Сен 06 2021

Как уке, ваша задача – помочь вашему партнёру освоить технику вместе с вами

Category: Библиотека Евгений @ 07:41

Д. Пенрод

Как уке, ваша задача – помочь вашему партнёру освоить технику вместе с вами

Дэн Пенрод, главный инструктор Будо додзё (Бивертон, США, округ Вашингтон штат Орегон.). Г-н Пенрод практикует айкидо в течение 30 лет, а некоторые другие формы традиционного японского будо в течение, примерно, 40 лет. Он имеет годан (черный пояс 5-й степени) по айкидо, присужденный ему его учителем Джоном Мессоресом сенсеем и признанный Всемирным фондом Айкикай АСУ и Хомбу. Он также имеет нидан (черный пояс 2-й степени) по окинавскому карате Шорин Рю, присужденный сенсеем Фусей Кисе.

 

******

«Истинное будо предполагает духовный рост и умение принимать и уважать своих партнёров, а не сражаться с противниками. Конечным результатом является более просвещённый и умелый будока (мастер боевых искусств), который может продолжать тренироваться до глубокой старости, постоянно совершенствуя искусство в течение многих лет».

«Всегда помните, что вы взбираетесь на гору вместе со всеми остальными в додзё».

Использование сопротивления в практике айкидо

Недавно новый ученик прислал мне электронное письмо с вопросом, уместно ли ему использовать сопротивление при обучении в нашем додзё.

Это было темой многочисленных форумов по айкидо. Подобный вопрос мне много раз задавали многие студенты. Я часто жалел, что не записал ответ, чтобы просто передать его следующему человеку, который меня спросит. На этот раз я так и сделал. Вот ответ, который я ему отправил. Эти комментарии отражают культуру, которую мы пытаемся культивировать здесь, в Будо додзё. Это может не отражать культуру вашего местного додзё.

***

Это колючий вопрос с более чем одним правильным ответом. Это хороший вопрос, чтобы его задавать.

В айкидо мы используем термины наге и уке. Уке обычно инициирует атаку, наге получает атаку и бросает или нейтрализует уке, уке получает бросок и берёт укеми. Термин «уке» относится к получателю, как только что описано, хотя очевидно, что оба партнёра что-то получают. Термин «наге» относится к броску, хотя ответом часто является булавка (или нейтрализация), а не бросок.

Взятие укеми или получение броска – это ян для инь в целях самообороны. Ты нападаешь, я бросаю тебя (защита инь), ты берёшь укеми и падаешь, чтобы не пострадать (защита ян). Другими словами, это две стороны одной медали, обе с функцией защиты себя. Иными словами, несоблюдение хорошего укеми может привести к ужасным телесным повреждениям. Мы всегда думаем о самообороне как о том, чтобы научиться принимать нападение, а затем бросать или фиксировать кого-то. Способность изящно принимать бросок или обездвиживание одинаково важна для самосохранения.

Истинное будо предполагает духовный рост и умение принимать и уважать своих партнёров, а не сражаться с противниками. Конечным результатом является более просвещённый и умелый будока (мастер боевых искусств), который может продолжать тренироваться до глубокой старости, постоянно совершенствуя искусство в течение многих лет. С другой стороны, практика борьбы ограничивает возможность для вас и ваших сверстников научиться как хорошим, так и плохим движениям. Практика становится упражнением в агрессии, сопротивлении, борьбе и разочаровании. Для меня эти слова – полная противоположность искусству. Если ваша цель – выиграть следующий чемпионат UFC… ты занимаешься не тем боевым искусством.

Это, естественно, вызывает вопрос… как вы узнаете, является ли боевое искусство, которым вы занимаетесь, ерундой, если вы не можете проверить его с помощью физического сопротивления? Естественный ответ таков… ты не можешь. Вот почему в наших тренировках есть место для физического сопротивления. Хитрость… и колючка в твоём вопросе… это определение разницы между правильным местом и неправильным местом.

Вот несколько примечаний, которые помогут отличить эти два места:

Никогда не отказывайте другому студенту в возможности добиться успеха.

Это нормально – оказать некоторое сопротивление, чтобы показать вашему партнёру слабость в его технике. Но если вы полностью лишаете своего партнёра возможности успешно выполнить технику, значит, вы лишили его возможности когда-либо изучить технику. Как уке, ваша задача – помочь вашему партнёру освоить технику вместе с вами. Иногда хороший укеми означает помощь в том, чтобы привести вашего партнёра в нужное место [положение] для выполнения броска. Вы будете благодарны за такое правильное отношение, когда ваша техника не работает, а другой ученик, с которым вы тренируетесь, помогает вам найти правильное движение.

Никогда не цените технику больше, чем вашего партнёра.

Другими словами, если вам придётся выбирать между успехом в вашей технике или спасением вашего партнёра… вы всегда должны выбирать спасение своего партнёра. Это звучит очевидно, но вы были бы удивлены, насколько сильным может быть желание преуспеть в технике, несмотря ни на что. Особенно если ваш партнёр доставляет вам неприятности. Будьте внимательны к этому. Всегда следите за тем, чтобы вы не причиняли вреда своему партнёру. Всегда следите за тем, чтобы у вашего партнёра было безопасное место для падения.

Всегда помните, что вы взбираетесь на гору вместе со всеми остальными в додзё.

И что единственный способ добиться успеха – это подняться на гору вместе. Вы помогаете другим, а они, в свою очередь, помогают вам, и вместе вы достигнете вершины. Это требует взаимного поощрения и уважения. Если инструктор вам что-то говорит или корректирует ваше движение… всегда благодари их. Могут быть моменты, когда вы чувствуете, что критика неоправданна или просто неверна. Тем не менее, вы благодарите их. Дело не в том, чтобы быть правым или неправым… речь идёт о правильном отношении и уважении в додзё. Проявление уважения в додзё и в вашей жизни – это самый важный урок, который вы когда-либо усвоите. Проявление уважения в додзё культивирует культуру взаимного уважения во всём додзё и показывает, как вашим учителям, так и вашим сверстникам, что вы это понимаете. Это, в свою очередь, принесёт вам величайшее уважение. Из этого следует, следовательно… уважайте и проявляйте уважение к своим сверстникам, как старшим, так и младшим… потому что все они ваши учителя.

Если вас призывают взять укеми в качестве инструктора, атака должна быть сильной, искренней и целеустремленной.

Но сейчас неподходящее время для борьбы или спарринга. Это время, когда инструктор пытается проиллюстрировать принцип. Роль уке заключается в том, чтобы быть каналом для эффективного донесения информации об уроке до учащихся. Это не время уке… это не время сенсея… это время додзё. Говорю за себя… когда я преподаю, я выбираю уке, который, по моему мнению, лучше всего проиллюстрирует мою точку зрения. Если я не доверяю ответу о том, как студент примет укеми… я не буду их использовать. Всё так просто. Вопрос не в том, могу ли я бросить или прижать этого человека с помощью этой техники. Это вопрос о том, как я могу наилучшим образом донести то, что я хочу, чтобы студенты поняли. Студенты часто гордятся тем, что их вызывают взять укеми в качестве инструктора. Они должны. Это знак уважения и доверия. Люди, которые принимают укеми от сенсея во время занятий, являются лучшими учениками в классе. Студент, который хочет получить эту форму признания и уважения, должен практиковать хорошие укеми.

Если вы практикуетесь с партнёром и у вас или у вашего партнёра возникают трудности с техникой, самое подходящее время обратиться к инструктору за разъяснениями и советом.

Если вы принимаете укеми от сенсея во время этого полу-частного инструктажа, уместно быть сильным в своей атаке. Цель, как правило, состоит в том, чтобы продемонстрировать, как принять сильную атаку и реагировать эффективно и с ограниченной физической силой. Инструктор несёт ответственность за то, чтобы быть в состоянии принять сильную атаку и соответствующим образом отреагировать на эту атаку. Однако никогда не забывайте, что уместность является относительной… и чрезвычайно агрессивная атака может привести к чрезвычайно агрессивной реакции. Это возвращает нас к идее взаимного уважения.

Игры должны быть ограничены. Не исключены… но ограничены.

Если вы работаете с сильным старшеклассником, и он указал, что готов играть сильнее, жестче и быстрее… это прекрасно и уместно. Однако учащиеся не должны бросать друг друга поперёк ковра, прерывая тренировку других, и это не должно продолжаться более 1 минуты. Через 1 минуту… перерыв… начните всё сначала. Это не урок борьбы. Цели и мотивы должны быть разными. Это не спорт… это не смертельный поединок. Это духовная и физическая подготовка в будо.

Иногда урок заключается в том, чтобы принимать мягкие и не резистивные [восприимчивые] укеми.

В этих случаях вы полностью пропустите урок, если будете сопротивляться своему партнёру. Узнайте, как найти ценность и в этом виде обучения. Научиться легко и нежно реагировать на своего партнёра необходимо для того, чтобы научиться хорошему укеми.

Легко забыть, что, когда вы тренируетесь, вы уже знаете, как ваш партнёр попытается бросить вас.

Это понимание может значительно облегчить блокирование техники вашего партнера. По сути, это не ровное игровое поле. На продвинутых уровнях обучения это возможность практиковать кеши ваза (развороты) и ойо хенка ваза (изменение или изменение техник, чтобы заставить их работать). Это, однако, не кихон ваза (базовая техника). Новичкам следует сосредоточиться на изучении базовой техники, потому что она является основополагающей для всех будущих тренировок. Это восходит к более раннему правилу… не отказывайте своему партнёру в возможности добиться успеха.

Оборотная сторона атаки заключается в том, что, когда вы нападаете на своего партнёра, вы отдаёте себя своему партнёру.

Вы должны верить, что ваш партнёр получит вашу атаку в качестве подарка, который позволит вам обоим тренироваться. Вы должны верить, что ваш партнёр не причинит вам вреда… и ваш партнёр должен заслужить и сохранить это доверие. Без этого взаимного доверия невозможно искреннее и полезное обучение.

Внимательно прочитайте эти заметки, пока не поймете их значение и цель.

февраль 2015г.

https://www.budodojo.com/post/2015/02/24/the-use-of-resistance-in-aikido-training

******

Comments (0)

Оставьте мнение: