Апр 22 2022

Многое определяется тем, что считать лучшим

Category: Библиотека Евгений @ 06:26

У. Муромото

Многое определяется тем, что считать лучшим

Уэйн Муромото является издателем «Furyu: the Budo Journal» и «Furyu Online».

Он начал заниматься боевыми искусствами около двадцати пяти лет назад и провёл несколько лет, изучая Урасэнке чаною (чайную церемонию) и различные боевые искусства в Японии. Он является прямым учеником Оно Йотаро, директора Битчу-ден Такеучи-рю и имеет ранг йондана (шихандай или официального представителя-инструктора по старой системе), а также чу-мокуроку в этой школе. Он также является учеником Омори Масо в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю иай-дзюцу.

У. Муромото имеет опыт в самых разнообразных боевых искусствах, включая дзюдо, айкидо, карате-до, тай-чи-цюань, дзё-до и кен-до, и имеет звание сандан от Федерации Дзен Нихон кендо в иайдо. В настоящее время он является активным лидером Гавайского клуба боевых искусств.

У. Муромото имеет степень магистра изящных искусств Гавайского университета и степень бакалавра японской литературы и языка. Он является преподавателем искусств и заведующим программой изобразительного искусства в Средне-Тихоокеанском институте.

******

«Широкая публика, влюбленная во всё западное и иностранное, смотрела на школы традиционных народных искусств свысока, как на отсталые и фурукусайские, от которых исходил гнилой запах старины».

Дан и кю… и не за что!

Рейтинг в будо

Тема терминологии ранжирования в боевых искусствах несколько раз повторялась другими авторами и комментаторами, но её стоит повторить, хотя бы потому, что в неё всегда входят новые ученики. Если вы новичок, мистика этого матерчатого черного пояса вокруг талии вашего учителя может быть завораживающей. Потертый по краям, он кажется знаком «мастера», чем-то, что вы стремитесь когда-нибудь получить, возможно, в качестве видимого знака вашей физической доблести. Цвета поясов являются видимыми символами системы ранжирования дан-кю, традиции, которая, на самом деле, не так уж и стара.

В так называемых «современных» будо, таких как кендо, айкидо, дзюдо, карате-до и так далее, ранги основаны на системе дан-кю. Насколько может судить большинство исследователей, эта система была разработана (или если не полностью разработана, то адаптирована и широко популяризирована) Кано Дзигоро, основателем Кодокан дзюдо.

Судя по всему, Кано был довольно интеллигентным человеком. Поскольку Япония быстро модернизировалась на рубеже 20-го века, Кано стремился превратить традиционные боевые искусства, в совокупности называемые дзю-дзюцу, в универсальную, систематизированную и популярную физическую активность, похожую на западный спорт.

С профессиональной точки зрения Кано была педагогом, обучавшимся в лучших западных учебных заведениях Токио, и он видел многое, что считал опасным, бессмысленным и / или отсталым в подходах и режиме обучения многих школ дзю-дзюцу своего времени. Широкая публика, влюбленная во всё западное и иностранное, смотрела на эти школы свысока как на отсталые и фурукусайские, от которых исходил гнилой запах старины. Более того, как описал Кано, во многих школах преподавали без всякой методической последовательности или причины относительно их системы обучения, издевались и избивали новичков, дрались на улицах и даже участвовали в кровавых публичных поединках перед пьяной аудиторией, ищущей дешевых острых ощущений. Эй… звучит знакомо?

Кано хотел всё это изменить. В японском искусстве борьбы, по его мнению, было много ценного, что, по его мнению, западная спортивная культура могла предложить японской публике. Так родилось его дзюдо, система спорта, физической активности с, относительно незначительным, уровнем самообороны. Кано и его лучшие ученики взяли то, что они считали лучшими техниками и идеями из многих различных школ дзю-дзюцу, и объединили их с тем, что они считали научным и логическим процессом западных видов спорта и борьбы, чтобы создать дзюдо.

Кано систематизировал обучение в прогрессивную систему обучения, от укеми (кувыркание) до наге-ваза (броски), не-ваза (схватка на земле), атеми (удары). Он поощрял ужесточение правил соревнований, как в своей школе, так и за её пределами, часто проводил лекции, поощряя не только физический аспект будо, но и его интеллектуальную и философскую части.

Кано обладал, что необычно для любого представителя любой культуры, широким кругозором. Дзюдо Кодокан стало его подарком миру. Его лучшие ученики регулярно участвовали в жарких соревнованиях с представителями традиционных школ дзю-дзюцу. Тем не менее, он продолжал обращаться за советом и помощью к учителям дзю-дзюцу и поощрял распространение других боевых искусств, например, когда он поддержал распространение карате-до Фунакоши Гичина, или когда он призвал Симидзу Такадзи распространять искусство дзё (короткий посох).

Что ж, в числе нововведений Кано была система ранжирования дан-кю. Раньше рейтинги в старых школах дзю-дзюцу были сплошным месивом. Разные школы дзю-дзюцу ранжировали своих учеников в соответствии с разными критериями и присваивали звания с разными именами и титулами. Не существовало национального стандарта. Кано хотел это изменить. Создавая национальное единообразие в рейтинге дзюдо, он, вероятно, знал, что стандарты могут быть расширены за счёт включения международных стандартов ранжирования, тем самым помогая распространению дзюдо по всему миру.

Более старая система, называемая системой менке кайден, на самом деле не является одним общим, универсальным набором ранжирования. Например, моя собственная школа Такенучи-рю (или Такеучи) ранжирует учеников в соответствии с соден мокуроку (это означает, что вы знаете методы «начального уровня»), чуден мокуроку (техники «среднего уровня») и окуден мокуроку («секретные» техники). Но существует параллельная система ранжирования, которая определяет, чему вы можете научить и насколько независимым вы можете быть, и третья система, заимствованная из системы дан-кю, чтобы понять смысл всего этого.

В других школах могут быть другие термины, такие как оку-ири шо, кириками, менке кайден (лицензия на преподавание, основанная на том, что вы знаете все методы) и т.д.

В системе менке кайден, когда вы поступали в школу, вы были новичком; учеником, который только что поступил в школу. Затем вы некоторое время тренировались, прежде чем достигли соден мокуроку или его эквивалента, что всё равно, что носить белый пояс в течение многих лет, пока вас внезапно не наградили чёрным поясом.

Кано, вероятно, считал, что новичкам довольно обескураживающе не видеть видимых признаков продвижения до тех пор, пока вы не получите черный пояс, поэтому он разработал несколько градаций рейтинга, ведущих к чёрному поясу, и оценок после достижения чёрного пояса. От белого до чёрного пояса первого ранга вы были либо белым поясом (без ранга), либо санкю (третий уровень), никю (второй уровень), а затем иккю (первый уровень), постепенно, причем иккю был непосредственно перед черным поясом. Санкю до иккю обозначались коричневым поясом. Может быть, я не уверен, придумал ли Кано коричневый пояс или нет. И я не очень доверяю некоторым веб-источникам настолько, чтобы однозначно сказать «да» или «нет».

По достижении физического и умственного уровня, который показал, что вы поняли основные принципы будо, вам был присвоен шодан («начальный» дан), первый ранг черного пояса. В Японии иметь шодан – это похвально, но это не так уж важно, как мы в Америке иногда думаем. Шодан просто означает, что вы «вроде как поняли». Так что теперь начинается НАСТОЯЩАЯ тренировка. Вот что значит шодан. На самом деле, получив чёрный пояс, вы только начинаете заниматься настоящим делом.

Впоследствии вы работаете над ниданом (второй уровень), санданом (третий уровень), йонданом (четвертый уровень) и так далее.

Кано создал десять уровней дана, присуждая джудан (десятый дан) только самым лучшим из своих учеников. Очень, очень немногие дзюдоисты в истории достигли джудана. Одним из немногих был знаменитый Мифунэ Кюузо. Если вы посмотрите его видеозаписи, то, возможно, поймете, что его мастерство и уровень преподавания были экстраординарными. Так что джудан действительно был большой шишкой.

В большинстве случаев к тому времени, когда ученик дзюдо достигает годана, его лучшие соревновательные годы заканчиваются, и рейтинги присуждаются в большей степени на основе технического мастерства, преподавательских способностей и вклада в спорт.

Система работала так хорошо и была так проста для понимания, что была принята недавно созданными системами кендо и карате-до, а затем и айкидо Уесибы Морихея.

Таким образом, главной демаркацией был шодан, или чёрный пояс новичка. У вас либо был чёрный пояс (юданша), либо его не было (муданша).

Иногда на семинарах вы увидите, как некоторые учителя дзюдо надевают красно-белый пояс вместо черного пояса. Этот пояс часто носят инструкторы, достигшие годана и выше, обладающие признанными педагогическими способностями. Поскольку хакама скрывает учителей кендо и айкидо, в ношении этого красно-белого пояса нет необходимости, и на самом деле учителя кендо не носят цветной пояс, кроме своего обычного тканевого оби под хакамой, предназначенного для того, чтобы поддерживать куртку.

Откуда взялись другие разноцветные пояса для других рангов кю ниже санкю? По всей вероятности, по мнению исследователей, более сведущих в истории дзюдо, чем я, это исходило от учителя дзюдо по имени Кавайши Миконосуке, который преподавал в Европе до и после Второй мировой войны.

По общему мнению, преподаватель-новатор, Кавайши чувствовал, что ему необходимо добавить больше званий, особенно на более низких уровнях, чтобы мотивировать и вдохновлять своих европейских студентов и поэтому ввёл в практику присвоение зеленого, желтого и синего поясов для обозначения йонкю, гокю, роккю и всего остального, что используется и сейчас. Вполне возможно, он также представил коричневый пояс, но в этом я не уверен, основываясь на моём беглом поиске в интернете. (Он также был одним из первых инструкторов моего сенсея по дзюдо, и благодаря этой связи, я думаю, я усвоил очень прочную основу, характерную для дзюдо в стиле Кавайши.)

Конечно, проблема с добавлением большего количества рейтингов заключается в том, что если вы берёте плату за ранжирование, вы можете больше пополнять свою казну, добавляя больше рангов, каждый из которых оплачивается за продвижение по службе. Когда я тренировался в местном клубе дзюдо, мы заплатили несколько долларов за регистрацию нашего ранга санкю и выше в Кодокане. Вот и всё. Когда я присоединился к коммерческой школе карате, я обнаружил, что там было намного больше званий, за которые мне приходилось платить, и требовалось гораздо больше денег. Что ж, школе приходилось платить за аренду и своим преподавателям. Я не завидую им. Но создание большего количества рангов – это разумный способ получения большего дохода.

Я слышал о том, что некоторые школы боевых искусств даже расширяют рейтинг, как после десятого дана, так и далеко за пределами гокю (или пятого кю). В их школах вы можете получить, например, 15-й дан. То, что они делают, зависит от них, но, честно говоря, на мой взгляд, в определенный момент слишком высокий рейтинг начинает попахивать жадностью. Что дальше? 22 и ¾ дана? 49-й кю?

Поэтому я по-прежнему глубоко неоднозначно отношусь к тому, как в наши дни проводится ранжирование. Необходимо признать уровень квалификации практикующего. Официально признанный рейтинг также подтверждает, что человек имеет надлежащую репутацию в какой-либо аттестационной комиссии. С другой стороны, это может выйти из-под контроля с точки зрения вовлеченных денег, а также может стать политизированным, и худшие последствия могут возникнуть, когда вы сочетаете политику денег и личности.

Мой собственный иай-сенсей, покойный Омори Масао, был высоко оценен Всеяпонской федерацией кендо. Я узнал, что это дало ему политическую власть защищать меня, когда в мире иай раздались голоса ксенофобии, которые хотели, чтобы я и другие иностранцы покинули иайдо. С другой стороны, один из собственных учителей Омори сенсея, Оэй Масамичи, никогда не имел ранга дана, санкционированного федерацией кендо. Тем не менее, из-за этого факта Омори сенсей рассматривал Оея сенсея, который передал некогда секретное искусство Айшин-рю иай-дзюцу провинции Тоса, чтобы оно могло стать Мусо Дзикиден Эйшин-рю и Мусо Синден-рю, как превосходного учителя, который не склонялся перед партийной политикой. Кроме того, он питал величайшее уважение к своему современнику Ивате Нориказу. Я прочитал, что, в какой-то момент, Ивата сенсей решил, что не будет добиваться присвоения своим ученикам более высокого ранга от Федерации кендо. Он просто учил любого, независимо от принадлежности, до тех пор, пока они были заинтересованы в обучении. Без необходимости в ранжировании, одобрении или неодобрении со стороны какого-либо руководящего органа он может свободно учить любого, кто хочет учиться у него.

Отсутствие стремления к ранжированию в этих случаях освобождало таких учителей от зависимости от определенных политических органов, которые регулируют ранжирование. Хотя в целом такие органы хороши для поддержания стандартизированных уровней, однако, как я уже сказал, иногда, когда их выбирают не те люди, вся система может быть искажена в угоду деньгам и личностям. Обходя ранжирование, учителя с установленными и неоспоримыми полномочиями, такие как Оэй сенсей или Ивата сенсей, обходят эти ловушки.

Однако я не рекомендую всем отказываться от ранжирования. Я просто констатирую заметные исключения из этого случая, и этих двух учителей можно считать настолько хорошими, что они были «вне» рейтинга. Кано, вероятно, также предполагал, что вся концепция дзюу-дана в дзюдо изначально заключалась в том, что в этот момент вы полностью выходили за рамки рейтинга. Не многие из нас, других смертных, могут претендовать на такое мастерство и уровень преподавания.

Таким образом, «традиция» чёрного пояса и системы дан-кю относительно нова. Это началось с Кано Дзигоро на рубеже 20-го века, так что ей около 100 лет. Это не так уж и много, учитывая, что различные формы системы менке кайден насчитывают, может быть, около четырёх с лишним столетий.

Мой друг, который занимается исследованиями истории карате, также сказал мне, что до 1900-х годов в карате, по-видимому, не было системы ранжирования в японском стиле. Это имеет смысл, поскольку Окинава, родина карате, изначально была собственным королевством, отдельным и отделенным от собственно Японии. И система дан-кю, как объяснялось, на самом деле была взята из Кодокан дзюдо и применена к карате-до гораздо позже в рамках японизации карате-до.

Так какова же, спросите вы, была система ранжирования древнего окинавского карате? Ну, мой знакомый думает, что их там не было. Если ты был хорош, люди знали, что ты хорош, и всё. Сарафанное радио быстро распространилось в такой маленькой стране, как королевство Рюкю.

Практика проводилась с обнаженным торсом, в свободных брюках, без каких-либо поясов или других форм видимого ранжирования. Учитель наблюдал за вашей тренировкой, и когда вы достигали определенного уровня мастерства, он предлагал вам пойти учиться к своему лучшему другу, который специализировался на другом наборе ката. Общаясь с разными мастерами карате и отбирая лучших из них, вы, в конечном итоге, сами становились мастером и были признаны таковым, потому что все остальные знали ваш уровень мастерства. Затем вы начали учить других. Это упрощенное описание, но в любом случае, в «древние времена» ваш уровень в карате, очевидно, не определялся цветом матерчатого пояса.

Более или менее, та же свободная форма, общинный метод обучения был внедрён в другие окинавские искусства, такие как сансин (струнный банджо-подобный музыкальный инструмент Окинавы) и окинавский удуи, или танец. И точно так же, как карате-до, всё это изменилось под влиянием Японии, когда королевство Рюкю стало частью Японии. В результате, теперь у нас есть отдельные школы окинавского танца и саншина с лицензиями на преподавание и рейтингами, выданными сертифицированными преподавателями.

Каково ваше место во всём этом? Что ж, вы поддерживаете всё, что делает ваша школа и принятая ей система ранжирования. Ни больше, ни меньше, если только вы не убежите и не создадите свою собственную систему. Тогда, я полагаю, вы можете делать всё, что вам заблагорассудится.

Если я развенчал всю мистику «черного пояса», то моя работа выполнена. Ранжирование, как руководство по вашему уровню мастерства, не должно быть основной целью вашего обучения, иначе вы слишком зациклитесь на ранжировании и цвете этого тканевого пояса вокруг вашей талии, а не на истинной цели ранжирования, которая заключается в том, чтобы показать мастерство обучения; умственно, физически и духовно.

В конце концов, черный пояс ничего не значит, если вся остальная ваша жизнь – сплошной хаос или если он не помогает вам обрести здоровье, счастье и внутренний покой. Нет никакой пользы в получении чёрного пояса, если вы в конечном итоге станете злобным, недалеким головорезом. Возможно, вы получили пояс из цветной ткани, но потеряли мир. Нужно иметь некоторое представление о чёрном поясе и рейтинге в боевых искусствах.

Как сказал покойный актёр Пэт Морита в фильме «Малыш-каратист», его пояс был от Сирса Робака, и он использовал его для того, чтобы поддерживать штаны.

октябрь 2009г.

https://classicbudoka.wordpress.com/2009/10/22/dan-and-kyu-and-youre-welcome/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: