Ноя 20 2020

Шесть правил, строгое соблюдение которых совершенно необходимо всем тем, кто стремится постичь суть искусства карате

Category: Библиотека Евгений @ 08:11

Г. Фунакоси

Шесть правил, строгое соблюдение которых совершенно необходимо всем тем, кто стремится постичь суть искусства карате

Гитин Фунакоcи (1868-1957). Мастер карате из Окинавы, который первым широко познакомил японцев с этим окинавским боевым искусством, начав пропагандировать карате в Японии с 1921 года. Является основателем одного из самых распространённых стилей – Сётокан. Считается родоначальником современного японского карате.

******

Г. Фунакоси. Карате-до – путь моей жизни. Пер. с англ. – София, 2000г. – 112 с.

******

Самое главное

Шесть правил постижения сути

Я уверен, что лучший путь постижения сути карате-до заключается не в изучении техники ката, а в постижении смысла, заключённого в каждом упражнении. Технику всех ката я очень подробно разобрал в книге «Карате-до кихон» и кроме того, не они являются главным предметом моей автобиографии. Здесь я хочу только указать шесть правил, строгое соблюдение которых совершенно необходимо всем тем, кто стремится постичь суть искусства карате.

1.Вы должны быть предельно целеустремлённым на всех тренировках. Когда я говорю так, то имею в виду не то, что вы должны быть достаточно усердны и старательны, это само собой. Я подразумеваю, что ваш воображаемый противник должен всегда присутствовать в вашем подсознании, сидите вы или стоите, шагаете или делаете движение руками.

Если в бою вы наносите удар, то должны быть абсолютно убеждены в том, что этот удар – единственный, это – ваш последний шанс, и именно он решает всё в вашей жизни. Если вы сделаете сейчас ошибку, то погибнете. Необходимо всегда быть готовым к такой возможности.

Вы можете тренироваться в додзё много и даже очень много, но если при этом вы только машете руками и ногами и прыгаете вверх и вниз, как марионетка, то ваше обучение каратэ не очень отличается от обучения танцам. Так вы никогда не постигните сути искусства карате-до. Быть предельно целеустремлённым важно не только для каратека, это столь же важно в повседневной жизни каждого человека, потому что жизнь сама по себе является борьбой за существование. Тот, кто благодушно думает, что после первой неудачи у него будет другой шанс исправить ошибку, редко добивается успеха в жизни.

2.Отдавайтесь тренировке всем своим существом, забудьте о болтовне. Очень часто люди, которым не хватает трудолюбия на тренировках, много болтают о каратэ.

Я вспоминаю, как один каратека, отрабатывавший очень сложное ката, сказал мне со вздохом: «Совершенно невозможно тренироваться упорнее, чем я. Я тренируюсь уже два месяца, но никак не могу освоить это ката. Что же мне делать?». Два месяца!!! Да, разве можно освоить ката за два месяца?!

Позиция «кибадати», например, кажется очень простой, но никто не сможет освоить её, даже если он будет тренироваться каждый день в течение года, до тех пор, пока его ступни не станут тяжёлыми, как свинец. Сколь вздорны тогда жалобы человека, который хочет за пару месяцев добиться мастерства в ката!

Настоящее мастерство каратека приобретается не чтением и разговорами, а систематической тренировкой своего тела. Если другим удаётся добиться мастерства в ката, которое вы отрабатываете, то почему же вы не можете сделать этого? Что вы делаете неправильно? Эти вопросы вы должны задавать себе постоянно и тренироваться до тех пор, пока не упадёте от усталости; и даже после этого вы должны продолжать тренировки, поддерживая тот же строгий режим. То, что вы узнали, услышав от других, забудете очень скоро; то, что вы заучили всем своим телом, будете помнить до конца жизни.

Карате-до содержит такое огромное количество ката, приёмов и базовых техник, что ни один человек не способен усвоить их за короткое время. Кроме того, не поняв значения каждой техники в ката, вы никогда не сможете запомнить, независимо от продолжительности ваших занятий, всё многообразие приёмов и техник. В карате-до всё взаимосвязано. Если вы не можете понять отдельной части, то не поймёте и целого. Если же вы полностью овладели одной техникой, то вы поймёте её тесную взаимную связь с другими техниками. Вы поймёте, что все ката (их более двадцати) могут быть сведены к нескольким основным техникам, поэтому, если вы добились мастерства в исполнении хотя бы одного ката, то вскоре начнёте понимать и остальные, даже только наблюдая за их исполнением или изучая их под руководством своего инструктора.

3.Будьте настойчивы и не сворачивайте с избранного пути. Я хочу вам рассказать одну старую историю, которая хорошо иллюстрирует это правило. Это история одного очень известного ракугока, который в юности постигал своё искусство у очень строгого учителя. День за днём, неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом юноша декламировал один и тот же кусок из «Тайкоки», а учитель так и не разрешал ему перейти к чему-то другому.

Наконец, совершенно отчаявшийся юноша, которым был, если я правильно помню, знаменитый ракугока Косидзи, убедил сам себя в том, что он совершенно не годится для этой профессии и сбежал ночью из дома своего учителя.

Косидзи пешком отправился в столицу Эдо, чтобы найти себе более подходящее занятие. Он шёл по дороге Токайдо и остановился переночевать на постоялом дворе в префектуре Сидзуока, где по счастливой случайности в тот же самый вечер хозяин двора проводил состязание сказителей.

Терять бедному юноше было нечего, и он принял участие в состязании, где прочитал, конечно, тот же самый отрывок из «Тайкоки», чтение которого он отрабатывал так долго. После того, как он закончил, хозяин постоялого двора не мог сдержать своего восхищения. «Это было прекрасно! – воскликнул он. – Скажите мне, кто Вы? Я уверен, что Вы – очень знаменитый мастер!».

Юный Косидзи, польщённый неожиданной для него похвалой, признался, что он – всего лишь начинающий ракугока. Его изумлённый собеседник воскликнул: «В это невозможно поверить! Вы выступали перед нами, как знаменитый мастер. У кого же тогда Вы учитесь?»

Хосидзи рассказал ему, что сбежал от чрезмерной требовательности учителя.

«Ах, какую ужасную ошибку Вы совершили! – воскликнул хозяин постоялого двора. – Ведь только благодаря требовательности вашего учителя, Вы смогли так замечательно выступить сегодня вечером. И это после всего лишь нескольких лет обучения! Позвольте дать вам совет. Немедленно возвращайтесь к своему учителю, попросите у него прощения и умоляйте его возобновить ваше обучение».

Юный Косидзи послушался совета, вернулся к учителю и стал позднее очень известным ракугока того времени.

Я рассказал эту историю не только для того, чтобы вдохновить на упорные и настойчивые занятия юных ракугока или каратека. Я рассказал её, как поучительный пример, имеющий истоки в реальных событиях и дающий нам положительный жизненный опыт.

4.Избегайте чванства и догматизма. Человек, который бахвалится перед окружающими или ведёт себя на улице развязно, никогда не добьётся подлинного уважения, даже если он обладает очень хорошими способностями к каратэ или другому виду боевого искусства. Ещё более абсурдно слышать бахвальство тех, у кого нет способностей. В карате именно начинающие обычно поддаются искушению похвалиться и пустить пыль в глаза. Совершая такое, ученик позорит не только себя, но и то искусство, которому решил себя посвятить.

5.Старайтесь видеть себя в истинном свете и использовать всё положительное в опыте других. На тренировках вы будете часто работать с партнёром. Когда вы видите сильные стороны вашего партнёра, постарайтесь их перенять. Если на тренировке вам показалось, что у вас всё получается хуже, чем у партнёра, спросите себя, чего вам не хватает? Может быть вам не хватает настойчивости? Каждый из нас имеет хорошие качества и плохие; мудрый человек стремится превзойти то лучшее, что он нашёл в других и избегает дурного.

6.Всегда придерживайтесь твёрдых этических принципов в своей повседневной жизни, как общественной, так и личной. Это правило требует строжайшего соблюдения. В боевых искусствах, особенно в карате-до, многие начинают свой путь новичками, а потом, постепенно прогрессируя, добиваются больших успехов и становятся лучшими каратека, чем их учитель. Всё чаще я слышу, что учителя обращаются к ученикам с такими словами, как «осиэго», «монтэй», «дэси», «кохай». Мне кажется, что таких обращений следует избегать, ибо неизбежно наступит время, когда ученик превзойдёт своего учителя. Учитель, использующий такие обращения, подвергается опасности впасть в самодовольство и забывает, что наступит день, когда молодой человек, к которому он обращался столь пренебрежительно, не только догонит, но и опередит его в искусстве карате или в какой-то другой области человеческой деятельности. Известная притча о черепахе и зайце написана, не только для маленьких детей. Я часто говорю моим юным коллегам, что никто не достигнет совершенства в карате-до, пока не поймёт, что карате – это, прежде всего, Вера и Жизненный Путь.

Когда человек берётся за дело, он горячо молится об успехе своего начинания. Тем не менее, он знает, что нуждается в помощи других людей: успеха не добиться в одиночку. В карате-до, оказывая помощь другим и принимая помощь от других, человек приобретает способность возвышать искусство до Веры, которая помогает совершенствовать и тело, и душу, и приводит, наконец, к пониманию подлинной сути карате-до.

Мне бы очень хотелось думать, что я неправ, но мне кажется, что молодые каратэка слишком часто стали употреблять такие выражения, как «дзицурёку гата», «сэнто гата», «дзиссэн гата». Эти термины по-детски глупы и говорят лишь о полном непонимании сути карате-до.

Целью карате-до является достижение гармоничного совершенства духа и тела, поэтому выражения, отражающие только физическое превосходство, никогда не должны использоваться в связи с этим искусством. Как прекрасно сказал буддистский монах Нитирэн, «каждый, кто изучает сутры, должен читать их не только теми глазами, что на лице, но и теми, которые находятся в его душе». Эти слова – прекрасное наставление для всех каратека, которое следует помнить всегда.

Нарушение правил

Я должен признаться, что однажды мне пришлось отступить от строгого соблюдения перечисленных правил. Этот случай произошёл вскоре после окончания Второй Мировой войны.

В то время мне было только около восьмидесяти лет, я был значительно более активен, чем сейчас, и однажды отправился на поэтический вечер в Тамагава. Чтобы отпраздновать годовщину встречи, туда было привезено немалое количество спиртного. Вечер, естественно, затянулся, и я едва успел на последний поезд, уходящий в Токио.

Япония того времени ещё не избавилась от послевоенного хаоса. Люди знали, что ночью ходить в одиночку было опасно. Я понадеялся на то, что вряд ли кто-то пристанет к такому старому человеку

Я вышел на станции Оцука и отправился домой. Вся эта часть Токио была пустынна и сильно разрушена во время бомбёжек. К моему счастью, дом, в которой я жил, не пострадал.

Начался дождь. Я поднял воротник, раскрыл зонтик и пошёл к дому. Встреча, о которой я хочу рассказать, произошла где-то между Оцука и Хикавасита. Началось с того, что от телеграфного столба отделилась какая-то тёмная фигура.

– Эй, старик! – сказал этот человек и хлопнул рукой по моему зонту.

Решив, что это кто-то из друзей или знакомых, я обернулся и, сняв шляпу, вежливо поклонился. Человека это явно удивило. После короткой паузы он неуверенно спросил:

– Как насчёт сигаретки?

Теперь я понял, что это – грабитель, но по его голосу можно было догадаться, что он ещё новичок в этом деле, хотя и хочет казаться «профессионалом».

– Я не курю, – ответил я. Должен сказать, что я никогда не ношу сумок. Той ночью я нёс пустой ящичек для завтрака и несколько книг, завёрнутых в простой тёмный фуросики.

– Зачем врать,  старик? – спросил человек. – У тебя ведь есть несколько сигарет в фуросики?

– Я же сказал, что не курю. Может быть вы дадите мне пройти?

– И не думай об этом, – воскликнул человек. – Развязывай фуросики и показывай, что у тебя там, внутри!

– Там нет ничего ценного для вас, – упорствовал я.

– Делай, что тебе говорят! – с этими словами человек вырвал зонтик у меня из рук и попытался меня ударить.

Замахнувшись на меня зонтиком, этот человек полностью раскрылся, я мгновенно пригнулся и правой рукой крепко захватил и сдавил его половые органы. Боль была, я уверен, почти невыносимой. Зонтик выпал из его рук на землю, он издал громкий вопль и почти потерял сознание. К моему счастью, именно в этот момент появился патрульный полицейский, и я передал грабителя в его руки.

Продолжив свой путь, я сообразил, что мой грабитель был, скорее всего, ветераном войны, недавно вернувшимся с боевых позиций. Безработный, он решил ограбить меня в минуту отчаяния, а я от неожиданности нападения сделал то, от чего всегда предостерегал своих учеников: я совершил агрессивный поступок. Мне было очень стыдно.

(Читать книгу: https://www.litmir.me/br/?b=86238&p=1)

******

Comments (0)

Оставьте мнение: