Янв 19 2022

О разнице между дзю-дзюцу, айки-дзю-дзюцу и айки-дзюцу

Category: Библиотека Евгений @ 09:34

К. Сисейдо

О разнице между дзю-дзюцу, айки-дзю-дзюцу и айки-дзюцу

Курабэ Сисейдо родился в 1950 году. Когда ему было за 30, он начал изучать дзю-дзюцу Гякутен-до, которое произошло из дзю-дзюцу Хакко-рю в 1970-х годах. Незадолго до достижения 40-летнего возраста он переехал из Японии в Нидерланды и продолжил осваивать и развивать Гякутен-до. В октябре 2013 года, после добавления системы айки-дзюцу, которую он разработал сам, он превратил Гякутэ-до в Айки-дзю-дзюцу гякутэ-до и стал 2-м суси, великим мастером гякутэ-до. После выхода на пенсию он покинул Нидерланды и начал продвигать Айки-дзю-дзюцу Гякутен-до как в Японии, так и в Польше в качестве своего основного занятия. Он также обучает своему Гякутен-до поклонников будо во всём мире с помощью соответствующего курса.

 

******

«Слово «айки» использовалось в названии будо ещё до того как сенсей Сокаку Такеда начал преподавать свою систему и использовать название айки для её идентификации».

Что такое айки?

Пролог

Когда я преподавал своё дзю-дзюцу Гякутен-до айки в Роттердаме, один голландец присоединился к моему курсу. Он сам представился мне как мастер 5-го дана айки-дзю-дзюцу. Он объяснил, что федерация айки-дзю-дзюцу в Германии признала его 5-й дан, и у него есть собственная школа дзю-дзюцу на юге Нидерландов. Каково же было моё удивление, когда он не мог выполнить ни одной техники айки и просто продолжал снимать видео с моими инструкциями и выступлениями все часы тренировок. Через 4-5 месяцев, после того, как снял все ката на видео, он внезапно перестал посещать занятия. И через год я нашёл его на youtube, где он исполнял наше ката Гякутен-до с комментарием, объясняющим, что он показывает свою собственную технику айки.

Это, не какой-то один случай, я часто сталкивался с подобными ситуациями в течение моих 27 лет преподавания Гякутен-до в Европе. Обычно я преподаю очень важные глубокие знания всем, кто хочет учиться у меня, и, к сожалению, среди них встречаются не только честные и искренние люди, но и такие, как этот человек. Вместе с тем, я продолжаю искренне и справедливо учить своих студентов, и это приводит к тому, что вокруг меня собирается всё больше замечательных учеников.

Айки становится популярным во всём мире

Как и тот парень, сейчас в Европе многие любители будо знают об айки и жаждут овладеть им, хотя и не знают, что именно это такое. Я знаю, что в Германии есть федерация айки-дзю-дзюцу, которая легко выдаёт свой сертификат, тем у кого-то есть додзё и он присоединяется к федерации со своими учениками. При этом им выдают более высокую степень дана в качестве одобрения вступлениях в их членство.

Людям нравится название «айки», потому что оно звучит как более сложная и высокоуровневая система, поэтому нередки случаи, когда они прибавляют к названиям своих техник слово «айки», просто как «украшение». Кстати, есть только один положительный момент, что, для этого случая, они употребляют название айки-дзю-дзюцу правильно.

Это потому, что они получили название айки-дзю-дзюцу письменно, но не путем словесного общения, как это произошло в случае дзю-дзюцу 100 лет назад. Меня больше не удивляет, что они даже не знают разницы между дзю-дзюцу и айки-дзю-дзюцу или даже айки-дзюцу.

Недавно один из моих друзей по будо в Польше представил мне одного человека, который изучает японское будо в качестве своей основной работы в качестве доцента. Я с большим интересом прочитал одну из его статей о дзю-дзюцу, айки-дзю-дзюцу и айки-дзюцу. Но после прочтения его статьи я испытал большое разочарование, узнав, что его знания, как исследователя японского будо, слишком скудны. Он просто скопировал то, что написано в рекламе какой-то крупной организации, которую многие из будок в Японии не считают правдой.

Что такое айки-дзю-дзюцу и айки-дзюцу

Для этого определения в Японии существует несколько различных идей, и при этом, оно ещё точно не определено, однако я осмелюсь объяснить разницу следующим образом. Что меня очень разочаровывает, так это тот факт, что почти все европейские дзю-дзюцу-ки вообще не знают этой разницы, и они считают, что эти два искусства – айки-дзюдзюцу и айки-дзюцу – одинаковы. Даже в научных статьях, изданных европейскими профессорами, это подаётся как одно и то же, исходя из праздности своей исследовательской деятельности.

Дзю-дзюцу: В основном применяет теорию рычагов к таким статическим слабым местам человеческого тела, как локтевые и лучезапястные суставы, чтобы эффективно контролировать противника.

Айки-дзю-дзюцу: Применяет определенные движения к определённым чувствительным местам человеческого тела для того, чтобы вывести противника из равновесия. В этом случае используются динамически слабое место человеческого тела.

Айки-дзюцу: Применяет необычную мышечную работу, контролируемую разумом, чтобы вывести противника из равновесия и контролировать его.

Здесь я привожу пример, чтобы показать разницу в реальных методах каждой системы. Пожалуйста, посмотрите видео (смотреть на странице сайта: https://budojapan.com/feature-articles/budo-essay-vol-11/).

В этом виде я демонстрирую идеи, состоящие в том, что одну и ту же технику – ика-дзё – можно выполнить в трёх принципиально различных стилях:

– с помощью дзю-дзюцу – тори сильно толкает локоть и сгибает запястье уке, чтобы воздействовать на всё его тело и этим действием контролировать его.

– в айки-дзю-дзюцу тори двигает своим уке вокруг его локтевых суставов, одновременно сгибая его запястье, и для этого не нужно прикладывать большую силу ни к локтю, ни к запястью.

– в айки-дзюцу тори передает свою силу в тандэн уке (живот) через локоть уке, в то время как он держит его запястье. Тори никогда сильно не толкает уке локтем физической силой. Это выполняется с помощью передачи энергии, контролируемой разумом, и для этого требуется только очень небольшая физическая сила толчка, скажем, 1/10 дзю-дзюцу.

История айки

Мы можем заглянуть в историю айки в 16 веке. Существуют явные доказательства того, что основатель Ягю Синкагэ-рю кен-дзюцу уже в это время применял айки к своим техникам. И во время эпохи Эдо, когда люди могли наслаждаться мирной жизнью без войны в течение, примерно, 250 лет, несколько мастеров будо, в основном в области кен-дзюцу, опубликовали результаты своих исследований об айки, назвав точное слово «айки».

Однако после этого, мы должны перейти в 20-й век, когда мастер Сокаку Такеда разработал техники айки как систему. Он овладел несколькими стилями кен-дзюцу и смог заметить суть айки, которая была скрыта в техниках этих стилей кен-дзюцу.

Он разработал техники айки как систему, назвав её дайто-рю, и начал преподавать своим ученикам, примерно, в 1898 году. Таким образом, он внёс большой вклад в распространение концепции айки в японском сообществе будо, чего никто не сделал до него.

Есть только одно досадное недоразумение, что некоторые из людей, преподающих дайто-рю, в настоящее время считают, что айки изначально было создано сенсеем Сокаку Такедой и поэтому название айки, могут использовать только они, то есть люди, практикующие дайто-рю. И когда они слышат, что люди, не принадлежащие к дайто-рю, используют название «айки» или объясняют техники айки, они автоматически и решительно начинают заявлять о своих правах на это название. Это действительно жаль и разочаровывает.

Ниже я показываю одно из доказательств того, что название айки и его концепция/методы не являются оригинальными для сенсея Сокаку Такеды. Книга под названием «Айки но дзюцу» была опубликована в 1892 году, и в то время сенсей Сокаку Такеда ещё не начал преподавать свою систему и не использовал название айки для её идентификации.

Эти фотографии предоставлены мистером Кристианом Фламентом, учеником сенсея Макото Кодзимы из Кишин Дзюку.

Вы можете ознакомиться с содержанием этой книги на веб-сайте Национальной диетической библиотеки Японии http://dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/859828

Я был проинформирован об этой книге мистером Кристианом Фламентом, французским исследователем бу-дзюцу. Он по своей профессии полицейский, который каждый день патрулирует самый опасный район Парижа, и, поскольку ему нужно защитить себя, он изучает айки-дзю-дзюцу у мастера Макото Кодзимы из Кишин Дзюку. Я очень рад узнать из Японии, что в Европе есть такой серьезный исследователь бу-дзюцу, как мистер Фламент. Его искреннее отношение к бу-дзюцу нельзя сравнить с отношением ранее упомянутого доцента. Он напоминает мне другого серьезного исследователя бу-дзюцу г-на Стивен Вейса из Бельгии, который был моим Гякутендо-деши (учеником) и внезапно погиб в автомобильной аварии 5 лет назад. Его рабочий кабинет была заполнен сотнями книг, связанных с бу-дзюцу, и его знания были намного глубже и шире, чем мои.

Как можно научиться и овладеть айки

Благодаря его недавней популярности, найти мастеров айки в Японии не так уж и сложно, как это было 30 лет назад. Число тех, кто овладел айки, резко возросло в Японии за последние 20 лет. Но им всё ещё нелегко овладеть, потому что большинство мастеров айки не так охотно обучают ему своих учеников. Такая тенденция, похоже, началась со знаменитых мастеров айки, таких как Морихей Уесиба сенсей и Годзо Сиода сенсей.

Эти знаменитые мастера айки потратили огромные усилия, чтобы самостоятельно его освоить, и, возможно, поэтому они не хотели так легко обучать ему даже своих собственных сыновей.

И многие из существующих мастеров айки, которые смогли овладеть айки под руководством своих знаменитых в истории будо учителей, также не желают обучать айки своих учеников, чтобы сохранить его в качестве скрытой специальной техники, обладающей высокой ценностью.

Также может быть так, что многие из этих мастеров айки овладели техникой, не зная её методов, как и почему она работает, и, соответственно, они не знают точного способа, как научить этому своих учеников.

На самом деле в большинстве школ айки (додзё) учителя учат людей так: «Просто внимательно наблюдайте за мной и думайте сами». Если бы людей обучали только таким классическим способом обучения, традиционно принятым в Японии, то только лишь несколько избранных учеников могли бы овладеть айки и то, по крайней мере, после десяти лет обучения. Все остальные ученики при таком учебном подходе не смогли бы овладеть айки даже после 10 лет обучения, и учителя сказали бы им, что это из-за их несерьезного отношения к практике. В конце концов, это большинство людей могло бы заметить, что напрасно потратили много времени и денег на своё обучение.

Из моего более чем 15-летнего опыта преподавания айки я заметил один важный факт, что люди могут понять и освоить айки довольно легко и быстро, если их обучают, используя ясные и простые объяснения, тем методам, на основании которых работает айки. И теперь я могу найти нескольких мастеров айки в Японии, которые преподают, используя такие объяснения. По такой инструкции можно начать использовать айки даже после нескольких уроков. Я очень рад, что с каждым годом нахожу всё больше тех мастеров айки, которые обучают этому искусству своих учеников логическим способом. Вы можете найти этих, вызывающих восторг, учителей айки на youtube.

В конце своей статьи, я хотел бы дать один совет к тому, как вы должны выбирать хорошую школу айки (додзё). Пожалуйста, просто посетите это додзё и внимательно посмотрите, сколько учеников в додзё занимаются именно айки-дзюцу. Если учитель изо всех сил старается научить своих учеников айки-дзюцу, почти все ученики должны уметь выполнять техники айки-дзюцу. Конечно, в зависимости от продолжительности периода практики конкретных учеников будет разница в качестве их работы, но в хорошем додзё все ученики могут заниматься айки-дзюцу. Додзё сенсея Ясуэ и сенсея Хатамуры, в практике которых я действительно участвовал, были именно такими таким.

С другой стороны, в плохом додзё трудно найти ученика, который может заниматься айки-дзюцу. Во многих додзё айкидо в Нидерландах, где я побывал, я не смог найти человека, который мог бы заниматься айки-дзюцу среди, более чем, сотни его учеников.

Насколько я слышу от людей, похоже, что такая же ситуация во многих известных местах айкидо с японскими традициями.

[«В традиционном обучении будо, ученики находится рядом с учителем 20-30 лет, и, по истечении этого срока, кто-то начинает делать техники так же, как и учитель. Но теперь это не работает. Так учить сейчас, невозможно…».

Жерар Блез,

семинар по айкидо, г. Новосибирск,

октябрь 2019г.]

Материалы с сайта Вudojapan.com

https://budojapan.com/feature-articles/budo-essay-vol-11/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: