Сен 11 2021

«Таке Мусу» – это тренировка и развитие «силы притягивания»

Category: Библиотека Евгений @ 08:39

К. Ли

«Таке Мусу» – это тренировка и развитие «силы притягивания»

Кристофер Ли практикует айкидо с 1981 года, вместе с этим он изучал дзюдо с бывшим тренером олимпийских команд Японии и США, карате шклы «Сито-рю», а также несколько линий передачи дайто-рю айки-дзюдзюцу.

К. Ли провел около 15 лет, живя, обучаясь и преподавая в Японии. Он тренируется с Дэном Харденом в его организации «Sangenkai» с 2010 года.

 

 

 

 

******

Айкидо и Плавучий Небесный Мост

«Плавучий мост в небе» («Амэ но Уки Хаши») – важная часть японского мифа о сотворении Мира.

Согласно Кодзики («Записи древних дел»), первые боги вызвали к существованию двух божественных существ – мужскую сущность Идзанаги («Мужчина, который приглашает») и женскую сущность Идзанами («Женщина, которая приглашает»). Этим двум существам была поставлена задача – создать первые массивы суши на Земле.

Взяв копье украшенное драгоценностями, которое им было дано, два божественных существа встали на Плавучий Мост Небес и этим копьём взволновали море, создав водоворот. Капли соленой воды, упавшие с копья, образовали первый остров, после чего божественные существа спустились с Небесного Моста вниз на Землю.

В этом мифе есть ещё много чего («Кодзики» – отличная сказка, одна из первых мыльных опер в мире), но сейчас давайте обратимся к тому, как этот миф связан с… айкидо.

Здесь мы увидим, что Основатель айкидо Морихей Уесиба следующим образом ссылается на Амэ но Уки Хаши:

«Говорят, что айкидо – это «Стоять на Плавучем Мосту Небес».

(Перевод с японского: «Айкидо означает «стоять на Мосту, плавающем в Небе».)

Это одна из тех прекрасных поэтических фраз Основателя, которая очень нравится людям и которую они тут же забывают, никогда не задаваясь вопросом, для чего О-сенсей использовал её для описания наиболее важных принципов созданного им боевого искусство (Это искусство называется – «айкидо», может, вы слышали о нем?).

Важно ли людям, изучающим айкидо, задумываться над этим вопросом? Возможно, нет – понимание принципов, лежащих в основе того, чем вы занимаетесь, будь то балет или бейсбол, не обязательно поможет вам лучше выполнять эту деятельность. С другой стороны, понимание основных принципов практикуемого искусства может помочь вам понять причины того, что идёт не так, и акцентированно работать над тем, что позволит вам прогрессировать. А также обращение к этому, «странному» на первый взгляд, вопросу способно открыть перед вами совершенно новые возможности.

Если вы изучаете айкидо, мне кажется очевидным, что вам должно быть интересно то, что говорил об этом искусстве его Основатель. Более того, я думаю, что все ученики айкидо действительно несут ответственность за то, чтобы попытаться понять и изучить эти вещи как можно лучше. Если вы не изучаете айкидо – что ж, я изучаю множество вещей, написанных людьми, не относящимися к айкидо, которые занимаются интересными вещами, о которых я хотел бы узнать больше, и даже если я не всегда понимаю, о чём они говорят по крайней мере, это помогает мне узнать то, чего я не знаю. Поверьте мне, если кто-то вроде Чэнь Сяована [ведущий представитель стиля Чень в тайцзи-цюань нынешнего, XIX поколения. Чэнь Сяован был руководителем государственного национального комитета физкультуры Китая, и единственный представитель в комитете, делегируемый от тайцзи-цюань.] стоит и раздает информацию, я, конечно же, хотя бы взгляну на неё.

Вернемся к Морихею Уесибе и обратим внимание на ещё один довод, повышающий важность подробного рассмотрения метафоры о Плавучем Мосте:

«Объединение противостоящих сил с помощью Ки и тренировка силы притягивания, создаваемой в результате такого объединения».

Давайте посмотрим, как это смысл этого высказывания соотносится с образом «Плавучего Моста».

Мы знаем из приведенной выше цитаты, что Морихей Уесиба заявил, что «Плавучий Мост Небес» является необходимым условием для создания «Айки». Кроме того, это ясно и отчётливо видно, когда Основатель говорит:

«Плавучий Мост Небес является источником создания Небесного Таке Мусу Айки».

(Перевод с японского: «Небесный Укихаси является источником основания Айки в Небесном Мусаси».)

Теперь (я надеюсь) становится более ясно – «стоять на Плавучем Мосту Небес» является необходимым требованием [условием] для осуществления айкидо, потому что оно формирует основу для Таке Мусу Айки («Объединение противостоящих сил с помощью Ки и тренировка силы притягивания, создаваемой в результате такого объединения», как указано выше). Давайте посмотрим, как устроен «Небесный Плавучий Мост»:

«Говорят, что айкидо – это «Стоять на Плавучем мосту Небес». Плавучий мост Небес – это узел огня и воды. Огонь движет водой, вода движется огнем. Огонь и вода – это одно. Они вращаются по спирали. Они переплетаются через Ки. Это то, что разыгрывается через дыхание («ики»). Это дыхание («ики») и есть Айки».

(Перевод с японского: «Айкидо означает «стоять на Плавучем Мосту в Небе». Плавучий Мост в Небесах связан с водяным огнём. Огонь движет водой, а вода движется огнем. Огонь и вода – это одно. Он вращается по спирали. Это завязывается с осторожностью [с большими деликатностью и уважением]. Это связано с дыханием, а это дыхание – айки».)

В определённом обобщении – «Огонь» и «Вода» представляют противостоящие силы «Инь» и «Йо». В «Айкидо без мира и гармонии» мы увидели важность противостоящих сил, которые подходят друг к другу и связаны с Ки. Фактически, Основатель заявил, что «Таке Мусу» – это тренировка «Инриоку» (тренировка «сила притягивания»), возникающая, когда противостоящие силы объединяются Ки.

Теперь мы можем видеть, что, поскольку Плавучий Мост Небес построен из соединенных противостоящих сил, он действительно может быть назван основой «Таки Мусу Айки».

Если вы помните, цитата из «Айкидо без мира и гармонии» также говорила об объединении противоборствующих сил:

«Звуки «А» и «O» – проявление противоположностей, будучи объединёнными между собой Kи, создают притягивающую силу («Inryoku»)».

(Перевод с японского: «В отличие от голоса сверху и снизу, здесь создается сила тяжести»).

Теперь мы можем более подробно рассмотреть гласные звуки и то, как Морихей Уесиба использовал их как мнемонический приём [Мнемотехника, или мнемоника, – это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация – образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.].

«Плавающий Небесный мост» – это «АМЕ-НО-У-УКИ-ХАШИ», которое содержит все основные гласные «А О У Е И» (возможно, вы слышали эти гласные в упражнениях мисоги). Гласные – это мнемоника для описания процесса, посредством которого Плавучий Мост соединяет Небо и Землю:

A: 天 (ア) 高 天 原 – TA ・ KA ・ A ・ MA ・ HA ・ RA

«Высокая Равнина Небес» – сама по себе является ещё одним мнемоническим символом, мы рассмотрим это в другой раз.

O: Земля (O) Остров Оногоро – O ・ NO ・ KO ・ RO

«Земля», буквально «Остров Онокоро», оригинальный остров Японии, образованный богами, стоявшими на Плавучем Мосту.

U: 結 (ウ) 産 – MU ・ SU

«Тай-Кёку» или «великий окончательный», объединяющий Огонь и Воду, Небо и Землю. Также связь или «мусу» в «Такемусу».

E: вода «Вода».

I: Вт (а) «Огонь».

И вот оно – довольно точное описание самого Плавучего моста. По совпадению (а может и нет), это также хорошее описание китайской методологии тренировок, воплощенной в Небесах-Земле-Человеке, которые мы обсуждали в «Айкидо без мира и гармонии».

Сравнивая их, вы можете увидеть, что Плавучий Мост и Небо-Земля-Человек, по сути, описывают одну и ту же тренировочную методику.

Вышеупомянутая последовательность гласных описывает концепцию физической методологии Плавучего Моста (он же «Небо-Земля-Человек»). Эти гласные часто переставлялись Морихеем Уесибой для обозначения различных понятий. Например, гласные иногда меняли, чтобы выразить прогресс духовного обучения и развития. Я могу вернуться к этому подробнее в будущем, а сейчас я упоминаю об этом для того, чтобы избежать путаницы.

Не расстраивайтесь, если вы не понимали этого раньше – не все понимали, что происходило, когда Уесиба начинал повторять гласные как мнемонические фразы, чтобы добавить дополнительные смысловые слои. В вот что сказал об этом Коичи Тохей:

«Я изучал айкидо у Морихея Уесибы, практикуя снова и снова, а потом задавал вопросы. Сенсей Уесиба был мастером Ки, а также Основателем айкидо. Однако он также был и преданным последователем религии Омотокё, и это повлияло на то, как он преподавал айкидо. Часто его эзотерические объяснения невозможно было понять. Я тщательно тренировался во всех упражнениях, которые он заставлял нас делать, хотя многие из них пришли из религии Омото-кё и не имели для нас никакого смысла. Например, мы должны были читать алфавит в другом порядке. Вместо того, чтобы произносить гласные японского языка как «AIUEO», нас заставляли повторять их снова и снова как «AOUEI», как если бы эта новая последовательность имела более глубокий смысл».

Двигаясь дальше, мы видим, что эти противоборствующие силы, к которым присоединяется Ки, подпитываются друг друга непрерывными спиралями. Мы также видим, что Уесиба упоминает «iki», что тоже очень важно, но мы обсудим его в будущем. А пока запомните эти спирали из «Морихей Уесиба, будо и камаэ»?

Выше тот же процесс, о котором говорил Морихей Уесиба как о «Плавучем Мосте», описан в Чэнь Тайцзи, положительной и отрицательной (поток и противоток шунь и ни) спиралями, проходящими через тело.

Вот ещё кое-что от Морихея Уесибы:

«Левая рука – Идзанаги, правая – Идзанами, в центре – Амэ-но-минакануши, это ты. Они стоят на Плавучем мосту Небес и вращаются по спирали. Это называется Така-ама-хара. Небо и Земля – одно целое, Вода и Огонь – тоже одно целое, всё проявляется через «Ики» (дыхание). Это бесконечное появление Ками. Техника айки проявляется бесконечно».

(Перевод с японского: «Левая рука – Идзанаги, правая рука – Идзанами, а средняя – Аме но Минакануши, то есть я. Стоя на Плавучем Мосту в Небе, они закручиваются по спирали. Это называется Такаамахара. Небо и Земля – одно, Вода и Огонь – одно, и все они возникают из их дыхания. Это проявление постоянного движения Бога. Техника Айки проявляется в регулярных движениях».)

Идзанаги и Идзанами, два бога, которые стояли на Плавучем Небесном Мосту и создали Мир, представляют Ин и Йо, как в этой очень похожей доке Морихея Уесибы:

«Проявите йо (янь) в правой руке, измените левую руку на инь (инь) и направьте противника». [Ж.Блез при объяснении техники: «… одной рукой притягиваете партнёра, другой – его ведёте…».]

(Перевод с японского: «Если ваша правая рука находится в ян, ваша левая рука будет в тени, то ваш противник будет ведом»).

Амэ-но-минаканучи было первым божеством, появившимся на Небесах – другими словами, «Хозяином», стоящим в центре.

Уесиба говорит, что вы сами являетесь «боссом» [«руководителем», богом] – как в 我 即 宇宙 ・ 宇宙 即 我 «Я – Вселенная, Вселенная – это я». Это очень простой, но очень важный и мощный момент. Это ещё одна из тех красивых поэтических фраз Основателя, которые люди склонны любить – не считая, что это также может быть одна из самых важных технических инструкций, которые он когда-либо давал.

«Босс» стоит на Плавучем мосту, объединяя противостоящие силы Ин-Йо и движется по спирали [«двигаться по спирали» – циклически делать одно и тоже, с каждым новым циклом улучшая качество работы и её результат]. Интересно, что движение двух богов Идзанаги и Идзанами во время их спаривания часто представляется в виде спирали – кроме того, когда Идзанаги перемешал моря украшенным драгоценными камнями копьём, чтобы создать первую землю, был создан вихрь (спираль).

Основатель говорит о том, что это состояние, состоящее в том, чтобы стоя на Плавучем Небесном Мосту, объединяя противостоящие силы Ин-Йо, двигаться по спирали [деликатный непростой «узел воды и огня» – «совмещение» двух противоположно направленных спиралей, две циклически повторяющиеся работы; направленная вверх, от Земли к Небу (Дыхание Земли, Огонь, т.е. то, что поднимается вверх) – суть, познание материей Замысла Творца и Способов Его Действий; направленная вниз, от Неба к Земле (Дыхание Неба, Вода, т.е. то, что течёт вниз) – суть, воплощение Замысла Бога на Земле присущими Ему Способами Действий, Божественными техниками], и есть Така-ама-хара – так сказать, Небеса. Как отмечалось в «Айкидо и структура Вселенной», это состояние, по мнению Основателя, существует внутри вас, другими словами, Айки – это состояние, созданное в вашем собственном теле и уме.

Это сильно отличается от ситуации, в которой «Айки» определяется сопоставлением себя какому-то внешнему условию, например, вашему партнёру или оппоненту. Опять же, это подкрепляет мысль, сделанную ранее – вы сами являетесь «Боссом».

Подводя итог, можно сказать, что Плавающий Мост Небес, также известный как Небо-Земля-Человек, состоит в создании внутри себя состояния, посредством которого вы соединяете противостоящие силы и выражаете эту связь по спирали через тело.

апрель 2012г.

https://www.aikidosangenkai.org/blog/aikido-floating-bridge-heaven/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: