Фев 18 2021

Мастера боевых искусств, которые извиняются

Category: Библиотека Евгений @ 09:43

С. Пранин

Мастера боевых искусств, которые извиняются

Стенли Пранин (5 дан айкидо, 24.07.1945-07.03.2017) занимался изучением истории и корней айкидо с 1974 г. Его работы, публиковавшиеся в основанном им издании «Айки-Ньюс», позднее переименованном в «Айкидо Джорнал», охватывали подробнейшее изучение биографии основателя айкидо Морихея Уесибы, включая изучение Уесибой сенсеем Дайто рю айки дзю-дзюцу и его связь с сектой Омото-кё. Вклад Стенли в распространение информации об айкидо заключался и как публикации своего издания, так и в поддержании сайта www.aikidojournal.com.

 

 

 

******

 

Много лет я слушаю громогласный хор недоброжелателей, которые сурово критикуют айкидо за то, что оно является «неэффективным» боевым искусством. Критику техник айкидо, как нереалистичных, можно услышать даже в среде практикующих айкидо. Признаюсь, что и я сам был среди тех, кто сокрушался по поводу того, что в додзё айкидо многих странах мира происходят вещи, не соответствующие или противоречащие принципам этого искусства.

Меня часто удивляли стандарты, которые использовали критики айкидо для того, чтобы унизить его. Однако если суровый критик желает обсуждать преимущества и недостатки айкидо как боевого искусства, не лучше ли для пользы дела сначала определить, что он понимает под боевым искусством? И если он этого не делает, то можем ли мы рассчитывать на разумное обсуждение предмета?

Воспользуемся, к примеру, случайно выбранным определением «боевых искусств», которое даёт он-лайн-словарь Мерриам-Вебстер: «все искусства, предназначенные для состязаний и самообороны (такие, как карате и дзюдо), которые широко распространены как спортивные дисциплины».

Вот это да! Поверить не могу! Начать с того, что это – совершенно смехотворное определение. В нём также отсутствует понимание происхождения термина «боевое» в его связи с Марсом, богом войны. Нам говорят, что эти искусства «для состязаний и самообороны» практикуются как спорт. Чего-то я здесь не понимаю. Когда это боевые искусства стали спортом? Если не говорить о римских гладиаторах, участники спортивных соревнований обычно не рискуют своими жизнями.

Другое наблюдение. Основатель айкидо Морихей Уесиба самым жестким образом запретил соревнования в айкидо. Кендзи Томики, который ввел в айкидо элементы соревнований, из-за этого вопиющего проступка стал в Айкикай Хомбу додзё персоной нон грата и с того момента был отлучён от Основателя.

Так что согласно определению словаря Мерриам-Вебстер айкидо, разумеется, не является боевым искусством, потому что это вообще не боевое искусство. О чём тогда говорить? В чём тогда мы не согласны друг с другом, если уже по смыслу термина, который мы употребляем, когда подтруниваем над айкидо, оно не является боевым искусством?

Ну ладно, я воспользуюсь своим же собственным советом и для целей данной статьи не соглашусь с вышеприведенным определением «боевых искусств». Думаю, что у меня есть лучшее определение, более близкое к смыслу, которое вкладывают в этот термин мастера боевых искусств, когда говорят об их эффективности в «реальной» ситуации. Тогда, возможно, мы сможем более содержательно обсудить, относится айкидо к категории боевых искусств или нет.

Определим боевое искусство как «систему прикладных техник и стратегий, предназначенных для использования в опасном окружении». Другими словами, если кто-то изучает дисциплину, которую можно охарактеризовать как «воинское искусство», его ожидания (реальные или воображаемые) состоят в том, что он может надеяться одержать победу над противником или противниками в неблагоприятной ситуации.

Тогда возникает вопрос, какие из так называемых современных боевых искусств способны вселить тем, кто их практикует, надежду на благоприятный исход в случае, если они окажутся участниками какого-нибудь реалистичного сценария. Дзюдо, карате, смешанные стили, таеквондо, айкидо и т.д. – отвечают ли они подобным ожиданиям? Можем ли мы ответить на этот вопрос внятно?

Предположим – отвечают.

Хорошо, давайте протестируем их. Предположим, что практикующий какое-то искусство человек оказывается окружённым в тёмной аллее уличной вооружённой бандой. Найдется ли человек, который может предсказать, что произойдет в этом случае? Сколько бандитов в аллее? Каковы их намерения? Чем они вооружены? Вооружен ли человек, на которого нападают? Мой мозг отказывается работать, когда пытаюсь представить развитие этого сценария, потому что он носит слишком гипотетический характер.

Давайте поступим немного проще. Представим, что человек, практикующий некое воинское искусство (название его сами подставьте в скобки), не обращая ни на кого внимания, потягивает выпивку в переполненном баре. К нему подходит пьяный парень и пытается спровоцировать его на драку. Хорошо. Может ли практикующий это некое боевое искусство человек надежно защитить себя в такой ситуации? Что? Вы всё ещё не можете ответить на этот вопрос?

Ну ладно. Добавим немного деталей, чтобы мы могли лучше предсказать итог и в соответствии с этим определить эффективность этого боевого искусства, название которого вы поставили в скобки. Предположим, что мастер этого БИ – большой, хорошо тренированный парень с богатым опытом потасовок. Тот, кто к нему пристаёт, приблизительно такого же роста и так же силён, но, очевидно, из-за действия алкоголя не может этим воспользоваться в должной степени. Тогда всё понятно! Конечно, мастер БИ победит. И поэтому боевое искусство (название которого поставлено у нас в скобки), является настоящим боевым искусством! Всё просто!

Теперь мы можем делать следующие шаги: подробно расписать (чем подробнее, тем лучше), различные опасные ситуации, особенности БИ, действующие лица и окружение, а затем – возможные результаты такого рода ситуаций и «научно» определить, какие искусства достойны того, чтобы классифицировать их как «боевые». И тогда не будет никаких споров – мы будем иметь объективный стандарт для суждений. Argumentum ad absurdum («Доказательство нелепостью» – лат.) …

Сейчас же я полагаю, что мы не можем рационально обсуждать относительные достоинства различных искусств, поскольку пока ещё не можем прийти к согласию относительно смысла основных терминов. Всё, что мы можем делать – это сесть в кружок и конструировать возможные ситуации, лишь предполагая их результат. Такого рода обсуждения всегда эмоциональны и скорее интуитивны – и они быстро выходят из-под контроля. В них нельзя прийти к согласию.

Непобедимый специалист боевых искусств

Давайте успокоимся и посмотрим на предмет под совершенно другим углом. Давайте сейчас сделаем предположение, что цель боевого искусства – цель будо, если использовать японский термин – это не оказаться побежденным … не сражаться. Вообразим человека, который десятилетиями практикует боевое искусство, но никогда не принимал участия в «реальной» драке и поэтому никогда не терпел поражения. Существуют ли такие люди? Конечно, да. Я знал сотни таких людей – да и вы, вероятно, тоже.

Можно ли сказать, что эти «непобедимые мастера боевых искусств» напрасно тратили своё время, поскольку они никогда не оказывались в ситуации, угрожающей жизни? И можно ли вообще называть их мастерами боевых искусств, если они даже не проверяли свою храбрость? В конце концов, какой мастер лучше – тот, кого никогда не побеждали и счёт которого 0:0, или чемпион ринга со счётом 35:2? Это вы должны решить сами. Именно вы выбираете искусство и решаете, как вам жить каждый день.

Разумеется, идея о «непобедимом мастере боевых искусств» не моя. Не знаю, кто может претендовать на авторство этой концепции. Но совершенно очевидно одно: Основатель айкидо Морихей Уесиба выразил её наиболее ярко. Она является одной из основ его философии будо. Если вы хотите исследовать предмет дальше, начните с этого.

Двойственные чувства

Такое название для своей статьи я выбрал, чтобы попытаться заострить внимание на том, что многие занимающиеся айкидо люди испытывают к нему двойственные чувства. Действительно ли айкидо работает? – спрашивают они себя.

Думаю, что подавляющее большинство понимает, что проиграют, если выйдут на ринг против грозного мастера смешанного стиля, потому что в подобной ситуации они никогда не тренировались, да это и не является целью их практики. Точно так же они будут испытывать страх от перспективы оказаться в одиночку на ночной улице в окружении бандитов. Но не так же ли в подобной ситуации будет чувствовать себя и борец смешанного стиля, победивший айкидоку на ринге? Не станет ли описанная ситуация столь же большой проблемой и для офицера полиции, для которого жёстокость – дело обычное, и для солдата из элитных подразделений? К чему извиняться? Любому, кто выживет, просто повезёт.

Но, может быть, вам нужно просто вообще избегать таких ситуаций, чтобы никогда не применять свои навыки, даже если вы настойчиво тренировали их? Если так и будет, то будет ли это являться просто вопросом вашей удачи, совпадений – или же будет иметь отношение к вашим тренировкам и вашей способности принимать решения, которую вы приобрели через свою практику в додзё? Во всяком случае, именно эту цель лелеял Основатель для айкидо – боевого искусства мира.

Когда вы придёте на следующую тренировку в додзё, спросите своих товарищей, приходилось ли им применять айкидо в «реальной» драке. Спросите, каковы цели их тренировок. И расскажите мне то, что вы узнаете.

Источник: www.aikidojournal.com,

14 апреля 2013г.

Перевод Елены Петровой,

Алтайский региональный центр айкидо «Сингитай»,

Ассоциация айкидо Айкикай Сибири и Дальнего Востока

******

Comments (0)

Оставьте мнение: