Сен 19 2021

Айкидо и структура Вселенной

Category: Библиотека Евгений @ 08:03

К. Ли

Айкидо и структура Вселенной

Кристофер Ли практикует айкидо с 1981 года, вместе с этим он изучал дзюдо с бывшим тренером олимпийских команд Японии и США, карате шклы «Сито-рю», а также несколько линий передачи дайто-рю айки-дзюдзюцу.

К. Ли провел около 15 лет, живя, обучаясь и преподавая в Японии. Он тренируется с Дэном Харденом в его организации «Sangenkai» с 2010 года.

 

 

 

 

 

 

 

******

Один дух, четыре души, три элемента, восемь сил – базовая структура Вселенной и айкидо

В статье «Киити Хоген и секрет айкидо» мы проследили связь между тем, что основатель айкидо Морихей Уесиба называет одним из «секретов» айкидо и китайской военной стратегией. В «Морихей Уесиба, будо и камаэ» мы проследили связь между разделом технического руководства «Будо», опубликованным в 1938 году Морихеем Уесибой, и некоторыми очень распространенными концепциями китайских боевых искусств.

Конечно, связь айкидо с концепциями китайских боевых искусств очевидным образом обнаруживается через лекции и эссе Морихея Уэсибы. В свою очередь, понимание этой связи способствует прояснению важных аспектов методологии обучения айкидо, недвусмысленно изложенной его Основателем.

Для начала отметим, что Морихей Уесиба часто говорил, что «Ичирей Шикон Санген Хачирики» («Один дух, четыре души, три начала (элемента), восемь сил») представляет собой базовую структуру Вселенной и одновременно базовую структуру созданного им айкидо.

Вверху этого поста находится снимок экрана с видео, на котором Морихей Уесиба читает лекцию по этой самой концепции, вы можете увидеть «Ичирей Шикон Санген Хачирики» (一 霊 四 魂 三元 八 力), написанное на доске позади него. Диаграммы тоже важны, но я расскажу о них в следующем эссе.

Вот одна из вещей, которые Морихей Уесиба сказал об «Ичирей Шикон Санген Хачирики» («Один дух, четыре души, три начала (элемента), восемь сил»):

(Перевод с японского:) «Айкидо – это путь гармонии, то есть живая фигура одного духа, четырех душ, трех элементов и восьми сил, фигура космической истории, то есть фигура Такамагахара».

(Перевод с английского перевода:) «Айкидо – это путь гармонии, то есть живая форма одного духа, четырех душ, трех начал (элементов), восьми сил, форма ткани Вселенной, в частности форма Высокой Равнины Небес».

«Высокая равнина Небес» («Такамагахара») – это место, где родились боги, так сказать, Небеса. В этом случае Уесиба говорит, что «один дух, четыре души, три начала (элемента), восемь сил» существуют внутри вас. Также как в следующей цитате из «Такемусу Айки», стр. 77:

(Перевод с японского:) «Ещё у меня есть Такамагахара. Даже если вы посмотрите на Небеса и Землю, Такамагахары не будет. Следует осознать, что Такамагахара, это то, что существует в самом себе».

(Перевод с английского перевода:) «Такамагахара находится внутри вас. Если вы будете искать Такамагахара, вы не найдете его ни на Небесах, ни на Земле. Именно тогда вы осознаете тот факт, что она существует внутри вас».

Другими словами, айкидо и «один дух, четыре души, три начала (элемента), восемь сил» представляют как структуру Вселенной, так и структуру вас самого как индивидуума – или, возможно, было бы точнее сказать, как вы сами должны быть построены физически и ментально, чтобы достичь идеальное состояние, как в военном отношении, так и в Жизни.

Довольно глубокая концепция, если вам удастся осознать её умом (и телом), то, я думаю, вам удастся осознать и довольно элегантное комплексное описание философского и технического аспектов айкидо.

Первая часть выражения, «ичирей шикон» («Один дух, четыре души»), представляет собой структуру Духовного Мира. В синтоистской космологии люди обладают одним духом и четырьмя душами – беспокойным (арамитама), безмятежным (нигимитама), счастливым (сакимитама) и чудесным (кушимитама). «Наохиномитама» – это единственный дух, который действует как своего рода вместилище для четырех душ.

Давайте отложим рассмотрение этой части на другой раз, и сосредоточимся на физической структуре Вселенной и структуре техник айкидо, которые также следует этой схеме.

Вторая часть, «Санген Хачирики» («Три истока (начала, элемента), восемь сил»), представляет собой структуру Физического Мира, физическое «я» и методологию физического воспитания в айкидо.

Первая его часть – «Санген» («Три истока»), три основных строительных блока Вселенной – Небо, Земля и Человек, представленные твердыми, мягкими и плавными кругом, треугольником и квадратом (отсюда имя Айкидо Сангенкай!).

Конечно, все видели круг, треугольник и квадрат, но имеет ли Небо-Земля-Человек какое-то отношение к айкидо?

Так думал Морихей Уесиба:

(Перевод с японского:) «Айкидо имеет смысл как путь гармонии между ТенЧиДзин (Небо-Земля-Человек)».

(Перевод с английского перевода:) «Айкидо – это Путь и Принцип гармонизации Неба, Земли и Человека».

По совпадению (а, может быть, и нет…), Один также объединяет Ки Небес и Земли с Ки Человека, чтобы сформировать Тайцзи, «Великое Абсолютное» в китайских внутренних боевых искусствах.

Это приводит нас к яркой цитате из книги Коичи Тохей «Основание Ки» («Книга Ки»). Она входит в раздел, в котором он обсуждает свой разрыв с Айкикай:

(Перевод с японского:) «Второй хозяин интерпретировал айкидо как «способ соответствовать чувствам людей». Однако для меня айкидо – это «способ объединить разум и тело и стать единым целым с Небом и Землей».

(Перевод с английского перевода:) «Второй Дошу интерпретировал айкидо как «способ согласования с ки другого человека». Однако мне кажется, что айкидо – это «объединение тела и разума и слияние с Небом и Землей. В частности, Путь соединения Ки Неба и Земли».

Обратите внимание, что модель Коичи Тохея следует модели, процитированной Морихеем Уесибой, и что он (правильно, на мой взгляд) утверждает, что процесс происходит внутри нас, а не между ними и другим человеком – по этому поводу см. цитату Уесибы о «Такамагахара» выше.

Правильно ли Тохей представляет мнение Киссёмару Уесибы или нет, мы оставим для отдельного обсуждения.

В китайской космологии Вселенная начинается с Пустоты [смысловая пустота – куча кирпичей, из которой возникает всё], представленной пустым кругом Энсо. Пустота делится на две противоположные силы: «Инь» («Инь») и «Йо» («Ян»).

Энсо (круг) также часто можно увидеть в произведениях искусства айкидо – и Морихей Уесиба также сказал, что Круг – это Пустота. Вот ещё одна интересная цитата Уесибы:

(Перевод с японского:) «Вначале Айки рисует круг. Рисование круга, то есть целевой силы. Даже если вы не коснетесь противника одним пальцем, противник будет прыгать. Чтобы сделать это, потребуется около 10 лет. С этого момента, давайте сделаем большой прыжок».

(Перевод с английского перевода:) «В этой штуке под названием Айки сначала опишите (нарисуйте) круг. Другими словами, рисование круга – это [объединение] противостоящие силы. Не касаясь даже одним пальцем, ваш противник будет отправлен в полет. Чтобы сделать это, нужно около 10 лет. Давай попробуем продвигаться побыстрее».

Противоборствующие силы, «Инь» и «Йо», являются отголосками той же истории, процитированной в «Айкидо ™ – действительно ли это торговая марка?» и «Киити Хоген и секрет айкидо» – когда Генри Коно спрашивает О-сенсея: «Почему мы не можем делать то, что делаете Вы, сенсей?». Ответ был прост: «Потому что ты не понимаешь Ин и Йо». (из «Мемуаров айкидо» Алана Раддока).

Согласно китайским теориям, когда круг (Вуцзи, Пустота) делится на две части и к нему присоединяется Человек, вы получаете «Великое Предельное» – основные «Инь» («Инь») и «Йо» («Ян»), противостоящие друг другу, силы, разделенные / объединенные изогнутой линией, представленной в символе Тайцзи – Небо и Земля объединены / разделены Человеком.

Схема Тайцзи Чжан Хуан (1527-1608)

Из «Айкидо Синдзуи» Бансена Танаки (1976)

Обратите внимание на сходство схемы Бансена Танаки со схемой Тайцзи Чжан Хуанга. Приведенная выше диаграмма появилась в частной опубликованной работе Бансена Танаки под названием «Айкидо Синдзуи» в 1976 году (не имеет отношения к более поздней работе, опубликованной Айкикай). Бансен Танака был довоенным учеником (с 1936г.) Морихея Уесибы и принимал Уесибу во время его частых поездок в Осаку после войны.

Кандзи в правом верхнем углу читается как «Пустота». Кандзи в правом нижнем углу гласит («толщина одного листа бумаги»). Кандзи в правой части диаграммы гласит «Пустота» и «Материя» (т.е. «Небеса» и «Земля»).

В центре находится единственный символ катаканы «Ю», который в терминах Котодама означает гармонию Огня и Воды (то есть «Ин» и «Йо»). Было указано, что персонаж также может быть «Су» – в космологии Уесибы «Су» проникает в пустоту и перемещается в «U», что проявляется как две противостоящие силы «Ин» и «Йо».

Видите какое-нибудь сходство?

Когда вы видите символ Инь-Янь в Китае, он часто окружен восемью триграммами. Они представляют «восемь сил» китайских внутренних боевых искусств, которые представляют собой восемь различных способов взаимодействия инь и янь для создания силы или «цзинь». Это настолько важно в Китае, что целое внутреннее боевое искусство (Ба Гуа) было названо в его честь, и что Тайцзи изначально был известен как «13 поз» – 8 сил в сочетании с 5 основными направлениями.

В структуре Вселенной Морихея Уесибы «Хачирики», или 8 сил / сил, представляют собой активную силу, спокойную силу, тянущую силу, ослабляющую силу, силу расщепления, объединяющую силу, силу плавления и застывающую силу (вы можете видеть, что каждой силе «внутрь» соответствует сила «йо»).

(Перевод с японского:) «Хачирики относится к противоположным силам «движение, статика, решение, жесткость, тяга, расслабление, комбинация, минута», «9-1, 8-2, 7-3, 6-4»».

(Перевод с английского перевода:) «8 сил – противостоящие силы: движение – неподвижность, таяние – затвердевание, притяжение – ослабление, объединение – расщепление / 9-1, 8-2, 7-3, 6-4».

Вы можете узнать числа из «Киити Хоген и секрет айкидо». Есть больше о восьми противостоящих силах и способах их связи, которые важны для айкидо, но мы поговорим об этом в другой раз.

Итак, теперь мы видим, что космология Морихея Уесибы о физической структуре Вселенной идентична китайской космологии. Кроме того, мы видим, что структура физического проявления искусства Морихея Уесибы идентична структуре, используемой в китайских внутренних боевых искусствах – вплоть до терминологии.

И ещё одна мысль Морихея Уесибы:

(Перевод с японского:) «Даже если вы практикуете айкидо, не понимая одного духа, четырех душ, трёх элементов, восьми сил, дыхания и айки, истинная сила айкидо не проявится».

(Перевод с английского перевода:) «Я думаю, что если вы не можете понять один дух, четыре души, три начала (элемента, источника), восемь сил, дыхание (кокю) и айки, то даже если вы практикуете айкидо, истинная сила айкидо не проявится».

март 2012г.

https://www.aikidosangenkai.org/blog/aikido-structure-universe/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: