Ноя 24 2020

Путь воина, путь гармонии. Любая спортивная деятельность конечна, и приходит момент последнего боя

Category: Библиотека Евгений @ 11:33

И. Линдер

Путь воина, путь гармонии. Любая спортивная деятельность конечна, и приходит момент последнего боя

Для многих поклонников боевых искусств имя Иосифа Борисовича Линдера является знаковым. Это человек широких взглядов, сумевший воплотить себя как в боевых искусствах, так и на литературном поприще. Мне приятно, что я начну серию интервью со знаменитыми личностями в боевых искусствах с Иосифа Борисовича.

Имя И.Б. Линдера в представлении не нуждается, однако, для справки немного расскажу о моем собеседнике.

Линдер Иосиф Борисович – президент Международной Контртеррористической Тренинговой Ассоциации (МКТА, 1988г.), профессор, доктор юриспруденции, декан факультета «Организация систем безопасности» РГИИС, член Совета ветеранов подразделений специального назначения органов государственной безопасности «КУОС – СПЕЦНАЗ» (президент Голов С. А.), международный эксперт по безопасности и терроризму. Профессионально занимается вопросами международной и национальной безопасности, специальной тактической и огневой подготовки с 1977 года. Основоположник ряда международных и национальных школ безопасности, в которых прошли подготовку и получили специальное образование более 50 тысяч сотрудников. Автор более 35 книг по разведке, контрразведке, терроризму, истории специальных служб, по боевым и военным искусствам.

Соке-наставник 10-й дан по дзю-дзюцу и кобудо, ханши-наставник 8-й дан по иай-дзюцу.

Для многих же поклонников боевых искусств он известен по ряду телепередач, среди которых знаменитый выпуск телеальманаха «Вокруг света» в 1989 году, тема которого полностью была посвящена восточным единоборствам.

Итак, начнем путешествие в яркий и уникальный мир воинских искусств.

Первый вопрос, который хотел бы задать, для Вас прозвучит банально, наверное, не первый раз приходилось на него отвечать, а именно, с чего начался Ваш путь в будо?

Всё началось с того, что в 5-летнем возрасте мои родители по знакомству привели меня на занятия к моему первому наставнику. Это было в 1965 году. В наступившем 2015 году в марте будет 50 лет моей будо практики.

Это было дзю-дзюцу, я так понимаю? Как удалось найти тренера по столь редкому единоборству в те годы?

В СССР было очень много людей из самых разных стран дальневосточного региона. А преподавалось дзю-дзюцу, кобудо, иайдзюцу.

А Ваш первый сенсей был из какого региона? Стиль какой школы Вы изучали?

Окинава: Мотобу Рю, Матаёши Рю, Тайдзитуйшоу, Тойдэ.

Как известно восточные единоборства тесно связаны с восточной философией, в частности, с чань-буддизмом и даосизмом. Когда Вы впервые познакомились с философией таких корифеев как Такуан Сохо, Мусаси, с философией Хагакурэ? И что это дало Вам в обычной жизни?

Теоретически я впервые стал знакомиться с трудами восточных философов после 16-летнего возраста, а более детально с 1979 года, когда начал выезжать в Японию и более плотно общаться с наставниками в этой стране. Читать первоисточники я не перестаю по настоящее время, т.к. на каждом этапе жизни в одном и том же тексте открываешь новые глубины и новый смысл.

Что касается вопроса – что это даёт в обычной жизни? Я придерживаюсь принципа: «Денег, патронов и информации никогда не бывает много». В обычной жизни это становится частью твоего мировоззрения и помогает в общегуманитарном образовании, которым необходимо заниматься всю жизнь.

А Вы себя считаете человеком западного склада ума? Если да, то, как Вы находите в себе ту грань сочетания западного (или российского менталитета) и восточного. Многие, кто изучают боевые искусства или восточную философию начинают исповедовать восточные мировоззрения, в том числе и буддизм (В. Малявин, Е. Торчинов).

Я всегда считал себя представителем достаточно пластического и, в то же время, прагматического склада ума. У меня нет противоречий в осмыслении западной и восточной философии, но я не исповедую восточные религии.

Вопрос: Для многих поклонников боевых искусств большое впечатление оказал выпуск альманаха «Вокруг свеа» в 1989г, полностью посвященный единоборствам и Вы были там гостем. Как Вы попали на этот выпуск?

Я не попал на этот выпуск, а являлся автором и ведущим данного выпуска, как и серии передач на 4-м канале советского ТВ и нескольких серий журнальных публикаций того времени. Тогда же вышла книга в соавторстве с Виктором Фоминым, которая выдержала несколько переизданий тиражами по 100 тысяч экземпляров в издательстве «Молодая Гвардия».

Каковы перспективы развития боевых искусств в мире, в частности систем традиционных и, на Ваш взгляд, что ждёт спортивный ринг в мире?

Спортивный ринг – не моя тема. Это надо спрашивать людей из мира смешанных единоборств, микс-файта, кикбокса, муай тай и других полноконтактных боевых искусств. Я оставил эту тему в 90-х. Любой «ринг» всегда зависит от уровня финансирования, системы отбора, воспитания и подготовки достойных бойцов. Правда, любая спортивная деятельность конечна, и приходит момент последнего боя, как в рассказе Джека Лондона «Кусок мяса». А дальше для всех вчерашних спортсменов начинается новый этап жизни, в которой надо успешно адаптироваться.

Мир традиционных боевых искусств после нескольких «нахлёстных» волн популярности переживает очередной период расслоения: часть школ исчезают, появляются новые, часто нежизнеспособные или наоборот очень перспективные, стилевые направления и школы. Но в современном мире многое также зависит от адекватной финансовой и социальной позиции руководителей школ и стилей. Ещё в 50-х года знаменитый наставник Коичи Тохеи (учи-деши Уесибы Морихея), публикуя первую книгу об айкидо писал: «В современном мире традиционными боевыми искусствами эффективно могут заниматься люди типа ямабуси или достаточно обеспеченные люди». В 21 веке ситуация практически не претерпела изменений.

Традиционными боевыми искусствами надо просто жить – это должно стать обычным образом жизни для человека (а не временным хобби).

Что можно и даже нужно взять обычному среднестатистическому обывателю из дзю-дзюцу для своей жизни, особенно, если ему тяжело начать заниматься тем или иным единоборством? И как сделать первый шаг?

Просто однажды понять, что жизнь конечна и, возможно, прийти в додзё (зал для постижения Пути).

Оно из моих стихотворений на эту тему. (В марте из печати выйдет очередной сборник к 55-летию.)

В зал войдя, сними одежду

Суеты и стань обычным,

Не хватайся за надежду –

Сложное считай привычным.

Делай просто и спокойно,

Не беги, не лезь вперёд,

Проиграв, держись достойно –

Мастерство всегда придёт

Незаметно, тихо, скромно,

Как из сказки добрый зверь.

Знай, в искусстве всё огромно –

От успехов до потерь.

1986г.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: