Сен 04 2021

Боевая йога… Здесь есть, что изучить

Category: Библиотека Евгений @ 07:49

В. Вязьмин

Боевая йога… Здесь есть, что изучить

Вязмин Вадим Джамшидович – художник и писатель. Родился в 1950 году в Москве. Его отец – иммигрант из Ирана – преподавал персидский язык в Московском институте востоковедения, мать была переводчицей и редактором.

В 1965 году он начал заниматься самбо у Николая Алексеевича Масолкина в спортивном обществе «Труд», где получил первые навыки борьбы и прикладной самозащиты. Чуть позже Вадим всерьёз увлекся йогой. Интерес к Востоку, особенно, к древней Индии, пробудился у дотошного мальчика ещё задолго до этого. Он изучил огромное количество источников – сначала на европейских языках, а затем на Санскрите – по классической йоге, древней медицине, а позже – по боевой йоге.

В 1968 году Вадим встретил своего учителя – скорее в восточном, нежели в западном смысле этого слова – основателем борьбы самбо, уже тогда легендарным Анатолием Аркадьевичем Харлампиевым. Великий мастер полюбил пытливого юношу и почти на одиннадцать лет (учитель ушёл в 1979 году) фактически заменил ему рано потерянного отца. Занимаясь у Анатолия Аркадьевича, Вадим подружился с ныне знаменитыми патриархами советского, а позже российского карате А. Б. Штурминым, Т.Р. Касьяновым, В.А. Ковалёвым, В. Дмитриевым, Г.Г. Владимирским, В. Томиловым и другими мастерами боевых искусств.

В 1969 году Вадим начал преподавать боевое и спортивное самбо и боевое карате группе студентов.

В дальнейшем, по мере роста школы, исследования санскритских первоисточников и практического применения древнеиндийских методов подготовки воина, из неё постепенно образовалась Школа Древнеиндийского Боевого Искусства (Боевой Йоги) Дхарма Марга – Путь Праведности, Чести, Добродетели (название родилось в 1976 году).

С 1976 года начал преподавать классическую йогу.

С 1979 по 1980 год Вадим Джамшидович был Президентом Федерации карате спортивного общества «Зенит».

В 90-е годы уезжал в США, но затем вернулся в Россию.

Вадим Джамшидович Вязьмин – автор ряда учебников и статей по классической и боевой йоге.

******

Дхарма Марга – Путь Праведности, Чести, Добродетели

История этой школы началась с того, что её основатель Вадим Вязьмин нашёл намёк там, где остальные видели лишь сказку. И, что самое главное, смог воспользоваться им.

Многие помнят фильм «Непобедимый» Павла Лунгина, вышедший в 1984 году. Главный герой, Андрей Храмов, путешествуя по Кавказу и Средней Азии, собирает разные боевые приёмы и строит на их основе уникальную систему самообороны без оружия. Степень её эффективности подчеркивает финальная сцена, заставившая быстро биться сердца советских мальчишек, не одаренных от природы ни ростом, ни весом. Щуплый Храмов без труда раскидал здоровенных красноармейцев, продемонстрировав их командирам, что сила – это ещё не всё.

Сюжет построен на реальной истории, прототипом главного героя был создатель самбо Анатолий Харлампиев. С 1968-го по 1979-й, до самой смерти мастера, Вадим Вязьмин был его учеником, причём, как он сам подчеркивает, учеником не в западном, а в восточном смысле.

https://www.youtube.com/watch?v=E1ex0cxQKoU

Как-то Харлампиев поделился своим ощущением, что у всех систем боя есть один-единственный прародитель, и Вязьмин принялся за поиски. Японцы учились у китайцев, те, в свою очередь, преклонялись перед Индией. Боевые искусства находились в советское время под строгим партийным контролем, и в библиотеках книги даже с намеками на эту тему не выдавались. Исключением являлись только тексты на санскрите – во всей стране им владели лишь несколько человек, и власти не видели в них опасности. Причем коллекция была очень обширна, и значительная её часть была трофейной, с клеймами Третьего рейха: не секрет, что Адольф Гитлер проявлял недюжинный интерес ко всему арийскому и не жалел денег на древние индийские свитки. В общем, с дрянной овцы достался шерсти клок. Годы ушли у Вадима Вязьмина на его распутывание – так и появилась школа боевой йоги Дхарма Марга.

«У йоги есть самые разные аспекты, в том числе и боевые», – объясняет Вадим Вязьмин. В древней Индии ею занимались не только брахманы – каста жрецов, но и каста воинов – кшатрии, уделявшие особое внимание всему, что укрепляет тело. Называлось это Юддха йога (йога битвы), или Дхарма йога (йога чести).

«Согласно представлениям ариев, человеческое тело может принять 312 основных позиций. Остальные являются их вариациями. Первым шагом в тренировке как раз и являлось практическое изучение особенностей каждой из позиций и их взаимоотношений друг с другом».

Этим же путём идут и в школе Дхарма Марга. Освоив позиции, приступают к движениям. Причём подход сильно отличается от того, что даётся в большинстве школ боевых искусств. Там в основном царит минимализм в японском духе: лучше знать на «пятерку» один приём, чем три, но каждый на «тройку». Здесь изучают принципы правильного движения, после чего человек, по идее, может одинаково быстро проводить почти любые удары. Эти же позиции влияют и на физиологию человека – причём, как и асаны в мирной хатха-йоге, весьма благотворно.

Тренировка обычно длится три часа: первые два – занятия в зале с жёстким покрытием, в течение последнего часа отрабатываются броски в борцовском зале. Заглядеться можно на все этапы тренировки – спарринги по изяществу можно сравнить с танцем, но особенно эффектно выглядит работа в партере и практика перевернутых поз, на которой учат одинаково комфортно чувствовать себя в любом положении – и лежа спиной на земле, и, скажем, свисая с ветки дерева. Акробатичность многих учеников оценил бы Джеки Чан. Передвигаясь на четвереньках или перекати-полем, зависнув в позе летучей мыши на турнике – из самых невероятных положений они наносят быстрые и отнюдь не декоративные удары. Хотя контакт и кажется полным, травм здесь практически не бывает: контролировать силу удара – ещё один из азов практики.

Получилось ли в Дхарме Марге воспроизвести боевое искусство древних ариев, судить сложно, вернее, некому: свидетелей не осталось. Но то, что стиль получился эффективным, – это точно. Как один из аргументов: занимающиеся в школе работники силовых структур не раз применяли Дхарма Марга в бою – и пока все живы. Для большинства школ йоги словосочетание «боевая йога» звучит в лучшем случае как парадокс, в худшем – становится красной тряпкой. На основной аргумент оппонентов, что боевая направленность противоречит ахимсе – принципу непринесения вреда, самому первому в йоге, Вадим Вязьмин отвечает очень достойно: «Представьте, вы идете по улице и видите, как взрослый бьёт ребёнка. Как в этом случае практиковать ахимсу?».

Боевая йога – искусство кшатриев

Война в Индии была делом особого сословия – кшатриев. «Кодекс поведения» кшатрия обязывал его всячески совершенствовать навыки безоружного боя. Данные о боевой системе кшатриев в древности и раннем средневековье достоверны, но бедны.

Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия отличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной – каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один «коронный удар», сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична). После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал, как бы, ступенчатый характер: чередование «взрывов» и пауз могло длиться долго, «взрыв» тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя…

Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары – больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах. Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били – в ближнем бою наступала также очередь «борьбы ног». Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: «ножные» приёмы должны были облегчить осуществление «ручных». Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке – именно потому, что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном – довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.

Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя, безусловно, связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это – ваджра-мушти (в другой транскрипции – вайра-мукти). «Мушти» означает кулак, но вот для слова «ваджра» находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова «ваджра-мушти» с булавой (тогда оно переводится как «бронированный кулак») или с алмазом («кулак алмазной твёрдости»). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая – пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара. Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий.

Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.

Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана – повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. «Бхимасени» – это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. «Ханумати построен на хитрых захватах. «Джамбуванти – это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. «Харасандхи» – это болевые замки и захваты, ломающие конечности.

февраль 2010г.

https://www.liveinternet.ru/users/gn_egn/post119876783

******

Comments (0)

Оставьте мнение: