Ноя 29 2021

Айкидо – это метод решения задач, встающих на жизненном пути

Category: Библиотека Евгений @ 08:34

Д. Кимура

Айкидо – это метод решения задач, встающих на жизненном пути

Кимура Дзиро Шихан-японский учитель айкидо, преемник Кобаяши Хирокадзу шихана в Японии и директор «Buikukai», одной из крупнейших организаций, связанных с Фондом Айкикай.

Кимура сихан – одна из главных фигур айкидо региона Кансай. Он получил свой 8-й дан на церемонии Кагамибираки в 2016 году, одновременно с Кристианом Тиссье и Миямото Цурузо шиханом.

Чтобы осветить многие аспекты практики Кимуры сенсея, я объединился с Джорди Делажем, который начал заниматься айкидо в группе, связанной с Кобаяши, для совместного интервью, проведенного в додзё мастера в Осаке.

Мы приглашаем вас открыть для себя не очень известную часть практики и истории айкидо с одним из самых добрых джентльменов, с которыми нам довелось встретиться.

 

******

«…Техника моего учителя Кобаяши Хирокадзу сенсея отличалась сильным поглощением, за которым следовали броски. Его приёмы были подобны сильным волнам, разбивающимся о берег».

«Однажды, когда я тренировался с сенсеем Сайто, я был действительно удивлён тем давлением, которое он оказывал. Я был подавлен, но без всякого лязга клинков».

Интервью с Кимурой Дзиро (8-й дан), президентом Осакского Буйкукая

Джорди Делаж: Сенсей, не могли бы Вы представиться?

Меня зовут Кимура Дзиро. В настоящее время я являюсь президентом Ассоциации Буйкукай в Осаке, а на более формальном уровне я являюсь президентом Федерации айкидо префектуры Осака.

Джорди Делаж: Не могли бы Вы рассказать нам, когда Вы начали заниматься айкидо?

Я начал заниматься айкидо в 1963 году с сенсеем Кобаяши Хирокадзу и с тех пор никогда не прекращал.

Джорди Делаж: Это было за несколько лет до кончины О-сенсея. Вы когда-нибудь встречались с ним?

На самом деле я встречался с ним всего пару раз. Я тогда только начал свою практику и был всего лишь белым поясом, так что, по правде говоря, я видел его только издалека, но в любом случае он был поистине чудесным и очень достойным существом. Он произвёл на меня сильное впечатление.

Гийом Эрард: Как складывались Ваши отношения с Уесибой Киссёмару дошу?

Сенсей Киссёмару большую часть времени находился в Токио в Хомбу додзё, а мы были в Осаке, поэтому не могли его часто видеть. Хотя мне несколько раз удавалось заниматься с ним. Что мне больше всего запомнилось в его отношении, так это то, что, когда скончался сенсей Кобаяши, мне пришлось возобновить членство Буйкукая в Хомбу в Токио. Мне пришлось ехать туда лично, со всеми документами. Но перед смертью Кобаяши сенсей поссорился с сенсеем Киссёмару, и всё было немного сложно. Поэтому, когда мы писали сопроводительное письмо, мы чувствовали себя довольно неловко. Поэтому я решил пойти и лично встретиться с сенсеем Киссёмару и нынешним дошу.

Сенсей Киссёмару был искусным каллиграфом, и поэтому мы попросили известного мастера, который также был в Буйкукае, почистить наше письмо. Я взял его с собой в Токио, но, к сожалению, в тот же день над Японией прошёл тайфун, и я очень опоздал на встречу в Хомбу, может быть, более чем на час… Тем не менее, сенсей Киссёмару и нынешний дошу ждали меня.

Я поспешил в додзё и передал документы сенсею Киссёмару. Он прочитал наше сопроводительное письмо; ну, сначала он в основном оценивал качество каллиграфии… Но, в конце концов, он кивнул и любезно сказал: «Многое произошло между сенсеем Кобаяши и мной…

Однако я оглядываюсь на те дни с ностальгией. Вам не нужно ни о чём беспокоиться. Пожалуйста, с этого момента обращайтесь к главному инструктору этого додзе»1.По сей день я всё ещё помню выражение его лица. Затем он откланялся… Он скончался через несколько месяцев после этого. Я никогда не забуду его доброту…

Как сказал мне сенсей Кисёмару, нынешний дошу очень помог нам. Во-первых, он наградил нашего инструктора Хибусе Масафуми сертификатом 8-го дана, а в следующем году рекомендовал его на престижную премию за заслуги в боевых искусствах2.

Дошу редко приезжает и преподает в одном и том же месте каждый год, но он приезжал пять лет подряд, чтобы преподавать в Осаке. Благодаря ему Буйкукай развивался и продолжает развиваться до сих пор. Вот почему я прошу своих студентов взамен внести как можно больший вклад в развитие Айкикай в Осаке и районе Кансай.

Джорди Делаж: Что побудило Вас посвятить свою жизнь айкидо?

На самом деле я хотел научиться айкидо, потому что был слабым ребёнком. В младших классах средней школы я был ещё совсем маленьким, поэтому решил, что должен что-то сделать. В тот период я столкнулся с айкидо чисто случайно. Я думаю, это было в журнале… Мне это понравилось! При большой тренировке такой слабый человек, как я, мог бы стать сильнее. Именно тогда я начал с сенсея Кобаяши.

Джорди Делаж: Вы были профессионалом или у Вас была другая деятельность?

Конечно, тебе нужно много тренироваться, поэтому я тренировался так много, как только мог. В те дни, во всяком случае, вы вряд ли могли зарабатывать на жизнь преподаванием айкидо; этого было недостаточно, поэтому я одновременно помогал отцу в его работе, но я знал, что посвящу свою жизнь айкидо. Тем не менее, мне удавалось тренироваться почти каждый день.

Гийом Эрард: У Вас есть опыт практики других будо?

В первый раз, когда мне пришлось преподавать, я возглавлял секцию айкидо в Центре боевых искусств Осаки, который был основан покойным сенсеем Хаяси Теруо из школы карате Шито-рю Сейшинкай. Там обучалось много экспертов из разных дисциплин, так что для меня это была хорошая возможность изучить их методы, но я никогда не тренировался непосредственно под их руководством.

Гийом Эрард: Что принесло Вам айкидо, как оно изменило Вас?

Когда вы думаете об айкидо, вы представляете себе что-то, что не имеет конца, это метод… для того, чтобы идти дальше по пути, по которому вы решили идти. И всё же ходьба не обязательно означает прогресс. Айкидо для меня – это бесконечное повторение, в котором каждый день нужно находить что-то новое. Действительно, слово кейко означает «постоянное возвращение к источнику, передача знаний наших предков». Вы ничего не достигнете, если будете идти по нему в одиночку. Чтобы продвигаться вперёд, человек должен неустанно повторять то, чему он научился. Вот что я имею в виду, когда говорю, что посвящаю жизнь айкидо. Конечно, неустанно повторять что-то нелегко, но именно так вы учитесь быть настойчивым.

Джорди Делаж: Что для Вас значит айкидо?

Если это путь, то тебе нужно идти по нему до последнего вздоха. Что важно в выборе пути и в идее прогресса, так это определить точку, в которую вы хотите попасть, пока ваше тело больше не сможет двигаться, и даже если вы в неё попали, будете ли вы по-прежнему гореть прежней страстью? Что ж, вам всё равно следует продвигаться вперёд, а это значит, что вы должны продолжать дальше.

В моём случае, и как представитель Буйкукай, я должен направлять молодых практикующих. Таким образом, я стремлюсь стать моделью. С этой целью я должен продолжать изучать то, чему может научить меня «путь», то, что передавалось из поколения в поколение. Это бесконечный путь. Как мне пройти по нему? Это то, на что мне нужно ответить. Кроме того, я не знаю, сколько ещё лет моё тело сможет двигаться. Я должен передать то, что я узнал, чтобы выразить свою благодарность за всё, что сенсей Уесиба сделал для меня. Мой долг – распространять айкидо как можно шире. Вот почему я всё ещё практикую по сей день.

Джорди Делаж: Что такое Буйкукай? Это одна из крупнейших организаций, связанных с Айкикаем, не так ли?

Люди часто так говорят. Однако Буйкукай не является пирамидальной структурой… Я имею в виду, что нет ни верха, ни основания. Это федерация, которая собирает много инструкторов. Моя работа здесь – поддерживать порядок. Так что я не на вершине пирамиды, как когда-то был Кобаяши сенсей. Я управляю горизонтальной структурой. Буйкукай – очень крупная организация, но её возглавляет не уникальный человек, чья роль заключалась бы в обучении и распространении её принципов. Это так не работает. Те, кто учился у сенсея Кобаяши, и те, кто пришёл после, сотрудничали в создании этой структуры, известной сегодня как Буйкукай. Я не «хозяин» на вершине пирамиды.

Джорди Делаж: Цель Буйкукая – передать айкидо сенсея Кобаяши?

Одна из его целей действительно состоит в распространении айкидо Кобаяши сенсея. Но мы также в долгу перед Уесибой сенсеем. Первая цель состоит в том, чтобы распространить Айкикай айкидо и расширить его базу. Для достижения этой цели мы используем методы, разработанные сенсеем Кобаяши. Мы стремимся передать следующим поколениям все очень точные техники, которым он нас научил. Однако мы не стремимся обучать «Стилю Кобаяши», отделенному от Айкикай. Чего мы хотим, так это продвигать его педагогику айкидо и предоставить тем, кто её изучал, рамки для обмена идеями.

Джорди Делаж: Чему Вы хотите научить следующее поколение?

Таким образом, я надеюсь, что наша группа успешно вносит свой вклад в развитие айкидо. Я думаю, что в настоящее время каждый инструктор сталкивается с одной и той же проблемой: молодому поколению не хватает интереса к будо или спорту в целом. Университетские клубы остаются, но число практикующих и спортивных мероприятий продолжает сокращаться. Айкидо пытается продвигать свой аспект «самообороны»… Но для овладения айкидо требуются годы, а в наши дни люди хотят немедленных результатов. Как мы можем объяснить преимущества дисциплины, изучение которой занимает всю жизнь? Всё, чего хотят молодые люди, – это результатов. Как мы можем заставить их понять, насколько сильно айкидо привлекает нас? Это, на мой взгляд, задача, к решению которой я и те, кто находится наверху, должны сейчас обратиться. Мне много раз задавали этот вопрос…

Сенсей Кобаяши каждый год проводил шесть месяцев в Европе. Другими словами, у него было много учеников в Европе, как и в Японии. Там у него училось много людей. Не только в одной стране, но и по всему континенту. Каждый из них теперь следует своим собственным принципам. Я не вижу себя наследником техник Кобаяши сенсея в Японии, а скорее преемником и руководителем его организации. С тех пор как скончался сенсей Кобаяши, я неоднократно посещал Европу. Многие додзё там связаны с Буйкукаем. Бывшие европейские ученики Кобаяши сенсея теперь независимы. Все они шли разными путями, и не всегда с ними легко установить отношения. Я считаю их «братьями по оружию» и хотел бы иметь возможность больше сотрудничать с ними. Однако я знаю, что наши пути разошлись…

Гийом Эрард: Вы пришли выразить своё уважение во время Международного семинара в Киото в июне прошлого года. Каковы Ваши отношения с Кристианом Тиссье шиханом и Миямото Цурузо шиханом?

Это было желаниед, чтобы сенсей Тиссье, сенсей Миямото и я получили 8-й дан вместе. Миямото сенсей – ведущий инструктор в Японии. Тиссье сенсей очень активен не только во Франции, но и в Европе. Они оба находятся на переднем крае айкидо, и их послужной список по айкидо является прекрасным примером того, как следует следовать. Однако моя позиция иная. Если айкидо – это пирамидальная структура, то я каким-то образом работаю у её основания. Я думаю, что моя роль состоит в том, чтобы уложить асфальт, чтобы облегчить путешествие. Я стараюсь обучать айкидо детей, женщин и пожилых людей; Я стараюсь развивать базу…

Сенсей Тиссье и сенсей Миямото оба обладают удивительной техникой и способны ещё больше раскрыть суть айкидо. Что касается меня, то я просто хочу укрепить и расширить базу, если можно так выразиться. Это моё самое заветное желание. Я думаю, что у судьбы есть план для каждого из нас, и меня это полностью устраивает. Как я уже сказал, эти два сенсея технически чрезвычайно компетентны, и я рад, что у меня была возможность получить свой 8-й дан вместе с ними. Я благодарю их от всего сердца. На самом деле я регулярно с ними встречаюсь. Они действительно удивительны, и их методы продолжают вдохновлять меня по сей день.

https://www.youtube.com/watch?v=hbOLZlH7QXA&t=1s

Кристиан Тиссье, Миямото Цурузо и Кимура Дзиро – продвижение 8-го дана на Kagamibiraki 2016г.

Джорди Делаж: Говорят, что сенсей Кобаяши был зачислен в армию во время 2-й мировой войны в возрасте 15 лет, и что у него был очень трудный опыт. Как Вы думаете, как этот военный опыт повлиял на его интерпретацию айкидо О-сенсея?

Сенсей Кобаяши на самом деле не рассказывал о своём военном опыте, поэтому я мало что знаю об этом. Всё, что я знаю, это то, что кто-то познакомил его с Уесибой Морихеем сенсеем сразу после войны. Я не хотел задавать ему вопросы о войне, поэтому я действительно не знаю, достоверно ли то, что люди говорят об этом, или нет.

Для большинства людей во время войны, и в отличие от нас в наши дни, их единственной заботой было пережить это трудное время. В любом случае, я думаю, что сенсей Кобаяши был счастлив; он встретил кого-то, модель, которой он мог бы следовать всю жизнь, и ему удалось сделать айкидо своей основной работой на протяжении всех этих лет.

Он встретил невероятного человека, который дал ему мотивацию выбрать свой путь… Я думаю, что он нашёл во всём этом счастье. Война была очень хаотичным периодом. Мои родители сказали мне, что они очень страдали. Им почти нечего было есть… Сенсей Кобаяши пережил те смутные времена, встретил О-сенсея и нашел цель на всю жизнь… Да, я думаю, он был счастлив.

Гийом Эрард: Что за человек был Кобаяши Хирокадзу сенсей?

Как человек, он был очень пугающим. Он был похож на одного из тех будок из прошлого. Он был очень строгим человеком. Как я могу это сказать… Всякий раз, когда он входил в комнату, атмосфера полностью менялась. Я не могу утверждать, что это произвело такой эффект.

У многих старых сенсеев была такая аура. Их тела излучали такую энергию, такое достоинство. Для меня это было то, что чувствовал настоящий будока. Их тела выглядели так, словно излучали энергию и силу. С технической точки зрения, хотя то, что он сделал, не было таким эффектным, как то, что вы видите в гонконгских фильмах, когда он бросил вас, вы вполне могли оказаться в двух метрах от него.

Его техника отличалась сильным поглощением, за которым следовали броски. Его приёмы были подобны сильным волнам, разбивающимся о гавань. Он вложил большую часть своей силы, когда поглощал. Так что это прозвучало как «БАМ!», и тебя отбросило на два метра назад.

Однажды Ябуучи3 сказал мне: «Его техника, должно быть, ужасно эффективна». Он занимался карате, поэтому пошёл и ударил сенсея Кобаяши. Мы понятия не имели, что произошло, но его подбросило прямо в воздух, а затем он упал прямо там. Мы подумали: «Ух ты, он действительно сильный». Он многое знал и имел большой опыт.

Гийом Эрард: Он провел в Токио около девяти лет. Был ли он учи-деши в какой-то момент?

Я не знаю, был ли он учи-деши или нет. Кобаяши сенсей был мастером по лакированию.

Это второстепенное замечание, но однажды я разговаривал наедине с Тада сенсеем в Ниппон Будокан в течение 20 минут или около того, и он сказал: Кобаяши-кун использовал urushi4, верно? Когда мы тренировались вместе, у него, должно быть, была сыпь! Сенсей был в порядке, поэтому он сказал, что с ним всё в порядке. Он практиковал [в Токио], одновременно работая в то же время.

Похоже, он часто ходил с Основателем, почти каждый день, но я не знаю, какой именно статус у него был в качестве ученика.

Гийом Эрард: Я полагаю, что сенсей Кобаяши познакомился с Андре Ноке, когда он был учи-деши в Хомбу. Они поддерживали контакт до самого конца. Были ли они близкими друзьями?

Да, я думаю, они были близки в Хомбу. Я думаю, что они немного разошлись, когда он вернулся во Францию. Поначалу, я думаю, они довольно много тренировались вместе. Я несколько раз посещал группу Ноке сенсея в Европе после смерти Кобаяши, но я слышал, что во Франции есть несколько организаций. Поэтому именно Йокота сенсей из токийской штаб-квартиры сейчас собирается в группу Ноке в Великобритании.

Гийом Эрард: Группа, возглавляемая Джоном Эммерсоном, верно?

Да.

Гийом Эрард: В детстве я посещал его семинары.

Это так? Группа Ноке – довольно крупная организация. Вот почему я думал, что Кобаяши поначалу ладил с Ноке, но я не знаю об этом подробно.

Джорди Делаж: Говорил ли сенсей Кобаяши о том, как он воспринимал О-сенсея?

О-сенсей, кажется, имел в себе что-то такое, что сильно привлекало к нему людей. Похоже, он был из тех людей, за которыми вы будете следовать всю оставшуюся жизнь. Многие люди посвящали свою жизнь тому, чтобы следовать за ним и называть его «великим учителем». Я думаю, что Кобаяши был одним из них. Похоже, там было что-то, что сильно привлекало людей. И, в свою очередь, Кобаяши действительно тянуло к Основателю, от всего сердца.

Гийом Эрард: Практиковал ли сенсей Кобаяши в Иваме?

Это часто говорят о нём, но я не думаю, что вообще был какой-то обмен. Каждый год Кобаяши ездил в Иваму на Айки Тайсай, и даже после того, как он скончался, мы продолжаем посещать это мероприятие. Однако я не знаю, было ли какое-либо сотрудничество. У Сайто сенсея была своя уникальная форма оружия. Форма оружия Кобаяши была немного другой. Я не совсем уверен, в какой форме это было, но это было немного по-другому. Кобаяши, безусловно, также занимал высокое положение в кендо, поэтому его движения мечом были чрезвычайно резкими и быстрыми. Однажды, когда я тренировался с сенсеем Сайто, я был действительно удивлён тем давлением, которое он оказывал. Я был подавлен, но без всякого лязга клинков. Было действительно потрясающее давление, но оно отличалось от того, что я чувствовал с Кобаяши. Я и сам не очень хорошо это понимаю.

Джорди Делаж: Был ли кен очень важен для сенсея Кобаяши?

В Европе он заставлял своих учеников много практиковать кен и дзё, поэтому я думаю, что по сравнению с его японскими учениками они практиковали это больше. Его кири кеши обладал удивительной скоростью. Он много упражнялся в резке слева и справа в одиночку перед зеркалом. Это сделало его действительно быстрым. Я подозреваю, что он пытался занять центральную линию своим мечом. Но в то время я был слишком мал, чтобы понять это, потому что он был намного более продвинутым, чем я. Я не знаю, где было его внимание к центру, когда он это делал, но я уверен, что он это делал. Он подчеркивал это.

Гийом Эрард: Мы знаем, что сенсей Кобаяши был знаком с Хисой Такумой. Как они познакомились?

Он не часто говорил об этом. История гласит, что Хиса сенсей был довольно пожилым человеком, а Кобаяши был ещё молод. Он нравился Хисе. В Осаке был большой университет под названием Момояма Гакуин Дайгаку. Хиса сенсей основал там клуб айкидо. Первым капитаном был Кобаяши Киехиро сенсей. Это был сенсей Кобаяши, который сейчас является генеральным секретарем Дайто-рю Такумакаи. В это время Хиса сенсей сказал: «Кобаяши [Хирокадзу]-кун, так как я стар, пожалуйста, позаботься о Момояме». Вот почему Кобаяши Киехиро сенсей и Кавабе Такеши сенсей из Такумакаи также изучали айкидо в Университете Момоямы у Кобаяши [Хирокадзу], в дополнение к изучению дайто-рю [с Хисой].

Гийом Эрард: Сенсей Кобаяши формально учился дайто-рю у сенсея Хисы?

Вместо того, чтобы учиться у него, он, должно быть, видел некоторые техники и использовал их в качестве ориентира. Например, на никкё он сделал бы это так, а не так.

Я думаю, что это намеки на то, что он получил от него, что-то, например, как связаться с вашим оппонентом.

Я сам также много рассказывал Кавабе сенсею из дайто-рю, когда мы вместе проводили демонстрации. Замечательные движения рук – это большое вдохновение. Я не знаю о какой-либо официальной связи, но у меня есть некоторые намеки на это.

Гийом Эрард: Был ли сенсей Кобаяши когда-либо связан с клубом Кансай айкидо5?

Клуб дайто-рю?

Гийом Эрард: Да, клуб дайто-рю.

Кобаяши часто ходил на демонстрации, как представитель организации Буйкукай, так что я думаю, что здесь была связь.

Гийом Эрард: Андре Коньяр, который был учеником Кобаяши Хирокадзу, утверждает, что он был главным инструктором дайто-рю в Кансае и что он был шиханом6.

Хотя я ничего официально не слышал, у меня сложилось впечатление, что в технике, которую я видел, осталась какая-то форма. Хотя я думаю, что форма Кобаяши была его собственной.

Я думаю, что это было подхвачено, а не изучено формально, я не знаю, учил ли его Хиса сенсей отдельно. Я сам сделал это предположение, судя по тому, что я видел, но я не знаю, правда ли это.

Гийом Эрард: Значит, нет никаких доказательств в поддержку этого утверждения, верно?

Нет, такого нет. Что касается того факта, что он мог быть приглашен Хисой сенсеем в качестве приглашенного учителя, я никогда ничего не слышал об этом от старых учеников Хисы сенсея. Так что я не думаю, что это правда7.

Гийом Эрард: Каковы Ваши отношения с Такумакаи в эти дни?

Такумакаи – большая группа дайто-рю. Я думаю, что Мори сенсей8 создаёт сильную организацию, и я думаю, что теперь она признана некоммерческим фондом. В районе Кансай много студентов. Кобаяши Киехиро сенсей и Кавабэ сенсей учились у моего мастера Кобаяши, поэтому я мог многое увидеть на различных демонстрациях дайто-рю. Я смог сразу увидеть значимые вещи и добавить их в качестве плюса в своё айкидо. Я рад этому. Хотя у меня мало опыта общения с Кобаяши Киехиро сенсеем, есть сходство между его техникой и техникой Кавабэ сенсея, и техника Кавабэ сенсея – это та, которую я знаю лучше. За пределами айкидо мне больше всего нравится техника этих учителей. Они замечательные люди.

Гийом Эрард: Я не знаю, связано ли это с близостью со всеми этими людьми, но Ваше айкидо, безусловно, довольно интересно.

Сейчас у нас ни на что не хватает времени. Всё просто не так, как было раньше. Я действительно рад, что вы интересуетесь моими техниками. Но мои основные методы таковы… Как бы это сказать? Ну, проще говоря, они грубые. Грубый смысл в том, что они не очень изящны. Это формы, техники, над которыми я работал на протяжении всего своего обучения. Нет другого способа улучшить ваши ката, кроме повторения. Любые перерывы повлияют на вашу технику. Например, ваша ката больше не будет хорошей после годичного перерыва. Настоящая трудность заключается в практике. Я действительно думаю, что это любопытно, что люди интересуются моими техниками.

Джорди Делаж: В чем особенности айкидо Сэнсэя Кобаяши?

Поскольку Вы также практикуете айкидо, я уверен, что Вы уже знаете об этом… В айкидо вы побеждаете своего противника, используя как вертикальные, так и горизонтальные движения. Когда вы используете горизонтальные ходы, вы либо хотите «втянуть своего противника», либо пытаетесь прочитать его намерения и соответственно войти в его пространство. При использовании вертикальных движений вы либо хотите ослабить силу противника, либо пытаетесь нарушить его равновесие. Сенсею Кобаяши очень нравились горизонтальные техники, особенно «втягивание противника». Он был очень хорош в этом и часто этим пользовался. Он также часто использовал тсуги-аши9. Вы знаете, когда передняя нога прыгает вперёд, а за ней сразу же следует задняя…

Джорди Делаж: Как в кендо…

Совершенно верно. Например, когда они бьют людей ногами, гоняясь друг за другом… Хакама прячет наши ноги, верно? Он скрывает ширину стойки. Когда он был молод, ширина его стойки была довольно широкой, но позже она стала очень узкой. Он мог прыгнуть или отступить, вторая нога никогда не отставала далеко. Отступающие движения Кобаяши сенсея были особенно сильными. Он также хорошо умел переключаться с никкё на котегаеши и наоборот. Или из санкъё в котегаеши… Такого рода методы… Даже из ёнкъё он отправился бы к котегаеши.

Это вращение также было очень характерно для его стиля. Однако эти методы требуют огромного количества обучения и совершенствования. Я уверен, что он много тренировался, чтобы приобрести это сочетание силы и гибкости. Одной только гибкости недостаточно… Вы не смогли бы сдвинуть с места большого и сильного иностранца. Вам нужна сила, а значит, и практика тенрена. В дайто-рю есть приёмы, при которых человек продолжает держаться за противника. Я думаю, что он тоже использовал некоторые из них. Я сам использую эту сторону и эту сторону своей руки, чтобы держаться за своего противника… Существует множество подобных техник. Вы же не хотите потерять контакт… Вы прижимаетесь к противнику и поворачиваетесь всем телом. Я лично использую это колено в качестве опоры для своего тела. Но сенсей Кобаяши был очень подвижен; вот так… Это действительно характеризовало его: он не срезал пути, используя только свои руки. Работа ногами была сутью, цуги-аши…

Джорди Делаж: А как насчёт каеши-вазы?

Ему это очень нравилось. Как вы знаете, каеши-ваза10 – это очень сложные техники для овладения. Самое трудное – преуспеть в противодействии технике опытного практикующего. Тем не менее, если вы можете прочитать силу своего противника и использовать плавные движения, чтобы противостоять ему… Он любил такого рода техники и часто их использовал.

Джорди Делаж: Я слышал, что он также выполнял эти техники из положения сидя, с распластавшимися пальцами ног…

Вопрос здесь в следующем: вы сидите на цыпочках или нет. Я лично так и делаю. Кобаяши сенсей этого не делал. И всё же он мог применить все свои методы. Я думаю, что он мог это сделать, потому что его способность поглощения была очень сильной. Неквалифицированные люди тянули бы только руками, но Кобаяши сенсей так не делал. Он использовал локти и плечи в качестве опоры. Он действительно использовал силу своего хары, а не только свои руки… Поэтому, быть начеку или нет, для него не было проблемой: он всё равно прижал бы вас до этого этапа…

Джорди Делаж: Учил ли сенсей Кобаяши айки шин тайсо и учил ли он их?

Это хороший вопрос. Как вы знаете, в айкидо мы делаем торифуне справа налево, нет, слева направо. Кобаяши тоже делал это. Он говорил о том, чтобы расслабить тело и вообще делать всё в установленном порядке. Я сам никогда по-настоящему не спрашивал об этом. Традиционный способ сделать это – много постукивать, стучать, наклоняться и полностью растягиваться. Честно говоря, я не уверен, что это имеет какое-то реальное значение. Полностью завершенный, весь процесс занимает около 30 минут. Это занимает довольно много времени. В настоящее время мы не уделяем здесь так много времени, но мне бы хотелось посмотреть, как об этом думают и как это делается в Европе.

Джорди Делаж: Да, в Европе эти тайсо могут занять до 30 минут.

Это имеет смысл. В настоящее время в Японии обучение проводится в течение одного часа. И я думаю, что лучше всего делать эти разминки, даже если это просто по состоянию здоровья, в течение десяти-тридцати минут. Предполагая, что мы тренируемся в классе айкидо – извините меня – додзё, я считаю, что эти разминки похожи на мисоги. Каждый практикующий должен делать это регулярно и часто. И его следует поддерживать.

Гийом Эрард: Возможно, этим упражнениям не нужно было обучать явно, так как старое поколение будоки изучало их в школе и выполняло индивидуально перед началом практики.

Я согласен с этим утверждением. Ещё до того, как вы начнёте тренироваться, вам нужно будет войти в додзё, поклониться и почиститься. После всего этого вы подумаете о том, чтобы разогреться или заняться нашими современными растяжками. Затем, когда придёт учитель, вы поприветствуете их, сидя должным образом. Таковы наши традиции боевых искусств. Правильный способ делать вещи.

Гийом Эрард: Как складывались отношения с другими кругами айкидо в Осаке в то время?

В те дни сенсей Танака Бансен, сенсей Абэ Сейсеки и сенсей Кобаяши были очень влиятельными в районе Кансай. Танака сенсей скончался, но его фонд, Осака Айкикай, по-прежнему силён в наши дни. Хун сенсей, сын Эйба сенсея, сменил своего отца и теперь усердно работает над распространением своего собственного стиля. Буйкукай превратился в федерацию после смерти сенсея Кобаяши, но сейчас в ней очень много членов. Он, вероятно, второй по количеству после осакского Айкикай. Люди обычно говорили: «Из-за того, что Айкикай, сенсей Абэ и Буйкукай находятся в плохих отношениях, они никогда не смогут создать федерацию в Осаке, никогда!». Что ж, мы поговорили об этом и смогли создать его сразу же! Тогда мы все думали, что старые ссоры – это вода под мостом. Мы знали, что пришло время объединиться и поддержать сенсея Уесибу. С 11 года не было никаких проблем.

Джорди Делаж: Каково происхождение названия Буйкукай? Это от самого сенсея Кобаяши?

Вовсе нет! Буйкукай – это сокращение Центра Буйку и Юданша-кая. Поэтому мы официально назвали его Буйкукай. За тем местом, где Вы остановились прошлой ночью в Тэннодзи, находился большой центр спорта и боевых искусств. Додзё называлось центр Осака Буйку. Комитет по черному поясу айкидо взял название додзё, составил Буйкукай и начал использовать его в Токио во время экзаменов дана. Таким образом, в этом нет никакого особого смысла.

Джорди Делаж: Во время демонстраций Вы показываете настоящее айкидо или показываете что-то несколько иное в зависимости от аудитории?

Извините, я, возможно, уклоняюсь от ответа на вопрос. А ты как думаешь? Как вы это видите? Вот мой ответ. Занимаюсь ли я своим истинным айкидо или нет? Я позволяю тебе судить. Мы тренировались вместе в течение последних двух дней… Вам не кажется, что мои техники как-то отличались от того, что я делаю во время демонстраций?

В течение двух или трёх минут вы должны быть готовы проявить свою индивидуальность и своё айкидо. Демонстрация – это не представление. Это часто неправильно понимают. Это две разные вещи. Это не притворство. Каждое мгновение этого должно быть реальным, мощным, с заншиным. Конечно, могут быть моменты, когда вы немного расслабляетесь, но все же…

Демонстрация позволяет мне выразить айкидо, которым я овладел до сих пор, и айкидо, над которым я сейчас работаю. Я хочу показать, что я жив благодаря айкидо. Я провёл много демонстраций. И всё же я чувствую, что Будокан – это особое место. Там, у меня всегда дрожь… Обычно я не испытываю «страха сцены», но по какой-то причине я всегда нервничаю в Будокане. Я восхищаюсь дошу, который всегда кажется незатронутым атмосферой. Что ж, все люди разные!

https://www.youtube.com/watch?v=CA9INTHNK8g&t=1s

Кумура сенсей, демонстрирующий во время 57-й Всеяпонской (2019)

Я считаю Будокан священным местом, и проведение демонстрации там должно быть выражением благодарности. Я не знаю, есть ли у других людей такие же рассуждения, но я стараюсь использовать эти минуты, чтобы показать, кто я и как айкидо делает меня живым. Я не знаю, хорошо ли я выгляжу, но я уверен, что отдаю всё, что у меня есть, когда я делаю демонстрацию.

Джорди Делаж: Ожидания людей, безусловно, возрастают, когда вы достигаете 8 дана…

Действительно

Джорди Делаж: Высокопоставленный сенсей, должно быть, испытывает большое давление…

Естественно. На мой взгляд, лучше всего демонстрировать самые простые техники. Потому что самые эффективные приёмы боевых искусств всегда самые простые. Например, в айкидо, иккё или ирими. Такие вещи, как котегаеши и т.д., на самом деле довольно сложны. Методы закрепления просты и очень эффективны. Сенсеи восьмого дана обычно фокусируются на определенном аспекте айкидо во время своих демонстраций. Я думаю, что Такенака сенсей и я – хороший контраст. Сенсей Такенака старается выразить свой стиль.

https://www.youtube.com/watch?v=I8G1ow7kyz4

Такенака Хидео на 57-й Всеяпонской демонстрации айкидо 2019

Гийом Эрард: Такенака из Киото?

Нет, Такенака из Вакаямы. В этом году я провёл демонстрацию одновременно с сенсеем Такенака, но я также хотел выразить свою индивидуальность через свою концепцию «мгновенного контакта», когда нужно не только реагировать, но и вступать в бой с противником, и вести его в атаку или захват так, как он хочет. Это то, что также связано с моим образом жизни. Меня не интересует производительность. Я, конечно, боюсь потерпеть неудачу, но в то же время мне нравится проводить демонстрации. В любом случае, дело не в производительности, а в том, как вы выражаете свое истинное «я»… Как люди воспринимают мои демонстрации? Это не то, что я должен говорить. Напротив, это то, о чём я должен спросить.

Гийом Эрард: Я был действительно удивлен, увидев так много молодежи, особенно девушек в Вашем додзё. Как Вы уже упоминали ранее, такого рода демография становится довольно редкой в айкидо. Делаете ли Вы что-нибудь конкретное, чтобы привлечь молодежь?

Это, вероятно, совпадение. Дело в том, что я одинаково отношусь к женщинам и мужчинам. Я не меняю своё учение, потому что она женщина или он ребенок…

На мой взгляд, самое важное в боевых искусствах – это энтузиазм и преданность. Я не принимаю такие комментарии, как: «Я сильный, я не хочу тренироваться с девушкой». Вместо этого я с радостью приветствую людей, которые проявляют энтузиазм и понимание.

Излишне говорить, что я глубоко уважаю Окамото Йоко сенсея, потому что у неё потрясающие результаты как у женщины-инструктора. Профессиональных японских женщин очень мало.

Я желаю девушкам, которые приходят в моё додзё, теперь иметь успешную жизнь в айкидо, как у Окамото сенсея. Да, я действительно восхищаюсь Окамото сенсеем. Несмотря на её положение, её все любят, и она достигла очень высокого положения. Я думаю, что она потрясающая.

https://www.youtube.com/watch?v=579u-aFg5N4

Йоко Окамото – интервью об айкидо

В любом случае… Я не совсем понимаю, почему в Буйкукае так много молодежи, но когда я думаю о его будущем, это делает меня очень счастливым. Пожилые люди, конечно, тоже могут наслаждаться айкидо, но без детей не было бы будущего. Поэтому я очень благодарен.

Опять же, я не знаю, почему их так много, но в любом случае я отношусь ко всем одинаково. Мои ученики смотрят на меня с энтузиазмом, даже хрупкие женщины; все они практикуются очень серьёзно. Они великолепны! В любом случае, если коротко ответить на Ваш вопрос, я думаю, что это просто совпадение…

Джорди Делаж: Вам не кажется, что это из-за Вашего способа преподавания, того, как Вы объединяете людей?

Я надеюсь, что это так… Учителя должны быть безупречными, а 8-й дан – ещё более. Они должны стать образцом. Когда вы становитесь старше, вы склонны «навязывать» свои собственные взгляды; это, должно быть, раздражает молодых практикующих… Тем не менее боевые искусства должны быть суровыми. Дисциплина необходима. Также иерархические отношения. То, как мы обращаемся друг к другу, также важно. Преследование власти в наши дни стало социальной проблемой. В прошлом учителя, как правило, были очень суровы, например: «Вы, кучка идиотов, отстой!» – и т.д. Теперь мы называем это «притеснением власти». Лично я не думаю, что преследование людей – хороший метод, но нужно быть строгим, проявляя сочувствие.

Джорди Делаж: В Токио люди довольно холодны в общении…

Да ладно, ты немного преувеличиваешь! (Смеётся.) Когда я встречаюсь с ними, они ведут себя вполне дружелюбно. Но то, как люди разговаривают в Токио, может показаться немного холоднее, на самом деле я нахожу их всех очень добрыми. В Осаке тон речи может быть другим… Жители Токио, вероятно, так же удивляются, когда приезжают сюда.

Джорди Делаж: Французы лучше ладят с людьми из Осаки…

Похоже на то! В любом случае, я очень рад, что вы приехали сюда тренироваться со мной. Я также рад, что мои студенты могли практиковать с такими высокопоставленными иностранцами, как вы. Большое вам спасибо за обучение с ними.

Джорди Делаж: Не хотели бы Вы сказать что-то конкретное нашим читателям?

Я познакомился со многими людьми благодаря айкидо. Благодаря айкидо я смог выезжать за границу и завести много друзей. И из-за этого…, нет, извините, «это» – неуважительный способ сказать это. Благодаря айкидо я смог встретиться с тобой. Айкидо – это часть моей жизни. Я не знаю, сколько лет мне осталось, но я намерен заниматься айкидо до самой смерти. Надеюсь, я точно ответил на ваши вопросы. Простите меня, если я этого не сделал.

Джорди Делаж: Есть ли у Вас какие-либо советы для будущих поколений относительно их личной жизни и практики боевого искусства?

Айкидо – это тонкое боевое искусство, не имеющее конечной цели. Мы, японцы, рассматриваем это как «Путь». Каждый практикующий должен обнаружить его привлекательность и найти, как продолжать прогрессировать. Что бы ни случилось на этом пути, этот путь бесконечен. Он длинный и узкий, как я обычно говорил. Теперь я говорю: «Продолжайте практику так долго, как сможете, что бы ни случилось». «Вы можете сделать перерыв, если вам нужно, но вернитесь позже и продолжайте так долго, как сможете». Вы найдёте замечательные вещи в айкидо. Много раз… Вы поймаете себя на мысли: «Я рад, что айкидо есть в моей жизни». Я не могу дать тебе все ключи… Всё, что я могу сказать, это: «Пожалуйста, продолжайте тренироваться».

Приложение

  1. Киссёмару имеет в виду тогдашнего додзе-чо, своего сына Моритэру, нынешнего дошу.

  2. Награда за заслуги в боевых искусствах (武道功労者表彰, Будо Короша Хошо), присуждаемая Японским советом по боевым искусствам (日本道道会会, Ниппон Будо Киокай).

  3. Ябуути Хиротоси, 7-й дан Айкидо Осака Буйкукай

  4. Уруши (漆) – это лак из древесного сока, который используют японские мастера. У большинства людей урушиол вызывает аллергическую сыпь на коже при контакте.

  5. В отличие от своего названия, Клуб айкидо Кансай на самом деле был додзё дайто-рю Айки-дзю-дзюцу. Он был основан в Осаке в 1959 году Хисой Такумой.

  6. Статья, в которой было сделано это заявление, доступна в журнале Айкидо.

  7. Для получения дополнительной информации об этом мой ответ мистеру Когнарду относительно отсутствия доказательств, связанных с его утверждениями, также доступен в журнале Айкидо.

  8. Мори Хакару (森 恕) – сомучо Такумакаи

  9. Цуги-аши (次足) – это акт приведения задней ноги под центр после движения вперед

  10. Каеши-ваза (返しし技) – это встречные приёмы, при которых один переворачивает технику противника в свою пользу.

  11. Нынешним президентом Федерации айкидо Осаки является Симамото Кацуюки, 8-й дан.

Гийом Эрард

сентябрь 2020г.

https://guillaumeerard.com/aikido/interviews/interview-with-kimura-jiro-8th-dan-president-of-the-osaka-buikukai/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: