Окт 28 2021

Тренироваться с боевым намерением

Category: Библиотека Евгений @ 07:37

П. Муссельман

Тренироваться с боевым намерением

 

 

 

 

 

 

 

******

«Я должен тренироваться в соответствии с моим текущим пониманием боевого искусства».

 

Правда такова, что очень легко «заблудится» в наших тренировках боевых искусств и потерять из виду главную цель, потерять то, что идёт «в первую очередь». Почему мы занимаемся боевыми искусствами?

Существует множество причин, исходя из которых человек выбирает – заниматься ему боевыми искусствами или нет. Человек может найти в занятиях такие вещи, как фитнес, самодисциплину, место встречи с друзьями, и бесчисленное множество других причин. Но не нужно забывать о главной цели занятия боевыми искусствами… это самооборона. По сути все, что мы изучаем в айкидо, направлено на то, чтобы эффективно защитить себя от противника. Хотя все прочие плюсы занятий существуют, я не думаю, что хоть кто-то сможет «найти себя» в додзё без какого-либо желания достижения этой главной цели.

Большинство из нас находятся в додзё очень небольшое время, если сравнивать с остальными днями нашей недели. В моей предыдущей статье я затронул тему падения и страховки – того, что мы называем «укеми». Идея, что мы не должны «отмахиваться» от этой части наших тренировок, очень тесно связана с желанием максимально увеличить наши тренируемые способности за столь короткий промежуток времени. Кроме того, мы всегда должны помнить о концепции, в соответствии с которой мы тренируемся и достигаем целей самообороны. Я верю в эту идею и настойчиво говорю о ней, когда преподаю. Я вижу снова и снова, что, когда оборонительная техника проваливается или чувствуется, что она не верна, то ученик просто останавливается и просит своего атакующего партнёра («уке») атаковать снова.

Если это то, как вы тренируетесь, то вам лучше заняться гимнастикой Тай Бо. Я не принижаю Тай Бо, просто хочу сказать, что такого уровня владения боевым искусством вы достигните гораздо проще, занимаясь кардио-тренировками. Моё мнение таково, что боевая составляющая любого искусства приходит с намерениями ученика, который изучает данное искусство. Если вы хотите максимально повысить эффективность вашего айкидо, то, тренируясь, вы не должны терять из виду ваш боевой дух.

Практическое применение данной концепции – это просто никогда не «выходить» (очевидно, имеется ввиду «никогда не терять внутренней собранности»). Взглянув на крайний случай, мы увидим, что в ситуации на грани жизни и смерти нельзя сделать паузу. Такого рода ситуации нет, если вы или ваш соперник остановились. Я надеюсь, что каждый из вас, кто читает эту статью, захочет практиковать айкидо (или любое другое боевое искусство) с подходом «никогда не отчаивайся». В органах правопорядка часто слышится «мы всегда в выигрыше» (имеются в виду правоохранительные органы США). Офицеры полиции имеют глубоко укоренившееся чувство, что независимо от ситуаций, с которыми им придётся столкнуться, они возвратятся домой в конце ночи. Такой подход берёт начало в тренировочном классе. Если настает тот день, когда вы сталкиваетесь с врагом, готовым нанести вред вам или вашей семье, то одного желания победить будет недостаточно. Каждый из вас, и вы, и ваш противник, желает победить, определяющая разница будет зависеть от того, кто обучен побеждать.

Возьмем, к примеру, любую изучаемую технику в айкидо. Инструктор продемонстрировал технику, и вы теперь практикуете её вместе с вашим партнёром. Как защищающийся («наге»), вы начинаете технику (в попытке имитировать то, что было показано инструктором), но ваши случайные движения приходятся на неправильное направление. В момент, когда техника, которую вы выполняли, закончилась, ваше изучение боевого искусства не заканчивается! Это происходит, когда вы тренируетесь реально!

Если вы допустили ошибку при выполнении техники и всё ещё удерживаете уровень осознания, который позволяет вам освободится от вашего «уке», вы можете считать, что уже добились многого. Однажды достигнув такого состояния разума, вы постигнете и другие техники, предстающие перед вашими глазами.

Когда одна из техник не удалась, вы сможете применить на её месте три других! По-моему, такой тип понимания и способность плавно переходить от одной техники к другой (называемое «хенка ваза») гораздо важнее, нежели мастерство в выполнении какой-либо одной техники. То, как вы тренируетесь в додзё, и есть, как вы будете реагировать на реальные ситуации в жизни. Я надеюсь, вы будете изучать айкидо с искренним намерением, что настанет тот день, когда вы будете призваны использовать его.

Я понимаю, что тема данной статьи может быть воспринята как некоторое отступление от линии учения Основателя айкидо О-сенсея (Морихей Уесиба). Он учил, что истинная победа – это победа над самим собой («масакатсу агатсу»). Многие цитаты и высказывания О-сенсея означают, что в будо нет победы или поражения. Победить какого-либо врага не означает победить полностью во всем. Я верю, что Морихей Уесиба был очень мудрым и глубоким человеком, и я признаю, что мне никогда не ухватить так близко суть айкидо, как это сделал он. Как говорится, я всегда должен верить в идею айкидо, что найдется место для физической остановки злоумышленника, который превосходит вас силой, когда все прочие методы не увенчались успехом.

Отложив философские дебаты в сторону, мы увидим что айкидо – это по-прежнему будо. О-сенсей учил: «Будо – есть Любовь». Хотя моей главной целью является понимание и принятие учения О-сенсея, сейчас я должен следовать своему сердцу и тренироваться в соответствии с текущим пониманием боевого искусства.

Все понимают, что существует естественное развитие. Нелепо верить в то, что любой может начать изучать айкидо с тем же уровнем понимания, что и О-сенсей. Если мы вспомним его биографию, то увидим, что даже у О-сенсея было развитие и изменение философии с развитием его искусства. Мне кажется, что довольно естественно начинать наше изучение будо с акцентом и целью, приведенными в данной статье. А идеалы и принципы, которые проповедовал О-сенсей, пусть служат нам маяком в достижении истинного понимания айкидо, если нам посчастливится отыскать этот Путь.

Пэт Муссельман

декабрь 2009г.

Перевод на русский язык: Андрей Мордвинов

http://www.aikikras.ru/content/view/76/4/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: