Сен 29 2021

Концепция духовного и личностного развития в боевой традиции для не является новой и уникальной для Морихея Уесибы и современного айкидо

Category: Библиотека Евгений @ 07:50

К. Ли

Концепция духовного и личностного развития в боевой традиции для не является новой и уникальной для Морихея Уесибы и современного айкидо

Кристофер Ли практикует айкидо с 1981 года, вместе с этим он изучал дзюдо с бывшим тренером олимпийских команд Японии и США, карате шклы «Сито-рю», а также несколько линий передачи дайто-рю айки-дзюдзюцу. К. Ли провел около 15 лет, живя, обучаясь и преподавая в Японии. Он тренируется с Дэном Харденом в его организации «Sangenkai» с 2010 года.

 

 

 

******

Уесиба-ха дайто-рю айки-дзю-дзюцу

«В 1922 году Сокаку Такэда переехал в резиденцию Омото в Аябе, чтобы жить с Морихеем Уесибой и давать ему интенсивные наставления в течение пяти месяцев. Уесиба впервые встретился с Такэдой в 1915 году в гостинице «Хисада» в Энгару, Хоккайдо, и интенсивно тренировался с ним в течение нескольких лет, прежде чем переехать в Аябе. Сын Сокаку Такэды Токимунэ однажды так прокомментировал этот период:

«Он много тренировался и был полон энтузиазма. Он был любимым учеником Сокаку».

В 1922 году, по завершении своего пребывания в Аябе, Сокаку Такэда вручил Морихею Уесибе сертификат Киодзю Дайри (помощника инструктора) в Дайто-рю айки-дзюдзюцу, сделав его сертифицированным инструктором в этом искусстве.

Эти отношения между учителем и учеником, Сокаку Такэдой и Морихеем Уесибой, продлятся более двадцати лет:

Позвольте мне начать с категорического утверждения, что основное техническое влияние на развитие айкидо оказывает дзю-дзюцу дайто-рю. Это искусство, которое, как говорят, является продолжением боевых традиций клана Айзу, насчитывающих несколько сотен лет, было распространено во многих районах Японии во времена Мэйдзи, Тайсе и раннего периода Сева знаменитым мастером боевых искусств Сокаку Такэдой. Известный в равной степени своей боевой доблестью и суровостью характера, Такеда не раз использовал свои навыки в схватках не на жизнь, а на смерть. Такэде было пятьдесят четыре года, когда Морихей Уесиба впервые встретил его в гостинице «Хисада» в Энгару, Хоккайдо, в конце февраля 1915 года. Эта встреча положила начало долгой, бурной, но, в конечном счёте, продуктивной связи между ними, которая длилась более двадцати лет».

Редактор «Aikido Journal» Стэн Пранин,

«Морихей Уесиба и Сокаку Такэда»

Но что было дальше?

******

Киссёмару Уесиба и послевоенное айкидо

«27 октября 1985 года в Сендае я присутствовал на лекции по истории айкидо, прочитанной Вторым Дошу Киссёмару Уесибой. Во время своего выступления сенсей Киссёмару сделал следующее замечание: «Основатель изучал дайто-рю всего три недели или около того». У меня отвисла челюсть от недоверия, когда, возможно, самый знающий человек в мире по истории айкидо сделал такое откровенно ложное заявление!».

Редактор «Aikido Journal» Стэн Пранин,

«Остерегайтесь большой лжи!»

Фотография Морихея Уэсибы в начале этой статьи была сделана в 1922 году после получения сертификата Киодзю Дайри от Сокаку Такэды, который знаменует начало его преподавательской карьеры в боевых искусствах в качестве инструктора по Дайто-рю айки-дзюдзюцу под руководством Сокаку Такэды.

Однако в современном мире айкидо существует повествование, которое поощряется Айкикаем, в котором айкидо является оригинальным и уникальным творением Морихея Уесибы. В этом повествовании говорится, что айкидо – это то, что он создал после изучения ряда боевых искусств, и что оно представляет собой радикальное изменение фазы по сравнению с его довоенными практиками, и что оно представляет собой новое и оригинальное духовное измерение.

Но так ли это на самом деле?

Начнём с того, что это повествование осложняется представлением Киссёмару Уесибы о том, что ключевое духовное откровение – «великий дух взаимной любовной защиты» – произошло в 1925 году. Это произошло не после войны, а в самом начале карьеры Морихея Уесибы в качестве инструктора дайто-рю.

Возвращаясь оттуда к самому дайто-рю, мы видим корни философии Морихея Уесибы… уже существующие.

В дополнение к Масао Хаясиме (выше) у нас также есть современник Морихея Уесибы и сокурсник Сокаку Такэды, Юкиеси Сагава и «Айки-будо – Путь человеческого развития».

Затем у нас есть сын Сокаку Такэды Токимунэ Такэда, обсуждающий наставления своего отца:

«Основные принципы дайто-рю – это Любовь и Гармония».

«Цель распространения дайто-рю – «Гармония и Любовь», сохранение этого духа – это то, что сохраняет и реализует социальную справедливость. Это было предсмертное желание Сокаку сенсея».

Но эти концепции можно проследить по всем японским боевым традициям, они далеко не уникальны ни для Морихея Уесибы, ни для дайто-рю.

Этот аргумент был высказан профессором Карлом Фрайди, японским историком и исследователем японских боевых традиций (получившим полную передачу в Касима Син-рю) в следующем отрывке из интервью в 2009 году:

«Общепринятое мнение о японском боевом искусстве (рюха бугей) тесно связывает его эволюцию с историей войны. Она исходит из предпосылки, что системы и школы боевых искусств первоначально развивались как инструменты для передачи повседневных навыков боя в ответ на возросший спрос на квалифицированных бойцов, порожденный наступлением эпохи сэнгоку. Воины, надеявшиеся выжить и преуспеть на полях сражений позднего средневековья, начали искать наставлений у талантливых ветеранов, которые, в свою очередь, начали систематизировать свои знания и методизировать их изучение. Таким образом, бугей рюха появился более или менее непосредственно из требований средневековой войны. Но, как гласит легенда двух с половиной столетний, мир Токугава, начавшийся в 1600 году, внёс фундаментальные изменения в практику боевого искусства. Обучение стало профессиональным, а в некоторых случаях коммерциализированным; сроки обучения стали более длительными, учебные программы были формализованы; и были разработаны сложные системы рангов учащихся. Однако наиболее существенно то, что мотивы и цели, лежащие в основе практики бугей, были пересмотрены. Самураи, которые больше не ожидали проводить время на поле боя, искали и нашли более подходящее обоснование для изучения боевого искусства, подходя к нему не просто как к средству мастерства в бою, как это делали их предки, но как к средству духовного совершенствования самого себя.

Это в основном история, которую я кратко изложил в своей книге «Наследие меча». Она начинается с логического предположения, что рюха бугэй возник как инструмент для обычной военной подготовки, а затем превратился в будо, средство для более широкого саморазвития и самореализации. Но есть некоторые проблемы с этой картиной, которые становятся ясными, если сопоставить её с недавними исследованиями средневековых войн.

Во-первых, ясно, что рюха бугей не мог объяснить больше, чем крошечную часть военной подготовки шестнадцатого века. В 16 веке вокруг было не более нескольких десятков рюха, но армии той эпохи регулярно мобилизовывали десятки тысяч мужчин. Для того, чтобы хотя бы часть воинов сэнгоку научилась своему ремеслу через одну или несколько рюх, каждая рюха того периода должна была обучать по крайней мере несколько сотен учеников в год. Таким образом, рюха бугэй, должно быть, был специализированным видом деятельности, преследуемым лишь незначительным процентом воинов сэнгоку.

Однако ещё более серьезной проблемой, является применимость навыков, которые позднесредневековые бугейши сосредоточили на развитии, к войне шестнадцатого века. Во-первых, начиная с 15 века – именно в тот период, когда начал появляться бугей рюха, – стратегия и тактика менялись от опоры на отдельных воинов и тактику небольших групп к дисциплинированному групповому тактическому маневру. Это означает, что рюха бугей, сосредоточившись на развитии мастерства в личном бою, появился и процветал почти в обратной пропорции к ценности квалифицированных отдельных бойцов на поле боя.

Более того, все недавние исследования, посвященные войне в позднем средневековье, утверждают, что мечи никогда не становились ключевым боевым оружием в Японии – что они, скорее, были дополнительным оружием, аналогичным оружию, которое носили современные солдаты. В то время как мечи носили в бою, они гораздо чаще использовались в уличных драках, грабежах, убийствах и других (вне поля боя) гражданских беспорядках. Ракетное оружие – стрелы, камни и более поздние пули –доминировало в битвах на протяжении всего средневекового периода.

С другой стороны, почти все рюхи, которые относятся к периоду сэнгоку или более раннему, утверждают, что фехтование играло центральную роль в их обучении с самого начала. Цукахара Бокуден, Камиидзуми Исэ-но-ками, Иидзаса Чоисай, Ито Иттосай, Ягю Мунэеси, Миямото Мусаси и другие основатели школ боевых искусств были (являются) наиболее известными своим мастерством фехтовальщиками.

Поначалу я задавался вопросом, не является ли место фехтования в средневековом боевом искусстве главным доказательством нового консенсуса в отношении войны в позднем средневековье. В конце концов, если бы бугей рюха начинал как система подготовки воинов для боя и сделал фехтование центральным в своём искусстве, разве это не означало бы, что мечи были более важны для средневековой войны, чем новая наука заставила бы нас поверить?

После долгой борьбы с этим вопросом мне, наконец, пришло в голову, что проблема может заключаться в первой предпосылке этого аргумента. Все вопросы, которые меня беспокоили (почему бугей рюха появился в то время, когда полководчество быстро начинало затмевать личные боевые навыки как решающий элемент в бою и ключ к успешной военной карьере? Почему в эпоху Сэнгоку было так мало рюха, и почему они так быстро размножались в ранний период Токугавы, после того, как эпоха войн прошла? И почему искусство фехтования было так заметно даже в самых ранних бугей рюха?) стало намного легче ответить, если вы просто отбросите предположение, что бугей рюха возник как инструмент для обучения повседневным техникам боя. И правда в том, что для этого седого предположения мало оснований, кроме того факта, что война была эндемичной в Японии, когда появились первые школы боевых искусств. Другими словами, полученная мудрость основывается на том, что равносильно ошибке «post hoc ergo propter hoc» (это латинское выражение означающее «после этого, значит вследствие этого». Этот термин относится к риторической ошибке, заявляющей, что потому что два события произошли в последовательности, предшествующее событие вызвало последующее событие).

Поэтому представляется вероятным, что рюха бугей и связанные с ним педагогические приёмы с самого начала были направлены на передачу более абстрактных идеалов саморазвития и просвещения. То есть, что рюха бугей был абстракцией военной науки, а не просто её применением. Она воспитывала черты характера и тактическую проницательность, которые делали тех, кто практиковал её, лучшими воинами, но её цели и идеалы были больше похожи на цели либерального образования, чем на профессиональную подготовку. Другими словами, бугейша, даже в эпоху Сэнгоку, имел больше общего с олимпийскими спортсменами по стрельбе – тренировками со специализированным оружием для развития эзотерических уровней мастерства в особых условиях, – чем с морскими стрелками. Они также имели столько же – возможно, больше – общего с эпохой Токугавы и современными мастерами боевых искусств, чем с обычными воинами своего времени.

В принципе, я утверждаю, что между концом шестнадцатого и серединой семнадцатого веков не было фундаментального изменения целей в обучении боевым искусствам. Будо эпохи Токугавы представлял собой не метаморфозу позднесредневекового боевого искусства, а его созревание. Рюха бугей сам по себе представлял собой новое явление – производное, а не линейное улучшение более ранней, более прозаической военной подготовки».

(Полный аргумент см. в моей статье “С тропы войны” в книге Алекса Беннетта «Перспективы Будо» [Auckland, New Zealand: Kendo World Publications, 2005], 249-68.)

Отнюдь не будучи новым и оригинальным или уникальным для Морихея Уесибы и современного айкидо, мы видим, что концепция боевой традиции для духовного и личностного развития является чем-то очень старым и присущим многим искусствам.

Разве это имеет значение?

Конечно, Морихей Уесиба был духовным человеком и верил, что он практиковал и преподавал искусство, которое позволяло личностному и духовному развитию.

То, что концепции, которые он выразил, не были ни уникальными, ни оригинальными, не отменяет этого послания.

На мой взгляд, пришло время отказаться от тщеславия духовной исключительности и уникальности, которое часто существует в современном айкидо, в конечном счёте, это только разрушительно для искусства в целом.

Морихей Уесиба и дайто-рю

Теперь, как насчёт участия Морихея Уесибы в дайто-рю и Сокаку Такэде?

Описание базы на веб-сайте Aikikai гласит:

«Айкидо – это современное боевое искусство, созданное Основателем Морихеем Уесибой».

Более подробное описание содержит тот же смысл:

«Айкидо – это японское боевое искусство, созданное в 1920-х годах Морихеем Уесибой (1883-1969), экспертом, достигшим высочайшего уровня мастерства в классических японских боевых искусствах».

Ни одно из них не содержит никаких упоминаний о Сокаку Такэде или дайто-рю, вместе с тем, Такэда упоминается один раз (и только один раз) в биографической хронике жизни Морихея Уесибы:

«Основатель встречается с г-ном Сокаку Такэдой, создателем дзю-дзюцу дайто-рю, в рекане Хисада (гостиница) в Энгару и просит наставлений».

И это всё…

Точно так же в книгах Киссёмару Уесибы «Дух айкидо» и «Искусство айкидо» практически нет упоминания о дайто-рю ни в одной из них. Ни одна из них не является историческим произведением, но ни в одной из них нет реального упоминания о единственном искусстве, в котором Морихей Уесиба когда-либо имел лицензию на преподавание, единственном искусстве (за исключением его собственного), в котором он когда-либо выдавал сертификаты или лицензии.

В более поздней работе «Лучшее айкидо», написанной Киссёмару Уесибой и Моритэру Уесибой, есть краткое упоминание о дайто-рю как об одном из многих искусств, которые изучал Морихей Уесиба, но не упоминается об относительной глубине изучения этих искусств – в разделе совершенно не отмечается тот факт, что, за исключением дайто-рю, все эти искусства изучались в течение очень коротких периодов времени.

«AW: О-сенсей, как сообщается, также изучал много других искусств корю помимо дайто-рю.

SP: Я бы сказал, что это неправда.

Если вы посмотрите на процесс создания айкидо исторически, вы увидите, что М. Уесиба отправился в Токио в 1901 году и провёл там около года. Во время этого пребывания в Токио, когда он готовился стать торговцем, он немного занимался дзю-дзюцу Тэндзин Синьо-рю. Вероятно, это было додзё «мачи», другими словами, небольшое додзё в районе Асакуса в Токио. Он отправлялся туда ночью, но, вероятно, прошло около трёх или четырёх месяцев с тех пор, как он сильно заболел авитаминозом и был вынужден покинуть Токио и вернуться в Танабэ. Он делал это, работая очень усердно в течение дня, и это был очень короткий период всего в несколько месяцев. Было бы трудно представить, что эти занятия имели сильное техническое влияние.

Точно так же, когда он был в армии, он также начал изучать дзю-дзюцу Ягю-рю. Есть некоторые вопросы о том, как на самом деле называлось это искусство. О-сенсей назвал его Ягю-рю дзю-дзюцу, в то время как [Киссёмару Уесиба] дошу провёл некоторые исследования и сказал, что это Гото-ха Ягю Шинган-рю или похожее название.

В то время он служил в армии, а также был отправлен в Маньчжурию на некоторое время. Мне было трудно представить, что он регулярно тренировался в армии, я не знаю, возможно, он тренировался по выходным дням или что-то в этом роде. По-видимому, он с энтузиазмом относился к своему обучению, но просто нет обстоятельств, позволяющих провести детальное исследование.

Он, однако, продолжал немного изучать Ягю-рю после того, как ушёл из армии, но он был в Танабе, который был в паре сотен миль отсюда, и ему пришлось ехать на пароме! Опять же, может быть, он приезжал для тренировок в Токио три, четыре или полдюжины раз, но это не было похоже на интенсивное обучение с кем-то год за годом.

Теперь у него был макимоно (свиток), однако на нём нет печати. Можно только догадываться, что это означает. Иногда случается так, что человеку говорят подготовить макимоно или попросить кого-то подготовить его, но, по каким-либо обстоятельствам или причинам, учитель и не собирался его подписывать. Поэтому свиток нельзя считать официальным.

Таким образом, похоже, что он изучал эту форму Ягю-рю больше, чем дзю-дзюцу Тэнцзин Синьо-рю, но, вероятно, в лучшем случае, он изучал это год или два.

Другим искусством, которое он изучал, но опять же не очень глубоко, было бы дзюдо. Первое описание учителя, которого отец О-сенсея послал из Кодокана в Танабэ учить Морихея, а также различных родственников и друзей, создало впечатление, что этот учитель дзюдо был в некотором роде экспертом. Оказывается, ему было 17 лет. Я познакомился с его женой ещё в 1980-х годах, и она прямо сказала мне об этом. Он мог быть шоданом, максимум. Кроме того, О-сенсей был занят другими вещами в этой переходной фазе своей жизни, пытаясь понять, что он собирается делать в качестве карьеры. Одна из причин, по словам дошу, по которой был привлечён этот дзюдоист, заключалась в том, чтобы помочь ему сосредоточиться и направить свою энергию. Но О-сенсей, в конце концов, отправился на Хоккайдо.

Итак, у вас есть очень короткое пребывание в Тэндзин Синьо Рю, некоторое обучение дзю-дзюцу Ягю Рю во время службы в армии, небольшое количество дзюдо, а затем дайто-рю. Вот и всё. Впечатление, что он изучал много разных искусств, кроме дайто-рю, и овладел ими, совершенно ложно».

Интервью Aikiweb со Стэном Праниным,

август 2000 года

Теперь давайте вернемся к фотографии 1922 года в верхней части этой статьи. На этой фотографии Морихэй Уесиба явно сидит перед плакатом с надписью «Дайто-рю айки-дзю-дзюцу».

К сожалению, Айкикай немного повозился с фотографией в разное время и в различных публикациях – скорее всего, для того, чтобы поддержать общественное повествование, продвигаемое после войны. Во втором выпуске информационного бюллетеня Фонда Айкикай «Айкидо Симбун» (на фото выше) была опубликована копия фотографии Аябе 1922 года с тщательно отредактированным плакатом «Дайто-рю айки-дзю-дзюцу». Кроме того, в тексте статьи вообще нет упоминания о дайто-рю или контексте фотографии.

«Айкидо Нимон» Киссёмару Уесибы, 1975г,

оригинальный скан Стэна Пранина

В этой итерации из книги, опубликованной Ни-Дай дошу Киссёмару Уесибой в 1975 году, символы для «Дайто-рю» были удалены, оставив только слова «Айки-дзю-дзюцу».

«Айкидо Шинтэй» Киссёмару Уесибы, 1986г

На этой фотографии из публикации 1986 года под названием «Айкидо Синтэй» символы «Дайто-рю» также отредактированы – но очень плохо, оставив часть символа «рю» нетронутой.

Морихей Уесиба и дайто-рю – преемственность

В 1933 году Морихей Уесиба опубликовал техническое руководство по дайто-рю «Айки-дзю-дзюцу Дэнсе», которое было проштамповано «Айки-дзю-дзюцу» и распространялся среди студентов, получающих сертификаты в дайто-рю, как своего рода документ о передаче. Перенесёмся вперед – он переиздал то же самое руководство с теми же методами и объяснениями (за вычетом довоенного имперского языка) в 1954 году, что и «Айкидо Маки-но-ити». Морихей Уесиба использовал это руководство в качестве учебника при преподавании в 1950-х годах.

Затем в 1938 году Морихей Уесиба опубликовал техническое руководство «Будо». Эта книга, заново открытая редактором «Журнала айкидо» Стэном Праниным, содержит техники, которые, по утверждению Морихиро Сайто, были идентичны техникам, которым Морихей Уесиба обучал в своём доме в Иваме, где он жил с 1942 года и почти до самой своей смерти.

«Однажды в июле 1981 года я проводил интервью с Дзэндзабуро Акадзавой, довоенным учи-деши Морихея Уесибы из периода Кобукан додзё. Г-н Акадзава показал мне техническое руководство, опубликованное в 1938 году под названием «Будо», которое я никогда раньше не видел. В нём содержались фотографии примерно пятидесяти техник, продемонстрированных самим Основателем. Медленно переворачивая страницы руководства, я был поражен, увидев на фотографиях, что выполнение нескольких базовых техник, таких как иккё, ириминаге и шихонаге, практически идентично тому, чему я научился в Иваме под руководством Сайто сенсея. Здесь сам Основатель демонстрировал то, что я до сих пор считал техникой стиля «Ивама». Господин Акадзава, который живёт всего в нескольких кварталах от додзё Ивама, любезно одолжил мне книгу, и я поспешил показать её Сайто сенсею.

Я всегда буду помнить сцену, когда я позвонила в дверь сенсея, чтобы поделиться с ним своим новым открытием. К моему удивлению, он никогда раньше не видел и не слышал упоминания об этой книге. Он надел очки для чтения и пролистал руководство, внимательно изучая технические последовательности. Я почувствовал себя обязанным тут же извиниться перед ним за то, что когда-либо сомневался в его утверждении, что он прилагает все усилия, чтобы добросовестно сохранить методы Основателя. Сайто сенсей рассмеялся и, очевидно, с большим удовольствием, проревел: «Видишь, Пранин, я же тебе говорил!». С этого времени и до конца своей жизни Сайто сенсей всегда имел при себе копию «Будо» в додзё Ивама и в своих путешествиях, чтобы использовать её в качестве доказательства того, что определенная техника возникла в учениях Основателя».

Стэн Пранин, редактор «Журнала айкидо»

«Вспоминая сенсея Морихиро Сайто»

Переходя к 1940 году отметим, что Такума Хиса – один из немногих людей, получивших Менке Кайден («сертификат полной передачи», показывающий, что человек овладел всей боевой системой) в дайто-рю айки-дзю-дзюцу непосредственно от Сокаку Такэды, опубликовал «Каннагара но Будо, Дайто-рю Айки Будо Хидэн». Это руководство по Дайто-рю айки-дзю-дзюцу является почти точной копией, как в техническом объяснении, так и в иллюстрированных техниках, руководства «Айки-дзю-дзюцу Дэнсе», опубликованного Морихеем Уесибой в 1933 году… руководства, которое использовалось в качестве учебника для послевоенных студентов в 1950-х годах как «Айкидо Маки-но-Ити».

Такума Хиса также знаменателен тем, что он был одним из немногих людей, у которых была возможность напрямую сравнить Сокаку Такэду и Морихея Уесибу в течение длительного периода времени:

«Наставления Такэды дали Хисе возможность сравнить техники, которым его обучал в течение предыдущих трех лет (1933-1936) Уесиба, с теми, которым обучал Такэда. Его вывод состоял в том, что они были одинаковыми – это означало, что Уесиба к тому времени существенно не изменил или не развил то, чему его учил Такэда. В последующие годы Хиса был непреклонен в том, что методы Уесибы и Такэды идентичны. Он ясно заявил об этом на круглом столе: «Когда Томики приехал в Осаку, чтобы преподавать айки-бу-дзюцу людям Асахи, техники, которым учили мастера Уесиба и Такэда, были одинаковыми. Определенно то же самое. Мастер Уесиба должен сказать, что он был обучен им мастером Такэдой. Он должен был сказать, что это было дайто-рю. Но он никогда этого не говорил. Мистер Томики (который также путешествовал из Токио в Осаку, чтобы преподавать систему Уесибы в Асахи додзё) знает это, не так ли? Но Уесиба никогда этого не говорил» и Томики ответил: «Определенно нет. Я [Уесиба] всё установил… (загадочно улыбаясь). Однако старые мастера боевых искусств часто поступали именно так».[Шишида (ред.), 1982, стр. 1]

Фумиаки Шисида (Университет Васэда, Токио, Япония),

«Процесс формирования айкидо и адмирала Японского Императорского флота Исаму Такешиты: через анализ дневника Такешиты с 1925 по 1931 год»

И Сокаку Такэда, и Морихей Уесиба вели реестр своих учеников. Когда кто-то становился студентом, его имя заносилось в книгу, и студент прикреплял свою печать. Г-н Кимура немного говорит о реестре, который он подписал в 1942 году («Воспоминания Кимуры по айкидо, часть 1»).

Мамору Окада также помнит, как подписывал этот реестр – в данном случае он подписал реестр в 1949 году, после войны.

Хироси Исояма также свидетельствует, что он подписал этот реестр – в 1949 году, после войны. Кроме того, его показания подтверждают, что реестр был озаглавлен «Дайто-рю айки-дзю дзюцу»:

«И название на моей регистрационной бумаге – «Реестр Дайто-рю айки-дзю-дзюцу». Вот что я подписал. В верхней части списка студентов также есть имена таких людей, как адмирал Такешита Исаму».

Интервью с Исоямой Хироси Шиханом, мастером Ивама додё

То есть Морихей Уесиба записывал людей в ученики Дайто-рю айки-дзю-дзюцу ещё в 1949 году.

Вот несколько фотографий свитка Хидэн Мокуроку (спасибо Скотту Берку за фотографии) – «каталога тайных учений», который составляет первый свиток в учебной программе дайто-рю. Этот свиток был издан Морихеем (тогда он использовал имя Моритака) Уесибой в 1925 году:

«Айки-дзю-дзюцу Хидэн Мокуроку», 1925г

Печать Айки-дзю-дзюцу в правом верхнем углу похожа (но немного отличается по форме) на печать, которая появляется в техническом руководстве Морихея Уесибы 1933 года «Айки-дзю-дзюцу Дэнсе» – ОНО ЖЕ «Будо Реншу».

Вот ещё один раздел того же свитка 1925 года: Техника зонтика Айки-дзю-дзюцу 1925г

Этот раздел свитка охватывает техники с зонтиком и также имеет штамп «Айки-дзю-дзюцу».

Хидэн Мокуроку 118 приёмов. Продолжение свитка – слева указано, что этот свиток содержит 118 техник. Основные 118 техник первого свитка Дайто-рю айки-дзю-дзюцу.

Вот страница подписи свитка 1925 года. подписано учеником Сокаку Такэды Масаеси Минамото, Моритака Уесиба Сейган Минамото.

Явно свиток дайто-рю, и явно изданный под руководством его учителя Сокаку Такэды. То же самое относится и к этому свитку, также изданному под руководством Сокаку Такэды:

Качество изображения не так хорошо, но есть некоторые интересные вещи, которые мы можем выделить здесь.

  1. Теперь на свитке написано «Айкидо», а не «Айки-дзю-дзюцу».

  2. Структура свитка идентична свитку дайто-рю.

  3. Название свитка «Хидэн Мокуроку», то же самое, что и свитка дайто-рю.

Вот часть свитка более подробно. Как и свиток дайто-рю, этот свиток содержит раздел о технике зонтиков. В этом разделе также содержится раздел о методах «бо-дзюцу».

Слева указано, что этот свиток содержит 118 техник, таких же, как свиток дайто-рю 1925 года.

Вот раздел подписи свитка. Имя Сокаку Такэды больше не появляется на свитке, вместо этого оно подписано айкидо досю Цунэмори Уесибой (имя, которое Морихей Уесиба часто использовал после войны).

Дата выпуска свитка – март 35- 1960 года.

Итак… вот кое-что из того, что у нас есть:

1922 – Морихей Уесиба сертифицирован как инструктор по дайто-рю, в то время у него было мало опыта в других боевых искусствах.

1922-1936 – Морихей Уесиба задокументирован как учитель дайто-рю под руководством Сокаку Такэды.

1933 – Морихей пишет «Айки-дзю-дзюцу Денсе», учебное пособие по дайто-рю.

1936 – Такума Хиса сравнивает то, что он делал, с Сокаку Такэдой и обнаруживает, что они оба делают дайто-рю. Сокаку Такэда возглавляет додзё Асахи Симбун, а Морихей Уесиба уходит сам по себе.

1940 – Такума Хиса публикует «Айки-дзю-дзюцу Дэнсе» Морихея Уесибы в качестве руководства по дайто-рю.

1949 – Морихей продолжает зачислять студентов в качестве учеников Дайто-рю айки-дзю-дзюцу после войны.

1954 – Морихей Уесиба публикует «Айкидо Маки-но-Ити», в котором дублируются технические объяснения и иллюстрации техники «Айки-дзю-дзюцу Дэнсе». Он учит послевоенных студентов по этому пособию.

1957 – Ли Прайсу говорят, что в айкидо Морихея Уесибы есть 2664 техник для американского телешоу «Рандеву с приключениями» (возможно, это была ошибка перевода из обычного числа 2884 техник, приведенных Такумакаем), а не значительно уменьшенное количество техник в послевоенном Айкикае. Морихей Уесиба утверждает, что это искусство было основано Минамото Есимицу в 1120 году, что оно было передано через семью Такэда и представлено её законным наследником, а не основателем. Когда его спросили, когда началось айкидо, Морихей Уесиба ответил: «Около 50 лет назад». Помните, что сейчас 1957 год, так что это было бы 50 лет назад примерно в то время, когда он встретил Сокаку Такэду, задолго до войны.

Морихей Уесиба преподает те же методы в Иваме после войны в 1950-х и 1960-х годах, которые были задокументированы в техническом руководстве «Будо» 1938 года.

Морихей Уесиба выпускает сертификаты дайто-рю, с измененным названием на айкидо, но со всеми другими подробностями, сохраненными ещё в 1960 году – и на самом деле намного позже, в свитках, которые находятся в частном владении.

Я уверен, что вы понимаете, к чему я клоню:

  1. До войны Морихей Уесиба был инструктором дайто-рю под руководством Сокаку Такэды, много лет преподавал дайто-рю и выдавал лицензии на дайто-рю.

  2. То, что Морихей Уесиба преподавал и распространял после войны в 1950-х и 1960-х годах, по сути, было тем же самым материалом, который он преподавал и распространял до войны – дайто-рю, вплоть до сертификатов и имени в регистрационной книге.

  3. Не было никакого фазового сдвига в основной технологии или радикального изобретения новой военной технологии.

  4. Что существовала основная преемственность в его обучении и преподавании в качестве ученика и учителя дайто-рю с 1922 года до его смерти в 1969 году.

Как выразился Масатаке Фудзита, который почти каждый день проводил с Морихеем Уесибой в течение последних двух лет его жизни:

«Вопрос: С точки зрения техники, заметили ли вы изменения в Основателе, пока наблюдали за ним?

Ответ: Нет, на самом деле никаких изменений не было. Это, вероятно, верно даже к довоенному периоду, потому что даже когда вы смотрите видеозапись с 12-го года Севы (1937), года, когда я родился, это правда (*примечание переводчика: на самом деле это демонстрация новостей Асахи с 1935 года). Однако были некоторые техники того периода, которые сегодня исчезли. Сейчас я преподаю такие техники, но, конечно, это трудно».

Интервью с айкидо сиханом Масатаке Фудзитой, часть 2

«Нет, на самом деле никаких изменений не было».

Другими словами, наследие Морихея Уесибы на самом деле было тем, что некоторые люди могли бы назвать «Уесиба-ха Дайто-рю айки-дзю-дзюцу», собственной ветвью Морихея Уесибы от древа искусства Сокаку Такэды.

Подробнее о том, что произошло с расходящимся наследием Морихея Уесибы и его сына Киссёмару, читайте в эссе Марка Мюррея «Наследие Уесибы» – часть 1 и часть 2. Возможно, вас также заинтересует эссе редактора «Журнала айкидо» Стэнли Пранина «Действительно ли О-сенсей является отцом современного айкидо?».

май 2017г.

https://www.aikidosangenkai.org/blog/ueshiba-ha-daito-ryu-aiki-jujutsu/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: