Апр 06 2021

Настоящий мечник айки: Филипп Гринвуд о Сёдзи Нишио

Category: Библиотека Евгений @ 07:56

Ф. Гринвуд

Настоящий мечник айки: Филипп Гринвуд о Сёдзи Нишио

Сенсей Филипп Гринвуд – главный инструктор и соучредитель «Айкидо Гринвуд» в Темекуле, Калифорния, а также президент Общества «Нисикадзе Айкидо» Америки, – некоммерческой общественной благотворительной и образовательной организации, занимающейся распространением направления практики выдающегося новатора айкидо и иайдо и ученика О-сенсея – Нишио Сёдзи (1927-2005), который много лет был учителем Гринвуда. Сенсей Гринвуд практиковал айкидо в течение 40 лет и имеет 6-й дан в этом искусстве, в дополнение к 5-му дану в иайдо и опыту в окинавском карате, дзюдо и дзю-дзюцу. Он начал своё обучение айкидо в «Паседена Айкикай», где затем преподавал в качестве основного инструктора в 1980-х годах.

Для получения дополнительной информации о жизни и работе Нишио Сенсея, пожалуйста, смотрите интервью с Ф. Гринвудом: «Не руби человека мечом: Филип Гринвуд о Нишио и философии айкидо».

Оригинальная стенограмма этого интервью была отредактирована для ясности и краткости.

******

Можем ли мы потратить несколько минут на рассмотрение технической стороны айкидо Нишио? Мне показалось интересным то, что в айкидо Нишио техники обычно начинаются из естественной позы, а не из позы ханми, верно?

Верно. С первого взгляда, очевидно, что позиция «ханми» (пол-стойки – одной ногой вперёд; в отличие от естественной позиции – «шизентай» – стопы параллельно и на одном уровне) является, своего рода, оппозиционной (противостоящей, вызывающей) позицией. Если вы заняли позицию против человека и подняли руки, вы уже стали частью борьбы. Вы уже заранее определили ситуацию как основанную на конфликте и заранее заявляете, что не желаете принимать другого человека.

С самого начала, когда вы встречаетесь с человеком, вы должны смотреть ему в лицо так, чтобы показать, что вы открыты для того, чтобы «услышать» то, что он хочет вам сказать. Это не значит, что вы должны быть открыты для атаки, но с самого начала взаимодействия с кем-то, вы должны признать другого человека. Это действительно интересно.

Иногда я думаю об этом с точки зрения того, почему люди вступают в драки. Некоторое время назад я разговаривал с парнем, который был инструктором по карате из суровой части Англии, который в молодости участвовал во многих драках. Однажды он пришёл домой, и его мама спросила: «Почему ты ввязываешься в эти драки?». Он ответил: «А, другой парень посмотрел на меня неприветливо». Тогда его мама сказала: «Ну, должно быть, и ты, тоже смотрел на него вызывающе».

Когда вы сталкиваетесь с другим человеком, вы становитесь частью этого взаимодействия. Можно заметить, что во многих случаях социального насилия с вами, на вас нападают, потому что вы сами создаёте эти ситуации. Если вы ведёте себя как порядочный человек, часто, неприятия и насилия можно избежать. Конечно несколько иные ситуации, когда вы имеете дело с асоциальным насилием, или насилием, происходящим из различия в социальном статусе.

Однако, если ваша цель – предотвратить конфликт, то вам нужно осознавать себя и то, что вы не вербально транслируете любой конкретной ситуации. Вы помните историю о куртке Тохеи Коичи сенсея?

Не могли бы Вы напомнить о ней?

Однажды ночью Тохей пришел в додзё и пожаловался, что кто-то украл его красивую кожаную куртку, которую он купил, когда был на Гавайях. Это было время, когда в Японии не было даже кожаной обуви. Это было очень и очень тяжелое время с экономической точки зрения.

Некоторое время спустя О-сенсей вошёл в додзё и спросил: «Что случилось с Тохеем?». Кто-то сказал: «Кто-то украл его куртку». О-сенсей сказал Тохею: «Ну, это ты сам виноват, что твою куртку украли». Согласитесь, что это замечание звучало несколько странно.

Нишио-сенсей рассказывал, что после этих слов О-сенсея он последовал за ним, чтобы спросить его, что он имел в виду. О-сенсей ответил: «Ну, когда у вас есть хорошие вещи, и вы хвастаетесь ими,  выставляя напоказ перед другими людьми, вы соблазняете людей и, тем самым, сами способствуете превращению кого-то в преступника. Будучи противником воровства, вы должны брать на себя ответственность, чтобы не провоцировать людей на дурные поступки». Взгляд О-сенсея на эту ситуацию дал Нишио сенсею яркое представление об истинной природе айкидо.

Ваша обязанность, как мастера боевых искусств, состоит не только в том, чтобы защищаться от нападений, но и в том, чтобы не создавать ситуации, которые могли бы нападения вызвать. Итак, если вы выставляете напоказ то, чего хочет кто-то другой, вы стимулируете их желание украсть. Так на это смотрели Нишио сенсей и О-сенсей. Мы должны мыслить шире. Вы должны способствовать тому, чтобы не провоцировать противника на нападение. Нишио сенсей иногда говорил: «Если противник бьёт вас, это ваша собственная вина. Если вы мастер боевых искусств, вы не должны допустить этого. Вы не должны позволить другому человеку совершить преступное деяние».

Когда мы говорим о том, что в айкидо Нишио принято стоять в шизентай [естественная стойка], мы, тем самым, говорим о признании другого человека. Довольно часто в обществе физические, словесные или юридические баталии происходят не потому, что люди совершили какую-то ошибку, а потому, что они проявили неуважение. Вы решите множество проблем, просто проявив к другим людям обычное уважение. Как я упоминал ранее, это, конечно же, не относится ко всем видам насилия. Мы не говорим сейчас о бесчеловечном физическом насилии, таком как изнасилование, домашнее насилие и т.п. Айкидо – это изучение того, как исправить себя и своё поведение.

Итак, идея в том, что естественная стойка – это физическое проявление концепции встречи не провоцированного нападения?

Да, точно.

Конечно, во время выполнения бросков или других технических действий вам приходится принимаете позу камаэ или ханми, потому что вам нужна устойчивая база, но исходная позиция для выполнения техник –это всегда лишь одна естественная позиция, верно?

В яблочко. С практической точки зрения это означает, что вы всегда должны быть готовы. Вам не нужно занимать какое-то особое положение или состояние ума для выполнения техники. Если вы тренируетесь естественным образом, т.е. учитесь начинать взаимодействовать с атакующим человеком из обычного положения, то, таким образом, вы тренируете себя быть всегда готовым к нападению, в какой бы ситуации вы ни находились.

Хотя ваша стойка может показаться непринужденной, в уме вы в ней готовы действовать. Камаэ – положение к действию – уже сформировано в вашем уме. Поэтому из своего обычного положения вы в любой момент времени способны как к тому, чтобы защитить себя, если случится атака, так и к тому, чтобы просто протянуть руку для рукопожатия, если этого потребует ситуация

Ещё одна концепция айкидо Нишио, которая мне нравится, – это ваша концепция в отношении понятия «ирими», потому что она в чём-то отличается от стандартного образа мыслей об ирими.

Я тренировался с множеством разных шиханов, но я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь из них объяснял ирими так, как этому учил Нишио сенсей. Когда я узнал его представление об ирими, всё изменилось. Именно его представление об ирими произвело революцию в моём способе передвижения.

До обучения у Нишио сенсея понятие ирими означало для меня, просто, войти. Глагол «iri», означает «входить». В основном, его суть состоит в том, что вы идёте прямо на стоящего перед вами человека, в некоторых школах это понятие используется ещё и для обозначения отличия «входа спереди», от «входа сзади» – «ura».

В айкидо Нишио сенсея вы не идёте прямо на человека. Вы двигаетесь боком. Если представить, что вы стоите на улице, и на вас движется машина, то у вас есть несколько вариантов, для того чтобы избежать столкновения с ней. Вы можете попытаться убежать от машины, отступая назад. Можете пойти под каким-то углом в сторону. Но также, вы можете шагнуть боком в сторону, что будет самым быстрым путем для избегания опасности. По сути, ирими в стиле Нишио – это движение, при котором вы двигаетесь в сторону и создаёте угол около 30 градусов к центру противника. Точно описать словами геометрию этого способа входа (уход в сторону с открытием бедра сзади стоящей ноги) и то почему он работает, довольно непросто.

Повлияла ли на идею этого вида ирими работа с оружием Нишио сенсея?

Да, этот подход, также как и многие другие нюансы техник айкидо Нишио, исходит из принципов и способов использования меча. Очевидно, что, действуя против меча, вы не можете позволить себе даже незначительного его прикосновения к себе режущей частью. Не бывает крутого парня способного противостоять остроте меча. Когда люди говорят об эффективности противостояния в боевых искусствах, я думаю: «Хорошо, а насколько ты способен противостоять остроте вот этого клинка?». Когда вы начинаете думать о способности противостояния подобным образом, вся идея крутизны улетучивается.

В этой концепции ирими с мечом вы перемещаетесь в такую позицию относительно противника, в которой он не сможет сразу же вас ударить, и, в то же время, вы, если захотите, можете порезать противника. Этот принцип действия переносится и в тренировку с пустыми руками, в соответствии с которым ваше перемещение позволяет вам нанести удар противнику, а ему – нет. Это выглядит так странно, что часто шокирует и дезориентирует людей, когда вы впервые показываете им эту форму ирими, потому что, когда они начинают атаковать вас, но вы смещаетесь и говорите: «Продолжай, атакуй!», – однако они не могут ударить вас в сложившейся позиции.

Всё дело в том, что вы пытаетесь поддерживать отношения с другим человеком на протяжении выполнения всей техники. Когда вы выполняете технику, вы должны постоянно сохранять позицию, в которой вы можете ударить другого человека, но он вас ударить не может.

Это действительно так. Занятие позиции, в которой вы можете ударить партнёра, а он вас – нет, это основополагающий принцип всех боевых искусств. Однако это довольно непросто осуществить, так как требует очень тонкой геометрии перемещений.

Большинство людей, реагируя на атаку, слишком много двигаются, исходя из этого замечания, я могу дать вам подсказку. Концепция ирими айкидо Ниши состоит в выполнении в полшага. Нишио сенсей говорил, что получил это от О-сенсея, который однажды, во время просмотра конкретного боя, сказал ему, что причина поражения парня была именно в том, что он сделал полный шаг.

Затем О-сенсей объяснил Нишио сенсею, что когда вы делаете целый шаг, вы создаете разрыв между вами и другим человеком. Быть на связи – это не значит физически соприкасаться с кем-то. Скорее вы осуществляете связь в поддержании контроля над ситуацией, делая всего полшага. Вся работа ног ограничивается полушагом. Вы продвигаетесь только на полшага.

Это удивительно. Я могу себе представить, что потребуется много практики и усилий, чтобы этот нюанс встроить в своё движение.

Как бы то ни было, это осуществимо. Шаг ирими основан на вашем теле, а не на теле противника, а это означает, что независимо от того, сражаетесь ли вы с большим или маленьким человеком, ваши движения почти одинаковы. Фактически, когда я говорю, что большинство людей слишком много шагают, это значить, что если вы шагнёте слишком далеко, вы окажетесь в месте, где вас смогут ударить.

Это интересно.

Эта концепция основана на вашем конкретном размере тела и ваших движениях. Все движения в бою, действительно, происходят вокруг вас, что тоже очень важно осознавать. Я дам объяснения, говоря о технике владения мечом.

Когда я действую мечом, я, действительно, чувствую, что все эти дуги ударов происходят вокруг моих собственных физических центров, и при этом – выполняя удары – я не толкаю противника. Я не пытаюсь давить на них. Это основной принцип айкидо Нишио сенсея: нельзя толкать людей. На самом деле, вы всегда втягиваете противника в атаку и позволяете ей завершиться. Вы не блокируете его удар.

Каждый раз, наблюдая за разыгрыванием ситуаций в работе с айки мечом, в которой имели место много ударов, Нишио сенсей возражал против такой практики. Он говорил, что вы не должны сталкиваться с другим человеком.

Давайте чуть глубже поговорим о тренировке с мечом, поскольку это была большая часть собственного опыта Нишио сенсея.

Давайте. Меч в модели айкидо Нишио сенсея является одним из трёх столпов. О первом столпе – о концепции ирими – мы уже поговорили. Второй столп – атеми, который состоит и возможности наносить удары. Позвольте мне здесь отметить, что атеми в айкидо Нишио не являются ударами человека, преследующими цели нанесения физических повреждений; атеми в модели айкидо Нишио являются способом правильной организации пространства и ритма выполнения техник. В конечном счёте, мы фактически не используем атеми для нанесения физического удара противнику.

Третий столп – это то, что Нишио сенсей называл «мисоги-но кен», или «очищающий меч», который является альтернативой убивающему мечу. Нишио сенсей рассказывал о том, что О-сенсей учил тому, что меч в айкидо предназначен не для убийства, а для очищения. Это своего рода способ устранить нечистоту с обоих противников.

Очень важно понимать принципы использования мечом, но, к сожалению, во многих местах практики айкидо это было маргинализировано. По этому поводу Нишио сенсей даже зашёл так далеко, что сказал: «Я не думаю, что айкидо вообще возможно понять без понимания фехтования».

Поэтому мы практикуем искусство меча, которое в традиции Нишио сенсея называется «айки тохо иай». То, как мы изучаем это искусство, основано на трех уровнях владения мечом. Базовый уровень состоит в овладении техническим аспектом использования меча. Когда вы только начинаете, на уровне практики первого и второго дана, вы используете меч так же, как любой практикующий иайдо. Вы делаете формы и овладеваете их тонкостями.

Суть следующих двух уровней «айки тохо иай» была разъяснена моим нынешним учителем Кодзи Ёсида сенсеем. Так, на втором уровне вы используете меч, но «переходите на сторону противника», т.е. учитесь объединятся с действиями противника и управлять им. На третьем уровне вы действуете мечом, проходя всю технику, но при этом не разрезая противника. Вы создаете общее пространство. По сути, овладение этими тремя уровнями овладения – это путь овладения техникой айкидо. Никакого столкновения оружия нет. Вы «прорезаете» путь, по которому идёт техника, но на самом деле вы никогда не используете меч против другого человека. Нишио сенсей считал преступлением ранить другого человека, как мечом, так и техникой айкидо.

Это восхитительно. Конечно, когда вы смотрите, как работает его меч, это очень заметно. И это выглядит совсем иначе, чем большинство работ с мечом айки.

Несколько лет назад я нашел критический обзор видео Нишио сенсея по «айки тохо иай». В качестве экспертов составивших обзор были настоящие профессионалы иайдо. И они сказали что-то вроде: «В большинстве случаев, когда мы смотрим на работу с мечом в айкидо, мы ясно видим, что эти люди никогда не обучались правильному обращению с мечом, но Нишио сенсей действительно правильно использовал меч. Это не может быть айкидо!». Прежде всего, вы должны знать технический аспект владения мечом. Это не просто выдумка. Техника айкидо Нишио происходит от правильного использования японской катаны. Когда мы убираем меч и действуем без оружия, у нас всё ещё сохраняется ощущение, что мы держим невидимый меч. Наши техники с пустыми руками полностью определяются действиями использования меча.

У Вас есть заключительные замечания, которыми Вы хотели бы поделиться с нами?

Сегодня, как внутри айкидо, так и за его пределами, многие люди ставят под сомнение различные аспекты этого искусства. Нишио сенсей считал, что некоторые из этих возражений оправданы. Некоторые люди утверждают, что в практике айкидо следует сосредоточиться на развитии особой силы, являющейся его определяющей характеристикой. Другие предполагают, что айкидо будет уважаться только в том случае, если мы будем тренироваться в более боевой манере. Третьи сомневаются в ценности айкидо, если его нельзя приспособить к спортивным боям.

Нишио сенсей подчёркивал, что айкидо должно поддерживать боевую эффективность без жестокости. В айкидо вы никогда не должны применять технику или бросок для получения травмы или таким образом, чтобы вы не могли обеспечить безопасность своего противника. Но вместе с этим он также учил и способу развития удивительной силы и легкости движений, которые возникают в результате изучения меча. Но только всё это не определяет суть айкидо. Нишио сенсей считал, что центральной целью искусства было не поражение противника, а поиск единства, принятия и взаимного сосуществования. Наша цель в айкидо – разрушить все представления о победе и проигрыше, сохранить, как нашу человечность, так и человечность нашего противника. В то время, когда насилие становится всё более нормальным, как на государственном уровне, так и личных отношениях между людьми, айкидо должно сопротивляться внедрению в него способов издевательства над людьми, превращающими его в то, чем оно не является. Айкидо всегда должно оставаться выражением вежливости, сострадания и стремления к общему благу.

Д. Голд,

сайт «Aikido Journal»,

март 2019г.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: