Янв 19 2021

Именно когда драка становится боем на смерть, она становится настоящим боевым искусством

Category: Библиотека Евгений @ 10:31

А. Сощенко

Именно когда драка становится боем на смерть, она становится настоящим боевым искусством

Алексей Александрович Сощенко, действительный член Всекитайской Ассоциации Оздоровительного Цигун (сертификат министерства Спорта Китая). Ведёт занятия в своём клубе «Улунмень» по цигун в виде семинаров-тренингов и углублённых медитаций, тайцзи-цюань стиля чень для интересующихся более углублённым пониманием этой гимнастики и Тантре.

 

 

******

«В бою победит, конечно, личное мастерство, уровень, и никогда не победит вид спорта. Тот, у кого искусство лучше, тот и выйдет победителем. Иначе бы уже давно все занимались только одним видом спорта, одним видом боевых искусств».

 

 

Тайцзицюань и мордобой.©

Или, можно ли с помощью тайцзицюань научиться драться?

Киса, я давно вас хотел спросить, как мастер тайцзицюань, мастера тайцзицюань: Вы драться умеете?

(расхожий анекдот в интернете по мотивам «Золотого Теленка» Ильфа и Петрова).

Тайцзицюань – это боевое искусство или оздоровительная гимнастика? Как часто слышишь этот вопрос от тех, кто приходит на занятия по тайцзицюань с целью поправить свое здоровье. Вопрос задается с опаской, вдруг на занятиях их будут бить, а им этого искренне не хочется. Ещё такой же вопрос задают те, кто никогда не придет заниматься тайцзицюань, да и чем-то другим, происходит это через социальные сети.

Как правило, это вопрос знатока, постигающего боевые искусства исключительно через интернет и виртуально. И крайне редко такой вопрос задают люди, которым на самом деле интересно чему-то научиться. А те, кто уже учатся и постигают тайцзицюань серьезно, такой вопрос не задают, для них ответ очевиден.

Начну по порядку. Статью я написал с одной целью, внятно ответить на этот вопрос, и снять эту тему с повестки дня, если не навсегда, то надолго. А если кто и спросит об этом, так давать ссылку на статью и не париться. И, конечно же, внести ясность в этом вопросе в меру своих скромных сил и способностей. Посему, изложенное ниже основано на личном опыте преподавания тайцзицюань более 10 лет в клубе «Улунмень» города Санкт-Петербурга.

Можно ли с помощью тайцзицюань научиться драться? Первое, те, кто умеют драться не будут учиться ни тайцзицюань, ни боксу, ни дзюдо, ни остальным видам боевых искусств, они умеют. Учатся только те, кто не умеют. Звучит как шутка, но всё так и есть. Второе, если смотреть на то, кто лучше и эффективнее среди тех, кто не умеет драться, в смысле, чем-то занимается, то здесь надо разделить спорт и драку.

Спорт – это всегда правила состязаний, и соответственно определенные ограничения, соответствующие виду. Они всегда досконально продуманны и зафиксированы в регламентах проведения состязаний. Это закон и его нельзя нарушать.

А драка это полное отсутствие правил, в ней нет закона, зато есть широкий диапазон возможностей. С одной стороны шкалы, драка может быть «бытовой», или просто потасовкой, с руганью и пинками, а может быть жестокой и кровавой, с другой стороны шкалы, до тотального уничтожения противника, причем любым доступным способом. В этой крайности драка похожа на бой, бой насмерть, как на войне, до полного уничтожения врага. И именно здесь она становится настоящим боевым искусством, которое заключается в том, чтобы уничтожить противника любым доступным способом.

Начнем со спорта. Есть карате, айкидо, саньда, самбо, дзюдо, кикбоксинг, армейская рукопашка, и многое другое. Кто из них круче? Какой стиль лучше? Да ни какой. Если брать примерно одинаковый уровень мастерства спортсмена, то на своём поле, со своими правилами, у него будет огромное преимущество перед соперниками другого стиля, и конечно он победит. Но оказавшись в других условиях и с другими ограничениями, он проиграет тому же самому спортсмену, работающему по своим правилам на «своём поле». Банальный пример борца и боксера. Боксер борется против борца на ковре – проигрыш, потому что удары запрещены. Борец дерется против боксера на ринге – проигрыш, потому что захваты запрещены. Любой вид спорта, это набор ограничений, для того чтобы сделать состязание более зрелищным. Если же каждый будет работать в поединке по своим правилам, тот же боксер с борцом, один будет драться, другой бороться, победит конечно личное мастерство, уровень, и никогда не победит вид спорта. Тот, у кого искусство лучше, тот и выйдет победителем. Иначе бы уже давно все занимались только одним видом спорта, одним видом боевых искусств.

Приведу простой пример. В тайцзицюань есть парное упражнение, доведенное до состязательного уровня, это туйшоу, своего рода поединок, направленный на то, чтобы вывести из равновесия, с падением или без, своего противника, самому оставшись в равновесии. Оно отображает один из основных принципов тайцзицюань, о том, что человек потерявший равновесие не по своей воле, то есть падающий, не в состоянии ни нападать, ни защищаться, пока он свое равновесие не восстановит.

Так вот, на соревнования по туйшоу иногда приходят представители других видов, борцы, ушуисты, вин чуновцы, каратеисты, и, как правило, проигрывают тем спортсменам, которые, по их понятиям, не умеют драться. Им нужен довольно большой перевес мастерства в своем стиле, да и он не всегда работает, чтобы победить «неумёх», по этим правилам. А казалось бы…

Теперь про настоящее боевое искусство, целью которого является не победа по очкам, а полное, тотальное уничтожение противника любым доступным способом. Это все что будет под рукой в момент боя, камень, арматура, палка, нож, топор, кайло, обрез, гвардейский миномет или плавающий танк. Есть анекдот, об инструктаже в спецназе по рукопашному бою. «Прапорщик построил солдат и говорит: «Боец спецназа может вступить в рукопашный бой только в одном случае, если он прое…л (потерял) свой автомат, табельный пистолет, штык нож, саперную лопатку, поясной ремень, каску, бронежилет, оказался на ровной площадке, где нет ни камней, ни палок, и встретил другого такого же мудака, растерявшего своё снаряжение». В настоящем поединке, где противников может быть и не один, а несколько, правило одно, выжить. Там нет никаких ограничений. Поражающие удары по половым органам, глазам, шее, только приветствуются. Приёмы, направленные на повреждение суставов, в том числе шеи и позвоночника, ломание пальцев, вывихи рук и ног, вполне законны. Кроме того нужно рвать уши, колоть глаза и откусывать мягкие ткани противника. То есть вести себя совершенно некорректно, по отношению к противнику. Но лучше, когда есть из чего стрелять, или, в крайнем случае, нож, чтобы резать. Это позволяет драку сделать более эстетичной.

Теперь о тайцзицюань. Я изучаю форму стиля чень, уже почти 20 лет. Это 84 шага, малых комплексов движений, приёмов и связок, направленных на взаимодействие с противником, которые выполняются последовательно в течение 10-15 минут. И то, что форма имеет мощный оздоровительный, терапевтический, восстанавливающий и профилактический эффект я убедился на личном опыте. Кроме того она развивает внимание, концентрацию и сознание, учит раскрепощению и последующей плавности движений, которые можно использовать повсеместно. Здесь я даже не говорю про энергетику, которую дает тайцзицюань, не та тема. Но постигая искусство, я нахожу в движениях формы вполне эффективные приёмы боевой направленности, и я даже сказал бы довольно изощренные. Практически каждое движение несёт в себе посыл удара в пах, горло, глаза, шею. Каждый «приём», по-китайски – цинна, направлен не просто на болевое воздействие на суставы, и последующее удержание, то есть, на так называемый «контроль», или обездвиживание, а на их полное разрушение, после которого противник становится неопасен, то есть лежит «без сознания», живой или мертвый.

Красивейшая форма тайцзицюань, медленная и плавная, которой искренне любуются, особенно в исполнении хорошего мастера, содержит в себе чрезвычайно жестокие и коварные приёмы, выглядящие естественно и гармонично в составе общей последовательности движений. Эстеты любуются, какое красивое движение в тайцзицюань, «расчесать гриву дикой лошади». Оно красиво и совершенно, но в применении своем, это воздействие на шею противника с целью ломания позвонков основания черепа с последующим летальным исходом.

В тайцзицюань, все это благодаря таким элементам, как чаньсы цзын и фа цзын, то есть непрерывному спиральному скручиванию и выбросу силы за счет взрывного раскручивания спирали. И удивительно, что именно это умение привносит наивысший оздоровительный эффект от занятий. В этом и состоит парадокс, вроде боевое искусство, а практикуется как гимнастика для пенсионеров.

В наше время так сложилось, что в тайцзицюань приходят заниматься взрослые люди, после сорока. Я и сам начал заниматься почти в этом возрасте. Так вот, в зрелом возрасте, нет необходимости доказывать кому-то что-то кулаками, есть другие возможности убедить в своей правоте, а если возникает необходимость драться, то это говорит лишь о недалекости и скудности ума субъекта. Здесь я не беру крайние случаи драки за жизнь и честь свою и своих близких, когда драка возможна лишь с летальным исходом противника или тяжкими его повреждениями. Здесь я имел в виду только «бытовые» драки. Ах да, а хулиганы? Вдруг нападут? Да хулиганы не дураки, они изначально видят, на что вы способны, и стоит ли к вам приставать. Никогда ни один из них на крайние меры не пойдет, они же просто развлекаются. Это своего рода кураж и попытка бытового доминирования. А если нет, то это уже не хулиганы, и с ними нужно поступать жестко, используя все, что есть под рукой.

Взрослые люди приходят в тайцзицюань потому, что ничто не даёт столько здоровья в зрелом возрасте, как тайцзицюань. Восстанавливаются суставы, органы и системы, приходит энергия, бодрость и силы. Подвижные и активные виды спорта больше подходят для молодежи, в них идет большая трата энергии, а организм еще растет. В зрелом возрасте энергию надо сохранять, а не тратить, поддерживать здоровье и приобретенную форму, а не качать мускулы. В этом существует реальная потребность, и поэтому тайцзицюань стала гимнастикой для взрослых людей, для мужчин и женщин. Поэтому большинство преподавателей и мастеров работают именно в этом ключе, удовлетворяя растущий спрос. Ещё раз подчеркиваю, ни один вид боевых искусств не может предложить настолько эффективного способа поддержания здоровья и энергетики, как тайцзицюань, ни айкидо, ни бокс, ни гребля.

Реально тайцзицюань это динамический цигун, то есть работа с энергией, направленная на оздоровление. Сейчас распространяется то, в чём есть потребность, на что есть спрос, а именно, широкую популярность приобретает оздоровительный аспект боевого искусства тайцзицюань. Поэтому столько групп оздоровительного тайцзицюань и его модификаций, типа тайцзи-цигун и тому подобных. Боевой же аспект тайцзицюань совершенно не раскручен, и здесь есть огромное поле деятельности для энтузиастов. Welcome, как говорится.

Итак, можно ли с помощью тайцзицюань научиться драться? Да, конечно, несомненно. Всё что для этого надо в арсенале тайцзицюань есть. Перечислим основные составляющие необходимые для поединка – это владение эффективной защитой, владение эффективными и различными способами нападения, хорошо поставленный удар любой частью тела (рукой, ногой, головой, туловищем), отработанные захваты, поставленные болевые приемы (цинна) и броски, а так же обязательная психологическая подготовка.

Защита в тайцзицюань осваивается такими упражнениями как туйшоу, вращающиеся и липкие руки, где ставятся основные навыки использования силы противника, её поглощение и перенаправление. Техникой является чаньсы цзинь, спиральное скручивание, сжатие и расширение, спиральное наматывание и размывание, а методом «таковость», через тактильное слушание силы, импульса и намерения противника.

Нападение осваивается в смене мягкого и жесткого, в стремительности и мягком поглощении силы противника, в выведении его из равновесия после первого тактильного контакта, в обматывании, вращении и тактике непрерывной атаки.

Отдельная тема постановка удара тайцзи. Они отличаются от ударов в других стилях не силовым, а структурным усилием. Для этого нужна определенная тренировка, выраженная в настойчивости и гунфу, то есть многократный повтор правильного удара от тысячи раз. По сути, это биомеханическое выстраивание упора во всём теле при ударе, делающее его проникающим и разрушительным. И ещё, отработка элементов удара, таких как вкручивание, втирание, зацеп, взрыв.

Захваты и болевые приемы, которых в тайцзицюань так же имеется огромный арсенал, должны быть отработаны до автоматизма на бессознательном уровне. И решимость их применения в бою не должна чем-либо сдерживаться.

Для этого всего в тайцзицюань есть целый набор упражнений, как с предметами, как с партнёрами, так и со своим телом. Они есть, нужно только желание и востребованность. Искусство настолько универсально, что может позволить себе, с одной стороны, только оздоровительный аспект, и наоборот, весь комплекс, с другой стороны, весь арсенал применения, где оно становится грозным оружием.

Приведу лишь некоторые примеры эффективности. Это поджатие «плавающих» рёбер, что позволяет выдерживать удары ногами в область грудной клетки сбоку без повреждений. О таком методе, к сожалению, не знают некоторые практикующие поединки спортсмены, а это очень бы им помогло. Об этом я узнал от них, показывая им метод. Это «двойные» удары, когда удар начинается с одной ноги и кончается с упором в другую. Это «вкручивание» и «втирание» удара. Это переход от защиты к атаке с помощью бессознательного усилия созданного самим противником. Это трёхмерный вектор атаки не читаемый сознанием противника. И многое другое. Специфичное. Интересное. Уникальное. Все, что составляет арсенал тайцзицюань, и что не теряется, потому что прошито в принципах самих движений, если их не упрощать в угоду нерадивым ученикам и коммерческому интересу по быстрому обучению форме движений.

Всё это, к сожалению, появляется сейчас и потихоньку уничтожает искусство. Маститые мастера упрощают формы в угоду конъюнктуры, чтобы за трех – пятидневный семинар хоть чему-то научить своих слушателей. Отсюда появляются неполные комплексы, в 12, 24 и 36 форм. Это всё упрощёнка. Но к сожалению оздоровительный эффект возникает в полной мере лишь при правильном освоении и никак не иначе. А с ним впитываются и боевые навыки, хотите вы того или нет, повышая ваш уровень мастерства для возможной драки, относительно исходного.

Так что для «драки» в тайцзицюань есть всё. Вопрос лишь в освоении этих навыков. И здесь возникает сложность. Сложность для молодых людей, которым нужна динамика, драйв и скорость. Им гораздо доступнее обучиться боксу, рукопашке и прочему, потому что там всё понятно. А в тайцзи, надо развивать тактильную чувствительность, осознанность, слушание противника, приобретать внутреннее видение, что кажется абсолютно ненужным, когда есть сила, скорость и напор. Подкачался, отработал приём, овладел ударом и в бой. В боксе на ринг идут через неделю, в тайцзицюань на туйшоу, через год. Это долго. Нет смысла ждать, для молодого человека год, это целая жизнь.

Поэтому реально в тайцзицюань приходят люди, освоившие какой-то вид боевых искусств, осознавая необходимость укрепления здоровья и совершенствования своего мастерства, через другие инструменты. Через осознанность и внимание, а не через развитие мышечной силы, реакции и скорости. Дело в том, что описанные последними, навыки после определенного возраста угасают. Уходит сила, уменьшается выносливость, замедляется реакция. Это не секрет. Посмотрите на возраст спортсменов, в котором они уходят из спорта. Для дальнейшего роста им необходимо совершенно другое, то, что есть только в тайцзицюань. Это умение противостоять противнику, затрачивая в разы меньше энергии, чем он. Это использование силы, импульса, броска и удара противника против него самого. Это мягкость в поединке, не понимаемая сознанием, и потому удивительно эффективная.

Такие примеры есть. Боевой направленностью тайцзицюань занимаются в Московской школе илицюань. Это современная разновидность тайцзицюань, созданная Мастером Чин Фансеном. Люди, приходя из других направлений БИ, у которых удар и захват поставлен и есть боевой опыт поединков, очень быстро осваивают принципы и, обучившись всего одному упражнению, называемому «липкие руки», существенно увеличивают свою эффективность. Я сам был этому свидетелем. А приобретя навыки по развитию внимания, «слушания» и «таковости», получают решительный прогресс. В остальных школах, про которые я знаю, боевая направленность существует в малом сегменте, зависящем от спроса, но она есть, например, в школе моего друга Р. Романова в Санкт-Петербурге. Хотя лично он, как и я, желал бы продвигать именно её.

Повторюсь, боевое наплавление в тайцзицюань не так раскручено, как оздоровительное и прочие, и собственно вопрос, о том, «что же ты такое тайцзицюань?», появился только сейчас.

И не могу не сказать об еще одной особенности тайцзицюань. Это цигун «железная рубашка», что есть неотъемлемая часть тайцзицюань. Без освоения этого комплекса цигун, искусство тайцзицюань будет неполным. Комплекс органично переплетен базовыми принципами с тайцзицюань и в процессе прохождения последние прекрасно отрабатываются, становясь навыками. Кроме того происходит значительный скачок в силе, мощи и выносливости адепта. Все кому нужен боевой аспект тайцзицюань обязательно проходят данный цигун, и всегда его проходили с самого начала существования стиля.

Как видите, тайцзицюань это не только гимнастика, это не только красивый «танец», это не только динамическая медитация, это реальное боевое искусство, которым можно овладеть. Нужны лишь желающие, а методов для освоения в арсенале тайцзицюань достаточно, и даже с избытком. Врата открыты для всех.

Санкт-Петербург,

2017г.

http://www.taichi-spb.ru/statyi.html

******

Comments (0)

Оставьте мнение: