Сен 22 2021

Айки – это Любовь, не так ли? Айки – это не Любовь?

Category: Библиотека Евгений @ 08:22

К. Ли

Айки – это Любовь, не так ли? Айки – это не Любовь?

Кристофер Ли практикует айкидо с 1981 года, вместе с этим он изучал дзюдо с бывшим тренером олимпийских команд Японии и США, карате школы «Сито-рю», а также несколько линий передачи дайто-рю айки дзю-дзюцу. К. Ли провёл около 15 лет, живя, обучаясь и преподавая в Японии. Он тренируется с Дэном Харденом в его организации «Sangenkai» с 2010 года.

 

 

 

******

«Морихей Уесиба нашёл свой путь к духовной стороне «айки», которую он так часто цитировал, с помощью технических методов, и это стало основой и двигателем его духовного обучения».

Морихей Уесиба и технические и духовные принципы «айки»

Дихотомия между «айки», как техническим принципом и «айки», как духовным принципом, возникла в последнее время в ряде разговоров, но я подозреваю, что это стало предметом обсуждения начиная с 14 года Тайсё (1925), на духовном опыте Морихея Уесибы после известного поражения молодого военно-морского офицера в поединке на бокенах:

(Перевод с японского:) «Зарождение боевых искусств, любовь к Богу – очищение благополучия духа – может быть обретённым просветлением, слёзы экстаза текут по щеке бесконечно».

(Перевод с английского перевода:) «Я пришёл к осознанию того, что источником Будо является Любовь Богов, дух Всеобщей Любящей Защиты, и слёзы экстаза бесконечно текли по моим щекам».

Вот комментарий сенсея Такаши Сасаки о важности понимания принципов «айки»:

(Перевод с японского:) «Легко понять, что айкидо – это «айкидо», которое преследует овладение айки, но довольно сложно понять, каким «айки» следует заниматься. По этой причине, в большинстве случаев, даже если вы не знаете, что такое «айки», вы можете начать практику айкидо, для начала занятий вам не нужно его знать… Однако, если вы хотите серьёзно заняться «айки но мичи», вы должны изучать «айки». Это потому, что «айки» является целью айкидо, и если цель практики не прояснена, ваша практика не пойдёт в правильном направлении».

(Перевод с английского перевода:) «Айкидо можно просто понять как «Путь айки» ( ), как «стремление к айки», однако понять, что такое «айки», и что в своих занятиях мы должны следовать этому стремлению, может быть довольно трудным. По этой причине или, возможно, потому, что мы обычно можем вначале практиковать айкидо, не понимая, что такое «айки», мы можем думать, что нам не нужно знать, что это такое, и продолжать тренироваться, не задумываясь особо об этом.

Однако, если мы хотим достичь серьезных успехов на «Пути айки», важно, чтобы мы исследовали значение «айки» для нашей практики. Причина этого состоит в том, что, поскольку «айки» является целью «Пути айкидо» то, если вы не проясните для себя цель своего обучения, оно не будет развиваться в правильном направлении».

Такаши Сасаки поступил в Айкикай Хомбу додзё в 1962 году и получил нидан непосредственно от Основателя айкидо Морихея Уесибы. Вы можете вспомнить его по статье «Секрет айкидо – Любовь?». Из размышлений Сасаки о Любви в айкидо, вы можете увидеть, что, как и Морихей Уесиба, он придаёт большое значение концепции Любви.

Сам Уесиба, кажется, рассматривает свою версию «айки» как нечто иное, как отход от прошлых времен, который тесно связан с «Любовью»:

(Перевод с японского:) «Название «айкидо» существует уже давно, но поскольку моё «будо» ведёт к «Любви», я и решил назвать тот уникальный путь, который я изучил, «айкидо». Следовательно, содержание «айки», о котором говорят люди традиционных боевых искусств, и айки, о котором говорю я, фундаментально различаются».

(Перевод с английского перевода:) «Термин «айки» существует с древних времен, но поскольку «ай» () ведёт к «Любви» (), я решил назвать этот уникальный Путь, который я освоил, «айкидо». Это означает, что суть «айки», о котором говорили древние воины, и «айки», о котором говорю я, фундаментально различаются».

(*Примечание: подробнее о проблеме наименования айкидо см. «Айкидо ™ – действительно ли это товарный знак?»)

Но как насчёт «айки» без Любви? Обычно то «айки», которое вы встретите в дайто-рю – это «айки», как особый технический метод.

Например, в «Странных и ложных теориях айки» мы видели некоторые мысли Масару Такахаши, инструктора дайто-рю и ученика Юкиёси Сагавы, о некоторых из текущих объяснений, касающихся «айки». Он ясно даёт понять, что, по его мнению и опыту, «айки» не имеет ничего общего с Любовью, что нет ничего более далекого от истины, и что «айки» является основным техническим принципом дайто-рю.

Является ли «айки» основным техническим принципом искусства айкидо Морихея Уесибы?

В очень интересном исследовании Джона Дрисколла, первоначально опубликованном на AikiWeb, демонстрируя тесную корреляцию между техниками, которым обучал Морихей Уесиба и техниками Дайто-рю Хиден Мокуроку, показывает продолжающуюся техническую связь между этими двумя искусствами.

Я обращаю внимание на это исследование, чтобы отметить продолжающиеся технические связи, а не для того, чтобы утверждать, что «айки» зависит от конкретной технической учебной программы. Тем не менее, эта работа показывает продолжающееся техническое наследие между айкидо Морихея Уесибы и дайто-рю айки дзю-дзюцу.

А как насчёт тех, кто утверждает, что Морихей Уесиба отказался или каким-то образом радикально изменил это техническое наследие? Что ж, вышеприведенное исследование само по себе довольно красноречиво, но, кроме того, у нас есть тот факт, что практически все технические демонстрации «айки», представленные Морихеем Уесибой, были дублированы (или, возможно, даже превышены) его коллегами из дайто-рю.

Затем, примерно в 1956 году сам Морихей Уесиба О-сенсей думал, что то, что преподавал инструктор Дайто-рю айки дзю-дзюцу Юкиёси Сагава, было достаточно близко к айкидо, поэтому он пригласил Сагаву стать инструктором в Айкикай Хомбу додзё. Хотя Сагава в конечном итоге отказался от этой договоренности, тот факт, что предложение было сделано и одобрено Основателем, должен сказать кое-что важное о продолжающихся технических связях между искусством Уесибы с оригинальным дайто-рю.

Теперь давайте посмотрим, как Хакару Мори («Директор» Дайто-рю Айки Дзюдзюцу Такумакай) описывает «айки» как технический принцип:

(Перевод с японского:) «Айки – это техника, которая вызывает бессознательные (инстинктивные) движения другой стороны».

(Перевод с английского:) «Айки состоит в том, чтобы вызвать бессознательное (инстинктивное) движение противника».

Сравните это с описанием Айки Морихеем Уесибой (через Такаши Сасаки):

(Перевод с японского:) «Айки – это технология, которая стимулирует защитные инстинкты противника и выводит инстинктивные бессознательные движения (от противника)».

(Перевод с английского:) «Айки – это техника, которая стимулирует защитные инстинкты противника и выводит [из него] инстинктивные бессознательные движения (от противника)».

Итак, давайте предположим на мгновение, что Морихей Уесиба не сделал радикального отхода от основных принципов единственного искусства, кроме своего собственного, в котором он имел лицензию на преподавание, единственного искусства, кроме его собственного, в котором он выдал такие лицензии, единственного искусства, которому он обучался в течение значительного количества времени – более двадцати лет. Как это согласуется с его утверждением о том, что «сущность «айки», о котором говорили древние воины, и «айки», о котором говорю я, фундаментально различаются»?

Что ж, он не достиг духовных высот из ниоткуда [на пустом месте], и была причина, по которой он всё ещё преподавал определённый физический метод, проповедуя определённый духовный и философский идеал. Морихей Уесиба нашёл свой путь к духовной стороне «айки», которую он так часто цитировал, с помощью технических методов, и это стало основой и двигателем его духовного обучения:

(Перевод с японского:) «У меня нет другого способа перестроить мир, кроме айкидо».

(Перевод с английского перевода:) «Я не знаю другого способа восстановить мир, кроме как с помощью айкидо».

Прежде чем вы спросите об этом, отвечу: нет, я не верю, что он говорил, что айкидо – единственный способ улучшить мир. Я действительно думаю, что, если вы прочитаете эту цитату в общем контексте «Таке Мусу Айки», вы увидите, что он имеет в виду, что это единственный метод, с помощью которого он сам смог найти способ «перестроить мир». Он также отмечает в других местах, что пришёл к этому пониманию через обучение [через практику определённого технического метода]:

(Перевод с японского:) «У тех, кто познал секреты айкидо, Вселенная находится в их животе, и они говорят: «Я есть Вселенная». Я понял это через Такеши».

(Перевод с английского перевода:) ««Я – Вселенная», тот, кто постиг секрет айкидо, имеет Вселенную внутри себя. Я пришёл к осознанию этого благодаря военному искусству».

В этом контексте начинает проясняться нижеследующий раздел из «Take Musu Aiki»:

(Перевод с японского:) «Моё «айки» боевых искусств пришло не из религии. Оно отделяет религию от истинных боевых искусств. Это [«айки»] руководство для завершения незаконченной религии».

(Перевод с английского перевода:) «Было бы неправильно сказать, что моё [искусство и учение] Такумусу Айки возникло из религии. Истинное Будо освещает религию. Оно ведёт неполную религию к завершению».

Здесь мы снова видим, как Морихей Уесиба подчеркивает, что айкидо не было рождено религией. Мы также видим, как Уесиба подразумевает, что практика его Будо обеспечивает то, чего может не хватать в религии, то является мостом между практическим, физическим миром и духовным, религиозным миром.

Здесь мы подходим к тому, что Уесиба считал своей кардинальной переменой:

(Перевод с японского:) «В то время как «айки» было базовым принципом боевого искусства, которое подчеркивает физические навыки, «Пусан Айки» – это искусство души, которое подчёркивает духовность».

(Перевод с английского перевода:) «В отличие от «духовного» будзюцу прошлого, в котором упор делался на физические техники, «Take Musu Aiki» – это «духовный» метод, подчеркивающий духовность [айкидо Уесибы]».

Вы можете заметить, что «духовное» появляется с обеих сторон уравнения – вы ещё не запутались?

Фактически, он использовал два разных иероглифа, первый из которых означает «духовность», а второй – «душа». В китайской космологии есть две души – душа «Хун» (魂 / «Кон»), которая связана с Йо (Ян) и интеллектом, и душа «по» (魄 / «хаку» или «паку»), которая связана с Инь (Инь) и телом.

Итак, мы могли бы сказать, что он переходит от физического к духовному выражению «айки», но я говорю не об этом.

В приведенном выше случае он говорит об изменении целей – другими словами, он говорит, что те же инструменты обучения «айки», которые производили физические эффекты, которыми он и многие другие прославились, также могут быть использованы для достижения духовных эффектов, если это становиться целью вашей практики и вашим намерением.

Это становится ясным, когда мы воспринимаем контекст, в котором сделаны эти утверждения, в которых он заявляет (с частым повторением) об отношениях двух душ в классических китайских терминах, в терминах Инь и Ян. Морихей Уесиба говорил об Инь-Ян (или, скорее, Инь-Йо) постоянно, прямо и косвенно – и конечно следует помнить, что Инь-Ян является базовой моделью китайской метафизики и китайских боевых искусств.

В китайской метафизической модели двухдушная структура Кон-Паку (Хун-По) является одним из примеров динамики Инь-Йо (Инь-Ян) – двух противоположных, но взаимосвязанных и взаимозависимых аспектов. В тренированном состоянии хаку / физические аспекты нашей жизни поддерживают и защищают кон / духовные аспекты.

В том же духе, по словам Морихея Уесибы:

(Перевод с японского:) «Бог входит в меч, поднимает меч, и меч защищает душу».

(Перевод с английского перевода:) «Дух входит и питает физическое (Хаку) и защищает духовное (Кон)».

(*Примечание: здесь есть подразумеваемая связь с упражнением Чинкон Кишин, но я не буду вдаваться в это сейчас.)

Основная цель динамики в рамках этой модели видится в том, чтобы гармонизировать эти две силы для здоровья, баланса в вашей жизни и … самореализации – что приведёт к непосредственному переживанию Небес на Земле, объединенных человеком [в человеке, в действиях человека].

(Перевод с японского:) «Айкидо – это компас для построения рая на Земле».

(Перевод с английского перевода:) «Айкидо – это компас, указывающий на установление Небес на Земле».

(*Примечание: дополнительную информацию об Уесибе и Человеке-Небе-Земле можно найти по ссылкам внизу этой статьи)

В китайской и даосской культуре существует ряд общих методов достижения этой утонченности двух душ, включая такие искусства, как тайцзи и другие внутренние китайские боевые искусства.

Одно дело говорить о всеобщей любви и мире, и другое – о том, как к этому добраться? И пока вы в пути, как вам не сбиться с пути? Как попасть во Вселенную, не улетев в открытый космос?

(Перевод с японского:) «Начало танца Кагура – «Стоять на Плавучем Мосту в Небе» – является символом «Мусуби» [объединения]. Айкидо должно стоять на Плавучем Мосту в Небе».

(Перевод с английского перевода:) «Начало Кагура-май – стоять на Плавучем Мосту Небес, олицетворении связи («мусуби»). Несмотря ни на что, айкидо должно стоять на Плавучем Мосту Небес».

Для Морихея Уесибы ответ заключался в духовном выражении, которое стало возможным благодаря технической подготовке в практике «айки», которую он получил от Сокаку Такеды.

Эти двое людей и мастеров будо тесно связаны.

Настолько, что игнорировать эту связь – значит отрезать себя от тех самых методов, которые сам Морихей Уесиба использовал для достижения своих целей.

  • Для обсуждения конкретного технического определения «айки» как технического принципа см. статью «Айкидо без мира и гармонии».
  • Чтобы увидеть презентацию базовой модели тренировок Морихея Уесибы и её значение, см. «Айкидо и Плавучий Мост Небес».
  • Чтобы увидеть ещё один пример духовного перепрофилирования технического принципа айкидо, см. «Айки-будо – это путь человеческого развития».

май 2013г.

https://www.aikidosangenkai.org/blog/aiki-is-love-isnt-it/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: