Окт 24 2021

Вспоминая Морихиро Сайто сенсея, часть 1

Category: Библиотека Евгений @ 08:13

М. Сайто

Вспоминая Морихиро Сайто сенсея, часть 1

Морихиро Сайто (1928-2002) начал своё обучение айкидо в Иваме в 1946 году под руководством Морихея Уесибы. После смерти последнего в 1969 году Сайто сенсей продолжил преподавать и сохранять искусство так же, как это делал О-сенсей. Летом того же года Стэнли Пранину довелось тренироваться под руководством Сайто сенсея. После первой тренировки С. Пранин сразу же был очарован способностями Сайто сэнсэя и его техническими знаниями в айкидо. Это положило начало долгим и плодотворным отношениям между учителем и учеником.

В статье, написанной вскоре после смерти Сайто сенсея, Стенли Пранин отдаёт дань уважения и вспоминает Сайто сенсея таким, каким он его помнит, освещая свою первую встречу с ним, первый визит Сайто сенсея в Калифорнию и опыт своего переезда в Японию.

******

О том кто провёл более двух десятилетий, обучаясь и развиваясь под руководством вдохновенного гения

Вступление

За эти годы я много раз писал статьи о своём учителе айкидо Морихиро Сайто, которые были опубликованы в «Aiki News» и «Aikido Journal». Однако в течение всего этого периода у меня была психологическая уверенность в том, что этот гигант был занят своим преподаванием и выполнением обязанностей в Иваме или уехал в какую-нибудь отдаленную часть земного шара, делясь своими энциклопедическими знаниями айкидо со своими иностранными студентами. Он всегда был рядом.

Теперь пришло время снова взяться за задачу написать о сенсее, зная, что он больше не с нами, чтобы руководить и наставлять нас, и что теперь мы должны использовать уроки, которые он нам преподал, а также наши коллективные воспоминания в качестве источников руководства.

Печаль, которую я испытал в связи с кончиной сенсея и его физическим отсутствием, конечно, останется. В то же время, составляя эти воспоминания, я снова и снова вспоминаю невероятно захватывающую и насыщенную событиями жизнь, которую вёл Сайто сенсей. Эмоция, с которой я нахожусь, – это радость и гордость за то, что я каким-то значимым образом был связан с его жизнью и работой.

Сайто сенсей был человеком, который появился на сцене айкидо в нужное время и при нужных обстоятельствах. Представьте, что вам посчастливилось встретиться с Морихеем Уесибой О-сенсеем в возрасте 18 лет и провести более двух десятилетий, обучаясь и развиваясь под руководством такого вдохновенного гения. Представьте, что вы являетесь ключевым участником раннего роста и распространения айкидо как международного явления. Представьте себе далее, какое глубокое чувство удовлетворения, должно быть, испытывал сенсей, когда тысячи и тысячи восторженных японских и иностранных студентов приезжали учиться в Ивама додзё и посещали его семинары по всему миру.

Поистине богатая жизнь!

Первые впечатления от фильма

Моё первое воспоминание о Морихиро Сайто сенсее относится примерно к 1968 году, когда я посмотрел старый 8-миллиметровый фильм об одной из ранних всеяпонских демонстраций айкидо. Я полагаю, что это была демонстрация 1964 года. Зернистое изображение сенсея, запечатленное на пленке, представляло собой огромную фигуру человека, беспорядочно передвигающегося по сцене, в то время как слева и справа уничтожали нападавших, которые казались простыми игрушками.

Один из его незадачливых уке отлетел в заднюю часть сцены, прежде чем бесцеремонно соскользнуть на коврик с глухим стуком. Даже несмотря на то, что фильм был немым, вы могли ясно представить себе охи и ахи, которые, должно быть, вызвало у зрителей это потрясающее представление. Демонстрация сенсея произвела на меня впечатление довольно грубой, но увлекательной для такого проявления чистой грубой силы. Это, безусловно, был тот джентльмен, от которого следовало держаться подальше на татами, если когда-нибудь наши пути пересекутся!

Первая встреча с сенсеем в Хомбу додзё в 1969 году

Моё первоначальное впечатление оказалось совершенно ошибочным, когда я впервые увидел Сайто сенсея во плоти в Токио летом 1969 года. В том году я провёл десять недель, тренируясь в недавно построенном Айкикай Хомбу додзё, где сенсей проводил воскресные утренние занятия. Он преподавал в Айкикай с начала 1960-х годов и пользовался большим количеством последователей.

На первый взгляд сенсей напомнил мне неотесанного фермера, только что приехавшего из сельской местности. Он был крепкого телосложения, весил около 210 фунтов при росте пять футов шесть дюймов. У него был глубокий баритон, а зубы сильно нуждались в стоматологической помощи. Но, Боже мой, когда этот человек двигался, он был олицетворением благодати и силы!

Классы Сайто сенсея всегда были заполнены, и он пользовался репутацией, возможно, лучшего техника, преподававшего в Хомбу додзё в те дни. Его объяснения были ясными и методичными в отличие от большинства других учителей Хомбу, которые просто демонстрировали технику практически без комментариев и пояснений. Он всегда улыбался и ходил по додзё, уделяя много личного внимания студентам. В дополнение к своему превосходному тай-дзюцу, Сайто сенсей также проводил последнюю часть своего урока, обучая айки-кену и айки-дзё, единственный учитель, который делал это, когда я был там. Сенсей показывал основные ударные и колющие движения кена и дзё, а затем включал их в серию парных ката. Я подумал, что его система связи тай-дзюцу и оружия была очень гениальной, и надеялся, что в будущем у него будет возможность больше заниматься такого рода тренировками.

Я взял несколько рулонов 8-миллиметровой пленки, которые запечатлели атмосферу этих замечательных практик. В одной сцене я поворачиваю камеру по всему переполненному додзё. В те дни было необычно видеть так много студентов на татами.

Первый визит в Иваму

Один из моих американских друзей, Билл Витт, с которым я познакомился ранее в Калифорнии, в то время жил в Японии и тренировался в Хомбу Додзе. Он был очень увлечён подходом Сайто сэнсэя к айкидо и хотел навестить сенсея в Иваме. Билл пригласил меня сопровождать его в поездку за город, чтобы встретиться с сенсеем Сайто и посмотреть на храм Ивама додзё и Айки. Я охотно согласился, и мы сели на линию Джобан со станции Уэно одним жарким, душным июльским утром.

Сайто-сенсей вел частный урок, когда мы приехали и пригласил нас посмотреть. После тренировки он болтал с нами около часа или около того, и мы чувствовали себя очень желанными гостями. Мои навыки японского языка на том этапе были очень простыми, поэтому я в основном слушал разговор Билла и Сэнсэя, не имея возможности следить за большей частью разговора.

Эта встреча оказалась случайной, так как Билл начал часто навещать Сайто сенсея, и вскоре, к началу 1970-х годов, другие иностранные студенты последовали за ним и начали жить в Ивама додзё как учи-деши. Среди первых иностранцев, которые тренировались в додзё в этот период, были Ханс Гото, Дэвид Александер, Деннис Татоян, Брюс Кликштейн, все из США, и Ульф Эвенас из Швеции. Это стало началом традиции учебных визитов буквально тысяч иностранных айкидок, которые провели от нескольких дней до нескольких лет, практикуя в Иваме. Это также привело к тому, что Сайто сенсей получал многочисленные приглашения для обучения в зарубежных странах. На самом деле, я думаю, что в период 1974-2001 годов было всего один или два года, когда он не выезжал за границу.

Хотя у меня сложилось очень благоприятное впечатление о сенсее после моего летнего обучения в Японии, всё же были другие японские учителя, которые меня привлекали, и на том этапе у меня не было особой идеи когда-нибудь учиться в Иваме.

1974 год, калифорнийский семинар и интервью

По возвращении в Калифорнию я был немедленно призван в армию США и прослужил три года. Я был направлен в Монтерей, штат Калифорния, и в течение нескольких лет преподавал айкидо там и в других местах северной Калифорнии.

Я, конечно, не видел Сайто сенсея со времени моей поездки в Японию в 1969 году, но мой интерес к его подходу к айкидо возродился, когда он начал публикацию пятитомной технической серии под названием «Традиционное айкидо» в 1973 году. Эти книги были опубликованы компанией Minato Research, возглавляемой учеником Сайто сенсея по имени Тецутака Сугавара. В Калифорнии мы с нетерпением ждали появления каждого нового тома. Эта серия содержала хорошо организованные технические последовательности, чёткие объяснения и комментарии в двуязычном формате, а также множество хороших старых фотографий О-сенсея. Также были рассмотрены основы айки-кена и айки-дзё, и я помню, как пытался отработать последовательности ката со своими учениками, используя его книги в качестве справочного материала. Кроме того, Сайто сенсей был достаточно любезен, чтобы отправить подписанные подарочные экземпляры своего первого тома нескольким инструкторам айкидо в северной Калифорнии, включая меня.

Это был волнующий случай, когда сенсей впервые отправился за границу в октябре 1974 года в северную Калифорнию. Уке сенсея и его спутником в этой поездке был сенсей Сигеми Инагаки, грозный айкидока. Дэвид Александер и Деннис Татоян также входили в окружение сенсея из Японии. Ряд его ранних зарубежных учи-дешей, включая Билла Витта, Брюса Кликштейна и Ханса Гото, базировались в северной Калифорнии, и сенсей был приглашён ими для проведения семинаров по этому случаю. Он проводил параллельные семинары в старом айкидо Сан-Франциско и в Стэнфордском университете 5-6 и 12-13 октября соответственно. Ниже приведена часть отчета, который я написал в раннем выпуске «Aiki News» за октябрь 1974 года:

«Эффективность Сайто сенсея как учителя была действительно замечательной. И это было достигнуто без знания языка его учеников. Его метод изложения состоял в основном из замедленных пантомим отдельных приёмов с минимумом вербализации. Это в сочетании с тщательной группировкой связанных движений обеспечило хорошо сфокусированную перспективу многих аспектов системы айкидо.

Присутствующие не могли не отметить превосходную выдержку, проявленную Сайто сенсеем во время двух гассуку как на татами, так и вне его. Он оставался сосредоточенным и спокойным, несмотря на то, что впервые погрузился в чужую культуру. Примечательна также выдающаяся выносливость Сайто сенсея. Он полностью участвовал во всех занятиях, обучая студентов индивидуально и принимая падения. Он оставался терпеливым и в то же время энергичным в течение многих часов интенсивных тренировок двух гассуку. Влияние его присутствия и манеры преподавания были очень сильными и будут продолжать резонировать в этом регионе ещё долгое время…».

Мне посчастливилось провести короткое интервью с сенсеем в Стэнфордском университете с Кацуаки Терасавой в качестве переводчика. Это интервью появилось в июньском номере «Aiki News» за 1975 год, который был небольшим информационным бюллетенем в зачаточном состоянии.

В этой поездке был особый эпизод, который я никогда не забуду. Сенсей вёл занятия по айкидо в Сан-Франциско и демонстрировал технику кокью-наге, если я правильно помню. Его уке звали Дэвид Александер. Сенсей бросил Дэвида горизонтально, но недооценил количество свободного места. Прямо в середине броска, когда стало очевидно, что Дэвид врежется в людей, которые столпились рядом, чтобы лучше наблюдать, сенсей вытянул левую руку и поймал Дэвида в воздухе, тем самым предотвратив столкновение. Никто не мог поверить в то, что они видели. Сенсей обладал присутствием духа, молниеносными рефлексами и физической силой, необходимыми для совершения такого подвига. Я никогда не видел ничего подобного ни до, ни после.

Переезд в Японию

В то время я управлял додзё и пытался зарабатывать на жизнь преподаванием айкидо в Монтерее, но было трудно добиться финансового успеха в небольшом городе, где айкидо всё ещё не очень хорошо известно. В 1976 году я принял решение переехать в Японию как можно скорее. На самом деле я покинул США в августе 1977 года и вначале оставался в Ивама додзё.

Я хотел бы сказать здесь несколько слов о том, почему я решил учиться у Сайто сенсея в Иваме, а не жить и тренироваться в Токио или другой части Японии. При прочих равных условиях я бы, конечно, не предпочёл остаться в сельской местности префектуры Ибараги. Еда, образ жизни и менталитет были там совершенно чужды той жизни, к которой я привык в Калифорнии. На самом деле, иностранцу действительно мало чем можно заняться в Иваме, кроме практики айкидо.

Более того, я так же знал, что не хочу становиться учи-деши. Проведя три года в армии, я излечился от желания снова оказаться в коммунальной ситуации! В итоге я провёл около шести недель в додзё Ивама сразу после моего прибытия, однако я знал, что ситуация была временной, поэтому я не испытывал особого психологического давления, находясь в додзё.

Главной причиной выбора Ивамы было непреодолимое притяжение айкидо сенсея. Этот человек был одарённым учителем и техническим волшебником. Каждый урок, который он вёл, был организован вокруг простых для понимания тем. Его движения были очень точными, а объяснения логичными. Он также часто упоминал своего учителя Морихея Уесибу и предлагал текст «кудэн» от О-сенсея, чтобы напомнить нам о ключевых технических моментах. Напоминания о том, что это было личное додзё Основателя, были повсюду в изобилии. Большое количество личных вещей О-сенсея всё ещё можно было найти в его доме, который был физически прикреплён к додзё. Неподалеку также находилось безмятежное святилище Айки, хранителем которого был Сайто сенсей. Занятия в айки-кен и айки-дзё проходили перед храмом почти каждый день.

Были и другие замечательные учителя, с которыми я встречался и тренировался, но я считал, что подход сенсея лучше всего соответствует моему методическому взгляду на вещи, и у меня было сильное интуитивное чувство, что практика айки-кена и айки-дзё добавит важное измерение в моё айкидо.

Обучение в Иваме в конце 1970-х годов

Поскольку вскоре я получил работу преподавателя английского языка в соседнем Мито, я переехал из Ивама додзё в небольшую квартиру в Цучуре. Я мог тренироваться в додзё примерно 4-5 дней в неделю. В те дни сенсей всегда вёл утренние занятия по оружию перед храмом Айки и большую часть вечерних занятий в додзё. Несмотря на то, что я посещал его занятия несколько раз в неделю, я помню, как удивлялся тому, насколько логичными и организованными были его объяснения техник. Его способность –организовывать богатую учебную программу айкидо в легко понятные сегменты – была мастерской.

Я часто шутил над сенсеем, что если бы он не был родом из бедной фермерской деревни в сельской местности Японии, а родился в богатой семье в большом городе, он, безусловно, стал бы «хакасе», доктором философии. Казалось, он получил большое удовольствие от этого замечания, несмотря на то, что комментарий был произнесён в шутку. Действительно, его внимание к деталям и систематизации было поразительным.

Занятия сенсея всегда начинались с тай-но-хенко и мороте-дори кокью-хо и заканчивались сувари вазой кокью-хо. Он напомнил нам, что О-сенсей всегда вёл свои занятия в Иваме таким образом, и он следовал этой традиции. Он снова и снова заявлял, что его главной целью в обучении айкидо было сохранение и распространение техник Основателя в неразбавленном виде. Сенсей часто упоминал, что он и его жена Сата провели 23 года, служа О-сенсею и его жене Хацу, и что он будет продолжать служить Основателю и распространять свои техники до последнего вздоха. И он так и сделал.

Сенсей осознавал критику в адрес того, что «Ивама айкидо» было чрезмерно озабочено основами и слишком статично в выполнении техник. Иногда он делал прогрессии от самой базовой формы, выполняемой в манере один-два-три, затем представлял всё более продвинутые способы выполнения техники, пока, наконец, не достигал ки-но-нагаре. Затем он показывал несколько различных уровней ки-но-нагаре, пока на самом высоком уровне не появлялся лишь намёк на движение, выполняемое в мгновение ока. Он мог демонстрировать действительно продвинутые движения, когда хотел.

Это было так, как если бы он говорил: «Послушайте, эти люди критикуют айкидо Ивамы, никогда не испытывая его непосредственно. Они говорят, что всё, что мы делаем, – это основы. Я хотел бы увидеть, как они выполняют технику на всех этих разных уровнях. Действительно ли они рассчитывают освоить эффективные техники, пропуская при этом основы? Они пытаются начать практиковать техники ки-но-нагаре с самого начала своей практики. Это большая ошибка!».

Я слышал, как Сайто сенсей неоднократно высказывал подобные чувства на протяжении многих лет, как во время преподавания, так и в частном порядке.

Ещё одна вещь, которую он любил делать, – это показывать взаимосвязь между тай-дзюцу и техникой владения оружием, особенно кеном. Базовые техники, такие как шихо-наге, коте-гаеши и ирими-наге, имели аналоги, использующие меч. Аналогичным образом, атаки шомен-учи, йокомен-учи и цуки были просто адаптацией с пустыми руками основных ударов мечом и колющих движений.

Сомнения в подлинности техники Сайто сенсея

Сайто сенсей был очень любезен со мной с самого начала моего пребывания в Иваме. Он знал, что я был другом Билла Витта, и ясно помнил, что я брал у него интервью несколько лет назад в Калифорнии. Более того, он всячески поощрял меня в моих исследованиях по истории айкидо. К тому времени мой японский несколько улучшился, и я довольно часто разговаривал с ним один на один. Оглядываясь назад, я, должно быть, казался немного дерзким, потому что, хотя я был полностью привержен его подходу к айкидо, я всё ещё чувствовал, что он внёс значительные изменения в техники, которым он научился у О-сенсея. И, поскольку Сайто сенсей постоянно повторял, что он обучает техникам так, как его учил Основатель, существовало несоответствие, которое я не мог разрешить в своём уме.

Как бы неуклюже мне ни удавалось выразить сенсею дихотомию, которую я ощущал между его айкидо и айкидо О-сенсея. Я отметил, что техники О-сенсея, сохраненные на пленке, сильно отличались от того, как Сайто сенсей обучал своим техникам. Сенсея действительно позабавил мой вывод и, вероятно, моя дерзость за прямое выражение своих мыслей, чего, я уверен, японский студент никогда бы не сделал.

Сенсей сказал мне, что причина разницы заключалась в том, что О-сенсей осознавал, что его снимают на публике, и намеренно не демонстрировал технику так, как он учил в Иваме. Он добавил, что О-сенсей был похож на старомодного мастера боевых искусств, который скрывал свои приёмы от широкой публики. И всё же в течение нескольких лет я оставался неуверенным.

Первая фотосессия

После того, как я тренировался в Иваме чуть больше года, я попросил Сайто сенсея позировать для серии технических фотографий для использования в «Aiki News» и публикации пары технических буклетов. Он согласился на это, и в ноябре 1978 года мы отсняли около 10 роликов пленки. Эти фотографии появились в некоторых ранних выпусках информационного бюллетеня, и мы также подготовили два коротких технических руководства. Одной из моих целей, когда я предлагал этот проект, было возродить интерес к сенсею, возобновляющему традиционную серию айкидо, которая осталась незавершенной.

С. Пранин

Д. Голд,

«Aikido Journal»,

май 2015г.

https://aikidojournal.com/2015/05/13/remembering-morihiro-saito-sensei/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: