Май 15 2022

Мечу нужно дышать, чтобы быть эффективным

Category: Библиотека Евгений @ 07:20

Й. Конради

Мечу нужно дышать, чтобы быть эффективным

Йохан Конради, пожизненный ученик будо, а иногда и учитель.

 

 

 

 

 

******

«…Чтобы резать, требуется тонкость, а не мускулатура!».

 

Тенучи

Если вы столкнетесь с непростым вопросом: что является наиболее важным аспектом в японском фехтовании? Каков будет ваш ответ? Может быть это, ваша поза, может быть, то, как вы действуете мечом, куда вы смотрите? Может быть, это ваше движение бедра или расположение, может быть, дистанция? Всё это очень важные аспекты при рассмотрении общей картины фехтования, но, на мой взгляд, всё хорошее фехтование начинается с хорошего хвата.

Если вы правильно держите катану, деликатно меняете баланс при выборе и разрезании цели и, наконец, остановке клинка, ваше мастерство владения мечом будет чистым, чётким и эффективным.

Найдите минутку, чтобы подумать об этом. Мы пытаемся взмахнуть клинком в воздухе, следуя истинной и непоколебимой дуге к своей цели, соответствуя комплексу задач, не смещаясь ни влево ни вправо, ни вверх ни вниз, даже на 1/1000 миллиметра в трёхмерном пространстве, имея дело с множеством влияющих факторов, таких как тай-дзюцу, движение тела, рельеф местности, условия освещения, плотность цели, движение цели и контроль дыхания. Учитывая всё, кроме некой невыполнимой задачи, которую, тем не менее, нам нужно осуществить.

Учителя часто учат, как следует держать меч, но часто забывают сказать, что хват имеет постоянно меняющуюся динамику в зависимости от того, что мы пытаемся достичь.

Тенучи – это не статичная вещь. В нём есть и всегда должна быть жизнь. Это единственное, что действительно даёт жизнь вашему мастерству владения мечом. Как ваше энергичное намерение, «ки-хаку», воплощается во что-то живое в вашем мертвом стальном клинке? Это воплощение жизни в неживом клинке происходит через ваш тенучи.

Начнём с того, что, когда катана вот-вот будет извлечена из сая, правая рука должна подкрасться снизу цука, чтобы скрыть тот факт, что меч вот-вот будет извлечён. Кончики пальцев должны скользить по верхней части рукояти, в то время как большой палец проникает под неё. Ладонь не должна быть прижата к цуке, она должна свисать назад и позволять кончикам пальцев выполнять свою работу. Вытяните меч прямо вперед, одновременно оттягивая сая назад левой рукой, надежно сложенной вокруг койгути сая. Я часто вижу, как студенты пренебрегают этим шагом, отпускают сая, не отводят их назад, размахивая при этом левой рукой близко к лезвию.

Факт: Требуется всего 3 см движения клинка, чтобы отрезать палец, кость и всё такое. Так что будьте осторожны с тем, что вы делаете левой рукой, вытаскивая меч.

Во время извлечения клинка из ножен, правая рука должна сжимать цуку близко к цубе, но не вплотную к ней. Причина этому состоит в том, чтобы быть способным в нужное время эффективно перевести меч в положение чудан-но-камаэ.

Как только меч направлен вперёд, левую руку можно выдвинуть вперёд, чтобы, скорее, как ласку, схватить рукоять меча, примерно на расстоянии яйца позади правой руки.

Обе ваши руки должны образовывать букву «v» между большим и указательным пальцами. Рыбий рот, буквы «v» должен аккуратно располагаться поверх цуки, а не с её боковых сторон. Это неверно.

 

 

Никогда не обращайтесь с мечом как с битой. Уметь сильно ударить – это не плохо. Однако, чтобы резать, требуется тонкость, а не мускулатура.

Мизинец и безымянный пальцы левой руки держат меч так, чтобы он не вылетал из рук при взмахе. Мизинец и безымянный пальцы правой руки держат меч, в то время как указательный и большой пальцы правой руки управляют и стабилизируют меч.

Левая рука обеспечивает мощность для нанесения разреза, правая рука управляет движением и стабилизирует разрез.

Хват рукоятки должен быть ослаблен, но не настолько, чтобы меч летел дико или свободно, мизинец и безымянный пальцы должны сохранять дисциплину и заставлять меч прилипать к вам.

Когда вы стоите в чудан-но-камаэ, сенсей должен быть в состоянии вытащить меч из вашей хватки без особых усилий, чтобы проверить правильность давления на цуку.

В фехтовании чрезмерные хваты никогда не бывают чем-то хорошим. Никогда, никогда не душите свой меч. Ему нужно дышать, чтобы быть эффективным.

Ещё один совет – всегда держите запястья и локти близко к телу, когда двигаете мечом. Если ваши запястья начнут указывать наружу в противоположных направлениях на любом этапе движения меча, вы уже проиграли.

Единственное время, когда можно надавить на цуку, – это с момента, когда вы достигнете цели, до момента, когда меч выйдет из цели. Это называется «отжиманием мочалки», шибори, и сводится к мгновенному нанесению достаточного давления на цуку, чтобы стабилизировать порез. Не переусердствуйте с этим. В этот момент вы можете слегка подвинуть запястья друг к другу, но это очень хрупкий баланс. Никогда не переусердствуйте. В кен-дзюцу небольшое всегда значит много.

Последний аспект, который я хотел бы осветить, – это действия мечом. Секрет успешных действий оружием заключается в гибкости запястья. Легкий хват приводит к маневренному мечу. В настоящем бою на мечах это то, что сохранит вам жизнь. Ваш меч должен двигаться в такт приливам и отливам танца мечей, а это означает способность метать, блокировать, отклонять, перенаправлять и атаковать в любом направлении с любого направления. Этого можно достичь только благодаря мастерству владения хватом.

Предмет сам по себе определяет силу разреза или действия.

Неподвижный разум наполняет тело ки, и оно движется соответственно, намерение передается через тенучи в клинок и выходит в Космос. Это путь меча.

Глубоко обдумайте это, поскольку в этом учении скрыт секрет того, как сделать меч единым с самим собой.

Ronin Katsujinken Dojo

август 2018г.

https://theronindojo.wordpress.com/2018/08/23/tenouchi/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: