок в случайных ситуациях. Мы сохранили толчок ладонью.

Толчок в боксе называется наручником. Это незаконная техника в спорте, потому что удар вызывает сильный шок в теле и голове получателя. Кроме того, толчок позволяет вам продолжить движение, в то время как движение рубки/резания – это движение, основанное на мощности, которое лучше всего применять из статического положения. Мы обнаружили, что гораздо эффективнее никогда не останавливать движение и, для этого использовать толчок ладонью.

Вы разработали систему айкидо, которую Вы называете Кихара. Каковы принципы системы Кихара?

Метод Кихара – это система айкидо, основанная на реалистичной самообороне, необходимой в нашем западном обществе, при сохранении и применении технических принципов айкидо.

Что Вы подразумеваете под реалистичной самообороной?

Лично у меня нет проблем с пуристическим подходом (Пуризм, «чистый» – повышенная требовательность к сохранению изначальной чистоты, строгости стиля, приверженности канонам в языке, искусстве, спорте и тому подобное) к изучению айкидо. У меня такое ощущение, что у них проблемы с нашим способом обучения. Однако немногие пытаются понять, чем мы занимаемся на самом деле. Поговорите с пуристом до и после того, как он участвовал себя в настоящей драке. Вам покажется, что вы разговариваете с двумя разными людьми. Конечно, быть пуристом – это нормально. Это действительно кажется странным, что кто-то останется пуристом, не желая и не пытаясь понять недостатки, связанные с чистотой. Г-н Уесиба никогда не утверждал, что его айкидо было боевым методом. Он рассматривал это как образ жизни и/или религию. Эта философия соответствует японской культуре, потому что японцы, по большей части, представляют собой однородное общество и, просто, не воюют на улицах. В нашем обществе другие правила. Наш метод должен работать, иначе.

В нашем обществе, когда от действительно хорошо обученного нападающего требуется настоящая самооборона, эти пуристы часто бывают шокированы, когда вынуждены иметь дело с настоящими комбатантами или наблюдать за ними, будь то настоящие бойцы или мастера грэпплинга, настроенные на реальность физического боя и его требования.

Примером этого является изучаемый бренд танто рандори JAA. Дошло до того, что оба игрока теперь одновременно прыгают друг на друга. Вот почему мы отказались от танто-сиай, так как этот тип тренировок гарантирует плохие результаты против настоящего сильного парня. Конечно, в Японии люди не дерутся на улице, и поэтому когда воображение разыгрывается, учитель может пойти практически по любому пути, даже не доказав, что он ошибается. Было преподано и преподаются многие теоретические идеи, которые, навредят кому-то, если будут использованы в реальных жизненных ситуациях.

Какие принципы Вы учите использовать в противостоянии со злоумышленником?

Уроки, которые необходимо усвоить, если нужно иметь дело с злоумышленником любой дисциплины, следующие:

Обязательным условием является интенсивное изучение дисбаланса. Движение, маи, поддержание равновесия, равновесие, тайминг, ритм – ничего из этого не работает. Следовательно, мы никогда не вкладываем в технику больше энергии, чем может дать движение, и при этом поддерживаем движение до, после и во время выполнения техники. Мы узнали, что лучше позволить противнику бросать, блокировать сустав и/или побеждать себя, чем использовать боль при выполнении техники. Всегда откладывайте применение боли в резерве, чтобы заблокировать ошибочную технику, которая недостаточно сбалансирована. Если наш противник чувствует боль, наша техника может быть ошибочной.

Для того чтобы выработать инстинктивную реакцию на нападение, нужно время и самоотверженность, чтобы следовать этим принципам и идеям. Обычно меньше времени, чем мы ожидаем, и больше времени, чем хотелось бы.

Правильно обученный айкидока должен уважать, но не бояться скорости ударных искусств (тхэквандо, карате, кунг-фу и т.д.). Например, если какой-то боец стоит на месте, а айкидока находится на ма-ай (ближайшем безопасном расстоянии), ни один удар не сможет достичь айкидоку, поскольку атакующий боец не двигается. Атакующий боец прежде должен сократить расстояние до соперника перед нанесением удара. Очень быстрый первый шаг приводит центр тяжести к скорости чуть более 3 футов в секунду (нормальная скорость ходьбы). Поскольку большинство боёв сосредоточено вокруг кругов, боец редко может сделать более одного шага по прямой.

Таким образом, большинство физических боевых действий сосредоточено вокруг одношаговых атак. Айкидока должен двигаться только на три фута в секунду, чтобы поддерживать постоянство ма-ай и держаться подальше от опасности. Верно также и то, что эффективный удар руками или ногами проходит всего лишь на шесть-восемь дюймов от точки соприкосновения с ударом. Используя расстояние в восемь дюймов – что очень преувеличено – айкидока будет двигаться только на восемь дюймов, в то время как атакующий артист должен продвинуться, примерно, на 3 фута, чтобы нанести удар. Таким образом, защищающийся к айкидока может двигаться в четыре раза медленнее, чем атакующий боец. Однако защищающийся айкидока обычно не будет двигаться в четыре раза медленнее. Обладая легкой способностью двигаться быстрее, защищающийся айкидока, таким образом, прибудет в свою точку атаки намного раньше атакующего бойца, который к этому времени нанесёт удар ногой со скоростью около 100 миль в час в удаленную точку.

Никто не может чувствовать себя в безопасности. Атакующему требуется время, чтобы оправиться от совершенной атаки, и в этом вся проблема. Для человека, который знает, где находится брешь в атаке, готов и ждёт, проблема – это просто шанс, который легко реализовать, но он невероятно прост и эффективен.

В нашей системе мы используем простые, но эффективные толчки. Обычно они представляют собой усилия толкающего типа в прямом направлении, которые очень хорошо сбалансированы и используют только скорость центра тяжести около трех футов в секунду. Эти удары безопасно использовать на практике, потому что у нас есть время упасть и тем самым поглотить любой удар.

На первый взгляд наши удары кажутся относительно безобидными, пока не поймешь, что попадание в прямую руку имеет тот же эффект, что и попадание в дверь ванной в темноте. Эти хорошо расположенные толчки, обычно в подбородок или грудь, возможны и в глаза, если в этом возникает необходимость. Толчок с прямыми руками также служит для обеспечения того, чтобы атакующий находился на расстоянии вытянутой руки, а это слишком большое расстояние, чтобы удар противника был эффективным. Обычно эти толчки заставляют атакующего реагировать блокирующим или захватывающим действием. Это блокирующее или схватывающее действие, в свою очередь, открывает множество уловок для защищающегося айкидоки, и у него появляется много возможностей для выполнения блокировок и бросков.

Наконец, я говорю своим ученикам, что вы никогда не знаете, когда ваша удача иссякнет, поэтому бегите, как можно быстрее, из любого боя. Я иллюстрирую это одной реальной историей. Когда в пятидесятые годы я тренировался в Кодокане, руководителем иностранного отдела был великий Такагаки Ханши. Он начал обучать группу из нас, иностранных студентов, защите от ножевых атак. Мы продолжали приходить неделя за неделей, и уроки становились все лучше и лучше. Однажды я в своем высокомерии сказал сенсею: «Насколько хорошо я смогу справиться с настоящим нападающим с ножом?». Он ответил: «Гейс-сан, вы очень опытны. Вы бы выиграли 99 раз из 100. Но, Гейс-сан, никогда не знаешь, когда приближается тот самый 100 случай. Может быть, впервые. Всегда убегай от любой битвы, если можешь».

Я учу, что всегда есть шансы. Они всегда терпеливо ждут нас. Мы никогда не можем предсказать непредвиденные обстоятельства, которые могут и часто влияют на нашу работу. Карма может быть злой сукой. Не искушайте дракона разногласий.

Поэтому моё последнее правило – с дней занятий парусным спортом. Поднять парус – значит сделать его меньше. Это делается в плохую погоду, чтобы уменьшить воздействия на лодку ураганного ветра. Правило таково: когда вы в первый раз думаете о том чтобы поднять парус, он может быть и последним, потому что во второй раз у вас не будет времени. Другими словами, в первый раз, подумали о том, чтобы выбраться из ада, сразу уходите, потому что во второй раз у вас не будет времени выбраться.

Мы обнаружили, что обучение в соответствии с приведенными выше идеями способствует развитию уверенности в себе, необходимой в сегодняшнем неспокойном обществе. Мы научились принимать и изучать идеи, которых мы боимся. Благодаря этому исследованию мы обнаруживаем, что наши страхи обычно на самом деле являются нашими иллюзиями и/или иллюзиями других. Когда мы приобретаем знания, необходимые для распознавания иллюзий и борьбы с ними, мы также развиваем знания, позволяющие визуализировать и понимать технику, необходимую для борьбы со страхом. Хорошо изучайте свои уроки, и со временем вы найдёте свой путь.

В заключение я хотел бы сказать, что я считаю, что большинство мастеров единоборств исследуют одни и те же идеи, только в разное время, и в конечном итоге приходят к одним и тем же выводам только в разное время. Не думаю, что все согласятся с моим тезисом. Я действительно надеюсь, что в умы любопытных и этичных практиков появятся некоторые семена мысли, которые помогут их мышлению двигаться вперед и, надеюсь, они улучшат мою работу.

Д. Голд

«Aikido Journal»

Ноябрь 2002г.

https://aikidojournal.com/2002/11/18/interview-with-karl-geis/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: