Апр 14 2022

Философия воинов и учёных. Чем больше мы узнаем, тем больше понимаем, что ничего не знаем

Category: Библиотека Евгений @ 07:58

Р. Бесслер

Философия воинов и учёных. Чем больше мы узнаем, тем больше понимаем, что ничего не знаем

Роберт Д. Бесслер более 30 лет изучал боевые и медитативные искусства, холистические методы исцеления и духовные системы Востока и Запада. Основное внимание Роберта было сосредоточено на японских боевых искусствах; в настоящее время он имеет звание дзюдана (черный пояс 10-й степени) в Будзинкан Будо Тайдзюцу/Ниндзюцу под руководством гроссмейстера Масааки Хацуми, а также годана (черный пояс 5-й степени) в Энбукан Баттоджусту/Синбу-рю Сого Будо и звание в Такеда-ха Айки-но-дзюцу. Он также обучается китайскому искусству, в т.ч. тайцзи Удан, мечу тайцзи, тайцзи в стиле цигун и янь. С 1998 года Роберт совершил более 27 учебных поездок в Японию, в 2011 году в течение месяца жил в предгорьях гор Удан в Китае изучая Удан тайцзи и цигун.

Роберт является соавтором книги «Мастерство расширения: практическое руководство по полноценной жизни». Он написал книгу под названием «Изобретение себя через перестройку: 9 ключей к тому, чтобы жить той жизнью, о которой вы действительно мечтаете». Его книги можно найти на его веб-сайте, http://www.expansionmastery.com .

Р. Бесслер основал додзё Будзинкан Кузурю (1995). Он был первоначальным основателем Будокана Западного Мичигана, которым он управлял в течение 16 лет, и теперь предлагает частные уроки отдельным лицам и небольшим группам через Будзинкан Кузурю додзё и Энбукан Сибу додзё. Роберт преподавал и демонстрировал боевые искусства в Японии, Китае, Египте и по всей территории Соединенных Штатов.

 

******

«Я хотел бы немного рассказать о духовной и энергетической природе цзянь…

…Мы действительно никогда не сможем достичь полного мастерства, и в этом заключается желание всегда продолжать стремиться к этой недостижимой цели. Именно в этом процессе мы достигаем самого лучшего».

Китайский меч – цзянь / кен в японском фехтовании

У меня всегда была сильная связь и влечение к японскому и китайскому фехтованию. Долгая богатая история, мощь, символизм и таинственная природа меча стали легендой, и на то есть веские причины. Я постоянно заинтригован тем, что меч считается реальной сущностью в наших тренировках. Японское фехтование всегда было дороже всего моему сердцу; изучение формальных приёмов самурайского батто-дзюцу с катаной, бикен-дзюцу синоби с ниндзято и методов Будзинкан тачи. Исследуя корни фехтования, я в равной степени заинтересовался китайскими методами меча цзянь. Мне нравится расслабленный поток, внутреннее развитие, динамичные движения и глубокая философия, связанные с цзянь, которая традиционно использовалась как воинами, так и учёными.

Я уже дважды ездил в Китай для непосредственного обучения Удангу. Второй раз в Китае я провёл больше месяца в предгорьях горы Удан в провинции Хубэй, чтобы каждый день часами изучать даосские боевые искусства и фехтование. Поэтому моя информация будет основана на методах Удан цзянь.

Китайский меч с прямым лезвием может быть односторонним (дао) или обоюдоострым (цзянь), но моё личное обучение до этого момента ограничивалось цзянь. Удан цзянь использовался при изучении формы Удан Сан Фэн тайцзи цзянь, которая является основной формой, которую я изучал в Китае, наряду с различными упражнениями и другими движениями, такими как вращение меча вокруг тела при изменении направления. Тот же тип цзянь используется в Удан багуачжане и Удан тайцзи.

Я хотел бы поделиться несколькими вещами, касающимися китайского цзянь, чтобы, возможно, помочь новичкам в цзянь или тем, кто интересуется возможными связями и/или корнями цзянь с японским кеном, а также тачи и катаной. Это не является окончательной догмой, а всего лишь представляет некоторые основы, которые я изучил с помощью систем мечей, связанных с Удангом. Я попытаюсь провести некоторые параллели между китайским и японским использованием мечей, а также указать на некоторые различия. Я чувствую, что эта информация помогает пройти формальное обучение чему-то, чтобы создать прочную основу, особенно в чём-то вроде фехтования.

Вот несколько идей, которые помогут вам начать. Я надеюсь, что вы найдете их полезными…

При измерении надлежащей длины цзянь обычно сжимают меч, обхватив рукой маленькую рукоятку в положении обратного захвата и держа её сбоку расслабленной рукой. При этом, кончик меча должен доходить до верхней части уха или чуть выше. Чем ближе точка равновесия цзянь расположена к гарде, тем лучше. Это также указывает на более качественный меч и твёрдую латунь, используемую для гарды.

Нам показали различные методы захвата, но наиболее распространенным было свободно держать рукоять меча, слегка вытянув указательный палец вдоль гарды или за ней. Кстати, вариация этого хвата используется и с японской катаной. Держите катану с промежутком шириной, примерно, в палец между вашей рукой и цубой, а указательный палец слегка вытянут и согнут, чтобы соответствовать форме цубы.

Практика техник Удан цзянь сосредоточена на том, чтобы, вначале, меч находился в левой руке, чтобы активировать правое полушарие мозга, т.к. когда вы задействуете правое полушарие, вы используете весь свой мозг.

Форма начинается с того, что левая нога делает шаг в сторону, при этом меч остается в левой руке на протяжении большей части движения, прежде чем его передадут в правую руку. Передача меча из одной руки в другую и использование его в каждой из форм создаёт ощущение единства и равновесия ума, тела и духа.

С цзянь (кеном), тачи и катаной основная держащая рука изогнута, а не прямая, как бейсбольная бита. У каждого меча и школы есть особые вариации, но это базовая форма хвата. Интересно отметить, что обычно при использовании китайского одноручного меча другая ваша рука удерживается в мудре меча: кисть сжата в свободный кулак, мизинец и безымянный пальцы соединены с большим пальцем, а указательный и средний пальцы вытянуты, символизируя меч. Это уравновешивает энергию сердца и позволяет ручному мечу усиливать энергию настоящего меча. Обычно это делается легким касанием или указыванием двумя вытянутыми пальцами на запястье, но иногда используется предплечье около локтя, очень похожее на то же место, которое используется Гекко-рю камае. Этот «ручной меч» (мудра) часто используется в целительстве, боевых тренировках и символических ритуалах как в даосизме, так и в буддизме.

Так же, как и в случае с японским мечом, использование китайского клинка цзянь можно разделить на три части. Первая треть лезвия, ближайшая к кончику, является основной режущей частью. Средняя, или вторая треть, используется для парирования или перенаправления ударов, а последняя треть, ближайшая к защите руки, используется для более жёстких методов блокирования. Часто в японском фехтовании мы слышим, что последние несколько дюймов лезвия (ближайшего к кончику) – это то, что используется для резки. Хотя это может иметь место при нанесении неглубоких щелкающих порезов, акцент, делаемый на острие, гораздо больше относится к расширению сознания до кончика меча, чем к практичности нанесения ударов мечом. Если вы когда-либо пробовали тамесигири через 3-10 раскатанных и пропитанных татами омоте, то вы это очень хорошо понимаете.

Цзянь поставляется с рукоятками различной длины. Наиболее распространенной является одноручная, но также существует более длинная рукоятка, которая позволяет использовать её двумя руками. В Уданге нам сказали, что мы можем получить любую желаемую версию. Здесь можно провести параллели с катаной и тачи, а также с их использованием в одной и двух руках и длиной цуки.

Разница в движении чрезвычайно интересна. Цзянь фокусируется на движениях, которые опираются на преимущества обоюдно заточенного и прямого клинка, тогда как в тачи или катане есть движения, которые облегчают использование одностороннего и изогнутого лезвия. Движение тела должно соответствовать типу и форме лезвия.

Одно интересное замечание здесь заключается в том, что все движение цзянь можно использовать для непрерывной резки благодаря его круговому движению и обоюдоострому лезвию. Это добавляет ещё больше плавности и эффективности движениям с цзянь. Обычные порезы японским мечом требуют повторного движения, чтобы снова нанести удар. Однако в некоторых формальных ката батто-дзюцу это решается путём быстрого поворота лезвия на 180 градусов, когда вы поднимаете меч обратно в положение, позволяющее вам нанести атаку при сбросе удара, или используя движение в качестве удара тыльной стороной лезвия. Существуют также особые разрезы, которые позволяют вам продолжать движение от одного разреза к следующему при движении в разных направлениях против нескольких противников.

Одна из наиболее важных и основополагающих задач практики с китайским цзянь – тренироваться действиям с мечом до тех пор, пока он, в конечном итоге, не соединится с вашим центром (нижний даньтянь или сейка тандэн). Эти движения меча развивают силу в вашем центре, и когда ваш центр становится сильнее, ваше движение меча отражает это. Это способ укоренения себя с помощью китайского меча. Вы узнаете, что центр вашего тела и точка равновесия меча (центр меча) становятся одним целым и совпадают друг с другом. Вы выполняете действия с мечом, вытягивая или делая круги и спирали Фибоначчи в воздухе запястьем. После некоторой практики вы начнёте находить возможность увеличивать свою режущую силу из своего центра, а не из внешних средств. Это позволяет вашему мечу «питаться» от нижнего даньтяня, в отличие от использования силы мышц вашей руки, что считается плохим владением мечом.

Ещё одна практика, которую мне давали в Уданге, заключалась в том, чтобы тренироваться с мечом, не сосредотачивая ум или намерение на резке. Основное внимание во время выполнения форм цзянь было уделено расслабленному плавному движению тела, которое включает в себя движение меча. Вы выполняете движение, и у вас как бы случайно оказывается меч в руке. Таким образом, вы избегаете использования мышечной силы и учитесь полагаться на внутреннюю силу и тело в движении. Кроме того, это позволяет вам быть более чувствительными к ощущению движения вашего тела и меча. Таким образом, вы также довольно эффективно объединяете меч и тело. Когда разум слишком сильно сосредотачивается на нанесении ударов мечом, ваш разум оказывается в ловушке вашего же собственного клинка, сосредоточенное на мече эго порождает желание использовать мышечную силу. Не говоря уже о том, что ваш уровень осознанности значительно снижается, а ваша внутренняя энергия уменьшается.

Резка китайским цзянем включает в себя толкающие, режущие и небольшие щелкающие виды порезов. Некоторые выпады могут быть динамичными, а другие – небольшими, в зависимости от ситуации. Колющие техники очень похожи на методы использования копья.

Лезвия цзянь могут показаться тонкими и хрупкими, но в этом есть своя цель. Это тренировочные клинки. Они сделаны таким образом, чтобы могли сгибаться и пружинить во время тренировки. Клинок способен, буквально, складываться почти пополам в середине, а затем возвращаться в нормальное положение во время хорошего удара, использующего ци вместо мышечной силы. Чем меньше задействовано мышц и чем больше ци вырабатывается благодаря расслабленному движению, тем больше изгиб лезвия. Это означает гораздо большую мощность и более быстрые навыки резки. Движение для этого выполняется из расслабленного положения, и обычно в нём нет динамического «смещения» руки, чтобы заставить меч согнуться. Настоящий боевой клинок тяжелее и прочнее, но этот нюанс объясняет важность тренировочных клинков. Точно так же, как тренировочный клинок иайдо своим свистом даёт практикующему возможность услышать, правильно ли он режет. Практику с деревянными моделями цзяня следует избегать при попытке развить навыки владения мечом. Если бы вы применили это к движению Гекко-рю Сансин но ката, то ударяющая рука, удерживающая цзянь, заставила бы меч согнуться, а затем вернуться на место во время разгибания руки или удара/выпада. Это дало бы возможность оценить ваш уровень мастерства в обращении с этим мечом и в нанесении ударов.

Я дал общее название своему блогу «Мастерство духовного воина», чтобы отразить желание избежать посредственности благодаря развитию своего самообладания. Мастерство здесь – это не термин, возникший из эгоизма, а скорее способ вдохновить всех нас продолжать тренироваться, учиться и расти.

Мастерство само по себе является парадоксом. Чем больше мы узнаем, тем больше понимаем, что ничего не знаем. Чем лучше мы становимся, тем больше понимаем, что нам еще многое предстоит сделать. Мы действительно никогда не сможем достичь полного мастерства, и в этом заключается желание всегда продолжать стремиться к этой недостижимой цели. Именно в этом процессе мы достигаем самого лучшего. Именно в этом путешествии мы становимся тем, чего желаем, а не пунктом назначения, которого нужно достичь. Традиционные пути воинов являются высокоэффективным средством достижения этой цели. Во всём этом есть духовный аспект, именно исходя из того, что в человеке есть дух, совершенно необходимо упражнять его в преодолении трудностей Пути воина, чтобы добиться какого-либо реального духовного личностного роста. Я хотел бы немного рассказать о духовной и энергетической природе цзянь.

Вэнь Цзянь известен как «Меч Ученого», но есть также Шэнь Цзянь или «Меч Духа». Меч Шен предназначен для практики шен-гун и изготовлен из высокоуглеродистой стали, поэтому позволяет ци легко проходить через лезвие. Чем выше содержание углерода, тем легче он вытягивает вашу внутреннюю энергию из вашего центра в лезвие. Это можно понять с точки зрения японцев, исходя из утверждения, что «душа самурая заключена в его мече». Один из аспектов, к которому это относится, – это энергия, которую воин вкладывает в клинок в течение долгих часов тщательной практики, направляя свою энергию в меч и выводя разум через его остриё.

Тип цзянь шэнь используется при практике для перемещения вашей энергии, и это облегчает тренировку сердца-ума (синь или шин). Сегодня перевод синь/шин имеет тенденцию быть либо сердцем, либо разумом, либо даже духом, но, как учат даосы, наиболее точным определением является «сердце-разум», и это следует понимать (сердце-разум – глубокая и сложная тема для другой статьи).

Энергия плохо проходит через деревянное лезвие, оно рассеивает энергию вместо того, чтобы фокусировать её. Деревянного цзянь также следует избегать для этого типа духовной или энергетической практики. В Удане не было никакого интереса к деревянной версии цзянь. Обеспечение безопасности в процессе тренировки не было тем решающим фактором, повлиявшим на то, что формы практики с цзянь стали одиночными по своей природе. Убеждение китайской практики сольных форм состоит в том, что они больше сосредоточены на развитии своих личных навыков без необходимости что-либо сдерживать. Японский подход обычно состоит из двух человек, заранее заданных сценариев (ката). Лично я вижу ценность в каждом подходе, и моё собственное обучение состоит как из практики сольных форм, так и из партнёрских ката. Чтобы отточить свои собственные навыки, я тренируюсь с сольными формами. Когда я отрабатываю боевые навыки, я отрабатываю партнёрские ката.

Японское кен-дзюцу не уделяет особого внимания ножнам, как и искусство владения мечом с цзянь. Кен-дзюцу содержит методы, используемые после того, как меч был извлечен из сая. В отличие от практик иай-дзюцу или батто-дзюцу, которые фокусируются на быстрых режущих движениях, тренировка с цзянь не придаёт значения извлечению меча. На тренировках с цзянь мы всегда откладывали ножны в сторону, и к ним было очень мало интереса. Конечно, ножны можно использовать как ханбо, дзё или другой вид оружия, такой вариант всегда существует. Однако при тренировках с цзянь акцент делается только на мече, так как другая рука используется для укрепления меча, а не для удержания ножен.

Кукисинден-рю кен-по – очень интересная система. Еще в 2009 году, после моей первой поездки в Китай, я начал практиковать Кен-по с Удан цзянь в моём собственном додзё. Мне показалось интересным применить слово кен из Кен-по к кену, относящемуся к цзянь. Вначале это было похоже на применение японского движения к китайскому мечу, что было интересно. Позже появились некоторые поучительные аспекты. Это позволило мне изучить концепции гораздо глубже, чем если бы я смотрел на Кен-по просто как на «фехтование». Я сосредоточился не только на ката, связанных с бикен-дзюцу Кукишин-рю, но и на различии Кен-по. Во время обучения Роппо Кудзи-но-бикен и другим концепциям Будзинкан Хаппо бикен-дзюцу, которыми поделился с нами сокэ Масааки Хацуми, я посещал занятия в Японии, где подчеркивалось, что «Кен-по» не использует традиционные методы рубки мечом. Я поделюсь тем, что я смог понять об этом в то время, и теперь, когда мои знания о фехтовании (надеюсь) расширились.

Сокэ несколько раз демонстрировал, как перемещаться от камае к камае, когда противник пытался атаковать вас своим мечом. Конечно, камае относится к позе в ментальном, эмоциональном, энергетическом и духовном смысле, а не всегда к конкретной физической позе. Он, казалось, плавал без усилий, двигаясь очень мало, от камае к камае. Каждый раз, позволяя противнику порезаться о его клинок своими собственными действиями, уклоняясь от порезов противника и находя безопасное пространство.

Идея состоит в том, чтобы позволить противнику продолжать резать себя вашим мечом до тех пор, пока он, в конце концов, не остановится, не истечёт кровью или его разум не сломается. Для этого вам не нужно резать в традиционном смысле этого слова, а вместо этого поместите свой клинок в то место, куда направится противник, как только он попытается причинить вам вред. Таким образом, вы не режете их, ваш клинок становится для вас щитом, в то время как они режут себя из-за собственного неверного решения причинить вред другому человеку. Это позволяет мечу быть щитом и клинком в одно и то же время. Эта тренировка, на мой взгляд, требует высокого уровня проявления духа и сердца-разума, а также демонстрирует невероятный уровень мастерства. Для меня это выглядит уникально по-японски, при том, что меч используется в китайском стиле.

При использовании цзянь в этой форме тренировки преимущества обоюдоострого клинка становятся очевидными довольно быстро. Изучая китайское искусство владения мечом, я обнаружил, что это художественная форма нанесения ударов по так называемым «призрачным точкам». Это различные точки тела, при порезе которых боевой дух человека ослабевает, а его разум рассеивается, или он становится физически недееспособным для продолжения сражения. Концепция включает в себя небольшие порезы, которые не позволяют безумию отнять человеческую жизнь в результате конфликта, и заставляют его покинуть человека, позволяя воину вернуться в естественное мирное состояние. Некоторые из этих точек включают в себя область под носом, под подбородком, на боковой стороне шеи чуть ниже челюсти, а также точки на предплечьях, запястьях и кистях.

Во время формы Удан Сан Фэн тайцзи цзянь выполняются движения, идентичные концептуальному движению ката Кукишин-рю бикен-дзюцу ката, называемому «Хирю» (летающий дракон, также огненный дракон). Движение Хирю – это, по сути, плотная версия спирали Фибоначчи. Это используется для управления расстоянием, входа в противника, парирования меча противника, обезоруживания противника и захвата его центра – и это лишь некоторые из целей. Одно особое замечание к этому движению, которое я узнал из формы цзянь, заключается в том, что если вам нужно двигаться назад во время этого спиралевидного движения меча, вы позволяете мечу поворачиваться по часовой стрелке, а если вы двигаетесь вперёд, вы позволяете мечу поворачиваться против часовой стрелки. Это спиралевидное движение символизирует полет или плавание дракона, в зависимости от системы.

Мы также должны помнить, что любое движение мечом развивает более мощное движение без оружия, такое как нанесение удара. Точно так же, как движения невооруженных японских систем происходят от меча, точно так же движения цзянь соотносятся с движениями невооруженного боя. После достаточно длительной тренировки с мечом у человека становится очень мало различий между движениями меча и движениями без оружия. Кажется, что на каком-то уровне в действиях присутствует меч, независимо от того, есть он физически или нет.

Лично я чувствую, что смог повысить своё мастерство в формальном батто-дзюцу и бикен-дзюцу благодаря формальному обучению у Удан цзянь. Точно так же, изучая цзянь, я обнаружил, что некоторые из моих тренировок по батто-дзюцу пригодились, позволив мне довольно быстро освоить некоторые аспекты цзяна. Это сделало различия ещё более существенными, так что я смог нужным обратиться к некоторым разъяснения. Я надеюсь, что часть этой информации может быть полезна братьям и сёстрам будзинкан, поскольку кен лежит в основе темы этого года. Я чувствую, что это помогает иметь некоторую степень формальных знаний и навыков из первых рук, чтобы предложить базу для изучения концепций, которыми делится сокэ.

Это всего лишь моё мнение и то, как я тренируюсь, однако надеюсь, что это может быть полезно и вам.

февраль 2013г.

https://spiritualwarriormastery.wordpress.com/2013/02/17/chinese-sword-jian-ken-in-japanese-swordsmanship/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: