Дек 02 2021

Нам нужно расширение души. Расширь своё сердце, а не свой меч!

Category: Библиотека Евгений @ 08:53

А. Ноке

Нам нужно расширение души. Расширь своё сердце, а не свой меч!

Андре Ноке (1955-1999) 8 дан айкидо и 4-й дан дзюдо, первый европейский учи-деши Основателя айкидо. Ноке инструктировал большинство старших учителей айкидо во Франции.

А. Ноке автор книг «O-Sensei, Morihei Ueshiba», «Presence et Message» на французском языке, в которых собраны его размышления о философии Основателя айкидо, а также примерно 80 фотографий Морихея Уесибы, Киссёмару Уесибы, Коичи Тохея и др.

Организационно независимый от Айкикай Хомбу, он преподавал в Париже и возглавлял Национальный Европейский Союз айкидо (Union Nationale Europeene d”Aikido).

 

 

 

******

«Действительно, кажется, что в настоящее время практика боевых искусств довольно далека от того, чтобы канализировать насилие, и что вместо этого она стремится поощрять его, предоставляя своим адептам средства для применения насилия, не предоставляя им средств для его контроля, в отличие от того, чему их учили изначально».

Сердце против меча

Расширь своё сердце, а не свой меч. Это предписание японского гроссмейстера Морихея Уесибы, основателя айкидо, бесспорно, актуально для мужчин и женщин всего мира. Необходимо срочно задуматься об этом в тот момент, когда повсюду вокруг нас насилие распространяет свои разрушительные последствия. Оно жестоко противостоит народам, этническим группам, религиям и нациям. После ужасов двух мировых войн и зверств Хиросимы и Нагасаки, войны продолжают бушевать, распространяя бесконечные убийства, увечья детей, разрыв семей, бессмысленные массовые убийства, разрушения и акты вандализма. Хуже всего то, что насилие проникает даже в школы, где дети убивают и калечат учителей, руководителей и даже товарищей без всяких причин.

Другой тип насилия, более распространенный, который действует более скрытно, под прикрытием фальшивых потребностей, лежит в основе отношений между субъектами мировой экономики. Обязательство быть конкурентоспособным, бесчеловечные императивы параллелизма, доходности и прибыльности порождают и развивают конфликты; последствия которых, возможно, менее заметны, но не менее жестоки для отдельного человека.

Даже не говоря о мужчинах и женщинах, которые становятся безработными из-за так называемых экономических императивов, наши больницы и дома престарелых заполнены людьми, которых буквально разрушила ставшая бесчеловечной работа. Руководствуясь теми же мотивами получения прибыли, производители, поставщики и дистрибьюторы наркотиков продолжают без всяких угрызений совести злоупотреблять людьми, находящимися в бедственном положении.

Всё ещё находясь в процессе зарабатывания денег, насилие появляется на наших экранах, больших и малых, и коварно впрыскивает свой смертельный яд, особенно в умы самых слабых. Последствия можно наблюдать в наших городах с угонами автомобилей, карманными кражами, ограблениями, ухудшением состояния общественной собственности и т.д. В другой форме насилие приходит к нашим почтовым ящикам, которые заполнены листовками, полными лжи и ловушек. Со всех сторон, во все времена, на нас нападают.

Но разве мы сами не агрессоры? Разве в моменты раздражения, раздражения или гнева мы иногда не причиняем боль или не оскорбляем других? Разве мы иногда не совершаем грубые жесты или оскорбления, которые тем более непростительны, что они направлены против наших детей или более слабых людей?

Во всех случаях побеждает насилие, и, как и все болезни, оно чрезвычайно заразно: насилие порождает насилие. В этом мире, где доминируют деньги, эгоистические удовольствия, жажда власти и собственности, в этой вселенной, где человек постепенно уступает власть машинам, и где небольшое число людей становится богаче, обнищав по сравнению с большинством других, пришло время людям подняться и сказать «этого достаточно».

Мы должны покончить с этой тенденцией дикого материализма и вернуть миру немного совести, духа и любви. Мы должны опустить меч и действовать от всего сердца, отказаться от насилия, чтобы искоренить нетерпимость, подавить агрессию и научить состраданию.

Другими словами, нам нужно расширение души. Расширь своё сердце, а не свой меч!

Совершенно удивительно, что этот крик от всего сердца был обращён к миру Основателем айкидо, японским мастером Морихеем Уесибой. Действительно, кажется, что в настоящее время практика боевых искусств довольно далека от того, чтобы канализировать насилие, и что вместо этого она стремится поощрять его, предоставляя своим адептам средства для применения насилия, не предоставляя им средств для его контроля, в отличие от того, чему их учили изначально.

https://www.youtube.com/watch?v=l1SDSYoRfwY

Основатель айкидо Морихей Уесиба – Редкие кадры в Токио (1956)

О-сенсей Морихей Уесиба и Андре Ноке в Японии

Мастер Уесиба всегда сожалел о том, что в мире боевые дисциплины превратились в соревновательные виды спорта. Амбиции большинства практикующих – победить любой ценой, и их поощряют те, кто, не задумываясь, представляет волю к победе как добродетель и делает победителя единственным достойным участником.

Вопреки общественному мнению, боевые искусства не являются жестокими видами спорта. Когда это нечто иное, чем простая формальность без значения, жест, которым практикующие приветствуют друг друга до и после упражнения, выражает глубокое взаимное уважение двух равных, которые отдают дань уважения ценности своего партнёра. Этот жест доказывает, что это не жестокая борьба между двумя противниками, а вместо этого общее упражнение, во время которого оба участника обучают себя и друг друга с помощью ненасильственной практики.

Боевые искусства, когда они должным образом практикуются, предлагают упражнения по защите. Точнее, они направлены на обучение искусству сдерживания потенциального врага и, только в случае необходимости, нейтрализации и обездвиживания его без травм. Боевые искусства содержат техники, которые необходимо осваивать с помощью ежедневных упражнений и упорной практики.

https://www.youtube.com/watch?v=Rkwq0BzHTlQ

Основатель айкидо Морихей Уесиба в Хомбу додзё (1956)

Андре Ноке в Айкикай Хонбу додзё в 50-х годах

Однако это необходимое техническое мастерство является лишь предварительным этапом для более углубленного изучения. Существенная часть искусства, будь то дзюдо, карате, айкидо, кендо или другое, заключается в духе сердца. Это другой менталитет, который нужно приобрести, способ думать, чувствовать и направлять своего партнёра как на татами, так и в повседневной жизни.

Конечно, мастеру боевых искусств легко уважать партнёра, когда это друг, с которым он хорошо ладит, с которым он разделяет такое же удовольствие от занятий. Однако, когда эта ситуация меняется и когда на него внезапно нападает кто-то, кто желает ему зла, настоящий практикующий боевое искусство должен, как и на татами, сохранять совершенное самообладание и относиться к своему противнику с тем же уровнем уважения, с которым он относился к своему партнёру по тренировкам, и спокойно вести его к осознанию бессмысленности его насилия перед силой ненасилия.

Очевидно, что мы не можем достичь такой степени самоконтроля за одну ночь, но это единственная цель боевых упражнений и единственно приемлемое отношение для практикующего уважающего боевое искусство. Техники, которым обучают все настоящие боевые искусства, должны привести к такой степени самоконтроля, которая является единственным средством от насилия, единственным способом его разрядки. Этот результат достигается в первую очередь благодаря достаточному овладению техникой, и как только это будет достигнуто, необходимо обучить именно уму.

Чтобы понять ценность этого «преобразования внутреннего взгляда», этого изменения менталитета, этого иного взгляда на мир и его существ, давайте исследуем источник боевых искусств, значительную энергию, которую практикующие называют «ки», из которой возникает всё, что было, есть и будет.

https://www.youtube.com/watch?v=UbUS6uO-wMs

Приложения Будо для самообороны (Андре Ноке)

Рекламный ролик для занятий боевыми искусствами, снятый мастером Ноке

Ки лежит в основе роста сока в растениях и в листве деревьев, которая производит миллиарды листьев невероятной красоты и разнообразия, именно ки управляет приливами и с огромной силой проецирует воду на скалы или берега, именно ки Вселенной регулирует невероятный балет миллиардов галактик, которые вращаются с фантастической скоростью. Эта огромная сила находится в сердце каждого из нас. Вот почему, как только он осознает присутствие такой силы внутри себя; изучающий боевые искусства способен противостоять любому внешнему насилию в абсолютной безмятежности.

В заключение следует отметить, что насилие, которое угрожает нашим обществам, так же как и отдельным людям, вероятно, имеет множество причин, которые должны анализировать те, кто отвечает за организацию наших городов (архитекторы, муниципальные чиновники и социологи). Однако представляется, что в основе этого насилия лежит пугающее отсутствие образования со стороны семьи и педагогов. Этимологически говоря, образование – это удаление из человека всего примитивного и звериного, чтобы сделать его цивилизованным человеком, гражданином. Истинное образование неизбежно включает в себя определенную форму дисциплины, определённое ограничение, чтобы укротить и направить в нужное русло инстинктивные жестокие силы, которые у всех людей являются пережитками их животного происхождения.

Среди множества факторов, которые играют важную роль в воспитании ребёнка, боевые искусства имеют то преимущество, что соединяют необходимость и удовольствие. Они также оказывают сильное влияние на молодежь, поскольку связывают игривость с физическими упражнениями. Боевые искусства так широко распространены в Японии, потому что её лидеры пришли к пониманию прямой зависимости между удовольствием от физической активности, с одной стороны, и непосредственной эффективностью её использования для священного дела обороны и национальной безопасности. Этот аспект, воспринимаемый на Западе как слишком окончательный, тем не менее, заслуживает того, чтобы о нём задумались.

Если мы хотим остановить эскалацию насилия, если мы хотим искоренить его в нашем обществе, чтобы оставить место для веселья, терпимости, дружбы, если мы хотим привнести немного тепла в человеческие отношения, мы должны прийти к осознанию чрезвычайной необходимости разработки образовательного плана. Это включает в себя контролируемую практику боевых искусств, как одно из наиболее приспособленных средств борьбы с насилием. Терпимость и ненасилие являются необходимыми качествами, позволяющими нашей молодежи достичь такой степени человечности, о которой можно сказать: «Им больше не нужно увещевать, они просто должны существовать, их существование – это призыв».

Г. Эрард

ноябрь 1991г.

https://guillaumeerard.com/aikido/articles-aikido/the-heart-against-the-sword/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: