Сен 01 2021

Загадка айкидо Ивама

Category: Библиотека Евгений @ 07:26

С. Пранин

Загадка айкидо Ивама

Стенли Пранин (1945-2017) 5 дан айкидо, занимался изучением истории и корней айкидо. Его работы, публиковавшиеся в основанном им издании «Айки-Ньюс», позднее переименованном в «Айкидо Джорнал», охватывали подробнейшее изучение биографии основателя айкидо Морихея Уесибы, включая изучение Уесибой сенсеем Дайто рю айки дзю-дзюцу и его связь с сектой Омото-кё.

 

 

 

 

 

******

«Как могла возникнуть такая сложная техническая система, как «Ивама айкидо», в изолированной сельской местности, если её создателем был Морихиро Сайто?»

 

Я всегда чувствовал, что происхождение «Ивама айкидо» представляет собой загадку для изучающих историю современного айкидо. Для тех, кто не знаком с этой темой, Ивама – небольшой городок в префектуре Ибараги, куда Морихей Уесиба переехал во время войны. Он оставался официальной резиденцией Основателя до его кончины в 1969 году.

То, что обычно называют «айкидо Ивама», – это обширная техническая система, состоящая из техник тай-дзюцу, айки-кен и айки-дзё. Один только компонент тай-дзюцу включает в себя около 600 техник. Добавьте различные виды оружия, субури и парные упражнения, и у вас будет более 1000 различных форм. Эта учебная программа намного сложнее, чем у Ёсинкана, Айкикайя или Коичи Тохея до его ухода из Айкикайя. Именно эти последние системы являются основой для стилей айкидо, которые распространились в Японии и за рубежом после Второй мировой войны, и которые не имеют прямого отношения к айкидо Основателя. Это не означает, что система Ивама превосходна, а просто то, что она существенно отличается по содержанию и охвату по сравнению с другими основными стилями айкидо.

Справедливый вопрос заключается в том, как могла бы развиться такая сложная техническая система в изолированной сельской местности Ивамы, если бы её создателем был Морихиро Сайто? Сайто получил образование только в средней школе и, если не считать короткого рабочего задания в Токио в качестве сотрудника японских железных дорог, провёл свою жизнь в возрасте до 46 лет в городе Ивама и его окрестностях. Его занятия дзюдо и карате в подростковом возрасте были краткими и поверхностными, главным влиянием на него, как на будоку, было обучение у Основателя, начавшегося с 1946 года.

Следует отметить, что Морихей Уесиба жил полный рабочий день в Иваме с 1942 по 1955 год, после чего он делил своё время между Ивамой, Токио, и своими регулярными поездками в регион Кансай. Сайто сенсей всегда утверждал, что Основатель учил в Иваме иначе, чем в других местах, потому что додзё был привязан к его дому, и он мог заниматься там тренировками всякий раз, когда возникал импульс. Для сравнения, выступления О-сенсея в Айкикай Хомбу додзё в Токио в последние годы его жизни были спорадическими и непредсказуемыми. Его беспорядочный график не позволял проводить обучение сложной технической системе в столице. Более того, старое токийское додзё было сравнительно небольшим и не подходило для занятий стрельбой, в отличие от сельской местности Ивамы с её обширными открытыми пространствами. Кроме того, в Айкикае конца 1950-х и 60-х годов работали опытные кадры одних из лучших инструкторов в мире, которые руководили обучением.

Каковы же тогда возможности относительно происхождения айкидо Ивамы? Как я вижу, их три:

1) Морихей Уесиба в течение длительного периода времени преподавал в Иваме технически богатую систему, включающую оружие, с Морихиро Сайто в качестве своего ведущего ученика. Сайто передал методы обучения Основателя в основном нетронутыми, мало что изменив или добавив;

2) Сайто взял слабо организованные основы айкидо, которым он научился у Основателя, и разработал собственную сложную учебную программу без постороннего участия, которая существенно отличается от того, чему учил Основатель;

3) Сайто приобрёл глубокие знания об айкидо благодаря своему длительному общению с Основателем и систематизировал этот массив информации в современную, педагогически обоснованную систему.

Третий вывод кажется мне наиболее убедительным. Если читатели увидят другие возможности, основанные на имеющихся доказательствах, которые я упускаю из виду, я буду рад развлечь их.

Когда-то я сомневался, что методы Сайто сенсея были тесно связаны с учениями О-сенсея из-за очевидных различий в их исполнении техник. Я основывался на демонстрациях Основателя в фильмах последних лет его жизни, где он выполнял очень мало техник, многие из которых выполнялись с небольшим контактом с его уке. С другой стороны, айкидо Сайто сенсея было точным, боевым и технически разнообразным.

Однако я был вынужден пересмотреть своё мнение по этому ключевому вопросу после открытия технического руководства О-сенсея 1938 года «Будо», где фотографии нескольких ключевых базовых техник практически идентичны формам айкидо, которым обучал Сайто сенсей в Иваме. Моё последующее знакомство с более чем 1000 фотографиями из серии Noma Dojo 1935 года усилило это изменение в моём мышлении. Буквально, сохранились сотни очень точных и сложных техник, восходящих к годам Основателя, практиковавшего и преподающего Дайто-рю айки-дзю-дзюцу. Только настоящий мастер боевых искусств мог приобрести такой замечательный набор навыков.

Многие предполагали, что Основатель был несколько бессистемен в своём подходе к обучению, но, по крайней мере, в годы Ивамы, он, похоже, оставил нетронутой блестяще продуманную и оригинальную боевую систему.

***

«Я опубликовал набор из 7 DVD-дисков, на которых запечатлено более 14 часов семинаров, проведенных моим учителем Морихиро Сайто, 9-й дан. Этот объём видеоматериалов с полными субтитрами на английском языке является одним из наиболее важных ресурсов, доступных по технике айкидо. Я верю, что вы найдёте эти видео чрезвычайно полезными для ваших личных занятий айкидо».

Стэнли Пранин

Этот набор из 7 DVD доступен только до воскресенья, 11 ноября, по специальной цене 97,95 доллара.

***

Высказывай своё мнение.

https://members.aikidojournal.com/the-iwama-aikido-conundrum-by-stanley-pranin/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: