Сен 24 2021

При анализе утверждений Морихея Уесибы важно помнить о том, что они, обычно, содержат несколько уровней смысла

Category: Библиотека Евгений @ 07:51

К. Ли

При анализе утверждений Морихея Уесибы важно помнить о том, что они, обычно, содержат несколько уровней смысла

Кристофер Ли практикует айкидо с 1981 года, вместе с этим он изучал дзюдо с бывшим тренером олимпийских команд Японии и США, карате шклы «Сито-рю», а также несколько линий передачи дайто-рю айки-дзюдзюцу. К. Ли провел около 15 лет, живя, обучаясь и преподавая в Японии. Он тренируется с Дэном Харденом в его организации «Sangenkai» с 2010 года.

******

«Когда Морихей Уесиба использовал примеры, чтобы проиллюстрировать свой технический метод, он часто подчеркивал приоритет его творческого аспекта по отношению к техническому боевому применению».

Морихей Уесиба и Крестный Путь

Помните Идзанаги и Идзанами из статьи «Айкидо и Плавучий Мост Небес»?

Если вы этого не помните, Идзанаги и его супруга (и сестра) Идзанами получили задание от богов Японии встать на Плавучий Мост Небес (Амэ но Уки Хаси) и создать острова японского архипелага.

Но… вам действительно стоит вернуться и сначала прочитать эту статью, поскольку остальная часть того, о чём я здесь говорю, будет иметь гораздо больший смысл при условии понимания её контекста.

Вот забавный факт: в Нихонги, старейшей книге классической истории Японии после Кодзики, этих богов называют «богами Инь и Йо». О-сенсей знал об этом и часто называл Ин и Йо терминами Идзанаги и Идзанами.

В любом случае, я надеюсь, что вы помните эти персонажи, потому что они были очень частым элементом в речи и трудах Основателя айкидо Морихея Уесибы.

Как вы помните, боги мужского и женского пола стояли на Плавучем Мосту Небес и взбалтывали море украшенным драгоценными камнями копьём (Ama no Nuboko), создавая водоворот. Капли соленой воды, падающие с копья, образовали первый остров (Оногоро Шима), после чего божественные существа спустились с Моста вниз на Землю.

Так, где же тут крест?

Крест был общей темой для Морихея Уесибы – например, он называл «айкидо», 十字 道 – Путь Креста. Или альтернативным способом написания «Айкидо», 合 気 十, «Крест Айки».

Вот упоминание креста – обратите внимание, что схема от Неба до Земли такая же, как в описании Плавающего Небесного Моста сделанного Уесибой, и представлена мнемоническим AIUEO (Небеса наверху и Земля, представленные Оногоро Шима, ниже):

(Перевод с японского:) «Все вещи во Вселенной были созданы звуком котодама, созданным обменом крестов вод Тенка, и обучение на его основе – это путь айки».

(Перевод английского перевода:) «Отзвук котодамы, рожденный обменом креста Небес / Огня / Воды / Земли, даёт начало всем вещам во Вселенной, узнав, что это Путь Айки».

Это звучит немного абстрактно, но если мы свяжем это с «Айкидо и Плавучий Мост Небес», мы увидим, что О-сенсей, на самом деле, описывает технический метод обучения.

Творческий аспект также важен в этом образе, тем более, что это рассказ о… творчестве.

Когда Морихей Уесиба использовал эти примеры, чтобы проиллюстрировать свой технический метод, он часто подчеркивал приоритет творческого аспекта этого метода по отношению к техническому боевому применению.

То есть методы [скорее подразумеваются техники], которым он обучал, создавались непрерывно и спонтанно (согласно его собственным словам) посредством этого метода использования разума и тела, посредством взаимодействия Ин и Йо, Разума и Тела, как объединенных в технической модели Небо-Человек.

Это сильно подчеркивается во многих заявлениях, которые он делал, заявляя, что сами техники не важны и должны быть немедленно забыты после освоения.

В 1951 году Годзо Сиода, основатель Ёсинкан айкидо, прошёл тест на 9 дан в Ивама с Морихеем Уесибой.

Испытание состояло из двух частей: в первой Сиода встретился с Уесибой с мечом в руках, но при этом не смог найти никакого способа проникновения, а во второй – Сиода взаимодействовал с Уесибой с пустыми руками.

Сиода лучше справился со вторым разделом и смог успешно найти решение, после чего Уесиба немедленно остановил тест (Сиода сдал экзамен, несмотря на провал по разделу, связанному с мечом).

Важно отметить, что в тесте вообще не было техник, и что, на самом деле, весь экзамен занял очень короткое время. Суждение было вынесено на основании одного прикосновения рук – в этот момент Уесиба смог увидеть, соответствует ли поведение Сиоды требованиям его искусства.

… Возвращаясь к основной теме – вот несколько более ясный отрывок из Айки Синдзуи:

(Перевод с японского:) «Говорят, что айкидо сначала должно стоять на Парящем в Небе Мосту. Плавучий Мост в Небе обозначает обмен Огня и Воды. Подобно кресту, это Мир, в котором Огонь и Вода находятся в Гармонии. Другими словами, как говорят, Такамимусуби и Камимусуби – это спирали вверх вправо и вниз влево, и Мир был создан поведением этих Двух Потоков. Они становится ками с Огнем и Водой, и Источник этих ками (Огонь и Вода) возвращается к одному, но Источник души и Источник материи рождаются из Одного».

(Перевод с английского перевода:) «Говорят, что сначала айкидо должно встать на Плавучий Мост Небес. Говорят, что Небесный Плавучий Мост – это обмен Огня и Воды. Именно в форме креста это Мир Огня и Воды в Гармонии. Другими словами, сказано, что этот Мир создан двумя действиями богов-близнецов Таками-Мусуби и Ками-Мусуби, закручивающихся по спирали справа и закручивающихся по спирали слева. Огонь («Ка») и Вода («Ми») становятся «ками», Источник этих «ками» (Огня и Воды) возвращается к Одному, и Он становится Источником физического и духовного».

Ками-Мусуби-но Микото представляет собой принцип физического творения растения и животного. Таками-Мусуби-но Микото олицетворяет принцип создания разума и духа. Другими словами, разум и тело:

(Перевод с японского:) «Амано Укихаси должен быть в форме креста, стоящего над душой и стихотворением».

(Перевод с английского перевода:) «Плавучий Мост Небес стоит с правильно упорядоченными Разумом и Телом, он должен иметь точную форму креста».

И снова мы видим, что Морихей Уесиба определяет «Бога» («Ками») как мнемонику обмена Огня и Воды. Это важно помнить при анализе его утверждений, которые обычно содержат несколько уровней смысла и информации.

Как и в случае с Небесным Плавучим Мостом, мы видим, что Небо и Земля представляют собой вертикальную составляющую креста. Далее мы видим, что роль Огня и Воды разъясняется, чтобы представить горизонтальный компонент креста.

Это также соответствует кресту дыхания, описанному в статье «Айки, Ики, Кокю, Хэн-Ха и Аун».

Теперь мы видим спираль Огня и Воды, поток Разума и Тела в непрерывном обмене между Небом и Землей.

Я не буду снова вдаваться в спирали, поскольку они уже упоминались в статье «Морихей Уесиба, будо и камаэ», но есть еще один интересный пример креста.

Если вы помните, в статье «Айкидо без мира и гармонии» я коснулся восьми триграмм Инь-Йо вокруг классического символа Инь-Ян, показывающего противостоящие силы в их прогрессии изменений по кругу.

8-мь сил Морихея Уесибы представлены 8-ю триграммами, показывающими прогрессию изменений: силы, представленные пунктирными линиями, и силы Йо, представленные сплошными линиями.

Триграммы Ин-Йо

К настоящему времени приведенная выше диаграмма выглядит довольно простой – но вы видите крест? Взгляните ещё раз на полную схему:

Триграммы ин-йо с крестом

И вот она (выше) – полная диаграмма изменений триграммы Инь-Ян – вертикальная составляющая Неба и Земли, связанная с горизонтальной составляющей Огня и Воды.

июнь 2012г.

https://www.aikidosangenkai.org/blog/morihei-ueshiba-way-cross/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: