Окт 31 2021

Энергичная тренировка в форме техники – это всего лишь первый шаг в практике

Category: Библиотека Евгений @ 08:21

Дайан Скосс

Энергичная тренировка в форме техники – это всего лишь первый шаг в практике

Дайан Скосс основала «Koryu Books» в 1996 году и является создателем Koryu.com. До переезда в Токио в 1987 году она получила степень магистра библиотечного дела и степень магистра английского языка. Она была главным редактором журнала «Aiki News» в течение шести лет, начиная с 1990 года, и отвечала за выпуск большинства книг, опубликованных «Aiki News» в период с 1990 по 1996 год. В конце 1997 года она вернулась в США, где они с мужем руководят додзё в Нью-Джерси.

Её собственное обучение началось с Томики айкидо в 1982 году в Университете Индианы, и сейчас она имеет 4-й дан по Дзиюшинкай и 4-й дан по ДЖАА. Начала тренироваться в дзю-кендо (штык) и тан-кендо (короткий меч) в 1990 году под руководством инструктора Всеяпонской федерации дзю-кендо Вакимото Ясухару, ханси 8-го дана; в настоящее время она 5-й дан в дзю-кендо и 3-й дан в тан-кендо. Начала тренироваться в синто Мусо-рю дзё под руководством менке кайдена Фила Релника в 1991 году; сейчас она менке кайден, а также владеет Дзен Нихон Кендо Ренмей дзё-до 3-го дана и Федерацией Дзё-до США 2-го дана. Вступила в Тода-ха Буко-рю под руководством Сокэ Нитта Судзуйо в 1993 году и имеет лицензию окуден. Также тренировалась в атарасии нагината и дзюдо.

Она является редактором Корю Будзюцу, «Меч и дух» и Кейко Секон, серии «Классические воинские традиции Японии».

******

«Приступая к изучению техники айкидо, мы должны быть очень точными в форме её выполнения, проистекающей из изначальной логики её боевого применения. Иначе мы не сможем продвигаться на более высокие уровни практики».

«… В айкидо мы можем практиковать наши ката в полную силу без каких-либо условностей, таких как «остановить какое-то действие», например, в карате, так как иначе, его продолжение неизбежно приведёт к травмированию партнёра – нашего товарища и помощника по практике изучаемого искусства».

Жерар Блез сенсей

Тренировка ката и айкидо

«Ката – это набор техник, практикуемых с партнёром для обучения основным принципам различных аспектов айкидо».

Не-айкидоки часто путают, когда я говорю о ката в айкидо: «Ты имеешь в виду то, что они делают в карате?». Даже большинство айкидок знают о ката только как о термине, относящемся к форме, а не к применению, или в отношении последовательностей тренировок Сайто сенсея с одиночным или парным оружием.

Уесиба Морихей, по-видимому, не одобрял метод обучения ката, полагая, что «статическая» предварительная подготовка техник мешает прямой, спонтанной передаче техник от богов. Таким образом, в большинстве стилей айкидо ката, как набор заранее подготовленных приёмов, не используется в качестве основного метода тренировки.

Томики Кэндзи, как и его учитель Кано Дзигоро до него, чувствовал, что ката – ценный инструмент обучения, и включил его в свою систему. Сегодня большинство практикующих Томики могли бы сказать вам, что ката – это набор техник, практикуемых с партнёром для обучения основным принципам различных аспектов Томики айкидо.

На самом деле, японский термин ката охватывает всё вышеперечисленное… и даже больше. Донн Дрегер определяет ката как «заранее подготовленную форму» и продолжает объяснять в своём «Классическом будзюцу» (стр. 56), что «ката стала… центральным методом обучения для всех будзюцу… [потому что] это единственный способ, которым можно практиковать действие, характеризующее будзюцу, без того, чтобы практикующие были ранены или убиты».

Очевидно, что во время Сэнгоку Дзидай (Эпоха Воюющих государств) у воина было достаточно возможностей испытать непосредственную спонтанную технику на поле боя, и он предпочитал концентрировать своё тренировочное время на совершенствовании навыков, которые обеспечили бы основу, из которой при необходимости могли возникнуть такие техники. Это было сделано с помощью бесчисленных повторений ката, практикуемых с одним партнёром как «делатель» (ши-дачи), а другим как «получатель» (учи-дачи).

Воины, очевидно, были готовы рисковать своей жизнью, основываясь на этом типе тренировок, возможно, потому, что многие техники и последовательности ката считались божественно вдохновлённым творением основателя рю. В любом случае, ката содержала знания и опыт, приобретенные в результате успехов на поле боя, либо отдельного боевого гения, либо как накопление опыта многих. Каждая техника (также, что сбивает с толку западного человека, иногда называемая ката) в последовательности ката представляет собой конкретное ситуационное исследование – конкретный ма-ай, камае, схема атаки или оружие – и наборы были организованы различными способами, чтобы подчеркнуть конкретные уроки, как правило, возрастающей сложности. Используя эти достаточно безопасные, заранее определенные последовательности, воины могли тренироваться на острие, чтобы развить рефлексы, интуицию и мужество, необходимые для выживания в бою.

Ката считалась важным компонентом духовной «кузницы» обучения, которая становилась всё более важной по мере того, как классические традиции эволюционировали в мирные времена. «Ката наполнены, так сказать, физическими коанами или головоломками, ситуациями, которые вызывают технические кризисы» (Дрегер, «Классическое будо», стр. 52). Чтобы решить эти головоломки, должен произойти процесс интуитивного обучения через действие, и этот процесс исследования постепенно раскрывает технические и духовные истины, необходимые для мастерства.

Ката также существуют в большинстве современных японских боевых приёмов, хотя их значение находится в серьезной опасности быть утерянным в перетасовке, чтобы «позаниматься спортом». Как основатель дзюдо Кано Дзигоро, так и его ученик Томики Кэндзи считали, что обучение ката должно существовать параллельно с обучением рандори; ката – это лаборатория, в то время как рандори, или свободная практика, является испытательным полигоном. Кано, в консультации с мастерами дзю-дзюцу, разработал свои различные ката Кодокан, чтобы проиллюстрировать принципы дзюдо и обеспечить тип тренировки, в которой практикующие могут изучить технику в идеальных обстоятельствах, чтобы проникнуть в самую их суть. В ката Кодокан «все техники служат руководством к экономии энергии, предписываемой принципом [максимальной эффективности]» (Отаки и Дрегер, «Дзюдо: Формальные техники», стр. 27).

Томики также предназначал для своего ката воплощать принципы своего айкидо, но в отличие от дзюдо, где изучение ката обычно начинается после того, как практикующий уже знаком с механикой техники и имеет опыт работы с рандори, в Томики айкидо «рандори но ката» служит введением в технику. Таким образом, эта базовая ката обеспечивает своего рода идеальный план, по которому каждый человек может понять суть принципов и научиться адаптировать их к различным ситуациям, с которыми сталкивается рандори. Однако Томики сенсей был обеспокоен тем, что его искусство не стало «спортивным айкидо», и для того, чтобы обеспечить баланс и основу для изучения техник, которым он и его партнёр Охба Хидео научились у сенсея Уесибы, они вместе создали то, что известно как шесть «корю но ката» или классическая ката.

Каждое из этих ката, которые содержат от двадцати пяти до пятидесяти техник, решает различные технические проблемы, используя как атаки, так и техники, которые могут быть небезопасными, если их практиковать в рандори. Представленный таким образом словарный запас мало отличается от айкидо, практикуемого в других стилях, и, благодаря гениальности как Томики, так и Охбы, мы также можем воспользоваться различными преимуществами формата обучения ката.

Однако жизненно важно, чтобы те, кто действительно занимается ката-тренировками, помнили, что О-сенсей был абсолютно прав. Весь смысл ката, или формы, в том, чтобы, в конечном счете, выйти за её пределы – шу, ха, ри (сохранить форму, разрушить форму и оставить форму). Энергичная тренировка в форме – это всего лишь первый шаг. Когда мы практикуем ката в любом боевом искусстве или способе, мы принимаем участие в наследии, оставленном нам нашими мастерами, – ключи, указывающие путь к освобождению от формы, заложены в самих формах. Наша задача – найти их.

Авторское право © 1994 Диана Скосс. Все права защищены.

Эта статья впервые появилась в «Aiki News» #98, 1994г.

https://koryu.com/library/dskoss8.html

******

Comments (0)

Оставьте мнение: