Май 16 2022

Неудачи – необходимое условие совершенствования

Category: Библиотека Евгений @ 08:03

Боевые испытания

Неудачи – необходимое условие совершенствования

TRIBULATIONS MARTIALES – информационный ресурс, посвящённый практике боевых искусств.

 

 

 

 

 

******

«Преподавание айкидо – это структурированное учение, однако оно не должно заставлять нас упускать из виду того, что цель его практики – способность справляться с агрессивным противником в совершенно, открытой ситуации, прямо противоположной изучению структурированного ката».

Дзю-ваза – приглашение на игру

По прибытии в Азию я часто слышал «Ах, ты играешь в боевые искусства». Вероятно, из-за прямого перевода с китайского 玩, я долгое время был оскорблён этой фразой. Я не «играл» в боевые искусства, я учился, я практиковал искусство, созданное самураями, которое нельзя сравнить с простой игрой. Но оглядываясь назад, я задаюсь вопросом, не были ли они, в конце концов, просто правы, и не лучше ли мне меньше учиться и больше играть…

Игра – естественный режим обучения

Игра является частью естественного режима развития животных и детей. Мы никогда не увидим гепарда, делающего дробные серии, или шимпанзе, выполняющего подтягивания. Они просто естественно двигаются, играют и при этом развивают необходимые им физические качества. Легко определить моменты игры между двумя ссорящимися животными, потому что в игровых ситуациях нередко случается, что сильнейший позволяет слабому выиграть, что было бы немыслимо, если бы со стороны сильного была проявлена реальная воля к победе в столкновении.

Малыши также развиваются только через игру, неструктурированно. Ребенок учится ползать или ходить не по установленному образцу, а экспериментируя. Его первые движения часто бывают случайными: толчок в поясницу, который заставляет его подняться с подушки и покатиться немного дальше, давая ему первое представление о том, как перемещаться из точки А в точку Б. То же самое относится и к тому, чтобы встать, подняться и пройтись, опираясь на окружающую мебель: всё это возможность исследовать, посмотреть, что и как работает, а что нет, и сохранить только то, что работает, чтобы постепенно совершенствоваться. Это метод, который не является «эффективным», в том смысле, что он обязательно приносит большие потери, но всё же показывает чрезвычайно быстрые результаты.

Структурированное обучение

Дети и животные являются лучшим доказательством того, что обучение не обязательно должно быть структурированным, чтобы быть эффективным, но среди величайших спортсменов также есть примеры практикующих очень высокого уровня, которые не прошли или, по крайней мере, прошли не сразу, через поле структурированного обучения. Это особенно актуально в таких видах спорта, как футбол и баскетбол.

Шахматный вундеркин Джош Уэйцкин также впервые прошёл интенсивную фазу неструктурированной игры, когда он играл в очень молодом возрасте в парке Вашингтон-Сквер в особенно быстрых игровых сценах. Только после этого он прошёл очень структурированное обучение под руководством Брюса Пандольфини, в результате чего выиграл множество официальных соревнований.

Айкидо – сложная дисциплина, и её, очевидно, невозможно изучить без минимальной образовательной структуры. Именно по этой причине обучение там организовано в форме ката, которые позволяют выделить наиболее важные элементы, чтобы полностью овладеть сущностью искусства, и сложные способы использования своего тела. Но это структурированное учение, если оно имеет свою полезность, не должно заставлять нас упускать из виду цель практики – способность справляться с недовольным противником в совершенно открытой ситуации, прямо противоположной ката. И, без сомнения, благодаря игре, через дзю-ваза, это становится возможным.

Дзю-ваза – работа по исследованию и восстановлению контекста

Ката – это грамматика айкидо. Именно она определяет рамки практики, в том числе выбранные телесные, тактические и стратегические принципы. Эти принципы не обязательно лучше, чем другие, но они должны соответствовать друг другу и контексту использования, чтобы дать практикующему ключ к более свободному использованию айкидо. Они создают основу для практики, и именно в этих рамках следует играть как можно более свободно.

Улучшение способностей, будь то физических или умственных, достигается с помощью игры, а также путем изменения интенсивности, частоты и правил – всего того, что позволяет нам дзю-ваза.

Основной риск в использовании дзю-ваза, направленной на превращение свободной практики в дополнительную возможность практиковать ката айкидо, возникает в случае, если вам достанется самодовольный партнёр, который атакует и реагирует запрограммировано, а также используя стандартизированные ответы на атаки. В то время, как в дзю-ваза, напротив, важно, чтобы оба партнёра использовали возможность свободной практики для более глубокого «изучения» айкидо. Только таким образом, тори сможет попытаться наилучшим образом адаптироваться к предлагаемому нападению, чтобы дать партнёру ответ, который он сочтёт наиболее подходящим. Уке же сможет отреагировать на это так, как ему сейчас покажется наиболее естественным.

Понятия игры и исследования нельзя отделить от понятия риска. Риск имеет основополагающее значение для обучения, потому что он даёт обратную связь о выполненном движении. Практика, в которой уке падает, несмотря ни на что, потому что он следует за движением тори, не представляет большого риска. В таком случае, техника может быть полностью упущена, но все же достичь желаемого результата – партнёр оказывается на полу…

Однако, для достижения нужного учебного эффекта, всё должно быть по-другому. Должно быть так, чтобы оба партнёра чувствовали опасность и способность человека, стоящего перед ними, увязнуть в любых недостатках и воспользоваться ими. Речь идёт не о том, чтобы создавать чрезмерный риск, который может привести к травмам при каждой атаке, а о том, чтобы почувствовать, что малейшее неправильное движение может вызвать противодействие… чтобы суметь обнаружить настоящий недостаток в действиях партнёра и правильно его использовать, возможно, совершенно неожиданно для партнёра. Дзю-ваза – это не что иное, как приглашение проверить свои движения в более открытой среде с партнёром, который, ещё не став врагом или даже противником, становится нашим помощников в выявлении наших недостатков и не должен падать, чтобы доставить нам удовольствие.

Дзю-ваза ограничена только вашим воображением. Параметры скорости, интенсивности, открытость возможных атак и ответов, доступность уке и его стремление создавать трудности, количество нападающих – все эти критерии зависят только от вас, и, безусловно, именно путём их максимально возможного изменения вы добьетесь наибольшего прогресса.

Цель дзю-вазы в этих условиях больше не в том, чтобы удовлетворить наше эго, много раз бросая нашего противника, а в том, чтобы играть, совершать попытки… а иногда и терпеть неудачу. Как ребенок, который учась ходить, падает и повторяет свои попытки, пока не найдет лучший метод.

Игра является источником мотивации

Я не сомневаюсь, что некоторые из адептов айкидо преуспевают в строгой и точной работе над формой. Тем не менее, мне кажется, что для мотивации продолжения своих занятий необходимо знание того, как уйти от этого. В дзю-ваза нет места разочарованию, потому что результат не имеет значения. Мы участвуем не в соревнованиях, а скорее в том, что Хироо Митидзуки определяет как «рандори самопомощи», упражнение, в котором оба партнёра ищут друг друга, борются друг с другом для своего взаимного прогресса.

Очевидно, что оба партнера не обязательно будут на одном уровне, и эти данные необходимо учитывать. Самый продвинутый практикующий увидит больше недостатков, а также будет более способным ограничить варианты встречных действий. Тем не менее, с точки зрения игры и педагогики, может быть полезно не зацикливаться на всех доступных вам лазейках и в каких-то случаях, «допуская ошибки», тем самым позволять своему партнёру учиться и продвигаться вперёд. С другой стороны, это позволит ему оказаться в более сложной, менее контролируемой ситуации… из которой он сможет научиться выходить. Дзю-ваза – это не реальность боя, будь то соревнование или выживание, и победа в ней не приносит ни хорошего результата, ни награды. Важна только взаимная учебная выгода.

Помимо взаимного прогресса, практика в этом формате бесконечно более увлекательна. Мы пробуем что-то, иногда это работает, иногда нет, но мы всегда хорошо проводим время. В то время, когда численность занимающихся айкидо сокращается, предложение практики, которая помимо прочего позволяет получать удовольствие, не является незначительным обстоятельством.

Игра является источником творчества

Игра – это изучение каждой части предлагаемой обстановки, её раскрытие, придание ей смысла. Это поиск новых движений или комбинаций, которые работают в ситуациях, обстоятельства которых постоянно меняются, и фактически позволяют овладевать искусством за пределами техник и ката.

Следует принимать во внимание, что, сами по себе, техники айкидо, в конечном итоге, не имеют большого значения. Сам Морихей Уесиба не использовал существующую техническую номенклатуру, созданную его сыном. Вместе с техникой, он создавал движение, наиболее подходящее для ситуации. Тем не менее, эти движения, будучи верны принципам айкидо, не были ограничены какой-либо технической формой. В этом смысле дзю-ваза является источником освобождения для практикующего айкидо.

Заставьте всё взлететь в воздух, забудьте о правилах, забудьте о формах и получайте удовольствие.

Форма всегда рядом

Забудьте о форме, но знайте, как вернуться к ней. Подавляющее большинство боевых практик, древних или современных, основаны на заранее установленных формах: ката, танрен, таолу, дрели, учикоми, медвежьи оковы. И это не без причины. Хотя структурирование по формам вначале занятий является необходимостью, чтобы создать основу для практики и помочь начинающим практикующим, тем не менее, впоследствии оно по-прежнему необходимо.

Игра является важным компонентом обучения. Она позволяет работать более свободно, более открыто, и таким образом позволяет нам противостоять самим себе в наших технических, физических и умственных пределах. Это важная информация для нашего прогресса, если вы знаете, как её использовать. И что может быть проще, чем взять эту информацию и вернуть её в более закрытый контекст, в контекст ката?

Боевая практика – это непрерывный переход от одного к другому, от структурированного обучения, в котором можно изолировать каждую микрочасть, к свободной, открытой и игривой практике, в которой форма больше не существует, и остается только практикующий.

Эта статья была первоначально опубликована в специальном журнале Dragon в октябре 2020 года.

апрель 2021г.

https://www.xavierduval.com/2021/04/jiyu-waza-une-invitation-au-jeu.html

******

Comments (0)

Оставьте мнение: