Фев 27 2021

Самое лучшее, это относиться к своим проблемам как к практике

Category: Библиотека Евгений @ 09:55

С. Сигал

Самое лучшее, это относиться к своим проблемам как к практике

Стивен Фредерик Сигал (род. 10 апреля 1952 года, Лансинг, штат Мичиган, США) – американский актёр, кинопродюсер, сценарист, кинорежиссёр, музыкант и мастер боевых искусств (7-й дан айкидо). Философия Сигала в преподавании айкидо простая: «Это должно быть эффективно на улице».

 

 

 

 

 

 

 

******

 

Для начала, не могли бы Вы немного рассказать нашим читателям о Вашем обучении искусству айкидо – сколько времени Вы занимаетесь, кто были Вашими учителями и когда Вы получили звание мастера?

Ну, титул мастера – на бумаге – я, насколько помню, получил в начале восьмидесятых. Однако я и сейчас не считаю себя мастером. Другие люди могут видеть во мне мастера, но, сам я точно не отношу себя к таковым.

Когда Вы начали заниматься айкидо?

Я начал тренироваться в середине шестидесятых у Ишисака Киоши.

Какой это был стиль айкидо?

Есть только один стиль. Я говорю это потому, что люди, кто был связан с Морихеем Уесибой, Основателем айкидо, полагают что тот, кто занимается в другом стиле, не должен называть это айкидо. Для меня, его стиль – это айкидо, так как он основал это искусство.

У Вас была духовная дружба с ним как с вашим учителем?

Мне не пришлось заниматься у него лично. Самое большое – я слышал, как он преподаёт.

Было ли Ваше приобщение к буддизму отходом от занятий боевыми искусствами?

Ну, если быть честным, я не уверен. Я родился со значительным духовным самоосознанием и в течение многих лет изучал различные пути. Я приехал в Японию в конце шестидесятых и начал практиковать дзен. Я ездил по монастырям, изучая буддизм и получая духовные наставления. С этого для меня всё и началось, так, я себе это и представлял – физическое развитие с помощью боевых искусств и, одновременно, совершенствование в духовной сфере.

Вы также изучали акупунктуру?

Да. Это и стало для меня первым знакомством с тибетским буддизмом. Было только несколько лам, приехавших из Тибета. Они были больны и очень страдали. Так как я изучал акупунктуру, меня попросили позаботиться о некоторых из них, хотя я даже не говорил на тибетском. В конечном счете, мы смогли общаться, я немного выучил тибетский, и мы стали очень близки с ними.

Позднее, я ввязался в некоторые события, не принадлежащие к тем, о которых я вспоминаю с удовольствием. Это было время, когда камцы (Кам-па, кхам-па, камцы, кхамцы – воинственный народ, населяющий юго-восточную область тибета Кам (Кхам) всё ещё воевали с Китаем, и ЦРУ помогало им, и против тибетского народа проводились жестокие репрессии, и поэтому я не мог остаться в стороне. Хотя, моё участие было минимальным.

Это было время, когда я активно интересовался тибетским буддизмом, но мои духовные искания и обучение оставались моим личным делом – хотя и не тайным, как некоторые другие вещи. В то время, по многим причинам, я не желал известности в сангхе (санскр., дословно «общество» – будд. община, членами которой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни). Только в последние несколько месяцев я вышел из тени.

Вы можете что-нибудь сказать о Вашей связи с тибетскими борцами за свободу?

Мне кажется, будет лучше не влезать в это. Мы пытаемся жить в мире, где мы можем искать золотую середину и стремиться к гармонии, и я не хочу производить впечатление опасного революционера, тем более, что я действительно не такой. На этой Земле я только за одной вещью – я хочу любым образом служить человечеству и облегчать страдания других людей.

Кто был для Вас главным гуру?

В основном, Его Святейшество Дилго Кенце Ринпоче был величайшим, для меня, а сейчас я сильно предан Минлинг Тричен и Его Святейшеству Пэнор Ринпоче.

В последнее время ходят слухи что Пэнор Ринпоче распознал в вас тулку. Это правда?

Боже, я не думаю, что я бы выразился именно так. Один журналишка обвинил меня в том, что я подкупил Пэнора Ринпоче и всех остальных высших лама, чтобы они дали мне это признание. Ну, для начала, мне говорят об этом в течение уже двадцати лет, и говорят люди, кто знали меня в сангхе долгое время, задолго до того, как Пенор Ринпоче формализовал это. Это было то, что я всегда держал в секрете, и, в сущности, отрицал. Ну а если я отрицал это тогда, зачем бы мне было подкупать людей сейчас? Это жалко выглядит.

Меня не волнует, что они оскорбляют меня, но это позор, что кто-то злословит о сангхе и плохо говорит о Пеноре Ринпоче и остальных высоких ламах линии Нингма (Одна из четырех школ тибетского буддизма (Нигма, Кагью, Гелуг, Сакья).

Вы сказали, что уже на протяжении более чем двадцати лет люди говорят о Вас как о возможном тулку?

Да, есть люди, кто говорил мне, что я перерожденный лама, или тулку. Пенор Ринпоч распознал во мне Кюнг-драк Дордже, который является реинкарнацией переводчика Юдра Нингпо. В соответствии с «Жизнеописания тэртонов» Джамгона Конгтрула, Юдра Нингпо был учеником великого переводчика Вайрочаны и ставшего не только выдающимся учеником, но и настоящим мастером медитации. Многие из его реинкарнаций, такие как переводчик Минлинга Лочен Дхарма-шри активно содействовали распространению буддизма, и, возможно, они перевоплощались в роли открывателей буддийских религиозных сокровищ.

У Вас есть воспоминания о прошлых жизнях?

С тех пор как я начал путешествовать в Индию и заниматься медитацией у меня стали появляться воспоминания, но они совершенно беспорядочные. Буквально несколько дней назад, я сидел с ламой и он сказал мне, что у меня сохранился очень хороший отпечаток многих прошлых жизней, и поэтому моё осознание наступит быстрее, чем у других людей.

Что он имел в виду?

Я не могу объяснить это. Но с такими вещами как Нёндро (предварительная практика в тибетском буддизме (состоит из практики простирания, подношение мандала, гуру-йоги, и практика Ваджрасаттвы), если ты практикуешься и практикуешься, и растворяешься в пустоте, и ты концентрируешься на бодхичитта (Это особенное сознание (читта), обладающее сходством с устремлением, направленным, как к цели, к истинному совершенному Просветлению на благо других. Существуют два вида бодхичитты – относительная и высшая. Относительная бодхичитта – любовь и сострадание ко всем живым существам. Высшая – это состояние сознания, постигшего Пустотность, т.е. достигшего полного освобождения. Человек, который породил в себе бодхичитту, называется бодхисаттвой), ты, возможно, начнешь медленно проникать за покров того, кто, как ты думаешь, есть, и увидишь свою истинную сущность, которая является комбинацией всех твоих жизней. Нам нужно просто вспомнить их. Это тот случай, когда полезно идти назад. Конечно, по мере приобретения опыта, разрабатываются и другие сиддхи (Особые (сверхъестественные) качества, которые буддист приобретает в процессе практики. Сиддхи являются не целью, а побочным продуктом практики). Но ничего из этого не важно, на самом деле.

Что имеет значение – так это то, что ты делаешь со своей жизнью сейчас. В противовес тому, что этот журнал напишет, всякий раз, когда кто-то спрашивает меня: «Вы действительно тулку», – я твердо отвечаю, что я не верю что это действительно важно, кем я был в моих прошлых жизнях, я думаю – гораздо важнее, кто я есть в этой жизни. И то, что я делаю в этой жизни, важно лишь только в том случае, если я могу облегчить страдания других людей, если я могу каким-то образом сделать мир лучше, если я как-то служу Будде и человечеству, если я смогу посеять семена бодхичитта в сердцах людей.

То есть в противоположность тому, что множество людей воспринимают такое признание как некоторую неожиданность, оно происходило в течение долгого периода времени.

О, я серьезно занимаюсь медитацией, наверно, уже двадцать семь лет.

Да, это много. Наверно, студенты обращаются к вам с каким-то особенным титулом?

Люди называют меня по разному, включая короткие слова. Я откликаюсь на все. Когда я вхожу в комнату, часть людей видит собаку, часть – корову. Я – всё то, что они видят, это их восприятие. Но я действительно верю, что в нас скрыта природа Будды, даже в блохастой дворняге, лежащей в сточной канаве. Эта собака – Будда для меня. Люди могут называть меня как хотят, я всегда откликаюсь.

Вы недавно выступали в Санта Барбара.

Недавно я давал урок. Как всегда по учению Будды. Далай Лама посоветовал мне сконцентрироваться на бодхичитта. Я чувствую – это то, что я хотел бы делать.

Далай Лама дал Вам личные инструкции об обучении?

Я бы не сказал, что он дал мне личные инструкции о обучении. Но он дал мне личные инструкции и пригласил меня обучаться вместе с ним. Я бы с удовольствием также занимался бы с Тричен Ринпоче и Пенор Ринпоче – они это те несколько лам, которых я считаю великими учителями и большими мастерами, и мне везёт, что они уделяют мне своё время. Просто находясь рядом с ними, я впитываю знания и мудрость – как мне использовать то немногое что у меня уже есть.

Когда Вы стали кинозвездой, как это отразилось на Вашем эго? Не вышло ли оно из-под контроля? Учение должно тяжело даваться, учитывая, что Вас то хвалили, то ругали?

Даже когда я был в Японии, люди пытались преклоняться передо мной, и я научился там, что быть предметом кутьта – это настоящая смертельная ловушка. Вот почему я держал свою духовную практику в секрете в Америке. Я не думаю, что боготворение было моей самой большой проблемой в жизни, потому что я давно понял, что из себя представляют власть и поклонение. Я думаю, самой большой трудностью был недостаточное понимание этого.

Есть такой буддийский девиз: «Начинай с самого грязного». Что Вы назвали бы своим самым «грязным», из того что вам приходилось видеть в этой жизни?

Непонимание существующего различия между стремлением к духовному совершенству для всего существующего и заботой только о себе. В пору моей юности, я путал это: я думал, что если я могу накормить свою духовность для высоких достижений, то я смог бы сделать гораздо больше в мире, и это было бы хорошо для меня и поэтому хорошо для всех остальных. Я был слишком невежественен и глуп чтобы осознать, что основа, из которой мы должны исходить – это первое и самое главное благо всего сущего. Это было большое препятствие для меня, из-за которого я много претерпел.

Вы не думаете, что это признание является средством ускорить этот процесс?

Надеюсь, что так.

Какие упражнения медитации Вы практикуете?

Я занимаюсь нёндро, я занимаюсь гуру йога, для меня это прекрасная форма медитации. Также я практикую секретные виды, к которым я допущен.

Вы практикуете простирания?

Простирания – это моя самая любимая вещь во Вселенной. Сейчас я пытаюсь упростить все возвышенные практики, которые, возможно, превышают мои возможности, все тантры, которые я пытался изучить и просто пытаюсь сконцентрироваться на бодхичитта. Всякий раз, когда я привношу слишком много эзотерического в область тантры, я теряюсь. Тогда я понимаю мудрость моих учителей, когда они говорят – возвращайся к истокам и концентрируйся на бодхичитта.

Я не высшее существо, я не великий лама, у меня нет большой практики. Я очень слабый человек просто пытающийся получить базовые знания и самые основы практики бодхичитта. И я смиренно начинаю с памятования, медитации и молитв.

Насколько времени рассчитана Ваша практика?

У меня нет специального счётчика. Я не отслеживаю в точности, сколько я уже практикуюсь, но я бы сказал – обычно два часа утром и два часа вечером.

В этой суете, хаосе и неопределенности жизни кинозвезды, как Вы находите своё чувство равновесия? Как Вы можете сохранять себя в этом мире?

В действительности меня не волнует, что другие люди думают или говорят обо мне. Если вы спросите, что даёт мне утешение и облегчает сансару – это Гуру Ринпоче, Будда и Защитники, даки и дакини. Я иду в этот город и даю то немногое, что способен дать.

Над чем Вы ещё работаете?

Я хочу иметь возможность накормить голодающих и больных детей в Тибете. Хочу в основном работать над проектами для таких детей. Кроме этого, в последнее время, мы пытаемся помочь людям с глазными болезнями в Тибете. Много монастырей нуждаются в помощи. Когда этот журнал говорил такие вещи о моих учителях, они не хотели упомянуть о том, что я постоянно жертвую большие суммы многим религиозным организациям. Я не говорил об этом, но, похоже, что те, кого мы называем прессой, полагают, что нет выгоды в рассказах о хороших делах. Они предпочитают плохие новости, даже если им приходится фабриковать их.

Отчасти, возможно, в этом виновата их неспособность соединить Ваш имидж на экране с Вами как духовной личностью.

Представление – это искусство. Оно и должно быть искусством. Один из моих учителей говорил, что искусство это мать религии. Становясь единым с самими собой и природой, человек становится един с Богом. Я не говорю, что я великий актёр, возможно даже, я плохой актер. Но дело в том, что с помощью этого я мог распространять дхарму и помогать другим религиозным организациям во всём мире, от Иудейских до Католических и Хинду.

Что Вы делаете со всеми этими необузданными страстями, которые неизбежны в таком беспринципном бизнесе. Как Буддист, как Вы решаете это?

Я человек: когда я порежусь, у меня идёт кровь, как у любого другого. Когда это происходит – самое лучшее, это относиться к своим проблемам как к практике. Преодолевая страсти, несчастья и привязанности мы становимся сильнее, мы выносим это на суд Будд и Защитников, и очищаем себя.

Ваш сценический персонаж это такой благородный жесткий парень, защищающий невиновных и униженных от гангстеров, торговцев наркотиками и террористов. В ролях, которые Вы играете, вам приходится встречать жестокость жестокостью. Когда Вы видите себя на экране, как Вы можете совмещать кровавую резню с жизнью человека практикующего учения о сострадании и не-насилии.

Ну, я не думаю, что из одного вытекает другое. Мне кажется, что искусство отражает жизнь и его назначение – быть абсолютно точной интерпретацией того, что такое жизнь, во всех её проявлениях. Я артист, пытающийся совершенствоваться в своём ремесле, но, в то же время, меня действительно волнует жестокость. Я был связан контрактом с Warner Brothers и не мог от него отказаться, а они хотели видеть меня именно в боевиках. Другие студии предлагали мне баснословные суммы денег, чтобы я делал фильмы другого класса, но Warner Brothers не позволили мне. Сейчас я уже ничем не связан, что позволит мне снимать фильмы, которые я хочу снимать, которые, естественно, будут основаны на духовности и которые будут заставлять людей думать и приносить им радость.

Хорошо, последний вопрос. Осознавая неразделимость сансары и нирваны, что бы Вы назвали самым лучшим и самым худшим в бытии Стивена Сигала

Вы знаете, я как-бы был возрожден в дзене, и я не рассматриваю свою жизнь в терминах самого лучшего или самого худшего.

Я имел в виду относительный подход.

Больше всего я благодарен учителям, кто позволили мне прикоснуться к этой малой частице знания и мудрости, которая поддерживает мое существование. Я благодарен за возможность приносить людям с экрана радость и счастье, и за возможность подводить людей к размышлениям, которая ждёт меня в будущем, я надеюсь. Если говорить о худшем, я бы назвал моих худших врагов и мои худшие страдания, которые были моими самыми лучшими учителями. Так что, всегда есть другая сторона у негативного опыта.

Большое спасибо.

Спасибо Вам.

Стэнли Вайзер

Перевод Л. Асанова

http://www.aikibujutsu.ru/index.php/stati-budo/456-intervyu-stivena-sigala-stsenaristu-stenli-vajzeru

******

Comments (0)

Оставьте мнение: