Янв 12 2021

Вы не можете изучить важные моменты практики только потому, что вы этого хотите

Category: Библиотека Евгений @ 09:58

М. Хираи

Вы не можете изучить важные моменты практики только потому, что вы этого хотите

Хотя это почти совершенно неизвестно тем, кто занимается айкидо, одна из самых удивительных форм, связанных с нашим боевым искусством, была создана Минору Хираи.

Он занимал пост директора по общим вопросам старого Кобукан Додзё Морихея Уесибы во время Второй Мировой войны, а позже преподавал свою собственную уникальную форму дзю-дзюцу, основанную на принципах круговых перемещений тай-сабаки.

«Aikido Journal» недавно посетил Хираи сенсея, находящегося в возрасте 91 год (интервью 1994 года – прим. перев.), в его доме в городе Сидзуока и записал основные моменты разговора, наводящего на некоторые размышления о Кориндо и теориях Хираи сенсея в области боевых искусств.

******

 

Вы впервые встретили Морихея Уесибу, Основателя айкидо, в Окаяма до войны, насколько я знаю. Не могли бы Вы описать обстоятельства этой встречи?

Минору Хираи: Там была спичечная фабрика в Нисикава, Окаяма, а рядом с фабрикой был дом адепта Омото. Я прибыл туда по делу, и оказалось, что там присутствовал Уесиба сенсей.

Уесиба сенсей говорил о своем додзё, Кобукан, и на другие темы в течение многих часов. Я изучал Тогун-рю хэйхо, и, слушая Уесиба сенсея, я подумал, что то, что он говорил, было весьма необычно. Это была наша первая встреча.

Позже я встретился с ним ещё раз в усадьбе другого человека, который не был верующим Омото. Я услышал, что там находится Уесиба сенсей и пошёл к нему. На этот раз сенсей неожиданно пригласил меня приехать в Токио. Первый раз, когда мы встретились, он ничего не сказал об этой идее, но на нашей второй встрече он сделал мне приглашение. Вот таким, в действительности, было начало наших отношений.

Я решил отправиться в Токио, где Уесиба сенсей имел своё додзё в Усигомэ. Конечно, я интересовался боевыми искусствами, но я совсем не думал о последствиях. По-моему, прошло два-три месяца, прежде чем я встретил Уесибу сенсея второй раз, и мы переписывались в течение этого периода времени. В любом случае, я отчётливо помню, как шёл к Вакамацу-тё, где находилось его додзё. Когда я оглядываюсь назад, я думаю, что наш подход к жизни и боевым искусствам был необычным. Но я не знаю, был ли необычен я, или Уесиба сенсей!

Однако, у меня уже были собственные мысли об использовании дзё и кен. Поэтому было бы более правильно сказать, что встреча с Уесибой сенсеем усилила мои собственные размышления о теории круга. Я пришёл удостовериться, что я не ошибся в моих идеях на эту тему. Я был молод и потратил много времени, думая об этих вещах, и, естественно, пришёл к определённому пониманию. Я думаю, что Уесиба сенсей имел свои теории на эту тему.

Я знаю, что Вы сыграли главную роль в изменении имени от айки-будо к айкидо, когда Вы были представителем Кобукан Додзё в Дай Нихон Бутокукай.

Я был директором Кобукана по общим вопросам начиная с 1942 года, и я помог Уесибе сенсей в повседневных делах. «Айкидо» было не столько конкретно выбранное наименование, сколько термин, используемый для обозначения Айки-будо, одной из школ, входящих в Бутокукай, в пределах самой организации Дай Ниппон Бутокукай. Штаб-квартира Дай Ниппон Бутокукай находилась в Киото, а центры Бутокудэн были созданы во всех префектурах. Тацуо Хисатоми, представитель Кодокан дзюдо в Бутокукай, и Сёхэй Фудзинума из кендо были моими близкими друзьями. Бутокукай был независимой (де-юре независимой, а де-факто подконтрольной правительству – прим. перев.) организацией, объединяющей боевые искусства, и она также отвечала за боевые искусства в полицейских департаментах.

В то время было очень сложно создать новый раздел в Бутокукай. Г-н Хисатоми предложил создать новую секцию, включающую боевые искусства реальной боевой направленности, основанные на техниках дзю-дзюцу. Но техники явара (альтернативное название дзю-дзюцу) являются комплексными и включают в себя использование кен и дзё… Я также сделал ряд предложений и г-н Fujinuma и г-н Hisatomi поняли мои идеи. Однако, если бы я настаивал на этих вещах, это ничего бы не решило.

Внутри Бутокукай разразилась дискуссия о выборе названия для этой новой секции. Это неоднократно обсуждалось на заседаниях Совета директоров и, в частности, в секциях дзюдо и кендо. Нам нужно было рассмотреть все различные отдельные боевые искусства, которые должны были быть охвачены этой секцией, когда мы пытались придумать название, включавшее в себя всё. Было решено выбрать безобидное название, чтобы в дальнейшем избежать трений между различными боевыми искусствами.

Справка «Aikido Journal»: организация «Дай Ниппон Бутокукай» основана в 1895 году в целях поощрения традиционных боевых искусств и культивирования воинских добродетелей. Заявленными целями Бутокукай были: постройка Бутокудэн, большого зала боевых искусств в черте храма Хэйан в Киото; проведение ежегодных демонстраций и турниров боевых искусств; сохранение, поддержка и продвижение боевых искусств; коллекционирование классического оружия, военного снаряжения и исторических материалов; и публикация бюллетеней по вопросам боевых искусств. Филиалы были созданы во всех префектурах Японии, и губернаторы этих префектур стали директорами филиалов. В 1899 году строительство Бутокудэн в Киото было завершено. Залы филиалов, также названных Бутокудэн, были построены в каждой префектуре. В 1905 году было основано учебное заведение для учителей боевых искусств. Позже это превратилось в Будо Сэммон Гакко (колледж боевых искусств). В Бутокукай была создана система рангов «дан» и система судейства. Это урегулировало занятия кендо, дзюдо, нагината, и кюдо, и, постепенно, способствовало модернизации и распространению японских боевых искусств. Во время второй Мировой Войны Бутокукай перешёл под контроль правительства, но после войны он был расформирован по приказу оккупационной армии.

Г-н Хисатоми энергично аргументировал своё предложение и пояснил, что «айкидо» будет лучшим названием, чем «айкибудо», для этой новой секции, потому что оно в большей степени подчёркивает идею «мити», или «пути». Он предположил, что название «айкидо» может быть использовано как термин для обозначения будо, включающего в себя всё, и я с ним согласился.

Другими словами, термин «айкидо» стал всеобъемлющим термином. Идея г-на Хисатоми заключалась в намеренном выборе наименования, которое бы не противопоставлялось кендо или другим боевым искусствам, но вместо этого являлось безобидным, общим термином для группы, объединяющей школы «явара». В конце концов, никто не стал возражать против этого предложения.

Это, конечно, было большой проблемой в то время. Я не могу рассказать ничего более конкретного об этом. Каждый должен идти по тому пути, в который они верят.

Вы были близки с Кисабуро Осава сенсеем из Айкикай?

Мы были товарищами. Он был мягким, вежливым, и по-настоящему хорошим человеком. Мы также вели дела вместе. Я сделал всё от меня зависящее для Кобукай, и затем передал мои обязанности ему. Я думаю, для него это было трудное время. Я попросил г-на Сэйити Сэко и г-на Осава поддержать Морихея Уесибу сенсей, когда я покинул Кобукай. Я просил их работать усердно, потому что путь боевых искусств труден. К моему сожалению, их обоих уже нет.

После войны, когда я работал в додзё в Итакура, Кэндзи Томита, который работал в полиции, [и который сыграл важную роль в предотвращении ареста О-сенсей после Второго Инцидента Омото в 1935], пришёл ко мне в додзё и сказал: «Хираи сенсей, не могли бы вы вернуться в Кобукай и помогать Уесибе сенсей снова?». Я ответил, что я верю в тот путь, по которому шёл я, и что хочу следовать ему.

Я не упоминал об этом раньше, но я был связан с г-ном Томита и вне боевых искусств, и я привык видеть его в доме принца Хосокава (отца бывшего премьер-министра Японии Морихиро Хосокава) в последние дни Второй Мировой войны.

Итак, Вы оставили Кобукан и последовали своим собственным путём.

На самом деле у меня уже был мой собственный додзё, называемый «Когадо» в Окаяме, когда я был ещё членом Кобукай. Позже я изменил название с «Когадо» на «Кориндо».

(Хираи сенсей изменил название свого додзё с «Кога» на «Корин». Слово «корин» является производным от «Каннонкё» (один из буддийских священных текстов), и означает распространение света. Когадо Хираи сенсей, существовавшее до окончания Второй Мировой войны, было создано до того, как он встретил Уесибу сенсей, и базировалось на его – Хираи сенсея боевом искусстве – прим. перев.).

Я знаю, что Вы также преподавали боевые искусства личному составу военной полиции во время Второй Мировой войны.

Я был инструктором в армейской школе военной полиции. Я опубликовал книгу, которая сейчас выходит из печати, под названием «Рикугун Кэмпэй Гакко Тайдзюцу Кёхан» («Наставлений по тай-дзюцу армейской школы военной полиции»). Перемещения тела тай-сабаки в ней объясняются в конце книги, но, на самом деле, они должны быть впереди.

Меня попросили помочь в разработке для полиции тайхо-дзюцу (техник задержания) год или два после окончания Второй Мировой войны, вместе с Хиронори Оцука (карате), «Пистоном» Хоригути (бокс), и г-ном Кудо (дзюдо). Это была крупная реформа, и мы представили новые техники задержания в налоговой инспекции Накано. Многие полицейские из всех уголков страны, обучавшиеся дзюдо и кендо, пришли посмотреть на вновь разработанные техники задержания. Сегодня эти методы являются частью регулярной программы обучения.

Эта система техник задержания была разработана в сотрудничестве со многими людьми. Мы разработали техники, работающие во множестве разных случаев, например, при угрозе пистолетом, привезённым из Америки. Я использовал компонент «явара» и включил некоторые методы для избежания ки противника. Я объяснял важность техник уклонения от ки, но меня никто не слушал! Я сказал им, что целью таких техник является не просто быть сильным. Тот, кто стремится стать сильным – на самом деле слабый, если он использует только силу. Вы не можете справиться с реальной ситуацией, используя только силу. Важно разбираться с каждой конкретной ситуацией в каждом отдельном случае. Это требует чуткости и внимательности. Важно понимать эти пункты – однако вы не можете изучить их только потому, что вы этого хотите.

Не могли бы вы рассказать что-нибудь о Ваших ранних занятиях боевыми искусствами? Вы упомянули, что вы изучали Тогун-рю хэйхо, будучи молодым человеком.

Оиси Кураносукэ (лидер знаменитых 47 ронинов, совершивших массовое самоубийство после мести за смерть своего господина) был членом семьи Икэдая клана Ако, в Окаяме, и был принят в семью Оиси. Он занимался Тогун-рю, широко практикуемой в области Окаяма. Многие люди там изучают эту школу и, когда кто-то в Окаяме говорит о боевых искусствах, имеют в виду Тогун-рю.

В Тогун-рю очень строго относятся к способу удержания бокена. Он должен как бы прилипать к рукам.

А как насчёт Тогун-рю дзю-дзюцу?

Если я сделаю вот так (демонстрирует), я сломаю вашу руку. Это явара. Но ведь нельзя травмировать партнёра по тренировке, поэтому придется останавливать движение на полпути. В явара мы применяем технику мягко, но всё-таки ломаем противнику руку. Вы должны знать, как убить, и как позволить противнику жить. Смысл не в том, чтобы победить, захватить или убить, а в том, чтобы жить вместе.

Пожалуйста, расскажите о свойственном Вам подходе к тай-сабаки.

Мои ката тай-сабаки разрабатывались в течение определённого периода времени. Они были разработаны в результате повторения практик меча и техник пустых рук. Я тренировался в месте под названием Аэтитава, расположенном на границе префектур Окаяма и Тоттори, в конце периода Тайсё [1912-1925]. Я любил Акэтитава и посещал его несколько раз. Это было очень спокойное место, и там было много скота. Я чувствовал себя очень комфортно в Акэтитава.

Справка «Aikido Journal»: Тай-сабаки в Кориндо состоит из семи форм или ката: кэсагири, котэ-сабаки, ирими-сабаки, сихо-сабаки, исогаэси, цуиагэ, и усиро-сабаки. Как правило, они выполняются сольно, но они могут также выполняться с партнёром. Эти семь ката практикуются вперёд, назад, вправо, и влево, и они помогают развить способность применять техники из любого положения. Уникальные формы тай-сабаки Минору Хираи, составляющие основу его Кориндо айкидо, могут осуществляться с пустыми руками, с мечом, коротким шестом, или копьём. Цель – выразить природный ум посредством естественных техник боевых искусств.

Я тренировался один с бокеном или мечом. Для тренировок Я уходил по высохшему руслу горячего источника глубоко в горы недалеко от Акэтитава. Конечно, я не всегда думал о тай-сабаки, но влияние природы вокруг меня было глубоким. Я была проникнут окружающей средой. Я чувствовал необычайную невозмутимость.

Вы смогли развивать свои тай-сабаки, потому что были в этой природной среде?

Окружение было важным. То, как я тренировался в Акэтитава, оказало большое влияние на мои тай-сабаки, а также на мою повседневную жизнь. Я не открыл эти вещи, потому что я ушёл в горы, скорее там я постепенно пришёл к пониманию этих вещей. Будет неправильно сказать, что я сбежал в горы, правильно сказать, что я энергично и с энтузиазмом углублялся внутрь.

Вы поднимались в горы в одиночку?

Да. Я хотел быть в одиночестве. Я думал, что человек может практиковать будо по-настоящему только в одиночестве. Моя концепция тай-сабаки в начале не было какой-то особой формы. Она был достаточно фрагментированной. Когда я размышлял в состоянии «не-ум», возникло нечто, что можно было использовать. У меня было чувство выполнения задуманного во время тренировок в Акэтитава. Это место мне подходило. Позже, когда я отправился туда с моим сыном, оправившись от болезни, я почувствовал желание снова стать активным.

Тай-сабаки имеет отношение к тому, как двигаете своё тело и дышите. Это не вытекает из исследования какой-то одной конкретной вещи. Это не связано с какой-то одной конкретной техникой. Именно в таких обстоятельствах я, наконец, постиг концепцию тай-сабаки – движения, наполненного ки. Этот вид тай-сабаки может быть использован при владении всеми видами оружия. Вот что я открыл.

Вы не можете достичь истинного понимания таких вещей до тех пор, пока не поймёте, что значит быть убитым. Однако, если вы окажетесь убиты, вы не сможете тренироваться, поэтому вы должны тренироваться мягко, используя круговые движения.

Что Вы думаете о мире побед и поражений, таком, как олимпийские игры?

Спорт очень популярен, но в спорте почти нет шансов быть убитыми. Люди, занимаясь спортом, изо всех сил стараются соответствовать заранее оговорённым правилам, но для мастера боевых искусств тренироваться в таких ограниченных условиях является пустой тратой времени. Эти ограничивающие соглашения существуют в виде правил. Это означает, что вам не грозит смерть или увечье независимо от того, сколько усилий вы прикладываете. Люди сравнивают свои навыки в конкурсах, вот как я понимаю спорт. Существуют правила, люди соперничают, они прикладывают много сил, хотя стараются избегать травм. Я думаю, что это очень сложно.

Стэнли Пранин

Перевод: Георгий Калашников

******

Comments (0)

Оставьте мнение: