Фев 27 2021

Я начал тренироваться с духовными учителями О-сенсея и пережил невероятные изменения в своей технике

Category: Библиотека Евгений @ 09:46

С. Сигал

Я начал тренироваться с духовными учителями О-сенсея и пережил невероятные изменения в своей технике

Стивен Фредерик Сигал (род. 10 апреля 1952 года, Лансинг, штат Мичиган, США) – американский актёр, кинопродюсер, сценарист, кинорежиссёр, музыкант и мастер боевых искусств (7-й дан айкидо). Философия Сигала в преподавании айкидо простая: «Это должно быть эффективно на улице».

 

 

 

 

 

******

  Что такое айкидо?

Есть ли у Вас пару лет, чтобы слушать? На продвинутом уровне оно гораздо сложнее. В теории оно основано, скорее, на гармонии чем на блоках, ударах ногами и руками. Мы позволяем оппоненту атаковать и используем его же атаку против него самого, сливаясь с его движениями, используем анатомически слабые места для удержаний и бросков и т.п. В ситуации жизни и смерти, техника становится жестче. Нередко в критической ситуации люди атакуют более жестко, и жестче вынуждены падать. Эти техники работаю на каждом, но прежде Вы должны точно их изучить. Айкидо не то искусство, которое можно изучить быстро.

Почему Вы изучаете айкидо, а не карате?

Я начинал изучать карате и искал учителя, который мог бы меня научить скрытым аспектам боевых искусств. Люди, которые обучали меня карате, не могли этого сделать. Я ознакомился с трудами О-сенсея, и понял, что я нашёл того, кого искал.

У каких Мастеров Вы учились?

Когда я был в Японии и за её пределами, в молодости, я застал Тохея-сенсея, когда он ещё был в Хомбу Додзё. Я обучался у многих учителей, о которых Вы не знаете и никогда не услышите, учился у Исоямы сенсея и у Абэ сенсея. Несколько мастеров, большая часть из которых уже умерли.

Были ли в Ваших тренировках критические моменты, которые привели Вас к кардинальным изменениям?

Да, шесть лет в Японии я практиковал примерно восемь часов в день, это достаточно много. Я уперся головой в стену и не прогрессировал. Я хотел преодолеть физический аспект в айкидо. Я пытался выполнить те вещи, которые делал О-сенсей, но именно потому, что я пытался у меня не получалось.

Наконец, однажды я попал в Камеока провинции Аябэ (прим. переводчика – сейчас префектура Киота) и начал тренироваться с духовными учителями О-сенсея и стал уделять больше духовным аспектам айкидо. За первые полгода я пережил невероятные и поразительные изменения в своей технике.

Почему многие студенты О-сенсея не считают скрытые аспекты техники интересными и важными?

О-сенсей разговаривал на старом диалекте, распространенном в Танабэ. Оно расположено в горах, где часть страны говорит на диалекте, который довольно трудно понять. Я поговорил с другими парнями и спросил, что он говорит? Они ответили: «О, он говорит о Боге, о религии и прочем дерьме, забудь об этом и учись сражаться». Такое было отношение. Тем не менее, когда я начал учиться у некоторых священников – у тех, кто обучал О-сенсея – я в первый раз в жизни начал понимать айкидо. Потому что айкидо это больше чем ваза («ваза» яп. – термин обозначающий технику в айкидо – прим. переводчика).

Были ли переведены на английский язык какие-либо духовные учения О-сенсея?

О-сенсей был священником секты Омото-кё. У них есть некоторые материалы на английском, но я не думаю, что Вы можете получить их в США, извините (прим. переводчика «Версты божественного пути» перевод трудов лидера секты Омото-кё Онисабуро Дэгучи с эсперанто на русский язык и можно с ними ознакомиться).

Я много слышал о направлениях так называемого мягкого и жесткого айкидо, Вы можете пояснить, в чём разница?

О-сенсей всегда говорил о Го-дзю-рю – это круг, квадрат и треугольник (прим. переводчика в японском произношении иная последовательность). В айкидо должны присутствовать все эти линии вместе. Основа перемещений квадрат. Когда Вы достигаете промежуточный уровень, квадрат всегда присутствует, но Вы начинаете понимать треугольник. На продвинутом уровне Вы в основном видите круг, но квадрат присутствует всегда.

Вы когда-нибудь использовали «ки-ай» («ки-ай» – яп., управление психофизическим состоянием человека с помощью боевого выкрика – прим. переводчика)? Я не помню, чтобы слышал это от Вас.

Вам это не понравится. Ки-ай весьма эффективен и когда Вы делаете это правильно, Вы парализуете своего оппонента.

Есть ли правильная позиция для начала схватки?

Когда кто-то приближается, и они собираются что-то сделать, вы стоите так как вам удобно, и вы делаете то, что вы умеете делать. Идея в том, если я в левой ханми («ханми» – яп., буквально – стойка «половина тела» или боком – прим. переводчика) и кто-то нападает на меня, он, вероятно, не подойдёт ко мне в правой ханми, потому что его лицо наткнется на мой кулак. Однако Вы никогда не знаете, будет ли эта идея работать на улице.

С точки зрения техники, что бы Вы сказали, является самым главным?

Я бы сказал «ирими» («ирими» – яп., переводится буквально «вход» –прим. переводчика) это самое главное.

Айкидо это техника схватки или это вопрос ситуации жизни и смерти?

Разница между настоящим боем и учебным спаррингом на татами – это такая же разница, как между плаванием в океане и плаванием на татами.

Правильно ли то, что техника основана на том, что кто-то полностью надвигается на Вас, полностью всем весом своего тела?

Да. В основном это происходит на начальном этапе изучения айкидо. Но в дальнейшем это не важно.

Не важно, даже если Вас ударят, так как бьют боксеры?

Нет, не важно. Не важно, стоят они, бегут ли они от меня, прыгают ли они с джебами, если мне необходимо закончить это или нейтрализовать ситуацию, я просто пойду за вами. Это продвинутое айкидо. Мне не нужно, чтобы двигались вы. Вы можете ударить меня, Вы можете делать всё, что угодно.

Тогда айкидо может быть агрессивным?

Позвольте я открою Вам один секрет: те, кто практиковали с О-сенсеем, всякий раз, когда они его атаковали, они боялись умереть. Спросите у моих продвинутых «черных поясов», получат ли они кусок торта, когда нападут на меня? Это не прогулка за тором. Например, я в ресторане и кто-то достает пистолет и берёт в заложники группу людей. Если у меня нет пистолета, я не буду стоять и ждать, когда он попытается меня ударить. Я должен буду что-то сделать, я должен знать техники, которые позволят мне подойти к нему, и это называется «ирими». Сократить расстояние отсюда досюда я могу, используя ирими. Это может быть любая из целого ряда техник. Если Вы сделает их достаточно быстро и Ваш оппонент не сможет уйти от них, они становятся техниками нападения. Потому что они будут поражать и поражать жестко. Если Ваш оппонент не знает, как страховаться от них, он попадёт в реальный мир.

Может ли студент с ограниченными возможностями заниматься боевыми искусствами?

Всё зависит от того насколько ограничены возможности и что именно ограничено. Если у тебя есть руки и кисти рук, ты можешь делать айкидо почти так же, как я. Концепция такая, что кто-то должен нападать. Как только они приблизятся, руки, туловище и всё остальное должно двигаться вместе. Двигаясь таким способом, Вы можете стать хорошим айкидокой. Из тех моментов, когда мне нанесли больше всего повреждений, я извлёк урок, и он в том, что моя техника не сработала должным образом потому, что я не двигался.

Может человек в 55 или в 65 лет практиковать айкидо?

В Японии у меня занимались люди и в 70 лет, а здесь тренируются и в 60 и в 70 лет.

Могли бы Вы пояснить значение терминов «зансин» («зансин» – яп. буквально переводиться как «остаток ума» – прим. переводчика) и «мусин» («мусин» – яп., буквально переводиться как «не ум» – прим. переводчика).

В боевых искусствах есть много концепций. Я мог бы написать книгу, потратив несколько часов на раскрытие этих тем. Это не то о чём бы я мог рассказать за 5 минут, но я за секунду расскажу про «мусин», так как я упоминал это ранее. Мусин означает пустое сердце, пустой ум. Когда Ягю Таджимано Ками и другие мастера мусин говорят об этой концепции, они говорят об абсолютно точном отражении всего того, что есть. Я вёл курсы посвященные этому. Это длинная история. Если пользоваться аналогией, то это отражение луны на поверхности озера. Когда луна показывается из облаков и дует ветер, на озере образуется рябь и изображение искажается. Аналогично с вашим разумом и сердцем. Мысли в голове искажают истинный смысл. Чтобы стать единым целым, понять и почувствовать всё таким как есть… Вы должны быть пусты (прим. переводчика – имеется ввиду без мыслей) и полностью спокойны. Это мусин.

Что общего между будо и айкидо?

Это есть одно и то же.

Существует некоторая путаница, так как есть разные мнения об айкидо – от очень мягкого до убивающего боевого искусства.

Я думаю всё это глупые домыслы. Взгляните на бугей (прим. переводчика – яп. или будо (прим. переводчика – яп. и на то, как они записываются в оригинальной китайской каллиграфией, оно будет иметь значение остановить войну. Остановить оружие, остановить войну. Таким образом будока есть хейхока (вероятно имеется ввиду иероглифы в переводе «военный стратег» – прим. переводчика), иными словами воин борющийся за мир или человек мира. У Вас должно быть достаточно сил, чтобы остановить войну, улавливайте то, что я говорю, потому что если Вы слабы, Вы не сможете остановить войну, она продолжиться. Вы понимаете?

В будо есть то, что называют инь и ян, есть «Tate to yoko no ito, izu no mitama to mizu no mitama» – эти термины из синто. Yoko no ito – означает луну, женственность, воду, любовь, прощение, силу любви. Tate no ito – означает солнце, так мы говорим о мужском, об огне, о решимости. В том момент, когда ты не можешь простить, твоя сила уменьшается. Эти два противоположным элемента должны находиться внутри вас в совершенной гармонии иначе вы теряете баланс, а это уничтожит понимание сущности будо. Вы должны быть способны и обладать умением принимать решения, чтобы резать и убивать, но в тоже время вы должны быть способны любить, прощать и относиться ко всему с пониманием. Это всё работает вместе, будо включат в себя все эти вещи, а айкидо есть одно из миллионов боевых искусств под зонтиком будо. Вы понимаете?

Что мы, занимающиеся айкидо, можем сделать для улучшения политической ситуации в айкидо?

К сожалению, многие учителя айкидо больше обеспокоены тем, кто кого лучше, у кого больше занимающихся. Я ошибаюсь? В айкидо неважно кто лучше. Неважно кто прав, а кто ошибается или у кого больше учеников или чей папа больше. Какая разница? Ничего из этого не имеет значение и не имеет отношения к айкидо. Важно то, что мы все пытаемся помочь друг другу улучшить себя как человека. Какие бы стили не появились и не пришли к нам – мы это приветствуем, никто не лучше чем другой. Сосредоточьтесь на философском и духовном аспектах айкидо, а не на том, кто и кем аккредитован.

Сенсей, мне было бы интересно узнать о котодама, не могли бы Вы нам это объяснить что это такое?

Ну, это как попытаться объяснить буддизм или христианство или другое духовное учение. Котодама займет пару недель, чтобы доступно поговорить об этом. Котодама на самом деле это сила звука; чистый звук и безобразный звук. Если я на секунда попрошу Вашего сенсея подойти и ударить меня (Вада сенсей бъет, а мастер Сигал издает «киай») – я сделаю так. Это не слово, это звук, который он почувствовал. Он чувствует это здесь (показывает на сердце) и здесь (показывает на голову). Кто-то из вас это почувствовал, а кто-то нет. Сила звука может быть использована различными способами, но котодама рассматривает священные слова и злобные слова в звуках. Котодаму можно использовать для исцеления и для убийства, как любую другую магию, её можно использовать в разных направлениях.

Не могли бы Вы описать, как Вы концентрируетесь, когда выполняете техники? Похоже у Вас особый метод концентрации внимания.

Это циклично. Когда я обучаю, я показываю позицию их тела и своего. Когда вы выполняете бросок, вы должны собраться и сконцентрировать энергию. Вы настраиваетесь на них и захватываете их «ки», когда захватили, вы притягиваете их к себе. Когда они приближаются, вы со скоростью молнии делаете всё что хотите. Онисабуро, который был духовным учителем О-сенсея, нарисовал такое канжи «ku kaminari», которое значит «будо – молния». Сгустком электричества и энергии между небом и землей, вот что на самом деле есть бугэй (боевые искусства).

Как уке должен на это настроиться?

Уке не должен думать о захвате и о том, как он выполнит своё укеми. Он должен думать только о нападении. На продвинутом уровне вы даже не думаете об атаке, Вы просто атакуете.

Не могли бы Вы дать свою интерпретацию термину «мусуби»?

Что-то встречается, чтобы соединиться, это очень просто.

Например взаимоотношение уке и нагэ?

Это да, я могу выразить мусуби в 15 миллионах способах, например это слово «брак» в английском языке. Мусу – означает соединиться, чтобы быть вместе.

Не могли бы Вы рассказать как Вы дышите?

Я не дышу. (Подбирает кого-нибудь для укеми). Я не буду его бросать, никакой техники делать не буду. Он меня аткует. (Уке атакует). Можете увидеть, где я остановил и потом начал дыхание? Наверно, Вы этого не видите. Я никогда не дышу во время выполнения техники. Когда отражаю множество атак от 3, 4 или 5 человек, атакующих меня одновременно, я дышу очень-очень мало между каждой атакой. Вот так я это делаю. Я не могу сказать, что ваш сенсей использует это способ.

Почему Вы так делаете?

Потому что для меня воплощение моей силы находиться в позиции, где всё соединяется. Это скорее выдох: Вы вдыхаете, когда вы кого-то хотите схватить, как только вы схватили, Вы не можете вдохнуть, потому что вас могут атаковать.

Сенсей, я немного читал о «мусин» и правильном состоянии ума во время схватки – не тянуть назад, не толкать вперед, ожидать, сохраняя отрытый ум. Есть ли какие-то упражнения, чтобы развить подобное?

Я думаю это медитация, понимание того, что когда ты становишься единым со всеми вещами вокруг, ты становишься сферой, которая как зеркало совершенно точно отражает то всё, что есть. Когда кто-то нападает с большим злом, вы отражаете это, возвращая ему обратно ещё больше. Вы не Бог, но объединившись с Богом, позволяете Богу быть судьей тому, как ваша техника отразиться на нападающих. Другими словами, если кто-то нападет на меня на улице, я не думаю про себя: «Я возьму и убью этого парня». Я вообще не думаю, я просто реагирую на его определенную энергию и делаю то, что должен делать. И следуя логики, что я сказал ранее – нет никакой разницы от того, заберу ли я жизнь, или спасу её. Я конечно лучше спасу жизнь. Но если, например, я стоял посередине улицы и увидел как «полуночный бандит» перерезал кому-то горло, а потом собирается убить меня, мои действия будут – прикончить его. Я бы чувствовал себя плохо из-за того, что мне пришлось забрать чью-то жизнь, но не думаю, что это повлияло бы на мое решение. Это было бы часть моего обучения. Действие и реакция с точки зрения силы и уровня негатива. Для Вас это имеет смысл? Я бы предпочел оставаться хорошим, как и говорил ранее, но если мне придётся не быть хорошим, я серьезно готов сделать это.

То есть, Вы говорите не о том хороший Вы или плохой, а о том, что Вы реагируете и отражаете как зеркало?

Это именно то, что я пытался сказать.

Я хотел бы узнать, какое Ваше отношение к исцелению людей, которые нуждаются в помощи?

Ну, это совсем другое… но похоже в том смысле, что я не лечу многих людей, лечу только тех, которых чувствую, что они сами хотят быть лучше, имеют карму на жизнь, которую я могу оценить. Другими словами, если ко мне придёт зависимый от героина и заявит, что хочет вылечиться, но я вижу, что он не собирается этого делать, я не буду лечить его. Если бы кто-то из этого додзё («додзё» – яп., буквально «место, где ищут путь» – прим. переводчика) сказал мне сегодня: «У меня проблемы с яичниками». И я бы почувствовал, что человек действительно хочет вылечиться, я бы лечил её. Ты видишь, как я спасаю? Я смотрю на каждого человека и вижу то, что могу увидеть и пробую работать с этим.

Какие у Вас впечатления от О-сенсея?

У меня очень маленький опыт общения с О-сенсеем. Я смог увидеть его несколько раз. Я видел, как он говорил. Я был очень близок с его духовными учителями и до сих пор нахожусь. Я думаю, я был единственным белым человеком, который когда-либо шёл именно по стопам О-сенсея с точки зрения его духовной подготовки. Я стал священником Омото-кё и прошёл все обряды посвящения у священника, который находился вместе с О-сенсеем. Я лично не знаком с О-сенсеем. Мне так и не удалось удариться головой о татами, когда бы он меня бросил или что-то подобное.

Я прочитал в статье, что кен-дзюцу («кен-дзюцу» – яп., «искусство меча» – прим. переводчика) занимает часть Вашей жизни?

Ну, для меня айкидо и кен-дзюцу это одно и то же. Если вы видели мою технику, в ней всегда присутствует техника реза. Только что, сегодня мы делали пару ударов так и так, но когда будете наблюдать за мной больше, Вы увидите, что я всегда наношу разрез, используя движения ног и рук – аси-сабаки и тэ-сабаки (переводиться как «движения ног» и «движение рук –прим. переводчика). Руки и ноги двигаются под углами, которые взяты из кен-дзюцу.

Кажется, что сегодня Ваше айкидо выглядит весьма прагматичным, больше ориентировано на улицу, нежели чем другие стили айкидо. Я хотел бы узнать, не изучали ли Вы какое-то другое уличное айкидо?

Физические техники айкидо на том уровне, на котором я преподаю, не имеют никакого отношения к мистическому применению, о которым вы говорите, т.е… это всё го-дзю-рю (твердый, мягкий, плавный). О-сенсей всегда говорил: «Bugei wa Bugei desu». Что значит – боевое искусство есть боевое искусство. И «Aiki wa odorijanai». Он всегда говорил, что айкидо, это не танец. Если бы вы когда-нибудь испытали на себе айкидо О-сенсея или посмотрели бы на него, вы бы испугались на него напасть, потому что не играл. Как бы оно не было мягким, но если бы вы отвлеклись от происходящего, вы бы пострадали. Айкидо серьезно и оно должно работать. Это говорил Основатель айкидо и он был прав. Айкидо должно работать.

Всё что я делаю – это учу вас, как сделать так, чтобы ваше айкидо работало, потому что у многих из вас оно не работает. Я пытаюсь научить вас, как сделать его реальным. На само деле, ничего бездуховного в этом нет. На самом деле в этом есть больше духовного. Это реально, это не иллюзия это не мультфильм. Вы должны почувствовать, чтобы понять. О-сенсей был великим мистиком, но его айкидо работало. Есть много людей, которые пытались бросить ему различные вызовы, до того как он создал айкидо и много позже. Они поняли, что это не шутка. И если вы не можете это сделать, если вы не можете выйти на улицу и позволить паре бандитов напасть на вас с битами, при этом зная, что будете делать правильные вещи, вы не знаете айкидо. Это должно быть реально, иначе занимайтесь аэробикой или что-то типа того.

Я вхожу в некоторое додзё и вижу, как кто-то атакует и парень падает, но никто никого не трогал. Здесь есть кто-нибудь, кто может бросить кого-нибудь, не трогая их? Ты должен сделать так, чтобы это сработало. Я серьезно.

Вы опасаетесь, что некоторые додзё слишком пассивны?

Есть додзё, в которых учат этому (бросать без контакта) и я думаю, для того чтобы учить таким образом вы сначала должны научиться базовым техникам и в рамках базы вы должны быть в состоянии применять эти техники в работе. Как только вы научились рабочим базовым техникам, вы можете переходить к магическим вещам, которые займут 20-30-40-50 лет для полноты ощущения.

Каким образом можно заниматься мистическими аспектами айкидо после освоения базы?

Это возможно со мной или другим человеком, который имеет подобный духовный бэкграунд. Когда ты достаточно близок со своим учителем, он решает, хочет ли он тебя научить.

Могут ли другая религии или духовные практики повлиять как Омото-кё на Ваше айкидо?

Я себе представляю, что это, конечно, возможно. Одна вещь об Омото-кё, которую даже О-сенсей говорил, что каждая религия гласит: «Мы истинный путь, любой другой путь ошибочен и приведёт в ад». Нет ни одной религии, которая это бы не говорила, кроме Омото-кё. Мы все поднимаемся на одну гору, могут быть разные пути, но, тем не менее, мы все пытаемся стать как Бог. У каждого есть свой путь добраться туда.

Какая часть айкидо взята из фехтования на мечах?

Все части, когда я делаю никкё – я режу. Когда я выполняю ирими – я режу, шихонагэ, это всё кен-дзюцу.

Сколько Вам было лет, когда Вы открыли свое додзё?

Двадцать два.

Всем большое спасибо.

Интервью фактически представляет собой две отдельные статьи, оригинал их был опубликован в двух разных выпусках «Off The Matt» новостной рассылки «Тэнсин Бугэй Гакуэн» Стивена Сигала, частично осенью 1990 года, остальная часть осенью 1991 года.

Перевод: Алексей Лобзов.

https://aikidohaifa.ucoz.com/publ/intervju_stivena_sigala/1-1-0-15

******

Comments (0)

Оставьте мнение: