Сен 08 2021

Элементы синтоизма в современной разминке айкидо

Category: Библиотека Евгений @ 07:50

Д. Пэнрод

Элементы синтоизма в современной разминке айкидо

Дэн Пенрод, главный инструктор Будо додзё (Бивертон, США, округ Вашингтон штат Орегон.).

Г-н Пенрод практикует айкидо в течение 30 лет, а некоторые другие формы традиционного японского будо в течение, примерно, 40 лет. Он имеет годан (черный пояс 5-й степени) по айкидо, присужденный ему его учителем Джоном Мессоресом сенсеем и признанный Всемирным фондом Айкикай АСУ и Хомбу. Он также имеет нидан (черный пояс 2-й степени) по окинавскому карате Шорин Рю, присужденный сенсеем Фусей Кисе.

 

******

«Было сказано, что чинкон и кишин вместе образуют метод достижения единства с божественным».

Чинкон Кишин

«Чинкон Кишин – практика, предназначенная для того, чтобы помочь человеку присоединиться к универсальному духу и помочь человеку понять божественную миссию, которая является его целью жизни, которую нужно выполнить».

Из глоссария… «Принципы айкидо» Мицуги Саотоме

Чинкон определяется как… успокоиться и успокоить дух; Кишин определяется как… возвращение к божественному или ками, что означает достижение глубокого созерцательного состояния, в котором человек привязан к божественной Вселенной. Чинкон и кишин обычно практикуются вместе, где первая часть, чинкон, включает в себя оживление чувств и собирание духа, в то время как вторая часть, кишин, включает в себя бдительное медитативное состояние. Было сказано, что чинкон и кишин вместе образуют метод достижения единства с божественным, хотя у каждого есть своя функция. Некоторые говорят, что Чинкон собирает духов или души, блуждающие в эфире, в одно положение (брюшной центр), в то время как кишин активирует этих духов.

Чинкон-кишин имеет древние корни, которые упоминаются в старых синтоистских текстах, таких как Кодзики. Шаманская практика мистического дыхания и медитации объединения божественных и человеческих духов часто использовалась в старые времена при подготовке к мисоги водопада, аскетической практики пребывания под ледяным водопадом в течение длительных периодов медитации с целью склонить разум, тело и дух. О-сенсей часто практиковал этот вид мисоги (духовного очищения), но для О-сенсея айкидо было его ежедневной практикой мисоги. По этой причине Основатель готовился к мисоги своего обучения айкидо, выполняя техники чинкон-кишин во время разминки.

Исторически сложилось так, что древняя традиция чинкон-кишин в значительной степени выпала из практики синтоистской традиции, пока Онисабуро Дегучи не возродил эту практику в религиозной секте синто Омото-кё в начале 1900-х годов. Когда О-сенсей встретил Дегучи и принял религию Омото, он также принял и практику чинкон-кишин, которой учил и практиковал шаманский священник. О-сенсей с детства приобщился к богатой традиционной синтоистской культуре и мифологии. Омото-ке, как новая форма древней религии, и её харизматичный лидер Онисабуро оказали глубокое влияние на духовный путь О-сенсея. Основатель и ещё один верующий Омото показаны здесь, практикующие медитацию кишин, сложив руки в эзотерическую мудру или кудзи-ин; медитативные позы рук.

По словам Ясуаки Дегучи, внука лидера Омото Онисабуро Дегучи, Онисабуро получил свои знания о чинкон-кишине из откровения, которое он получил, занимаясь аскетическими практиками на горе Такакума. Он также сослался на метод кишин, упомянутый в разделе Кодзики (Летопись древних дел), касающемся Эмпорора Чуая, и в Нихон Секи (Хроники Японии) в летописи императрицы Дзинко.

Чинкон-кишин практиковался в течение многих лет в Омото-кё, что привлекло большое количество новых последователей, которые слышали о сообщаемых преимуществах чинкон-кишина для развития и направления силы. Однако в более поздние годы практика чинкон-кишин была оставлена Омото-кё из-за глубокого и часто удивительного воздействия, которое она оказывала на практикующих.

О-сенсей никогда не отказывался от этой практики, и сегодня она повсеместно используется в разминках по айкидо в додзё.

Существует несколько форм чинкон-кишин, которые О-сенсей включил в разминку при обучении айкидо. Эти упражнения, хотя в целом и не очень хорошо понятые (даже многими учи-деши О-сенсея), всё ещё практикуются во многих додзё айкидо по всему миру. Они практикуются из-за их очевидных физических преимуществ, а также из-за их исторического значения. Но в целом упражнения практикуются, потому что они считаются неотъемлемыми и неотделимыми от айкидо. Ученики Основателя, которые сохранили практику, часто значительно отличались друг от друга в деталях, а также в степени важности, которую они придавали этой практике, и многие заявляли, что не понимают её.

Один ученик О-сенсея сказал… «Мы практикуем это, потому что это очень важно… Сенсей сказал, что мы сами откроем для себя смысл этих техник».

Фуритама

«сотрясение души», «успокоение ки» или «вибрация духа»

Фуритама практикуется стоя, ноги на ширине плеч. Руки помещены вместе, левая рука поверх правой. Между руками остается небольшое пространство. Руки помещают перед животом и энергично встряхивают ими вверх и вниз. Вдохните до макушки головы, естественно поднимаясь вверх. Затем выдохните в нижнюю часть ступней, продолжая трясти руками вверх и вниз. Упражнение завершается в безмолвном и всё ещё медитативном кишине.

Это упражнение чинкон было предназначено для того, чтобы собрать духов божественного в единый центр… успокаивает дух… вибрирует душу. Это эффективный способ собраться с мыслями, сосредоточиться и сфокусировать своё намерение.

Связанное с этим движение, которое называлось Отакеби, было разновидностью «вибрации духа». В Отакеби практикующий поднимает руки над головой, энергично встряхивает ими с вытянутыми пальцами и заканчивает тем, что опускает руки к земле. В первоначальной практике они кричали «эээ-аааай!», выдыхая и опуская руки вниз.

Отсюда и название отакеби, означающее боевой клич или рёв. Сегодня выдох в основном беззвучен. Основатель говорил о стряхивании пыли с суставов, когда говорил об этом упражнении для расслабления запястья. Для Уесибы это было оживляющее движение, чтобы вытряхнуть нечистоты из тела… форма мисоги для подготовки к практике айкидо.

Торифуне

«гребля на лодке» или «гребля [взмахи] птицы»

Торифунэ, также известное в айкидо как коги-фунэ или фунакоги, наиболее известно как упражнение по гребле. Оно включает в себя руки и тело, движущиеся в гребном движении лодки. Согласно важному синтоистскому тексту под названием «Ками но Мичи», руки были сжаты в кулаки с большими пальцами внутри, и движение рук было очень линейным. Фотографии O-сенсея показывают его руки в традиционных кулаках, выставив большие пальцы наружу. На старых видеозаписях видно, как он практикуется в торифуне, как с линейными ударами, так и с размашистыми гребными движениями. Однако сегодня торифунэ, по-видимому, в основном практикуется с открытыми руками, пальцы направлены вниз, запястья вытянуты вперёд и отведены назад к бёдрам.

Человек должен быть хорошо заземлён, практикуя торифунэ. Цель состоит в том, чтобы двигаться от бёдер, перенося вес тела с передней ноги на заднюю и обратно на переднюю ногу. Руки действуют как веревки или стержни, ведомые движениями бёдер.

Это практикуется, сначала ставя левую ногу вперед. Вытягивая руки или запястья вперед, вы произносите звук «э». Отводя руки назад, вы произносите «хо». Этот толчок / тяга выполняется ритмично 20 раз, затем правая нога выдвигается вперед. Теперь, когда вы продвигаетесь вперед, вы произносите «и». Когда вы отступаете, вы произносите «са». В некоторых школах делают 3-й сет на левой ноге. «Эх» звучит как при толчках, так и при подтягивании. Эти вокализации уходят своими корнями в Котодаму, древнюю мистическую практику, сочетающую дух и звук, вновь популяризированную в Омото-кё.

Ибуки Кокю

«Глубокое дыхание»

Тен-но-кокю: Дыхание Небес

Дыхание Небес включает в себя глубокий вдох, руки вместе перед нами, поднимая руки в позе тен-но-кокю (дыхание Небес), вместе и над головой. Затем мы переходим к дыханию Земли…

Чи-но-кокю: Дыхание Земли

Дыхание Земли включает в себя медленный выдох и опускание рук в позе чи-но-кокю (дыхание земли). Руки опускаются по бокам нашего тела, как бы отталкивая Вселенную, пока руки не сойдутся вместе перед нашим животом, чтобы завершить круг.

Как правило, цикл тен-но-кокю и чи-нококю повторяется 3 раза подряд. Когда практикуемый сам по себе, обычно в конце дыхательного цикла происходит тихая пауза кишин. В сочетании с другими упражнениями переходы меняются, и кишин может переместиться в конец комбинаций.

***

Фуритама, торифунэ и ибуки часто практикуются вместе в различных комбинациях. Иногда фуритама переплетается с ибуки. В других случаях фуритама переплетается с торифуне. Эти практики сильно варьируются от ассоциации айкидо к ассоциации айкидо, а также от додзё к додзё даже внутри ассоциаций.

Интересно отметить, что ассоциации айкидо, на которые сильно повлиял Коити Тохей (Общество Ки, ААА, Сейдокан и т. Д.), практикуют множество других упражнений кихон-ки или айки-тайсо, которые Тохей разработал, чтобы помочь проявить ки и сосредоточиться на одной точке. Поскольку интересы Тохея сместились со старых синтоистских путей, и его внимание стало сосредоточено конкретно на принципах ки, он взял некоторые из старых упражнений чинкон-кишин и изменил их, чтобы дополнить свой недавно кодифицированный каталог упражнений ки.

Когда я начал практиковать айкидо в середине 80-х, я не помню, чтобы Мицуги Саотомэ сенсей вёл нас в каком-либо из чинкон-кишин. Возможно, это произошло из-за того, что О-сенсей перестал подчеркивать эту практику в свои последние годы, или, возможно, из-за того, что О-сенсей оставил своих учеников задумываться или даже предпочёл игнорировать эти старые синтоистские практики, которые рассматривались как всё более и более анахронизмами в современной Японии. Несколько лет спустя я заметил, что сенсей Саотоме вновь познакомил своих учеников с фуритамой, торифунэ и ибуки кокю, возможно, тогда он возвращался к своим собственным корням в айкидо, отдавая дань этим ранним традициям.

Поскольку происхождение и мотивация этих техник редко преподаются или обсуждаются в додзё… учащимся часто приходится задаваться вопросом, что они делают или как правильно воспринимать движения, которым они следуют. Базовое понимание источника и истории этих таинственных движений помогает заложить основу для обогащения и развития нашей собственной практики. Пусть ваша практика будет обоснованной и плодотворной.

декабрь 2014г.

https://www.budodojo.com/post/2014/12/17/chinkon-kishin

******

Comments (0)

Оставьте мнение: