Ноя 28 2021

Уроки классических традиций не должны быть утеряны

Category: Библиотека Евгений @ 09:47

М. Скосс

Уроки классических традиций не должны быть утеряны

Мейк Скосс начал заниматься боевыми искусствами в 1966 году в Лос-Анджелесе.

В 1973 году он отправился в Японию, чтобы продолжить обучение айкидо. После переезда в Токио в 1976 году Скосс начал изучать синто Мусо-рю дзё под руководством Симидзу Такадзи, Тода-ха Буко-рю нагината-дзюцу с Муто Мицу и Тэндо-рю нагината-дзюцу под руководством Савады Ханае. Именно в это время он начал работать с Донном Ф. Дрегером и сопровождал мастера-гоплоголога в нескольких полевых поездках в Юго-Восточную Азию. В 1979 году он начал изучать Ягю Синкагэ-рю хэйхо/кен-дзюцу и Ягю Сейго-рю батто-дзюцу под руководством директора 21-го поколения, Ягю Нобухару Тосимичи. Он также занимался дзюдо, тай-чи-цюань, Годзю-рю карате-до и в настоящее время тренируется в дзю-кендо и атарасии нагината.

Магистр в области физического воспитания, Скосс имеет звания 5-го дана Дзен Нихон Кендо Ренмей дзёдо, 5-го дана дзю-кендо, 4-го дана айкидо (Айкикай), 3-го дана танкендо, 2-го дана атарасии нагината, лицензии окуден мокуроку и сихан в Тода-ха Буко-рю и менке в Синто Мусо-рю дзё-дзюцу.

Свободно владеющий японским языком и владелец обширной библиотеки книг по боевым искусствам как на английском, так и на японском языках, М. Скосс является одним из нескольких гопологов, продолжающих работу Донна Ф. Дрегера. Он путешествовал по всей Японии, посещая различные корю и современные будо додзё и собирая информацию о японских боевых искусствах.

Сейчас он проживает в Нью-Джерси, вместе со своей женой управляет там Shutokukan додзё; он также служит в местном добровольческом спасательном отряде.

******

«Период Мэйдзи был временем быстрой вестернизации, когда многие традиционные японские искусства и обычаи были отброшены в пользу более современных способов».

Передача и преемственность в классическом боевом искусстве

При изучении кобу-до и кобу-дзюцу (японских классических боевых искусств и способов) одним из наиболее интригующих вопросов является передача и преемственность различных боевых традиций через сокэ или иемото (директора или преемника рю). Современные боевые методы, формы «до», как правило, не следуют тем же шаблонам технической или культурной передачи, и людям за пределами Японии легко неправильно понять, как классические традиции передавались из поколения в поколение. Даже многие современные японцы сбиты с толку, несмотря на их, часто исповедуемую, предположительно универсальный веру в общее знание или практический смысл (джошики).

Необходимо начать с понимания того, как преемственность на посту директора – сокэ – происходила в корю в прошлом. Наиболее важными методами были иши содэн (полная передача приёмов и принципов рю своему наследнику по крови) и юиджу ичинин (обучение всем секретам рю единственному назначенному наследнику, который не был членом семьи). Передача школы, таким образом, ограничивая доступ к методам и принципам высшего уровня для своего преемника и нескольких отобранных учеников, служила как поддержанию престижа рю, так и защите авторитета директора. В большинстве случаев существовало строгое ограничение на количество людей (обычно только один, редко более нескольких), которые могли получить эти специальные учения и техники. Чтобы доказать, что кто-то был законным преемником, он мог бы получить специальную лицензию, подтверждающую его вступление, денсе (свитки, содержащие наиболее важные технические принципы и эзотерические вопросы школы) и, возможно, меч, копьё или другое оружие, имеющее особое значение для рю. Даже если бы у кого-то была менкё кайден (техническая лицензия высшего уровня) или её эквивалент, без этих эмблем или символов он не был бы признан законным преемником.

Отчасти это связано с тем фактом, что на протяжении многих лет было много мужчин, получивших менке, и необходимо было проводить различие между полностью квалифицированными представителями рю, его лицензированными учителями и законными руководителями традиции.

Эта ситуация ещё более осложняется периодической практикой разделения должностей директора и учителя в том случае, если номинальный директор школы не занимается или не может заниматься этим искусством. Несколько старейших боевых традиций в Японии, дошедших до наших дней, сейчас находятся в том положении, когда это стало необходимым.

В принципе, деншо передавались напрямую, от директора школы к его ученикам и ученикам. Было принято перечислять родословную учителей, чтобы с первого взгляда можно было сказать, учился ли кто-то в рамках основных линий традиции или в сопутствующей ветви (байкей). Кроме того, для подтверждения подлинности лицензии такого рода обычно её скрепляют личной печатью учителя и/или директора. В некоторых традициях может быть одна или несколько специальных печатей, уникальных для рю, которые также должны быть прикреплены, чтобы лицензия считалась подлинной.

Примером может служить лицензия, которую, как говорят, Морихей Уесиба получил в 1908 году в искусстве дзю-дзюцу Ягю Шинган-рю от Масакацу Накая. Я лично не изучал этот свиток, но директор филиала Ягю Шинган-рю, которую изучал Уесиба, смог осмотреть его, и он сказал мне, что в лицензии отсутствует подлинная печать на имени учителя. Трудно определить, что означает отсутствие этой печати в отношении этого конкретного денсе, поскольку очень маловероятно, что она была сфабрикована, но, тем не менее, это создает проблему для ученых и представителей кобудо в попытке определить, какими на самом деле были технические предшественники Уесибы.

Авторитет директора школы основывается на его способности правильно передавать физические методы и принципы, характерные для данной школы. В некоторых случаях один или несколько рю могут быть связаны с «основной» школой или включены в неё в силу исторических обстоятельств. Например, синтоистское Мусо-рю – одна из древнейших традиций дзё-дзюцу (боя на палках). Многие из его представителей (особенно те, кто изучает модифицированную версию искусства, известную как дзё-до) изучают только палку. Однако те, кто интересуется полным спектром традиций, могут также изучить ряд смежных искусств: Учида-рю тандзо-дзюцу (искусство короткой палки), Синто-рю кен-дзюцу (искусство фехтования), Иссин-рю кусаригама-дзюцу (искусство серпа и цепи), Иккаку-рю дзюттэ-дзюцу (искусство дубинки) и Иттацу-рю ходзо-дзюцу (искусство завязывания). Ученики Ягю Синкагэ-рю, известной школы фехтования и стратегии, также могут изучать батто-дзюцу Ягю Сейго-рю (искусство рисования мечом) и набор приёмов палки, известных как «Дзюбэй-но-дзё». Мухи Мутеки-рю, ещё одна школа дзё-дзюцу, включает в свою учебную программу практику дзю-дзюцу Ига-рюха Кацушин-рю.

Отдельная лицензия может выдаваться или не выдаваться в некоторых или всех этих вспомогательных системах, в зависимости от обычной практики основной школы.

Поскольку авторитет директора был абсолютным в пределах рю, было крайне важно, чтобы выбранный человек обладал высочайшим уровнем технических навыков и личным характером. Выбор преемника рю, теоретически, всегда ограничивался таким выдающимся кандидатом. Однако с годами обстоятельства менялись в пределах конкретного рю, и выбрать кого-то, кто соответствовал идеалам личных способностей и знаний, не всегда было возможно.

Иногда сыновья иемото не могли тренироваться из-за ограниченных физических возможностей, болезни, ранения или даже смерти в бою. В других случаях у них может не быть детей мужского пола. В таких ситуациях отсутствие подходящего человека иногда компенсировалось принятием выдающегося студента в качестве наследника (как это было в случае, когда Киеси Накакура был назван наследником Морихея Уесибы после его брака с дочерью Уесибы, Мацуко; Накакуре дали имя Морихиро и приняли в семью Уесиба, пока он и Мацуко не развелись несколько лет спустя).

Другое решение может заключаться в том, что старшеклассники и ученики будут работать вместе с директором, чтобы сохранить техническую жизнеспособность и социальное положение рю. Даже если один из этих людей был более опытным, чем директор, сокэ всегда считался высшей фигурой законности, и посягательство на его авторитет никогда не одобрялось. Этому способу ведения дел строго следовали до конца сегуната Токугава.

Период Мэйдзи был временем быстрой вестернизации, когда многие традиционные японские искусства и обычаи были отброшены в пользу более современных способов. Дан-и (технические звания) и сего (звания преподавателя) могли быть получены за гораздо более короткое время, чем лицензии, выданные сокэ в классической традиции, и стали более высоко цениться. Развитие национальных организаций по гендай будо (современным боевым искусствам) ещё больше способствовало ослаблению популярности и общего признания классических боевых искусств. На самом деле, только благодаря постоянным усилиям нескольких упрямых, преданных своему делу людей и таких организаций, как Нихон Кобудо Синкокай и Нихон Кобудо Киокай, кобудо-рю смог сохранить себя перед лицом всех социальных и экономических трудностей современной эпохи.

Для тех из нас, кто изучает современные системы, важно внимательно присмотреться к классическим традициям, чтобы уроки, которые они преподают нам, не были утеряны.

Авторское право © 1994 Мейк Скосс. Все права защищены.

Эта статья впервые появилась в журнале Айкидо № 101, том 21, № 4.

https://www.koryu.com/library/mskoss4.html

******

Comments (0)

Оставьте мнение: