Сен 30 2021

Радикальное изменение фазы технического ядра айкидо, которое, как принято считать, произошло после войны… никогда не происходило

Category: Библиотека Евгений @ 08:28

К. Ли

Радикальное изменение фазы технического ядра айкидо, которое, как принято считать, произошло после войны… никогда не происходило

Кристофер Ли практикует айкидо с 1981 года, вместе с этим он изучал дзюдо с бывшим тренером олимпийских команд Японии и США, карате шклы «Сито-рю», а также несколько линий передачи дайто-рю айки-дзюдзюцу. К. Ли провел около 15 лет, живя, обучаясь и преподавая в Японии. Он тренируется с Дэном Харденом в его организации «Sangenkai» с 2010 года.

 

 

 

******

Такума Хиса – Каннагара но Будо, Дайто-рю Айки Будо Хидэн, 1940г

«Весной 1933 года начальник бюро отдела продаж «Асахи Ньюс» г-н Мицудзиро Исии, который в настоящее время является министром юстиции, представил нас Морихею Уесибе сенсею, поручившись за него как за эксперта наравне с основателем дзюдо [ссылка на Дзигоро Кано]. Он порекомендовал человеку, отвечающему за безопасность, чтобы мы учились айки-дзю-дзюцу у сенсея Уесибы. Г-н Исии был ведущей фигурой в «Асахи Ньюс» и имел огромное влияние, поэтому, хотя это якобы была «рекомендация», на самом деле это было больше похоже на верховное командование. Поскольку те из нас, кто работал в секции общих дел, отвечали за безопасность, мы очень приветствовали сенсея Уесибу и начали учиться в додзё Асахи будо».

Стэнли Пранин,

Aikido Journal,

«Встреча с Морихеем Уесибой», из «Воспоминания о Такума Хиса»

Такума Хиса занимает уникальное место в истории довоенного айкидо. Один из главных учеников Основателя айкидо Морихея Уесибы в Осаке, он также стал одним из главных учеников Дайто-рю Чуку-но-со Сокаку Такэды, инструктора Морихея Уесибы.

Родившись в префектуре Коти в 1895 году, он сделал себе имя как борец сумо во время учебы, прежде чем стать директором по общим вопросам корпорации «Асахи Ньюс» в Осаке.

Вот классическая (и часто повторяемая) история о том, как Такума Хиса встретил Сокаку Такэду, по его собственным словам:

«21 июня 1936 года, когда мы тренировались в айкидо под руководством сенсея Уесибы, к стойке регистрации штаба подошёл человек, который правой рукой внезапно ткнул железным посохом, а в левой – держал прекрасный меч: «Я основатель Дайто-рю айки-дзю-дзюцу сокэ Сокаку Такэда. Я слышал, что вы, ребята, учитесь у моего ученика Морихея Уесибы, но он всё ещё неопытен. Если у вас есть желание научиться истинному айки-дзю-дзюцу, тогда станьте моими учениками прямо сейчас и учитесь у меня!». Прежде чем кто-либо успел сказать хоть слово, он повёл охранников в додзё. Держа в секрете тот факт, что я был начальником отдела, я прокрался вслед за сотрудниками службы безопасности и был поражен, увидев реальность секретных методов Такэды сенсея. Я сразу же отправился к сенсею Уесибе и сообщил ему о появлении сокэ, сенсея Такэды. Я думал, что сенсей Уесиба немедленно пойдёт просить прощения у своего учителя, но, вопреки моим ожиданиям, он был крайне встревожен и, в конце концов, удалился! Так получилось, что ученики Уесибы сенсея, как и раньше, будут получать наставления ранним утром в додзе Умэда, а затем во второй половине дня мы будем тренироваться с Сокаку Такэдой сенсеем в комнате ночного дежурства в здании штаб-квартиры. В какой-то момент он уехал в Токио, даже не попрощавшись с Асахи, но сенсей Сокаку Такэда становился все более преданным и начал появляться с мистером Токимунэ Такэдой. Согласно записям:

Первый раз: с 21 июня 1936 года по 25 июля, 36 дней

Второй раз: с 1 ноября 1936 года по 30 ноября, 30 дней

Третий раз: с 17 августа 1937 года по 30 сентября, 44 дня

Четвертый раз: с 22 октября 1938 года по 14 ноября, 22 дня

Пятый раз: 26 марта 1939 года

Такума Хиса, Менке Кайден и восьмой дан

Еситеру Есимура, восьмой дан,

Масао Тонедате

Он вручил нам сертификаты и уехал на Хоккайдо. Сейчас, оглядываясь назад, я вспоминаю, что прошло почти пятьдесят лет с тех пор, как я начал изучать айкидо. За это время, начиная с Такэды сенсея и Уесибы сенсея, тогдашнего директора Тонедате и начальника службы безопасности Есимуры, все умерли. Я единственный, кто остался в живых. В этом году мне восемьдесят четыре года, и я был поражен параличом, но я хотел бы использовать те силы, которые у меня остались, чтобы передать эти методы будущим поколениям и каким-то образом вернуть свой долг моему семпаю».

Менке Кайден Такума Хиса,

«Появление сенсея Такэды»,

Такумакай Кайхо, 1982г., выпуск № 50

Такума Хиса был одним из двух человек, получивших Менке Кайден в дайто-рю непосредственно от Сокаку Такэды. Другим человеком был Масао Тонедате (предположительно, почетный сертификат из-за его должности в новостной компании «Асахи Ньюс»). Основатель Кодокай Кодо Хорикава получит Менке Кайдена от Токимунэ Такэды после смерти своего отца (но по просьбе Сокаку Такэды).

После войны он продолжал основывать Такумакай, но до этого, через год после получения Менке Кайдена от Сокаку Такэды, он опубликовал книгу о дайто-рю – «Каннагара но Будо, Дайто-рю Айки Будо Хидэн». Представляя собой, возможно, самое полное руководство по дайто-рю, опубликованное до этого времени, на титульном листе указано, что книга не должен распространяться среди неучащихся.

Интересно, что Такума Хиса извлёк большую часть технических объяснений непосредственно из Моритаки (Морихей) Техническое руководство Уесибы 1933 года «Будо Реншу» (см. «Айки-дзю-дзюцу Денсе – ОН ЖЕ «Будо Реншу», Моритаки Уесибы»). Кроме того, хотя книга Хисы состоит из фотографий, а не рисунков, ясно, что многие из самих методов идентичны.

Это не должно удивлять, поскольку то, чему учил Морихей Уесиба в то время, без сомнения, было дайто-рю. Об этом ясно заявил Есио Сугино, который в то время был студентом и современником Такумы Хисы:

«Конечно, айкидо было у Уесибы шихана – когда я учился, оно всё ещё называлось Дайто – рю айки-дзюцу».

Интервью с Есио Сугино из Синто-рю Катори, 1961г.

Такума Хиса имел исключительную возможность сравнить учения двух своих наставников – Дайто-рю Чуку-но-со Сокаку Такэды и Основателя айкидо Морихея Уесибы:

«Наставления Такэды дали Хисе возможность сравнить техники, которым его обучал в течение предыдущих трёх лет (1933-1936) Уесиба, с теми, которым обучал Такэда. Его вывод состоял в том, что они были одинаковыми – это означало, что Уесиба к тому времени существенно не изменил или не развил то, чему его учил Такэда.

В последующие годы Хиса был непреклонен в том, что методы Уесибы и Такэды идентичны. Он ясно заявил об этом на круглом столе: «Когда Томики приехал в Осаку, чтобы преподавать айки-бу-дзюцу людям Асахи, техники, которым учили мастера Уесиба и Такэда, были одинаковыми. Определенно то же самое. Мастер Уэсиба должен был сказать, что он был обучен им мастером Такэдой. Он должен был сказать, что это был дайто-рю. Но он никогда этого не говорил. Мистер Томики (который также путешествовал из Токио в Осаку, чтобы преподавать систему Уесибы в Асахи додзё) знает это, не так ли? Но Уесиба никогда этого не говорил», и Томики ответил: «Определенно нет. «Я (Уесиба) все установил…(загадочно улыбаясь)». Однако старые мастера боевых искусств часто поступали именно так». (Шишида (ред.), 1982, стр. 1)

Фумиаки Шисида,

(Университет Васэда, Токио, Япония)

«Процесс формирования айкидо и адмирала Японского Императорского флота Исаму Такешиты: через анализ дневника Такешиты с 1925 по 1931 год».

Поэтому неудивительно, что объяснения принципов и техники, которым Такума Хиса научился у Морихея Уесибы в 1933 году, должны быть повторены в его книге, документирующей учения Сокаку Такэды, опубликованной в 1940 году.

Но это ещё не всё…

В 1954 году (через пять лет после того, как он сказал Морихиро Сайто в Иваме, что он «завершил» [создание] айкидо) Морихей Уесиба опубликовал книгу, которую он в частном порядке распространял среди своих учеников. Эта книга была упомянута 10-м даном айкидо Мичио Хикитсучи сенсеем цути во время одного из интервью (2000г.):

«Отличается ли наш нынешний стиль практики от того, когда Вы начинали?

Да, техники выполнялись по-другому. Знаешь, на днях я вытащил книгу «Маки-но-Учи». Это была первая книга О-сенсея. Мы практиковали по правилам, описанным в «Маки-но-Учи».

О-сенсей распространял эту книгу?

Нет, чтобы получить её, нужно было получить разрешение О-сенсея. Для меня это было, когда я достиг того, что теперь называется шодан.

Была ли это секретная книга, что-то, что никогда не показывали?

Ну, я не знаю, можно ли назвать это «секретом». В конце концов, это была книга, и, вероятно, есть люди, которые могут учиться, просто читая. Но большинству людей было бы очень трудно прочитать эту книгу и понять, о чём она, если бы этот человек не практиковал айкидо. Если бы вы не были шоданом или выше, вы бы не знали, что делать изложенной в ней информацией. Я думаю, что это верно и сегодня. Это не так, как если бы вы могли сказать кому-то: «Вот, сделайте это так, как показано в книге». Айкидо – это то, что становится частью вас-то, что приходит через духовную тренировку (сюге) физической практики (кейко)».

Сравнение трёх томов – Моритака (Морихей) Книга Уесибы 1933 года «Будо Реншу“, книга Такумы Хисы 1940 года «Каннагара но Будо, Дайто-рю Айки Будо Хидэн» и руководство Морихея Уесибы 1954 года «Айкидо Маки-но-Ити» обнаруживают некоторые интересные сходства.

Во-первых, важно отметить, что техники, изображённые в двух томах Морихея Уесибы, практически идентичны и во многих случаях дублируются фотографиями в томе Такумы Хисы:

Куби-симе, «Будо Реншу» Моритаки Уесибы, 1933г.

Куби-симе, «Каннагара но Будо» Такумы Хисы, 1940г.

Куби-симе, «Айкидо Маки-но-Ити» Морихея Уесибы, 1953г.

Далее, и, возможно, более показательно, что технические объяснения, данные Моритакой (Морихеем) Уесибой в 1933 году в «Будо Реншу» дословно дублируются в томе Такумы Хисы, но они также дословно дублируются в томе Морихея Уесибы 1954 года «Айкидо Маки-но-Ити». То есть за 21 год практически не произошло никаких изменений ни в технических изображениях, ни в объяснениях, и не было никаких изменений даже тогда, когда в рассматриваемом томе обсуждался дайто-рю, а не айкидо (хотя, как бы то ни было, Такума Хиса часто называл своё искусство просто «айкидо»).

Что это значит?

 

Ну, как я ранее утверждал в «Техническом руководстве Будо – Моритаки Уесибы 1938 года», всё это подтверждает аргумент о том, что радикальное изменение фазы технического ядра айкидо, которое, как принято считать, произошло после войны… никогда не происходило. Или, возможно, это произошло, но не по воле Морихея Уесибы.

Это также подтверждается показаниями Ясуо Кобаяси сенсея о содержании его обучения у Морихея Уесибы, когда он поступил в Айкикай Хомбу Додзе в 1954 году:

«Ведущий: До войны было издано две книги, «Будо» и «Будо Реншу», это были одни и те же техники?

Кобаяши: Да, это так. Конечно, мы не делали посох (дзё) или меч (кен)».

Этот вопрос обсуждается в книге «Наследие Уесибы Марка Мюррея», которую вы, возможно, захотите прочитать, если найдёте эту тему интересной.

Вот хорошее визуальное сравнение довоенной и послевоенной техники Морихея Уесибы, которое довольно ясно иллюстрирует этот момент:

https://www.youtube.com/watch?v=YCgfpjaS4Lg

Также представляет интерес это новое исследование Джона Дрисколла, первоначально опубликованное на AikiWeb, показывающее почти точную корреляцию между техниками, преподаваемыми Морихеем Уесибой, и техниками Дайто-рю Хидэн Мокуроку – 82%, согласно этому исследованию, хотя этот процент, несомненно, был бы намного выше, если бы сравнение проводилось с томом Морихея Уесибы 1954 года «Айкидо Маки-но-Ити», а не с современной учебной программой айкидо, распространенной Айкикаем в послевоенные годы.

… И вот идёт загрузка – эта свободно доступная версия в формате PDF «Каннагара но Будо, Дайто-рю Айки Будо Хиден» доступна благодаря усилиям Скотта Берка, который живёт в Фукуоке, но часто приезжает на Гавайи, чтобы присоединиться к семинарам Сангенкай с Дэном Харденом. Большое спасибо Скотту и похвалы за его продолжающуюся серию «Aikileaks».

Я надеюсь, что вам понравится!

«Каннагара но Будо, Дайто-рю Айки Будо Хидэн» (Dropbox – формат PDF / 22 МБ)

«Каннагара но Будо, Дайто-рю Айки Будо ХИдэн» (Сервер Айкидо Сангенкай – Формат PDF / 22 МБ)

октябрь 2016г.

https://www.aikidosangenkai.org/blog/takuma-hisa-kannagara-no-budo-daito-ryu-aiki-budo-hiden-1940/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: