Май 13 2022

Если в вашей практике нет тренировки с оружием, то в ней многое теряется

Category: Библиотека Евгений @ 08:02

У. Муромото

Если в вашей практике нет тренировки с оружием, то в ней многое теряется

Уэйн Муромото является издателем «Furyu: the Budo Journal» и «Furyu Online».

Он начал заниматься боевыми искусствами около двадцати пяти лет назад и провёл несколько лет, изучая Урасэнке чаною (чайную церемонию) и различные боевые искусства в Японии. Он является прямым учеником Оно Йотаро, директора Битчу-ден Такеучи-рю и имеет ранг йондана (шихандай или официального представителя-инструктора по старой системе), а также чу-мокуроку в этой школе. Он также является учеником Омори Масо в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю иай-дзюцу.

У. Муромото имеет опыт в самых разнообразных боевых искусствах, включая дзюдо, айкидо, карате-до, тай-чи-цюань, дзё-до и кен-до, и имеет звание сандан от Федерации Дзен Нихон кендо в иайдо. В настоящее время он является активным лидером Гавайского клуба боевых искусств.

У. Муромото имеет степень магистра изящных искусств Гавайского университета и степень бакалавра японской литературы и языка. Он является преподавателем искусств и заведующим программой изобразительного искусства в Средне-Тихоокеанском институте.

******

«…Блок в ката карате не обязательно является блоком, он может даже не быть ударом! Это может быть преддверием броска. Откуда тебе знать? Только если ты практиковал какие-то формы бросковых техник и борцовские схватки».

Карате – незавершенное искусство?

Думаю, что названием своей статьи я привлёк ваше внимание, не так ли? Особенно если вы, каратисты.

На самом деле, я не клевещу на карате; отнюдь нет. То же самое можно сказать и о некоторых других популярных боевых искусствах, но, в частности, я хотел бы отметить, что карате в том виде, в каком оно преподаётся в настоящее время, может быть лишь половиной того искусства, которым оно было, когда оно было впервые разработано. Или одной третью, если подумать.

Во-первых: если в практике карате нет тренировки с оружием, то в ней многое просто теряется. На Гавайях существует множество школ карате окинавского и японского стилей, которые включают окинавское кобудо, или традиционное окинавское оружие. Хотя оно преподаётся несколько отдельно, как часть окинавских боевых искусств, кобудо дополняет и усиливает технику «пустой руки». Некоторые школы по какой-либо причине избегают работы с оружием. Я думаю, что это плохая идея. Работать с оружием – это, прежде всего, весело. Это отличный переключение от обычных тренировок по карате. Во-вторых, как подтвердит любой, кто проходил обучение без оружия и с оружием, работа с оружием оттачивает ваши навыки с точки зрения лучшего понимания проекции силы, дистанции и времени.

Например, во многих школах Шотокан, похоже, вообще нет работы с оружием. Это прискорбно. Я вспоминаю, как видел, как покойный мастер Шотокан Асаи Тетсухико, проводя семинар, демонстративно призывал студентов-каратистов изучать традиционные окинавские ката вне обычного творчества Шотокан, а также осваивать работу с оружием. (И он показал несколько удивительных защитных приёмов, в которых использовались движения и броски, похожие на айкидо; подробнее о схватке чуть позже в этой статье.)

Так что, работа с оружием – это одна треть карате. Другая треть – это, конечно, то, чем люди занимаются сейчас: карате ката, спарринг в организованной или свободной форме, основы. Вспомогательные тренировки, такие как удары по макиваре, мешкам, другим людям. Это в основном то карате, как мы его знаем и любим.

Но … многое из следующего – это моё мнение, подкреплённое двумя нитями мысли, одна из которых основана на наблюдениях и исследованиях, а другая – на анекдоте: если вы не осознаёте какую-либо форму борьбы, вы занимаетесь только половинчатым карате, а не его полной версией.

Вот более важный аргумент: Прошлым летом (2009) я консультировал Чарльза Гудина (http://hikari.us) о подготовке шоу по окинавскому карате на Гавайях в Гавайском университете. Чарльз является основателем Гавайского музея карате и додзё Хикари и практикует очень традиционную (но инновационную) форму окинавского карате. Шоу было посвящено его пожертвованию сотен бесценных книг по карате в Азиатскую коллекцию библиотеки UH. Гудин, помимо сбора книг по всему миру, провёл годы, беря интервью и собирая артефакты и фотографии учителей карате и обучаясь у них на Гавайях.

Среди множества выставленных исторических фотографий у Чарльза было несколько фотографий довоенных жителей Окинавы, известных своим карате, участвующих в состязаниях по окинавскому сумо. На некоторых фотографиях они позировали с обнаженной грудью, с трофеями или в костюмах в стиле дзюдо. На других фотографиях они действительно боролись друг с другом на газоне, держась за пояса друг друга, в стиле японского сумо.

Чарльз сказал, что обнаружил, что многие, многие окинавские каратисты довоенной эпохи были очень активно вовлечены в окинавское сумо. Окинавская версия сумо была гораздо больше похожа на форму вольной борьбы, чем нынешний стиль спортивного сумо. Это было очень похоже на дзюдо, с множеством взмахов, прыжков и бросков бёдрами. Когда он исследовал дальше, действительно, «старые парни» (или их потомки) сказали: да, многие старые мастера отметили бы, что для того, чтобы по-настоящему понять карате, нужно знать грэпплинг. Ката карате состояло не только из ударов руками и ногами, оно также было наполнено множеством приёмов борьбы, и не знать, как они применялись, значит не знать и половины значений ката.

Это было для меня откровением, хотя я подозреваю, что Чарльз и другие высококвалифицированные каратисты знали об этом.

Таким образом, блок в ката не только не обязательно является блоком, он может даже не быть ударом! Это может быть преддверием броска. Откуда тебе знать? Только если ты практиковал какие-то формы бросковых техник и борцовские схватки.

Мой другой аргумент более анекдотический. В моём классе дзю-дзюцу есть один ученик, который является высокопоставленным каратистом. Он сказал, что, во время практики наших техник, в его голове много раз загоралась лампочка (например, «что, чёрт возьми, это ЗНАЧИТ?»), и он вдруг начинал понимать значение и смысл некоторых странных и проблемных движения из многих ката карате. Иногда предыдущие объяснения тех или иных частей ката, по его мнению, являются недостаточными, вынужденными или даже притянутыми за уши, но когда он изучает некоторые техники дзю-дзюцу, то начинает видеть, как они отражают движение в ката другого человека, и всё это выражает большой смысл.

Теперь, когда я думаю об этом, эти два примера перестают быть изолированными друг от друга аргументами. В недавней документальной программе Морио Хигаонна продемонстрировал некоторые техники Годзю-рю более высокого уровня. Они включали блокирование удара и вывих конечностей противника очень, очень похожие на действия в дзю-дзюцу, но всё это, по-видимому, неотъемлемая часть его окинавского стиля Годзю-рю.

Даже когда я тренировался в карате, много десятилетий назад, до того, как спарринги по карате стали более регламентированными и связанными правилами, мой сенсей по карате в японском стиле не раздумывал о том, чтобы схватить мой медленный или ошибочный удар рукой или ногой, для того, чтобы меня бросить на маты, после чего с радостным видом использовать болевые рычаги для удержания и контроля. Он сказал, что в Японии спарринги раньше были именно таким грубым делом. Когда вы сократили разрыв и подошли вплотную к партнёру по спаррингу, ничто не удерживало вас от того, чтобы бросить его на землю и провести борцовские удерживающие техники.

Я не думаю, что каратистам нужно возвращаться к такого рода спаррингам, которые привели к множеству сотрясений мозга, растяжений, сколов зубов, всевозможных ссадин и синяков под глазами. Но я действительно думаю, что если вы в своей практике карате опустите изучение грэпплинга: броски, замки, булавки и т.д., вы упустите половину знаний, содержащихся в карате ката. Вы рискуете забыть, как выполнять удар или блок с броском или удержанием, как единую и целостную методологию боя.

Лучшие учителя карате, такие как Чарльз или Хигаонна сенсей, включат грэпплинг в качестве неотъемлемой части изучения бункай (объяснения) ката и проводят отдельные учебные уроки, касающиеся обучению техникам бросков, бросков с падениями, блокировок и вывихов.

Проблема в том, что очень много уже потеряно, и очень много каратистов, на самом деле, не знают и даже не подозревают об этом. Это должно быть восстановлено. Хорошо то, что всё это есть, прямо на виду, в ката.

декабрь 2009г.

https://classicbudoka.wordpress.com/2009/12/17/10-karate-an-incomplete-art/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: