Окт 30 2021

Ката боевых искусств различны по способу создания и своему предназначению

Category: Библиотека Евгений @ 09:40

Д. Холл

Ката боевых искусств различны по способу создания и своему предназначению

Дэвид А. Холл получил степень магистра в области азиатских исследований в Гавайском университете в 1977 году и степень доктора философии в области буддийских исследований и военной истории в Калифорнийском университете в Беркли в 1990 году. Он начал заниматься боевыми искусствами в 1965 году; в 1975 году он начал тренироваться под руководством Донна Ф. Дрегера в Синдо Мусо-рю на Гавайях. Переехав в Японию в 1977 году, он продолжил изучать Синдо Мусо Рю в Рембукан додзё под руководством Симидзу Такадзи, а в 1978 году присоединился к Касима Синдэн Дзики Синкаге-рю под руководством Намики Ясуси, 18-го директора. Он также начал официально тренироваться в Ягю Синкагэ-рю хэйхо в 1985 году под руководством 21-го директора Ягю Нобухару. Дэвид продолжает обучать и преподавать Синдо Мусо Рю, Дзики Синкаге-рю и Ягю Синкаге-рю под эгидой Хобиокай/Хобиокан в Роквилле, штат Мэриленд.

В дополнение к своим академическим занятиям и занятиям боевыми искусствами Дэвид был рукоположен в сан священника японской буддийской школы Тэндай в 1978 году и прошёл строгую программу обучения под руководством профессора Масао Итисимы в храме Тамон-ин. Позже он включил это обучение в свои академические исследования в Калифорнийском университете в Беркли, где в 1990 году подготовил диссертацию под названием «Маришитэн: буддизм и богиня-воительница» (версия которой появилась в сборнике «Корю будзюцу»), в настоящее время пересматривается для публикации в популярной прессе.

После смерти Донна Ф. Дрегера в 1982 году Дэвид в течение десяти лет сотрудничал с Хантером Армстронгом в управлении Международным обществом гоплологии. С 1983 по 1993 год он также был соредактором Hoplos: Журнал Международного общества гоплологии. Дэвид в настоящее время является профессором колледжа Монтгомери в Мэриленде, где он также является директором CyberWatch-центра, поддерживаемого Национальным научным фондом, занимающегося обеспечением и безопасностью информации.

******

Ката

«Мастер-учитель передавал интуитивно открытые им в непосредственной битве стратегии ведения боя ученику таким образом, чтобы ученик использовал интуицию в стрессовых условиях; в некоторых боевых традициях это совершалось перед алтарями, указывающими на прямую линию передачи от божественного».

«…Кроме того, этим тонким стратегиям не «обучали» в интеллектуальном смысле. Изучение их требовало от ученика использования интуиции, основанной на многолетнем опыте и обучении. Этот подход к обучению становится очевидным, если рассматривать его в свете современных исследований в области психологии».

Будучи заранее подготовленными боевыми формами, ката сыграла значительную роль в подготовке классического японского воина. Самые ранние ката, с которыми мы знакомы, начали появляться в период с конца Камакуры до начала Муромати, хотя мы мало что знаем о них, за исключением нескольких их названий. Ката, по сути, все ещё создаются сегодня.

Однако в классических боевых традициях (корю) эти боевые формы сильно различались среди множества традиций, и с исторической и гоплологической точки зрения не все ката были равны.

(*Гаплология – выпадение в слове одного из двух идущих друг за другом одинаковых или близких по звучанию слогов. Результатом гаплологии являются, например, слова «знаменосец» – из «знаменоносец».)

Вообще говоря, в классических системах было разработано по крайней мере три категории ката:

1) те формы, которые были разработаны воинами, которые, пережив битву и/или личную дуэль, закодировали свои успешные стратегии в виде заранее подготовленных боевых сценариев – они часто рассматривались как божественно вдохновленные определённым божеством;

2) те формы, которые были созданы воинами, большинство из которых не имели боевого опыта, в мирные годы сегуната Токугава или позже;

3) те формы, которые были экстраполированы из более ранних форм, чтобы научить основной и промежуточной боевой технике или охватить вариации в более ранних боевых сценариях.

В случае первой категории некоторые воины – боевые гении – были способны в разгар битвы или в местах, обладающих духовной силой, интуитивно понимать и создавать высокоэффективные стратегии и тактики ведения боя. Стратегии (хэйхо) были не просто техниками в смысле манипулирования оружием. Это были методы, требующие психофизического совершенства; высшей синергии тела, дыхания и разума в едином целом. Эта синергия наделяла воина способностью побеждать врага с помощью того, что часто может показаться наблюдателю простейшим из движений. Хотя мы можем анализировать эти стратегии с помощью наших собственных когнитивных способностей, они не были спроектированы и получены с помощью обычного познания. Вместо этого они воспринимались интуитивно в пылу битвы или как кульминация изнурительных, длительных религиозных аскез. Кроме того, эти стратегии не применялись через нормальное когнитивное сознание и не преподавались обычными интеллектуально-педагогическими средствами. Мастер-учитель передал их ученику таким образом, чтобы ученик использовал интуицию в стрессовых условиях; в некоторых боевых традициях это совершалось перед алтарями, указывающими на прямую линию передачи от божественного.

Кроме того, этим тонким стратегиям не «обучали» в интеллектуальном смысле. Изучение их требовало от ученика использования интуиции, основанной на многолетнем опыте и обучении. Этот подход к обучению становится очевидным, если рассматривать его в свете современных исследований в области психологии. Согласно современным исследованиям в области интуиции, люди обладают этой особой способностью именно потому, что они овладели относительно узкой областью деятельности. Очевидно, что тысячи часов усилий, которые воин посвящал тренировкам, давали ему большой объем опыта/знаний, которые фактически изменяли его мышление и рассуждения. Таким образом, он обретал способность иметь дело с более крупными «кусками» усвоенного знания. Цель этого метода состояла в том, чтобы дать обучаемому возможность совершать интуитивные прыжки в разгар боя вместо того, чтобы применять кропотливый, аналитический подход к борьбе с опасным врагом. В дополнение к развитию интуиции, обучение в этих сценариях было направлено на развитие множества других боевых способностей. (См. Статью руководства по bu no ri.)

Наконец, и, вероятно, из-за влияния буддизма – особенно Риндзай дзен – многие из этих ранних классических ката были построены, как по названию, так и по педагогике, в форме загадок. Дзен коан был методом обучения, популярным в Риндзай дзен, и его цель состояла в том, чтобы заставить ученика интуитивно понять ответ в стрессовых ситуациях. Некоторые воины, такие как Камиидзуми Исэ-но-Ками, брали фразы непосредственно из сборников дзен коана и применяли их в качестве имен ката.

[Погружение человека в стрессовую ситуацию для включения интуитивных способностей – это метод подключения к управлению практической деятельность подсознательных уровней психики, обладающих возможностями, многократно превышающими обычные.

«Возможности обработки информации сознанием – 15 байт/с.

Возможности обработки информации подсознанием – несопоставимо, в миллиарды раз, выше.

Проблема освоения генетического потенциала человека состоит в т.ч. и в вопросе о том – «как настроить ум?», как настроить алгоритмы обработки информации подсознанием [как настроить автопилот?] так, чтобы его возможности [наиболее полно] использовать для организации практической деятельности в быстро меняющихся обстоятельствах с устойчиво предсказуемыми результатами. [Например, в решении задач, имеющих место в боевых ситуациях].

Восточные практики [бездумно осуществляемые] занимаются тем, что функции подсознания перегружают в сознание, что ведёт к шизофрении [неадекватное повышение нагрузки на сознание (более 9 параметров контроля за поведением объекта управления: движения рук, ног и др. частей тела, дыхание, звуки, зрительные образы, ритмы и т.д.) ведёт, либо к отключению сознания, либо к «смешению уровней сознания», что и является сутью шизофрении].

Наш подход [основанный на Достаточно общей теории управления и изложенный в Концепции общественной безопасности, работы ВП СССР]: Да, мы обязаны изучать организацию работы автопилота: как устроен, какие алгоритмы в нём работают, какие он имеет блоки обработки информации (линейные, ветвящиеся) и т.д.

И всё это для того, чтобы работу по обработке огромного потока информации поручить автопилоту, возможности которого по скорости и объёмам обработки информации безграничны по отношению к возможностям сознания».

В.М. Зазнобин, из лекции: О мировоззрении, март 2000г. (YouTube)]

Второй тип ката – это те, которые были созданы самураями, некоторые из которых были директорами старых школ, другие – основателями новых школ, – предназначались для той же цели, что и более ранние формы. Однако с развитием искусства и способностей воина в годы мира в Токугаве этим формам часто не хватает глубины и энергии их предшественников периода Сэнгоку.

Третий тип ката, как отмечалось выше, часто не претендовал на то, чтобы быть вдохновленными полем боя. Они представляют собой смешанный набор, многие из которых ограничены повторяющимся обучением определенным техникам, и в период с середины до конца Токугавы часто были нацелены на успех в спортивных, соревновательных матчах с другими школами (тарюдзяи). Этот процесс продолжается и сегодня.

Многие классические рю, дошедшие до нас сегодня, содержат ката всех трех типов.

***

Дальнейшие чтения на английском языке:

Дрегер, Донн Ф. (1973а). Классическое будзюцу: Боевые искусства и обычаи Японии (Том 1). Токье: Уэзерхилл.

______. (1973b). Классическое Будо: Боевые искусства и пути Японии (Том 2). Токье: Уэзерхилл.

______. (1974а). Современные Будзюцу и Будо: Боевые искусства и пути Японии (Том 3). Токье: Уэзерхилл.

Холл, Дэвид А. (1990). Маришитен: Буддизм и богиня-воительница, Диссертация, представленная Калифорнийскому университету в Беркли, 1990 год. Энн-Арбор: Университетские микрофильмы, стр. 344-353

______. (1997). «Маришитен: Буддизм влияет на боевое поведение.» В Корю Будзюцу: Классические воинские традиции Японии. Под редакцией Дианы Скосс. Книги Корю, стр. 87-119.

Хейс, Ричард. (1984а). «Адаптивные черты палеолита и воин». Hoplos. 4, № 2 (июнь 1984): 9-11.

______. (1984b). «Концептуальные инструменты для Гоплолога: Продолжение IAT/MAT.» Hoplos. 4, № 3 (декабрь 1984): 2-4.

______. (1985). «Концептуальные инструменты для Гоплолога: Продолжение IAT/MAT.» Hoplos. 4, № 4 (август 1985): 23-24.

______.(1986). «Концептуальные инструменты для Гоплолога: Продолжение IAT/MAT.» Hoplos. 5, № 1 и 2. (весна 1986 года): 31-34.

______. (1987a): «Теоретика гоплологии, Обзор: Часть 1 – IAT/МАТ.» Гоплос: Журнал Международного общества гоплологии. 5, номер. 3 и 4 (весна 1987): 24-26.

______. (1987b): «Теоретика Гоплологии, Обзор: Часть 2 – Врожденная/Проявленная волевая черта». ЕГО Информационный бюллетень (Декабрь 1987): 2-3.

______. (1988a): «Теоретика Гоплологии, Обзор: Часть 3 – Врожденная/Проявленная Когнитивная/Интуитивная Черта.» Хоплос: Журнал Международного гоплологического общества. № 6, нос. 1 и 2 (зима 1988): 25-26.

______. (1988b): «Теоретика Гоплологии, Обзор: Часть 4 – Врожденная/Проявленная Черта Невозмутимого ума/Стойкого ума.» Хоплос: Журнал Международного общества хоплологии. 6, № 3 (осень 1988): 7-12.

______. (1989): «Теоретика Гоплологии, Обзор: Часть 5 – Врожденная/Проявленная Вездесущая Черта.» Хоплос: Журнал Международного гоплологического общества. № 6, нос. 4 (Зима 1989 года): 29-31.

______. (1992). «Теоретика Гоплологии, Обзор: Врожденная/Проявленная сила/Способность к выходу и Врожденная/Проявленная Синхронная черта. Часть 7.» Хоплос 7, № 2 (зима 1992 года): 27-29.

______. (1994). «Теоретика гоплологии, Обзор: Трансцендентная синергия проявленных адаптивных черт. Часть 8 (и) Практическое применение. Часть 9.» Хоплос: Журнал Международного общества гоплологии. 7, № 3 (Зима 1994): 20-27.

Леггет, Тревор. (1985). Коаны воинов: Ранний дзен в Японии. Аркана. Раутледж и Кеган Пол, Инк.

Розенбаум, Майкл. (2005). Ката и передача знаний: В традиционных боевых искусствах. Издательский центр YMAA.

***

Авторское право © 2008 Дэвид А. Холл. Все права защищены.

Выдержка из «Руководства по классической японской боевой культуре» (готовится к публикации).

https://koryu.com/library/dhall1.html

******

Comments (0)

Оставьте мнение: