Сен 26 2021

Морихей Уесиба – Профили Основателя

Category: Библиотека Евгений @ 09:24

К. Ли

Морихей Уесиба – Профили Основателя

Кристофер Ли практикует айкидо с 1981 года, вместе с этим он изучал дзюдо с бывшим тренером олимпийских команд Японии и США, карате шклы «Сито-рю», а также несколько линий передачи дайто-рю айки-дзюдзюцу.

К. Ли провел около 15 лет, живя, обучаясь и преподавая в Японии. Он тренируется с Дэном Харденом в его организации «Sangenkai» с 2010 года.

 

 

 

 

 

******

Профиль Основателя – 14 интервью с непосредственными учениками О-сенсея

«Профиль Основателя» был опубликован на японском языке в 2009 году издателем Gekkan Hiden («Тайные учения, ежемесячно»), хорошо известного журнала по боевым искусствам в Японии.

Он содержит 14 интервью с непосредственными учениками Основателя айкидо Морихея Уесибы. Ни один из них, насколько мне известно, не был переведен на английский язык, но некоторые из них довольно интересны.

Я не собираюсь переводить большую часть интервью, но выделю здесь несколько интересных моментов (примечание: я не включил японцев, потому что, в отличие от собственных объяснений Морихея Уесибы, речь его студентов в этих интервью была очень простой).

Вот кое-что от Масандо Сасаки:

«Вопрос: Есть ли какие-либо эпизоды с О-сенсеем, которые Вы видели непосредственно, и которые произвели на Вас глубокое впечатление?

Ответ: Вы, должно быть, говорите о Хироси Аракаве, профессиональном бейсболисте. Когда Аракава пришёл в додзё, и я представил его: «Сенсей, это Аракава сенсей, который знаменит в бейсболе». О-сенсей спросил: «Это тот, которого ты зажигаешь в огне?». Поэтому я сказал: «Сенсей, это О-кю» (Примечание: «прижигание, в отличие от «якю», что означает «бейсбол»). Поскольку О-сенсей не знал, что такое бейсбол, я объяснил: «Ты держишь палку (биту) и бьёшь по мячу, который тебе бросают». О-сенсей ответил: «За что-то подобное, почему бы тебе просто не прорубиться японским мечом?» – О-сенсей не совсем понял смысл (смеётся).

(…)

Наконец, Аракава посмотрел на бокен, который держал О-сенсей, и замахнулся на него сбоку. В этот момент О-сенсей наполнил себя ки – и Аракава, и «Летучая мышь» (прозвище бейсболиста) были отправлены в полёт.

Аракаву, безусловно, отправляли в полёт, по крайней мере, дважды, а затем он подал заявку на то, чтобы стать студентом».

Если вы видели Первую Демонстрацию Дружбы айкидо, состоявшуюся в Токио в 1985 году, – Ясуо Кобаяси рассказывает почти ту же историю, но немного более подробно.

Сасаки продолжает рассказывать, как они (студенты) пробовали различные вещи, пытаясь выяснить, что делал О-сенсей, но никогда не могли успешно повторить подвиг, совершенный Основателем.

Это хороший пример «таинственных вещей, которые мы видели, как Основатель делал, но никто из нас никогда не понимал», и хороший пример того, что я обсуждал в статье «Айкидо и неизвестное», в которой поднималась проблема разрыва передачи учения от Морихея Уесибы его ученикам.

Эта статья также включала некоторые цитаты из «Профиля Основателя”, главным образом касающиеся признаний самих студентов в том, что они испытывали трудности с пониманием учения Основателя.

Ясуо Кобаяси был одним из тех, у кого брали интервью. Я впервые встретил его в конце 1980-х годов в тренировочном лагере АГУ в Боулдере. Позже я тренировался с группой в Японии, которая была связана с Кобаяси додзё.

Он всегда производил на меня впечатление прямого и приземлённого человека, и его интервью отражает это:

«Вопрос: Каково было Ваше впечатление, когда Вы получали инструкции или техники от Основателя?

Ответ: Когда меня учили, О-сенсею было за 70, и у него всё ещё было много физической силы. В Иваме он всё ещё мог легко поднимать мешки с рисом. Он был невысокого роста, с широкими плечами и мощным телосложением. Его глаза были особенно острыми, когда он держал бокен или дзё. Когда вас бросал О-сенсей, сила была направлена в центр вашего тела. Поэтому, когда нас бросали в обычной практике, это было похоже на отскок мяча, но только с О-сенсеем это было похоже на то, как будто нас раздавливало при броске. Это было чрезвычайно таинственно. О-сенсей показывал только лишь технику, почти ничего не объясняя. Он часто говорил о Кодзики или Омото-кё, но, к сожалению, для меня усилия, направленные на понимание содержания им сказанного, скорее были похожи на попытку схватить облака. В то время всё, о чём я мог думать, было: «Когда же он начнет двигаться?» (смеётся). Когда я вспоминаю об этом сейчас, я жалею, что в то время не слушал больше».

В этом коротком отрывке из Кобаяши мы видим три важных момента:

  1. О-сенсей практически ничего не объяснял во время инструктажа. Конечно, это способствовало возникновению проблемы передачи, о которой говорилось выше.

  2. Объяснения были даны на таком эзотерическом языке [эзотерический язык – это способ объяснения процессов и явлений Объективной Реальности, относящихся к Иерархически наивысшим Её уровням, которые неизвестны обывателю (90% общества) и не имеют известных и понятных обывателю терминов. В среде же знающих и понимающих, для обозначения этих наиболее общих процессов и явлений используются термины, передающие их функциональную и качественную суть в словах, которые всегда были, будут (не устареют и не исчезнут из языка) во всех языках и смысл которых останется всегда неизменным (мама, небо, земля, вода, огонь, бог); эзотерический язык – это способ хранения и передачи Жизненно важной информации через века], что были практически непонятны студентам, у большинства из которых не было ни опыта, ни интереса анализировать то, что он говорил, чтобы добраться до основных моментов.

  3. Мы видим, как Кобаяши описывает четкую разницу между тем, каково это – когда тебя бросал Основатель, и когда другие люди бросали тебя в обычной практике.

Последнее замечание особенно интересно, так как оно показывает результат предшествующих пунктов. Это не необычная тема среди учеников Основателя – Сэйити Сугано выразился так:

«Это было так, как если бы О-сенсей занимался айкидо, в то время как все остальные занимались чем-то другим».

А теперь вот в чём дело…

Если вы что-то изучаете (что угодно), я могу понять обстоятельство, состоящее в том, что ваш инструктор намного более продвинут в предмете изучения, чем вы – именно поэтому он и является инструктором. Несмотря на то, что они (инструкторы) могут быть на более высоком уровне, ясно, однако и то, что вы делаете по существу то же самое – это особенно верно, если вы учитесь в течение нескольких лет и сами являетесь инструктором.

С другой стороны, если, после всех этих лет интенсивного обучения, всё ещё кажется, что результат того, что вы делаете совершенно отличается от того, что делает ваш инструктор, – что ж, возможно, вы правы, возможно, вы делаете что-то другое.

И это подводит нас ко второй части проблемы – «проблеме дрейфа» [«проблема смещения»]. Поскольку суть того, что делают люди, отошла от основной практики Основателя, теперь мало что может помешать обучению выйти из-под контроля.

Мы можем видеть признаки того, что вещи начали отходить от основных практик Основателя начиная с послевоенного времени в этом замечании от Ясуо Кобаяши:

«Вопрос: Верно ли, что демонстрации фристайла (дзю-ваза) были широко распространены в айкидо в то время?

Ответ: Нет, это началось после того, как была создана экзаменационная система. Когда число членов сообщества стало увеличиваться, была введена система экзаменов на кю и дан, и учи-деши должны были принимать укеми [от сдающих экзамен]. Однако на экзаменах никогда не было больше пяти учи-деши, поэтому они не могли сотрудничать с растущим числом учеников, и студентов заставляли сотрудничать друг с другом для укеми. В то время фристайл был добавлен в качестве пункта на экзамене. Мы стали проводить демонстрации с тех пор, как я начал свою практику, но так как демонстрации одних только базовых техник считались скучными [для зрителей; зритель – элемент спортивной культуры, против которой выступал О-сенсей, как уводящей адепта с пути духовного совершенствования; «коготку увязть – всей птичке пропасть»], было решено также показывать кокью-наге. До этого времени кокью-наге не часто делали в додзё.

Вопрос: Почему это было?

Ответ: О-сенсей не очень любил кокью-наге. «Что хорошего в том, чтобы просто так бросать людей?» – говорил он. Однако это было хорошо для тренировок, поэтому кокью-наге добавили к обычной практике. Айки-наге был почти таким же – за кулисами того, как появился фристайл, происходили такие вещи. Пока мы обсуждаем это, насколько я знаю, коши-наге не практиковался в самом начале. После того, как Нишио и Куроива исследовали его самостоятельно, другие инструкторы начали красть [использовать] их методы».

Вы можете подумать, что приведённые выше примеры довольно безобидны, и вы были бы правы – все приведенные выше примеры являются примерами того, что делается с благими намерениями.

Не все изменения были в том же благом духе, но это не то, что я собираюсь здесь обсуждать.

Что я хочу сказать сейчас, так это то, что даже изменения, сделанные с лучшими намерениями, которые в то время кажутся незначительными и безобидными, могут очень легко «привести вас по садовой дорожке» [привести в кювет, тупик].

Итак, я говорю, что никто не понял, что делал О-сенсей? И да, и нет, всё не так просто.

Каждый непосредственный ученик Основателя, которого я встречал (а я встречал довольно много), кажется, всё-таки что-то получил от Основателя – некоторые, быть может, и немного, а некоторые и много.

Однако практически все без исключения эти студенты получили то, что получили, работая непосредственно с Основателем, из рук в руки. Из-за этого те, кто получил то, что они получили, похоже, разделяют неспособность понять то, что именно они получили, а также как это объяснить и как это, в свою очередь, передать, своим ученикам.

Результаты – постепенное и неуклонное ухудшение навыков, способностей и знаний – теперь ясно видны для тех поколений учителей, которые достаточно честны перед собой.

Вместе с тем, честное признание такого сложившегося положения недостаточно для того, чтобы его исправить. Не менее важны способность понимать, а также способность и готовность передавать эти навыки и знания.

Я думаю, ещё не слишком поздно, есть небольшое, но растущее число людей, которые работают над возрождением наследия Основателя, но времени, безусловно, не хватает.

апрель 2012г.

https://www.aikidosangenkai.org/blog/morihei-ueshiba-profiles-founder/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: