Янв 18 2021

Если я хочу развивать своё айкидо, то я не приношу гармонии

Category: Библиотека Евгений @ 10:04

Н. Тамура

Если я хочу развивать своё айкидо, то я не приношу гармонии

Тамура Нобуёси (1933-2010), один из непосредственных учеников основателя айкидо. Обладатель 8 дана айкидо Айкикай, сихан. Активная деятельность мастера в Европе во многом способствовала росту популярности айкидо в Старом Свете. Являлся техническим директором французской федерации айкидо и будо (FFAB). Руководил собственным додзё «Шумейкан» во Франции.

******

Господин Тамура, сколько Вам лет?

О, мне 71 год.

И ещё не на пенсии?

О, я бы с удовольствием, я уже давно об этом думал. Шансов у меня нет.

Вы сотрудник ФАБФ?

Да, я получаю зарплату, мене платят (смеётся)

Оплачиваемый сотрудник без права на пенсию?

Как и все солидные профсоюзы! (смеётся)

Как давно Вы занимаетесь айкидо?

Айкидо, уже сегодня это более 50 лет.

И это значит, что Вы начали заниматься айкидо в 20 лет?

О нет, гораздо раньше.

Уже около 40 лет Вы уже живёте во Франции

Да, в 1964 году мы приехали в Марсель, это было наше свадебное путешествие.

Наши поздравления к 40 летнему юбилею. Месье Норо тоже в это же время приехал во Францию.

Да, он тоже один мой друг. Он уже был здесь год или два. Он говорил мне, чтобы я ехал в Париж, где он собирается открыть додзё. Это был  примерно так: «Приезжай в Париж, я открываю додзё…», на что я ответил: «Согласен, я приеду». Ну и я поехал в Париж и…! «Додзё ещё не было открыто». Да он таков (улыбается). И так я вернулся назад на солнечный юг.

Мастер Наказно ведь тоже уже был тут?

Мастер Наказоно находился в Сингапуре, Сайгоне – в той части мира. Потом он приехал во Францию. Он приехал, сначала в Японию, и там состоялась наша первая встреча. Чтобы оплатить билет на корабль он организовывал разные увеселительные мероприятия. Он был всегда весьма смешным и необычным.

Как было тогда организовано айкидо во Франции?

Пьер Шассан организовал объединение, оно называлось «Культурная ассоциация Айкидо Франции». Насколько я помню, так продолжалось 10 лет.

До айкидо Вы практиковали другие боевые искусства?

О да, в Японии люди всегда чем-то занимаются. В эту эпоху занимались дзюдо и кендо. Это было обязательным, каждый японец в своё время занимался дзюдо.

Где Вы начали заниматься айкидо, в Айкикай?

Нет, не непосредственно в Айкикай, туда я попал несколько позже. Это уже было в Токио. Тогда я находился в Токио и один из моих приятелей начал заниматься айкидо. Мы спросили его: «Что это? Как это действует». Впоследствии я попал в Айкикай.

У вас есть опыт в кендо и дзюдо. Вы помните, какие были начинания в айкидо? Вы чувствовали, что это ваш путь?

Гораздо позже это пришло. В то время я занимался дзюдо, которое было мягким, айкидо было специфическим, эти захваты  и рычаги.

Вы потом прекратили заниматься дзюдо и кендо?

Позже я прекратил заниматься, но это произошло, когда я уже стал учи-деши, именно тогда я прекратил заниматься дзюдо. Это было, мне кажется, в году 1954-м, сейчас уже точно не помню.

Вы ещё помните, с кем вместе Вы начали заниматься айкидо?

О, да, помню. Но всё это как-то забывается, возраст виде ли? (долгое раздумье)… Тогда?! Да, там был Ямагучи, его уже нет давно. Кобаяши, Хироказу Кобаяши, его уже тоже сегодня нету! Это так … Мастер Тада тоже тогда был там. Садатеру Арикава, это уже совсем давно!

А Тохей?

Нет, учитель Тохей, он уже тогда работал активно заграницей. Я сам гораздо позже начал преподавать сам как учитель Айкикай.

После того, как Вы стали учи-деши, для Вас что-то изменилось?

Нет, нет, в Айкикай это значит только иметь место, где можно спать и поесть, вы понимаете? Это мне тогда было интересно.

То есть никакого айкидо?

Айкидо, само собой, но… В то время учитель Ямагучи попросил меня присматривать за его домом, который был на Кюсю, это было очень далеко, но кто-то должен был об этом заботиться, был рис, там был огромный мешок риса, я был доволен – по сравнению с этим, что я мог бы иметь в Айкикай (потирает себе живот). Только потом он женился или у него родился ребёнок.

«Да, он женился!», добавила мадам Тамура.

Ну вот и стало трудно, когда он приехал со своей женой. У меня уже не было места. У меня были сложности.

Он сказал, чтобы я ехал в Айкикай. «Но это стоит денег», хотел я сказать. «Нет, как учи-деши, денег не нужно». Так он меня направил в Айкикай, мне не пришлось платить, и у меня снова было что поесть и крыша над головой. Да, ну и потом я уже никогда не покинул это место.

Вы должны попробовать представить ситуацию в послевоенный годы в Японии. Почти не было работы, поэтому заработать себе на пропитание было очень тяжело. Сегодня это уже очень сложно представить. При этом мы счастливчики, у нас не такое строение тела, как у вас, нам немного риса хватает.

Сколько лет Вы оставались в Айкикае?

Примерно 10 лет. Может немного меньше, потом я женился.

Как часто О-сенсей приезжал в Хомбу додзё в Токио?

О, он даже жил там долгое время, в иное время он был в разъездах, иногда жил в других местах. Он часто жил со своей семьёй. Иногда он был в Шингу, в Осаке или в Шицуоке. Он очень часто путешествовал.

Он иногда делал как Такеда, то есть поступал так же как Такеда, я это хотел сказать. Однако я не совсем уверен.

И так, 40 лет во Франции! Да, это очень долгий срок! Вы приехали во Францию, потому что Ваша жена хотела играть на фортепиано во французской консерватории?

Нет, нет, она играла на скрипке. Она продолжала играть на скрипке, а я преподавал айкидо.

Скажите, а в чём заключалась изначальная идея? Вы приехали во Францию, чтобы увидеть страну или чтобы преподавать айкидо?

Я хотел побывать в другой стране, чтобы преподавать айкидо, а не что-то несерьёзное, понимаете. Представьте, после 2-й Мировой Войны нам японцам было невообразимо сложно даже невозможно покинуть страну. Мы не могли вырваться! Мы могли только есть рис и сидеть дома. Только потом, когда стало легче, мы все сорвались с места, все мы молодые люди. Ямада, Чиба, Канаи и т.д. все. В то время многие уезжали. Это было с одной стороны, уехать это не плохо, но надо было что-то так же делать. Айкидо оказалось возможностью и выходом из ситуации одновременно.

В те времена с кейкоги под мышкой в новом мире полном возможностей! Немного сумасшествие, но это было, мы же были молоды.

После всего Вы стали ответственным за айкидо в Европе. Как Вы стали этим человеком?

Да. Да, и так «Ответственный» – это слишком громкое слово, в то время никого другого не было. Так стало, что японцы привезли сюда айкидо. Это нечто традиционное в Японии, потому это нормально, что я как учитель айкидо чувствовал себя ответственным представлять японское айкидо в Европе. И я говорю только о себе.

Вы, правда, говорите, что это слишком «громкое слово» быть ответственным за всю Европу, но Вы же были полномочным представителем от Айкикай в Европе?

Да, да, конечно, я был самым старшим. Глобально дела идут очень хорошо, Франция большая страна и часть Европы. Сейчас это уже и часть Восточной Европы. Интересны так же США и Африка. Уже нет ничего изолированного, как раньше. Всё стало ближе к айки. Восточные государства, которые меня приглашают, очень заинтересованы во мне.

Сегодня существуют различные группы и организации, куда не посмотри. В Германии или во Франции. Наверно не всё так уж очень связанно с айки.

Да, это так выглядит, но когда ты молод, то пытаешься быть независимым и, для этого, приходится много учиться. Если человек молод, то идёт своей дорогой, с упорством и с силой.

Так же поступал и я, так поступает каждый. В таком случае если не быть осторожным, то интересы могут и пересекаться. Пути приводят к столкновениям интересов. Однако есть такие праздники, как рождество или кто-то умирает и тогда собирается вся семья.

Когда человек молод, он слишком категоричен и тогда возникают многие проблемы.

Часто люди думают, что-то чем они занимаются, является единственной правдой, а то чем занимаются другие это неправильно. Именно всё так и происходит.

В обществе всё точно так же, таким образом мы растём, это как правило. Сегодня же в 21 веке мы вынуждены это изменить, и сама планета Земля не так велика.

Не достаточно места для таких убеждений, мы должны несколько изменить систему мышления и жизнь. Иначе места просто не останется.

Прежде всего, потому что мы говорим о айки и айкидо! Мы должны быть первыми, которые это поймут.

Именно это и является айкидо – признавать всех, это и есть айкидо. Обстоятельства всё больше и больше вынуждают нас к этому. Когда-то у нас просто не останется выбора, потому нам необходимо начать воплощать то, чему мы учимся годами.

Если мы не прекратим бороться «сами с собой», то всё, что мы делаем не серьёзно. Если я хочу развивать своё айкидо, то я не приношу гармонии. В крайнем случае, это будет только ответвление, чем дальше, тем больше. Создаётся конкуренция самому себе, это круговорот. Это человеческая натура, которую мы должны побороть.

Можете рассказать немного о технике. Изменилась ли техника после войны? Вы знаете что-то об этом?

Айкидо это айкидо, в этом ничего не поменялось. Я думаю, то есть мне кажется…! Смотрите, вот лежит шоколад. Я вижу вас, но в моей голове шоколад. Вы видите шоколад и думаете о нём. Однако вполне возможно это совсем другой шоколад и всё же это один и тот же шоколад.

Для одного человека шоколад сладкий, а для другого это замечательная вещь, если так можно выразиться.

Я занимаюсь айкидо своим способом, и я думаю, его так показывал и понимал О-сенсей.

Это и моё представление, надеюсь, что так вам будет понятно. Для других же это значит, что О-сенсей двигался так или иначе и делал, то или другое.

И так Вы можете сказать, нечто изменилось или скажете, что ничего не изменилось.

Это очень интересно, когда вы спрашиваете именно так. Ясно, что вы думаете, как двигался О-сенсей тогда. Я же воспринял это по-своему.

При этом я воспринял это не совсем верно потому, что тогда я не обладал достаточным уровнем. Мне кажется, всё было вот так.

Если я сегодня вижу его на видео, его жесты и слышу его слова, то начинаю думать о том, что я плохо тогда понимал его, и я, надеюсь, вы меня понимаете? Я ссылаюсь на свою технику иккё и способ работы.

Человек продвигается, понемногу конечно, но надо меняться дальше, чтобы идти в правильном направлении. Сегодня я думаю так.

После 2-й Мировой Войны О-сенсей преподавал другое айкидо, благодаря сенсею Дегути, он приобрёл новую спиритическую философию, привнёс нечто наподобие религии в своё айкидо.

Действительно, у него была тесная связь с сектой Омото-Кё (omoto-kyo), даже можно сказать, что благодаря этому обстоятельству изменилось его мировоззрение, а так же и айкидо.

Однако с понятием «религия» стоит обходиться осторожно, так как у нас нет религии в этом смысле, такой как существует на Западе. Я надеюсь, что понял вопрос правильно?

Я некоторое время наблюдал за вами в Мюнхене и, мне показалось, что вам там понравилось, вы нападали на учеников, производили захваты, а они никак не могли освободиться…?

Вам так казалось…? (смеётся) Разве у вас нет слова для «décontracté» (расслабиться)? (опять смеётся)… я шучу

Да, вы ведь тоже развивались в айкидо, как и мы все! Но скажите, пожалуйста, почему нам в Европе так сложно работать мягко и расслабленно?

И так, неправильно выполнять какую-либо технику применяя силу, Техника возникает без применения силы. Это и есть техника.

Для этого, однако, нужно сначала достичь определённого уровня, чтобы обрести необходимое понимание. Необходимо видеть и ощущать, как именно работает техника, а именно без силы! Это действительно так, это работает!

Возможно, конечно подумать, что с силой будет немного легче. Если же начало будет несколько неверным и движения будут теми или иными и добавим силу и, как результат, ваш партнёр падает, и вы подумаете, что всё сделали правильно. Таким образом, вы ничего не меняете и продолжаете использовать силу. При этом всё просто – нужна правильная техника, это всё – всё просто. Как в дзюдо, раньше там всё было более мягче и расслабленней.

Сегодня, к сожалению, побеждают только сильнейшие, как жаль, очень жаль!

Люди просто забыли принцип. В айкидо почти так же. Просто надо опять вернуться к началу и снова всё повторить…?

Раньше, в древнюю эпоху японские мастера были настоящими «джу». Сегодня эти мастера все состарились, но всё же мастера, потому что они владеют состоянием «джу», именно в этом всё заключается.

Нужно тренироваться и быть расслабленным, мягким чтобы достичь этого. Возможно, вам как европейцам это сложно.

Европейцы изначально другого телосложения, гораздо более сильные, чем человек на Востоке. Японцы вообще маленькие и щуплые. Внешние факторы и температура среды другая, потому нужно быть более сильными.

Мы живём в более тёплом климате, потому мы более раскованы и более приспособлены. Нам зачастую хватает небольшой миски риса для того чтобы насытится. Здесь же надо и кусок мяса скушать, чтобы восстановить энергию, иначе невозможно жить. Для того чтобы извлечь для себя пользу, возможно, из этих двух обстоятельств следует использовать наилучшее. Это как свадьба, и стоит это видеть именно так.

Во Франции под влиянием некоторых государственных организаций Вы пытались начать процесс объединения двух обществ FFAB и FFAA.

Да, я вспоминаю прошлое, когда мы ещё состояли в сообществе дзюдо! Они пытались нами управлять. Нам пришлось выйти из этого сообщества и мы не имели никаких прав. Они просто лишили веры в себя, так сказать.

Таким образом, со временем были основаны слишком много сообществ (клубов). Однако со временем установилось постоянство. Не смотря на большое число сообществ, существовала определённое сотрудничество. Особо чем-то похвастаться не приходится, но оно было. Мы проводили аттестации на национальном уровне и организовали на государственном уровне допуск со статусом «преподаватель айкидо». В то время это было довольно значительно для айкидо. Для правительства этого было недостаточно, они хотели чтобы всё регулировала одна организация (федерация), а именно под названием «Федерация Айкидо Франции» для того чтобы можно было гордиться.

С одной стороны это хорошо, с другой, по моему мнению, это определённого рода особенность. Когда существуют 2 федерации это уже неплохо, так как мы не проводим соревнований. Когда существует своего рода конкуренция это хорошо для развития, чем при монопольной ситуации. В пределах федерации проводятся соревнования – у нас напротив соревнований нет, таким образом, надо было соревнования чем-то заменить. Потому вполне можно согласиться с существованием «UFA». Мы просто должны признать такой факт и этого будет достаточно.

Существуют две отдельные федерации, которые могут развивать свои идеи. Вы же знаете, что одинаковые техники не везде одинаковы. Для одного она плавная и мягкая, а для другого она правильная с применением силы. Конечно, иногда сложно это принять.

Вот всё так и получается, почему бы и нет, если айкидо при этом остаётся айкидо. И так, не важно, будет ли это одна организация под названием «Французская Федерация айкидо» или это будут две организации под одной крышей. Нужно найти систему. Это самое важное. Вот моя точка зрения.

И так, каким вы видите будущее развития отношений между двумя федерациями?

Для меня лично… Одна федерация, я бы мог согласиться, но… с самого начала это совсем разные идеи. Grosso modo (примечание автора – дословно с итальянского «большая разница»), … в FFAB занимаются по большей части любители, преподаватели имеют профессию, а айкидо занимаются немного, а другие это скорее профессиональные преподаватели айкидо. Айкидо это их профессия, они зарабатывают этим на жизнь. Это два совершенно разных подхода. Для одних надо всё время увеличение числа занимающихся, другие довольствуются небольшим залом, они преподают, потому что они этим занимаются с удовольствием.

Необходимо и то и другое, невозможно это слить воедино… эти обстоятельства совершенно разные. Эти два подхода должны оставаться, для меня это важно. Я не критикую эти подходы к преподаванию, и тот и другой нужен. У каждого есть своё место. Это как с животными в вольере и теми, которые на свободе в лесу. Если звери живут на одной территории, будет мало места. В лесу у каждого зверя есть своё место, это нечто совсем другое.

Сегодня наша планета Земля становиться всё меньше в понимании жизненного пространства, но мы же не можем просто умереть, нам нужно где-то жить. Потому нашли систему… Нельзя мешать, нужно уважать другого, уважать разницу взглядов.

Скажите, а вот если признать существование одной федерации, разве это не шанс для сотрудничества?

Всё зависит от развития. Например: Франция поддерживает Африку в том, что насаждает современные технологии. Для подачи воды они пробурили тысячи метров скважин с насосами. Когда строители и разработчики уехали, то местное население не смогло обслуживать насосы, и они остались без воды. Это другая культура и это нужно понимать.

Всё смешивать нехорошо. Можно объединить полицию и военные силы, но сельское хозяйство смешивать не получится, оно занимается слишком разными вещами. С этим тоже надо согласиться. В айкидо это очень похоже. Кому-то хочется применять силу, кто-то же напротив привык работать мягко…почему бы и нет? У каждого должно быть своё место; и в том и другом есть полезное.

Люди как вы пьют чай, другие виски. Если большинство пьет чай, нельзя чтобы вы запрещали мне пить виски, не правда ли? Надо уважать друг друга. Можно жить в одном месте, однако надо понимать другого.

То чем вы занимаетесь в айкидо, это не то, чем занимаюсь я. Каждый должен найти свой способ и метод работы и то, как действует айкидо, однако нельзя всё смешивать. Такие две организации, как FFAB и FFAAA нельзя смешивать. Это выглядит так, как будто вы хотите смешать красное и белое вино, чтобы получить розовое. Если следовать такому убеждению, то это может кончиться катастрофой.

https://ru-aikido.livejournal.com/252664.html

******

Comments (0)

Оставьте мнение: