Апр 20 2022

Разрушение мнимой реальности – двери к реальному росту

Category: Библиотека Евгений @ 08:15

К. Дэвис

Разрушение мнимой реальности – двери к реальному росту

Крис Дэвис, основатель системы «Боевое тело» в практике бразильского джиу-джитсу.

Эта система, опираясь в своём методологическом подходе на традиции, не оставляет без внимания современные методы тренировок. Основное внимание в ней уделяется базовым универсальным качествам, делающим эффективными техники всех других боевых искусств. «Боевое тело» – это основа, с которой можно подходить к методам тренировки в самых различных боевых искусствах.

Любой метод тренировки в каком-либо виде боевого искусства можно рассматривать глазами концепции «Боевого тела», позволяющей экспериментировать со своей индивидуальной практикой и наслаждаться своим развитием.

******

«…Частью моего тренировочного процесса всегда было «скрещивать руки» с этими людьми. Я на практике хотел почувствовать то, о чём они говорят, а не просто услышать об этом. Было много случаев, когда простого чувства было достаточно, чтобы понять, что одни несли чушь, а их ученики были пешками. Но также было немало случаев, когда я был с легкостью «уничтожен».

Уроки поражений

При обучении тела какому-либо двигательному навыку, обычно создается впечатление, что мы создаём что-то в чём-то уникальное или особенное, что-то, что мы считаем достаточно мощным для того, чтобы использовать в разрешении определённых ситуаций.

Такое отношение можно увидеть у множества людей, изучающих навыки боевых искусств, которые полностью убеждены в своём уникальном превосходстве. Однако реальность такова, что все эти способности, телесные навыки и методы, которыми мы так дорожим, могут быть уничтожены в одно мгновение теми, кто опирается в своих действиях на разумный подход.

Разумный подход – это тот, который мы часто можем увидеть в спортивных единоборствах, когда один противник не играет в игру другого, полностью сводя на нет значительный набор навыков своего соперника. Обычно это описывается как процесс отказа от бокса с боксером или борьбы с борцом, вместо этого выходя за пределы предполагаемой игры.

При рассмотрении развивающих упражнений или методов это часто является большой ошибкой, поскольку упражнение быстро превращается во что-то непродуктивное. Однако это также может быть полезным инструментом, если упражнение стало целью или если партнёр потерял представление о реальности. Это наиболее очевидная проблема в некоторых искусствах айки, где хватание за запястье и немые неизменные силы присутствуют в большом количестве. Где уке переворачивается и плюхается на пол при малейшем намёке на направление.

В моём тренировочном прошлом было много случаев, когда во взаимодействии с партнёром вдруг всё шло не по плану ни для меня, ни для тех, кто позже пришёл тренироваться со мной. Эти уроки сыграли важную роль в изменении моей точки зрения на реальную важность конкретных методов или навыков и их контекста. Такие случаи являются «разрушением» чьей-либо перспективы или мнимой реальности и являются дверями к реальному росту.

Когда я впервые проходил обучение внутренним китайским искусствам, у меня была возможность познакомиться со многими разными практиками и учителями. Частью моего тренировочного процесса всегда было «скрещивать руки» с этими людьми. Я на практике хотел почувствовать то, о чём они говорят, а не просто услышать об этом. Было много случаев, когда простого чувства было достаточно, чтобы понять, что они несли чушь, а их ученики были пешками. Но было также немало случаев, когда я с легкостью был «уничтожен».

На фото автор, которого «убирает» Владимир Васильев, 2004г.

Однажды я присутствовал на семинаре с мастером «Системы» Владимиром Васильевым, который хорошо известен, как знаток русских боевых искусств. Его стиль борьбы и движений был очень интригующим для меня, потому что он казался противоположным укоренившемуся стилю тренировок с «движением всего тела», которому я посвящал своё время. Его движения были очень плавными, как волна или волнообразными, без жесткости и специфических типов гармонии или укоренения, в которые я был погружён в то время. Я не был уверен в том, как этот телесный метод будет сочетаться с моим собственным обучением, поэтому я был очень рад посетить семинар с этим опытным преподавателем и получить от него возможность пощупать себя.

Хотя общение с Владимиром было весьма поучительным, на самом деле, именно общение с одним из его учеников изменило мою точку зрения. Этот студент до сих пор практиковал только «Систему», он не тренировался ни в каком другом стиле, и поэтому его навыки тела и точка зрения были отражением чистого мастерства «Системы». В нашем взаимодействии, которое было сценарием борьбы, я попытался укорениться, стать твёрдым, как гора, и сохранить свою структуру. Это был метод, который был настолько успешным при использовании против моих сверстников по внутренним искусствам, что я был в нём совершенно уверен, однако с этим человеком он сработал совсем не так, как я предполагал. Он просто играл не по тем правилам, что и я. Хотя мои ноги не двигались, его ноги двигались постоянно, и он, просто, двигался вокруг меня, меняя угол, легкий и волнообразный, размахивая вокруг моей укоренившейся и неподвижной структуры. Это было всё равно, что пытаться поймать волну, я была скалой на береговой линии, он был океаном, и у этих двоих были очень разные подходы к их взаимодействию.

Важно понимать, что это не был мастер высокого уровня в искусстве «Системы», это был просто кто-то, кто выражал совершенно другой взгляд на то, как движется тело, и как его следует использовать в этом конкретном сценарии. Также важно понимать, что это была не драка, наше взаимодействие было полно смеха и улыбок, когда мы оба играли с нашими соответствующими идеями, но это было очень успешно в том, чтобы нарушить мои ожидания и поставить под сомнение те навыки, которые я до сих пор изучал и совершенствовал.

У меня просто не было адекватного ответа на вопросы, которые задавал его метод движения тела. Мы просто использовали совершенно другие правила взаимодействия, и это простое изменение имело огромное значение. Было много других подобных случаев, когда я замечал неотъемлемую разницу в подходе, которая разрушала мой собственный подход. Это помогло полностью изменить моё мышление о том, что было «хорошим» или «правильным» … такого понятия не существует.

Много позже, после того, как я некоторое время преподавал свой особый вид «внутренних» боевых искусств, в мою школу пришёл представитель тренинга «айки», чтобы немного поработать со мной. Он был очень сильным человеком, плотного и отличного телосложения. Общая концепция, которую я преподавал, соответствовала парадигме того, что он уже знал, и он мог выполнить многие концепции и принципы, которые я преподавал, на высоком уровне, возможно, даже более высоком, чем в то время мой собственный. В какой-то момент занятий он самодовольно обращался с некоторыми другими новыми студентами, и мне было очевидно, что он попал в ловушку, полагая, что это единственный путь, и он был настолько уверен в этом, что никаких других путей действий для него не было видно. Время «отменить»!

И вот во время одной из демонстраций я попросил его надавить мне на грудь. Это тест, который обычно используется во многих внутренних искусствах для определения способностей человека, которого толкают. Он должен быть в состоянии сопротивляться толчку, не отталкиваясь от толкателя, и таким образом демонстрировать определенный уровень мастерства тела. Это был тест, который, как я знал, который он должен был знать, и поэтому у него уже было предположение о том, какова была цель и задача этого упражнения. И поэтому я сказал ему: «Мне действительно интересно почувствовать мастерство твоего тела, почувствовать твою внутреннюю силу, поэтому я хочу, чтобы ты действительно попытался столкнуть меня … не сдерживайся!».

Когда он подошёл, чтобы толкнуть меня в грудь, я просто сунул указательный палец ему под мышку, надавливая вверх по диагонали. Это привело к тому, что он потерял способность тужиться, и я причинял ему боль всякий раз, когда он напрягался сильнее. Я не стал принимать стойку и не использовал никаких своих телесных навыков, я просто засунул палец ему под мышку и немного надавил. Это была техника, которую один из моих учителей использовал на мне в прошлом, и я всегда помнил, как это было неудобно. Это был метод, которому обучали в определенной форме Ба Гуа, где отрабатывался навык «прокалывания» пальцами.

«Это несправедливо», – сказал он. – «Это не тренировка и не то, как она должна проходить».

«Не так?», – спросил я. – «Я просто попросил тебя проявить свою внутреннюю силу. Я не объяснял никаких других целей или задач, кроме этого. Твоя задача состояла в том, чтобы оттолкнуть меня, моя – почувствовать твою внутреннюю силу», – он продолжал выглядеть встревоженным.

«Хорошо», – сказал я. – «Почему бы нам не попробовать ещё раз, и я обещаю не совать палец тебе под мышку, договорились?». «Договорились», – ответил он через мгновение.

И вот он снова начал пытаться толкнуть меня в грудь, на этот раз я ущипнул его за бок, ещё один любимый приём моего старого Учителя, который использовал эту тактику, чтобы отвлечь борцов, сцепившихся с ним. После этого приёма я приходил с тренировки домой в таком виде, словно на меня напала стая собак, так силён был его щипок!

Он взвизгнул и снова запротестовал. Поэтому я просто объяснил: «Какая польза от многолетних тренировок и многих часов совершенствования навыков вашего тела, если их можно отменить лишь указательным пальцем или щипком?». Хотя поначалу он был явно расстроен, я полагаю, что он всё же получил моё «сообщение».

Хотя мы развиваем навыки в одной области или в определенном направлении, умный противник часто найдёт пробелы, которые могут быть неочевидны, особенно если мы проводим время в эхо-камере. Есть много людей, которые тренируются определенным образом для достижения определенной цели, убеждённые в том, что только они и их группа имеют реальное дело. На самом деле высокая специализация, хотя и является областью высокой квалификации, часто является областью узкой направленности. Узкий фокус может ослепить нас от общей картины, и любой, кто увидит общую картину, сможет уничтожить нас. На тренировках это та более широкая картина, которую мы все должны стремиться воспринять, если мы не хотим чтобы наши навыки тела были уничтожены одним тычком или щипком.

Было бы справедливо сказать, что система «Боевого тела» направлена на максимально широкое распространение набора навыков. Мы стремимся развить навык тяжелого тела, будучи при этом способными быть очень гибкими и легкими, как в системах эластичного тела; мы стремимся поддерживать общую силу всего тела, одновременно демонстрируя текучесть и способность к изменениям, как в системах жидкого тела. Этот союз противоположных качеств чрезвычайно трудно поддерживать, потому что можно подумать, что один атрибут сводит на нет работу другого. На самом деле, практика, направленная на улучшение всех 6 атрибутов, с течением времени, постепенно формирует общую компетентность. Человек может специализироваться в одной области, но он всё равно может видеть и использовать другие.

Атрибуты «Боевого тела» в некоторых отношениях предназначены для того, чтобы сделать нас тонкими, сделать нас компетентными и способными воспринимать все области, если не быть мастером в них. Важно не то, что делает наш противник, а только то, что мы сами можем сделать. И, если мы сможем сделать даже на посредственном уровне то, что может уничтожить всё чтобы не тренировал соперник, это даст нам преимущество, и наши противники скоро будут уничтожены.

https://www.martialbody.com/Articles/Blog/ArticleID/73/Becoming-undone

******

Comments (0)

Оставьте мнение: