Ноя 23 2021

Способы применения метода айки в дайто-рю

Category: Библиотека Евгений @ 08:56

С. Окабаяси

Способы применения метода айки в дайто-рю

Согэн Окабаяси (рождён как Окабаяси Рёичи, Согэн было его имя в будо), родился 27 июня 1949 и умер 20 февраля 2018 года. Был хорошо известным учителем айки-дзю-дзюцу в регионе Кансай, Хонсю, Япония.

Окабаяси сенсей был одним из основателей старших учителей группы Такумакай дайто-рю, а впоследствии, основателем ветви Хакохокай и Хакухо-рю (дайто-рю основано на техниках айки-дзю-дзюцу и Оно-ха Итто-рю).

Окабаяси был уникален тем, что провёл значительное количество времени, тренируясь как под руководством Хисы Такумы, так и под руководством Такэды Токимуне. Хиса был основателем группы Такумакай дайто-рю и непосредственным учеником основателя дайто-рю Такэды Сокаку. Такэда Токимунэ был сыном Сокаку и унаследовал школу от своего отца.

Окабаяси сыграл ключевую роль в развитии отношений между Такумакай и группой Дайтокан Токимуне в 1980-х и 1990-х годах.

******

(NB! По тексту используются термины «айки-агэ» (или аgeru – поднимать) и «айки-сагэ» (или sageru – опускать). Но, по сути, здесь слово «айки» скорее означает «кудзуси» (выведение оппонента из равновесия, как физического, так и психоэмоционального). Что такое «айки» – объяснения мастера дайто-рю Согэна Окабаяси.)

******

«Фудо-дайдзи» и «фудо-сёдзи» – методы, сосредотачивающиеся на воздействии своими руками, со стороны большого пальца и со стороны мизинца, на центр равновесия противника, в результате применения которых он утрачивает равновесие и падает».

Айки-агэ и айки-сагэ в дайто-рю

Способы применения метода айки насчитывают как минимум с десяток различных вариантов. Но я хотел бы рассказать о двух основных: айки-агэ (также называется, как «действия, подобно огненному дракону») и айки-сагэ («действия, подобно водяному дракону»).

***

Кан-Ли (火-水) – Огонь (Ян) и Вода (Инь) (оно же Mи-Ka на нихонго). Языки пламени стремятся вверх; потоки воды стремятся стекать вниз.

Огонь (火) поднимается, образуя линию натяжения/расширение потенциала/действий.

Вода (水) опускается, образуя линию сжатия/сдавливания потенциал/действий.

Синтез «Небес» (вертикальная ось) и «Земли» (горизонтальная ось) образует Поперечную плоскость (вертикаль, лево-право).

«Человек» (仁)) – представляет собою третью форму Оси, которая связана с Центром тела («к»\омотэ или «от»\ура – по шести направлениям). Или иными словами: «Человек» – это зона взаимодействий «Верха» с «Низом».

Взаимодействие «Человека» с «Землей» (горизонт) и взаимодействие «Человека» с «Небом» (вертикаль) формирует сагиттальную плоскость (вперед\назад (омотэ/ура)).

«Вода» означает, что посредством координирующей зоны «Человек» (центра тела) производятся действия по типу «Небеса и Земля», а «Огонь», наоборот, «Земля и Небеса».

Эти отношения/усилия всех трёх элементов (Человек, Небеса и Земля) должны происходить во всех трёх плоскостях их отношений одинаково (т.е. действовать слитным усилием всего тела, а не только «Верхом» или «Низом» тела, либо вообще, только усилиями отдельных конечностей).

Выполнение действий под надлежащими «углами» тела позволяет создавать вращение\резонанс во всех трёх Осях, вовлеченных в образование соответствующей «Спирали».

«Вода» образует «Спираль» – опадание\нисведение\понижение (вниз – в сторону Земли; айки-сагэ), а также всего того, что связано со сжатием\сужением (действия, дистанция).

«Огонь» – это «Спираль» – подъём\восхождение\поддевание (вверх – в сторону Небес; айки-агэ), а также всего того, что связано с разжатием\расширением (действия, дистанция).

***

Навыком в дайто-рю, который считается одним из базовых таинств – составным элементом мастерства – является фудо-но-до (букв. – «недвижное движение»). Под «недвижностью» здесь подразумевается «неопрокидываемая стойка», «уверенная опора на землю», «сведение возможности утратить своё равновесие к минимуму» (в терминах карате – это «укоренение»). Навык в «Недвижимом движении» чрезвычайно важен, ведь уверенное стояние на земле обеспечивает такое же уверенное выполнение прочих технических элементов. Также следует обратить внимание на то, что слово «фудо» (недвижный) соотносится с понятием «фудо-син» (оно же «му-син»/«дзан-син», что соответствует примерному значению – «недвижный ум»), что подразумевает наличие навыка не только в «уверенной опираемости о землю», но и в надлежащем уверенном психологическом состоянии – способности «не выходить из себя» – подавлении всяческих мыслей, вызывающих эмоции, препятствующие «трезвым» оценкам развития ситуации и анализа соответствующего поведения противника.

При этом следует учитывать, что, как бы ни была хороша методика преподавания фудо-но-до у того или иного инструктора, абсолютного мастерства в нём можно достичь только после полного понимания, что это значит, а также бесчисленного количества часов, потраченных на приобретение соответствующего практического навыка в нём.

Весь «секрет» айки-агэ заключен в «фудо-дайдзи» (методы, сосредотачивающиеся на воздействии своими руками, со стороны большого пальца, на центр равновесия противника): посредством воздействия большими пальцами рук на тело противника производится «обездвиживание» (взятие под контроль) его центра равновесия: через запястья, локти и плечи делается «поддев» вверх тела соперника посредством «кругового рычага», в результате чего он утрачивает равновесие и опрокидывается.

«Секрет» айки-сагэ заключается в «фудо-сёдзи» (методы, сосредотачивающиеся на воздействии своими руками, со стороны мизинца, на центр равновесия противника): посредством воздействия со стороны мизинцев на тело противника производится «обездвиживание» (взятие под контроль) его центра равновесия: через запястья, локти и плечи делается надавливание вниз тела соперника посредством «кругового рычага», в результате чего он утрачивает равновесие и падает на землю.

С помощью айки-агэ и айки-сагэ можно выводить противника из равновесия в «восьми направлениях» (хаппо; в терминах карате – тай-сабаки), что также образно называют – «дракон разит огнём в восьми направлениях» (карю хаппо). Маркировка направлений начинается с главного – южного. В древнем китайском трактате «И Цзин» («Книга перемен») сказано: «Ведь пустота, покой, безмятежность, безразличие, уединение, тишина, недеяние – основа [всей] тьмы вещей. Те, кто понял это, становились лицом к югу – и государем стал Высочайший; те, кто понял это, становились лицом к северу – и советником стал Ограждающий». Вообще, южная сторона света в японской культуре имеет важное значение – дома по обычаю строили с выходом на юг.

Хаппо – т.е. восемь сторон выведения из равновесия с помощью айки-агэ и айки-сагэ следующие (отсчёт ведется относительно Юга):

  1. Северо-восточное направление (карю гон-хо) – «Ворота демона» – согласно японским поверьям всё в этом направлении символизирует силы зла. Т.е. это выведение из равновесия по диагонали.

  2. Это выведение из равновесия по диагонали в северо-западном направлении (карю кэн-хо).

  3. Это выведение из равновесия по диагонали в юго-восточном направлении (карю сан-хо).

  4. Это выведение из равновесия по диагонали в юго-западном направлении (карю кон-хо).

  5. Это выведение из равновесия по прямой в северном направлении (карю кан-хо).

  6. Это выведение из равновесия по прямой в южном направлении (карю ри-хо).

  7. Это выведение из равновесия в сторону в восточном направлении (карю син-до).

  8. Это выведение из равновесия в сторону в западном направлении (карю да-хо).

https://www.youtube.com/watch?v=-dyb6EVThi4&t=59s

«Кокю-хо – айки-агэ, айки-сагэ»

Основатель дайто-рю айки-дзю-дзюцу Роппокай Сейго Окамото

демонстрирует айки-агэ и айки-сагэ

https://www.youtube.com/watch?v=tKJm3Sn4K-I

«Сенсей Окамото введение в секреты дайто-рю»

январь 2017г.

http://budo.community/index.php/blog/1/entry-260-ajki-age-i-ajki-sage-v-dajto-ryu/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: