Янв 19 2021

Если при исполнении формы отсутствует хотя бы один основополагающий принцип, по причине недостаточного мастерства или знания, тайцзи исчезает

Category: Библиотека Евгений @ 10:30

А. Сощенко

Если при исполнении формы отсутствует хотя бы один основополагающий принцип, по причине недостаточного мастерства или знания, тайцзи исчезает

Алексей Александрович Сощенко, действительный член Всекитайской Ассоциации Оздоровительного Цигун (сертификат минестерства Спорта Китая). Ведёт занятия в своём клубе «Улунмень» по цигун в виде семинаров-тренингов и углублённых медитаций, тайцзи-цюань стиля чень для интересующихся более углублённым пониманием этой гимнастики и Тантре.

******

«У каждого есть стилистические особенности, то есть, расставлены акценты на определенный вид движений, технику и применение. Но есть у них и общее, это единые принципы, которые соблюдаются, и здесь нарушать их нельзя ни для каких стилистических особенностей».

Тайцзицюань и илицюань

Тайцзи-цюань стало искусством Великого предела, только благодаря тому, что в его основе лежали основополагающие принципы, взятые из самой природы вещей, из устройства окружающего мира. Принципы построения Вселенной и практики тайцзицюань единые. Об этом свидетельствует монада тайцзи, где соблюдается баланс инь и ян постоянно и непрерывно. Следование природным энергиям и использование их, тоже принцип. Нахождение в текущем моменте, нейтральность, восприимчивость и поток внимания, это таковость, ещё один принцип. Форма шара, движение шара, энергия шара, состояние шара, важные принципы. На самом деле их не так много. Понять и запомнить их можно без труда, но вот с воплощением их в себе, в теле, в сознании и разуме непросто, необходима тщательная проработка.

Так вот, если при исполнении формы (формального комплекса) кем-либо присутствуют все принципы, то это тайцзи-цюань. Если отсутствует хотя бы один, по причине недостаточного мастерства или знания, тайцзи исчезает, его нет. В этом его сложность и уникальность. Кроме того, стилей тайцзи-цюань много, формы у них похожи и не похожи. У каждого есть стилистические особенности, то есть, расставлены акценты на определенный вид движений, технику и применение. Но есть у них и общее, это единые принципы, которые соблюдаются, и здесь нарушать их нельзя ни для каких стилистических особенностей.

Я сам занимаюсь тайцзи-цюань около 20 лет, пытаясь познать принципы и вставить их в свою форму. И почти половину этого срока посещаю семинары Гранд Мастера и основателя стиля илицюань Чин Фансена. Это сравнительно молодой стиль, созданный его отцом, который уже отошёл от дел, был создан на основе точного понимания всех принципов тайцзи и называется бесформенным стилем, потому что это тоже принцип тайцзи. Несмотря на то, что форма (формальный комплекс) в тайцзи-цюань обусловлена, то есть имеет четкую последовательность движений, а в нашем мире нет ничего постоянного, в нём постоянны только перемены, и ещё, пожалуй, расписание нашего клуба (это шутка), любое движение может быть продолжено другим, соответствующим ситуации. В этом её бесформенность, которая становится понятной только на определенном уровне мастерства. Так вот, изучение илицюань и принципов, которые раскрывает Чин Фансен на своих семинарах, дало мне колоссальный объём понимания и практического постижения искусства. На самом деле это тайцзи-цюань семьи Чин, пока на признанный в Китае, что ни в коей мере ни умаляет его высочайшего уровня, как стиля. Привнесение методологии постижения принципов, вот то, что делает мастерство Чин Фансена уникальным. Он мастер, как боец и мастер, как учитель. Новая современная терминология – плоскости вращения, верхние и нижние руки, точка контакта, поток внимания, центры стоп, вертикальная выстроенность, статический и динамический центры, прилипание, замораживание, открытие точки «мин-мень», вбирание через куа, центры масс и другие, делает искусство понятным современному человеку и позволяет применить научный подход не только к биомеханике, но и к энергетике процессов.

Теперь главное. Традиционно тайцзи познается через форму, а илицюань через парную работу. Это стало великолепным дополнением одного другим в постижении принципов, чем я и воспользовался.

Вот то, что дала мне форма тайцзи-цюань стиля чень. Это раскрепощение, пластичность движений, подвижность суставов, подвижная мягкость, внутренняя структура, специфические удары, изощренные болевые приёмы цин-на, вращение чань-сы в сухожилиях, энергетика мягкой и жесткой силы, культура движений тайцзи.

Вот то, что дала мне илицюань. Это осознанность себя и противника через точку контакта, следование и прилипание, непрерывное направление усилия на центр противника, вращающиеся и липкие руки, основы замораживание, одновременность защиты и атаки, баланс структуры, объединение с противником, равновесие, обтекание усилий, распознавание импульса силы противника, расширение внимания и поток внимания.

Это конечно не всё, не самый подробный список, а только его часть. И как видите, одно прекрасно дополняется другим, а главное позволяет не зашоренно смотреть на кажущиеся отличия стилей, брать истинное и применять его для постижения принципов, единых для всего.

Неотступное следование традиции, это очень хорошая черта для ученика. Но в истории различных стилей боевых искусств, и не только, всегда было так: были Великие Мастера, а их ученики уже не достигали тех высот. Так же и ученики их учеников, не превосходили своих учителей. Искусство начинало потихоньку катиться под горку, упрощаться, деградировать. И в каком-то поколении возникал всплеск, в виде очередного Великого Мастера, который превосходил своих учителей. И часто это было на стыке стилей, так возник стиль Ян в тайцзи, да и наверное другие тоже. Мастер понимал что-то гораздо лучше своих учителей и достигал такого уровня, что его переставали понимать, и даже, не признавали сами учителя, и ему приходилось основывать новый стиль… Вся история искусств состоит из периодических всплесков талантов с большой буквы, а остальные периоды склонны к затуханию.

Таким Мастером является Чин Фансен, постигший и привнесший чистоту принципов тайцзи в их истинном свете, старающийся передать свои знания и умения всем нам! Его смело можно поставить на одну доску с лучшим Мастером тайцзи, жившим в начале прошлого века, Чень Факэ, представителем 9-го поколения ортодоксального тайцзицюань клана Чэнь, который к тому же был правнуком Чэнь Чансина, предыдущего Великого Мастера. Это будет заслуженно. И жаль что настоящих мастеров так мало, а нам повезло иметь честь общаться с ними. Поэтому, этой статьей я пытался выразить искреннюю благодарность Мастеру и Человеку Чин Фансену. Благодарность и низкий поклон вам.

Санкт-Петербург,

2015г.

http://www.taichi-spb.ru/statyi.html

******

Comments (0)

Оставьте мнение: