Июн 24 2022

Это не вопрос правильного и неправильного, это вопрос предпочтений

Category: Библиотека Евгений @ 09:23

Р. Бесслер

Это не вопрос правильного и неправильного, это вопрос предпочтений

Роберт Д. Бесслер более 30 лет изучал боевые и медитативные искусства, холистические методы исцеления и духовные системы Востока и Запада. Основное внимание Роберта было сосредоточено на японских боевых искусствах; в настоящее время он имеет звание дзюдана (черный пояс 10-й степени) в Будзинкан Будо Тайдзюцу/Ниндзюцу под руководством гроссмейстера Масааки Хацуми, а также годана (черный пояс 5-й степени) в Энбукан Баттоджусту/Синбу-рю Сого будо и звание в Такеда-ха Айки-но-дзюцу. Он также обучается китайскому искусству, в т.ч. тайцзи Удан, мечу тайцзи, тайцзи в стиле цигун и янь. С 1998 года Роберт совершил более 27 учебных поездок в Японию, в 2011 году в течение месяца жил в предгорьях гор Удан в Китае изучая Удан тайцзи и цигун.

Роберт является соавтором книги «Мастерство расширения: практическое руководство по полноценной жизни». Он написал книгу под названием «Изобретение себя через перестройку: 9 ключей к тому, чтобы жить той жизнью, о которой вы действительно мечтаете». Его книги можно найти на его веб-сайте, http://www.expansionmastery.com .

Р. Бесслер основал додзё Будзинкан Кузурю (1995). Он был первоначальным основателем Будокана Западного Мичигана, которым он управлял в течение 16 лет, и теперь предлагает частные уроки отдельным лицам и небольшим группам через Будзинкан Кузурю додзё и Энбукан Сибу додзё. Роберт преподавал и демонстрировал боевые искусства в Японии, Китае, Египте и по всей территории Соединенных Штатов.

******

«Дело не в том, что лучше, а в том, что лучше для вас или для того вида искусства, которому вы обучаетесь.

…Как только вы осознаете подход, находящийся в основе практики вашего боевого искусства, вам станет легче понять, чего вам следует ожидать от него, и чего от вас будут ожидать».

Традиционные тренировочные формулы.

Внутренний и внешний подходы

В предыдущей статье (Развивать свой Человеческий потенциал (Тренировка с чувством – развитие восприятия), 2013г) я упоминал базовую тренировочную формулу для традиционных японских боевых искусств. Я сталкивался с этой формулой во многих системах обучения, таких как тексты Асаямы Итидэн-рю дзю-дзюцу и других, чьи исторические корни прочно уходят в буддизм. Аналогичные методы развития можно найти и в китайских боевых искусствах. В то время как китайские школы искусств предлагают школы с буддийскими корнями, у них также есть школы с даосскими корнями, и они обладают различными моделями обучения. Даосское искусство, пришло из Удана, и буддийское искусство – из Шаолиня. Вы можете заметить эту идею и в боевых искусствах других стран. Я чувствую, что влияние этих методологических систем обеспечивает прочную основу для обучения боевым искусствам. Основное внимание в этой статье уделяется не философскому или религиозному влиянию, а именно методологии обучения, используемой этими различными системами. Существует много прекрасных методов личностного развития, и лучше всего найти тот, который вам подходит, чтобы добиться наибольшего прогресса.

Я обнаружил, что существует два общих подхода: Первый учит из физической формы и переходит в нефизическую. Этот подход обычно используется для более быстрого развития эффективных боевых навыков и обычно встречается в боевых искусствах с буддийскими корнями. Второй начинается с нефизического и движется к физическому. Этот подход изначально сосредоточен на личностном развитии и здоровье больше, чем на борьбе, и более характерен для боевых искусств с даосскими корнями.

Существует также третий подход, и он касается обучения с более монашеского подхода, где основное внимание уделяется исключительно духовному развитию, личному мастерству, здоровью и долголетию, а также медитации без каких-либо реальных усилий, прилагаемых к боевым аспектам искусства. Этот метод обучения больше связан с успокоением ума, успокоением нервной системы и расслаблением тела для достижения просветления, чем с развитием боевых навыков. Эту модель обучения часто можно увидеть, когда круговая ходьба багуачжана фокусируется на медитации в движении без акцента на боевых действиях в её монашеских традициях. Это искусство действительно содержит высокоэффективные методы борьбы для тех, кто изучает и применяет функции таких движений, как смена одной ладони.

В дополнение к этим подходам существуют внутренние подходы, которые сопровождают их. Концепция прогрессивного роста «су, ха, ри», которая в грубом переводе означает «удержание, перерыв, уход», обычно является частью естественного процесса, который происходит чаще, чем предпочтительная учебная модель. Это часть естественного прогресса, который, когда к нему относятся со зрелостью и без эгоизма, позволяет практикующему свободно владеть тем, чему он научился.

Интересно то, что назначение для двух наиболее распространенных методов идентично. Например, боевые искусства Шаолинь обычно начинаются с физических техник (форма) и переходят к чувствам, разуму и концепциям (бесформенным) по мере их развития. Боевые искусства Удан начинаются с движения, чувства, ума и концепций (бесформенных) и переходят к физическим методам (форме). Буддийские искусства (Шаолинь) и даосские искусства (Удан) имеют разные начальные подходы, выбирая разные пути для достижения одной и той же цели. Оба метода развивают удивительных практиков. Это похоже на разницу между изучением очень жесткой формы японского карате и мягких, плавных движений айкидо или даже некоторых форм дзю-дзюцу. Я знаю учителей айки, которые предпочитают сосредоточиться на процессе обучения, который я подробно описываю ниже, и я знал других, которые предпочитают внутренний подход, сосредоточив внимание на разработке концепций в первую очередь и физической технике во вторую очередь. Как я уже говорил ранее, я не считаю, что это вопрос правильного и неправильного, я чувствую, что это вопрос предпочтений.

Эта статья не предназначена для того, чтобы поощрять предпочтение одного стиля развития перед другим, это просто способ лучше понять наши тренировочные процессы будо путём их изучения. Дело не в том, что лучше, а в том, что лучше для вас или для того вида искусства, которому вы обучаетесь. Точно так же дело не в том, какое духовное влияние оно содержит в своих корнях, однако отрицание этих фактов ограничивает способность понять концепции, содержащиеся в искусстве, которое вы изучаете. Как только вы осознаете подход к развитию вашего боевого искусства, вам станет легче понять, чего вам следует ожидать, и чего от вас будут ожидать.

Это невероятно обширная и глубокая тема, поэтому я сохраню её очень простой и о более глубоких уровнях напишу в будущем, чтобы это не стало слишком длинным. Сначала я рассмотрю внешнюю систему, а затем в другой статье представлю внутреннюю систему. Во-первых, это внешний подход, который очень популярен среди японских боевых стилистов. Я буду использовать основные японские термины, чтобы помочь вам лучше усвоить материал.

******

Внешний подход

Кихон (основополагающие навыки)

Кихоны являются основой системы и должны быть хорошо разработаны с самого начала. «Основы» должны быть изучены и усвоены так, чтобы практикующий мог понять их и эффективно использовать. Мастера продолжают возвращаться к основам, чтобы усовершенствовать свою технику, поскольку истинно продвинутые методы заключаются не в более сложных техниках, а в мастерском использовании внутренних концепций в сочетании с основными физическими техниками. Они считаются базовыми не из-за простоты, а из-за их роли в качестве основополагающих строительных блоков всей системы. Это включает в себя базовую подготовку тела и ума, а также основополагающие движения и теорию стиля.

Кихон – это не столько основы, сколько фундамент. Все ваши технические знания и теоретические знания будут построены на этом фундаменте. Кихон обеспечивает доступ к получению продвинутых навыков. В конечном счёте, именно овладение кихоном ведёт вас к овладению искусством и самим собой. Кихон обычно включает в себя, в зависимости от искусства, – укеми и кайтен (навыки безопасных падений), камаэ (позы), аши сабаки (базовая работа ногами), тай сабаки (базовые движения тела), атеми (основные методы нанесения ударов и их цели), кузуси (нарушение равновесия нападающего и развитие своего) и так далее. С точки зрения владения мечом, это может включать те но учи (хваты меча), нуки учи (способы обнажения меча и нанесение ударов), ното (возвращение меча в ножны), как правильно носить меч, ухаживать за мечом и многое другое.

Уважение и этикет очень важны на этом этапе. Уважение и этикет начинают воздействовать на ваш разум и дух и расчищают путь для личностного развития. Именно здесь разум учится успокаиваться, нервная система расслабляется, а дух начинает шлифоваться. Смирение ума (эго) для привлечения духа – это начальная фаза развития духа воина. Основное внимание в кихоне уделяется тому, чтобы практикующий развивал себя в большей степени, чем побеждал противника, поскольку он объединяет себя с искусством и, в конечном итоге, делает его своим собственным. Большое внимание уделяется выравниванию тела, растягивающим и укрепляющим движениям, умственному настрою и умственной сосредоточенности и эмоциональному контролю. Эта стадия развития требует сосредоточенного мышления, чтобы начать собирать знания, а также повышать осознание своего тела.

Этот этап никогда не следует торопить или замалчивать в пользу попыток стать более продвинутым. Расслабьтесь, наслаждайтесь и примите этот этап обучения. По мере продвижения вперёд вы будете рады, что сделали это.

Ваза (техника)

Ваза – это техника, которая является фундаментальной для конкретной школы. Ваза или «техники» обычно основываются на кихоне прогрессивным, систематическим образом, что позволяет практикующему расширять свои навыки за счёт опыта на тренировочном поле и развивать знания из первых рук.

Эти простые, одношаговые техники знакомят с основами и позволяют применять их как к наступательным, так и к защитным движениям в дополнение к продолжению пути самообладания. Например, атеми (нанесение ударов по жизненно важным точкам) может расширяться от простого того, как формировать кулак и куда наносить удар, до фактического понимания нанесения удара при сохранении чувства безопасности и различных способов, которыми он может быть применён в ответ на различные атаки. Эта стадия, как и в кихоне, включает в себя размышление с целью развития понимания. Эти первые два этапа в значительной степени сосредоточены на знании и объединении ума и тела. Разум думает о том, что он увидел на примере учителя, чему он учится, и тело со временем начинает делать это правильно, не теряя равновесия и не совершая других распространенных ошибок новичков. Именно здесь мы начинаем понимать необходимость совершенной практики. Базовая координация также подчёркивается посредством движений, составляющих техники.

Изучение основных методов нанесения ударов руками и ногами, блокировок, движений тела, позиционирования ног, методов шага и ходьбы, наклона и многого другого подчеркивается наряду с правильной механикой тела, такой как прямой позвоночник, согнутые колени, расположение коленей на одной линии с пальцами ног – никогда над ними, расслабленные мышцы, расположение глаз и т.д. обычно включаются в этот подход. Техника даёт уму новичка нечто прочное, за что можно ухватиться, чтобы он мог чувствовать, что у него есть какой-то ключ к пониманию того, чему он учится и чего от него ожидают. Как правило, это чисто интеллектуальная фаза обучения. Это то, что будет отпущено позже в процессе обучения, когда форма растворится в бесформенном, но это важно в начале.

Ката (заранее подготовленные сценарии)

У ката есть две разные формы практики. Одна из них – сольная, в которой практикующий изучает свои движения по определенному шаблону без противника. Вторая – это форма для двух или трёх человек, в которой практикуются и исследуются конкретные применения техники конкретной школы.

Многие китайские боевые искусства предпочитают одиночные формы, в то время как большинство японских боевых искусств предпочитают использовать формы для двух человек. Версия этого подхода в основном представляет собой сценарий срежиссированного боя, в котором подчёркиваются различные концепции системы наряду с её сущностью.

Ката также действуют как физический сосуд, из которого можно изучать чувства, концепции и принципы школы. Это уровень, на котором практикующий начинает сосредотачиваться на развитии навыка выполнения кихона и вазы во время движения в ответ на действия противника. Это этап, на котором физическое применение приводит к приобретению опыта и знаний, которые невозможно получить без бесчисленных повторений и последовательной практики.

Чем больше практикуется ката (правильно), тем более укоренившимися становятся движения и тем более усвоенными становятся ощущения. Это позволяет телу запоминать движения вместо головы, опуская сознание в клетки тела, чтобы активировать их интеллект. На этом уровне применяются скорее чувства, чем мышление. Практикующий освобождается от необходимости думать обо всех движениях и концепциях и входит в мир их ощущения. Например, понятие ма-ай (боевая дистанция) сначала усваивается как определенное расстояние, например, ширина двух татами, но позже на этом этапе оно познаётся через ощущение расстояния.

На этом уровне обычно проходит основная часть обучения в процессе такого подхода. То есть до тех пор, пока практикующий не достигнет определённого уровня мастерства, затем стадии ката и рандори сливаются в одну, но это после того, как стадия рандори будет хорошо изучена.

Каждая боевая система имеет уровни, свитки или прогрессивные стадии развития. Эти этапы содержат различные ката, предназначенные для обучения практикующего движениям, концепциям и боевым навыкам, связанным с этим конкретным искусством. Сюда включены осведомленность и чувствительность, а также использование оружия.

Следует отметить, что ката являются относительно современным изобретением, и они не всегда были методом обучения на данном этапе. В прошлом простая многократная практика кихона во время движения в разных направлениях служила переходу от мышления к чувству.

Сольные ката – это формы, в которых устанавливается техническое мастерство. Эта форма обучения позволяет практикующему сосредоточиться на себе и совершенствовать свои позы, движения, равновесие, умственную концентрацию и т.д. Они также могут включать определенные концепции, уникальные для определенного стиля. Прекрасный пример этого в Будзинкане можно увидеть в Сансин но ката Гекк-рю косси-дзюцу. В фехтовании это зависит от школы, так как в бикен-дзюцу мы склонны подчёркивать ката двух человек, но в батто-дзюцу мастерство развивается с помощью сольных ката. Это снова показывает разницу между внутренней и внешней формами развития.

Ката для 2-3 человек имеют большое значение для развития человека. (Следует отметить, что во внутренних системах они не используют эти типы ката, только сольные формы, которые я объясню в будущей статье.) Во внешних системах этот этап бесценен. Здесь практикующий имеет возможность проверить то, что он изучал до тех пор, пока он применяет это к партнёру по обучению. Физическая техника и движения сочетаются с ментальными и стратегическими концепциями, образуя сложный хореографический сценарий боя. Форма для двух человек предлагает мгновенную обратную связь, которая оказывается бесценной. Если вы не будете двигаться правильно, вы получите удар – довольно резкий и сухой. Кроме того, вы можете увидеть, насколько вы эффективны или нет, когда учитесь нарушать равновесие вашего партнёра по тренировкам.

Этап ката основывается на взаимопонимании между тори (человеком, выполняющим технику) и уке (человеком, получающим технику). Я написал очень длинную главу в своей будущей книге о будо о взаимоотношениях и обязанностях тори и уке, чтобы достичь «идеальной практики» на тренировках. Но это очень важная взаимосвязь в обучении. Непонимание этого может привести к тому, что практикующие будут годами барахтаться, не добиваясь никакого реального прогресса. Следует отметить, что, находясь в роли тори, вы изучаете, как оставаться в безопасности и противостоять или нейтрализовать чьи-либо атаки.

Роли уке могут быть ещё более важными, так как именно здесь вы узнаете, как не пострадать, в то время как другие применяют к вам технику. Кроме того, у вас есть философское понимание того, что каждый раз, когда вас бросают на землю, это символизирует вашу физическую смерть, но это идёт глубже, представляя смерть вашего эго. Затем, когда вы снова поднимаетесь, чтобы встретиться лицом к лицу со своим партнёром по тренировке, это символизирует ваше возрождение. Это также символизирует восстание разума из пепла эго. Такой скрытый символизм присущ каждому действию, поскольку это часть осознанности, которой учат.

Прекрасный пример этого в Будзинкане можно увидеть в кихон хаппо. Лично мне очень нравятся ката из двух человек, я чувствую, что они – прекрасный способ сосредоточиться на том, над чем вам нужно работать, в зависимости от того, какую учебную задачу вы решаете на тренировке. Если вам нужно развить нагаре (поток) в вашем движении, без остановки и начала резких движений, которые чаще всего ассоциируются с устойчивой нервной системой, вы можете это практиковать, убеждаясь, что вы остаётесь в безопасности. Если есть какая-то конкретная концепция, которую вы начинаете изучать, применение её к движению хорошо изученного ката обеспечивает отличную среду для изучения и обратной связи.

Стадия ката имеет внутри себя много уровней. Это учит нас, как быть эффективными в применении нашей техники и концепций до такой степени, что мы сталкиваемся с необходимостью научиться их выполнять, сохраняя при этом безопасность нашего партнёра по обучению в процессе. Именно тогда развивается совершенно новый уровень самоконтроля, а также способность чувствовать, что происходит с вашим партнёром, когда вы его применяете. Чувство заботы о безопасности нашего партнёра по тренировкам помогает в процессе преодоления эго в дополнение к повышению нашего уровня мастерства и осведомлённости.

Ката великолепны, когда вы разбиваете их на этапы или части и исследуете каждую часть по отдельности, в т.ч. и в том, как сделать её отличным компонентом целого. Затем снова соедините их вместе и повторите весь сценарий. Часто ката даёт практикующему определённые навыки для изучения, которые следует использовать и развивать за пределами ката, чтобы развить способность правильно применять какое-либо конкретное движение, концепцию или стратегию.

Разум привыкает справляться с несколькими фокусами, позволяя телу, а не мозгу, создавать движение. Это пробуждает всё тело и развивает инстинкт и интуицию. Когда ум занят простыми движениями тела, он обычно не может сосредоточиться на применении стратегий и различных методов чувствительности. Эта связь между разумом и телом имеет решающее значение для повышения способностей человека в боевых искусствах.

Здесь также преподаётся обратная сторона стадии ката, это каеши ваза (техника обращения вспять). Именно здесь мы учимся защищаться или противостоять тем самым методам, которые мы учимся применять с помощью нашей конкретной системы в дополнение к методам других систем. Например, мы можем научиться правильной технике захвата чьего-либо запястья. Затем мы изучаем методы, позволяющие избежать захвата запястья, который кто-то накладывает на нас.

Хенка (вариации)

Хенка – это пункт в тренинге, посвященный «переменам» и неожиданностям. Это период роста от базового применения того, что было изучено, чтобы адаптировать этот материал к любой конкретной ситуации по мере её развития. Мы учимся приспосабливаться к тому, когда атака оказывается не такой, какой мы ожидали, и благодаря этому учимся быть готовыми ко всему, что может произойти.

Главная проблема этого этапа заключается в том, что практикующие часто верят, что хенка – это изменение вещей только потому, что они хотят сделать что-то другое. На самом деле речь идёт о том, чтобы измениться, чтобы гармонично соответствовать текущей ситуации в тот момент, когда это происходит. 10 000 изменений, никаких сюрпризов. Этот этап учит нас меняться вместе с изменениями.

Эта стадия даёт нам возможность расслабиться и привести в порядок нашу нервную систему, а также ещё больше расслабить наш разум и тело до ещё более высоких уровней. Эта стадия основывается на ката, когда нам больше не нужно думать о движениях ката, и мы можем выполнять их без умственной концентрации, но вместо этого с чувством отсутствия ума, просто позволяя изменениям происходить спонтанно. В конечном счёте, на этом этапе мы также видим, что чем больше вещи меняются, тем больше они остаются прежними.

Ещё одной интересной областью этой фазы является изучение того, как одно движение, такое как удар, может быть превращено в блок, блокировку сустава, бросок и т.д. Вы узнаёте, что защита от захвата запястья идентична реакции на то, что кто-то хватает цуку вашего меча и пытается вытащить его. В результате получается сломанное запястье, сделанное тем же движением.

Вы также начинаете понимать, что каждое вооруженное движение на самом деле такое же, как если бы вы были безоружны. Сначала возникли вооруженные приёмы, а затем они были применены к невооруженным взаимодействиям. Большинство приёмов японских боевых искусств возникли из техник меча, поэтому важно иметь чёткое представление о методах меча в японских боевых искусствах. Именно здесь мы начинаем видеть, что одно движение содержит много применений, и наше искусство начинает казаться менее обширным.

Рандори (свободный ответ)

В соревновательных боевых искусствах это обычно называют «спаррингом». Вместе с тем, спарринг немного отличается от рандори. Рандори – это способность улавливать хаос посредством свободного реагирования, а не реакций. Речь идёт о борьбе без ограничений правил. У спарринга обычно есть правила, победитель и проигравший, ограничения по времени, ограничения по технике, дополнительное оборудование и т.д., а у рандори (традиционно) их нет. Я не отвергаю одно в пользу другого, я просто проливаю свет на разницу, которая, кажется, была утеряна, особенно на западе.

Рандори – это изучение применения физических техник и ментальных концепций чувств и сущности при свободном движении и адаптации к текущему моменту. Это кульминация всех остальных этапов. Рандори – это возможность проверить свои навыки в режиме реального времени с партнёром, который предлагает сопротивление вместо сотрудничества, как на этапе ката. Оружие также может быть введено на этом этапе, но при этом необходима большая осторожность, т.к. на этом этапе всё становится очень опасным – всё происходит очень быстро. Для рандори требуется большая осторожность, так как нанести травму становится очень легко, и следует проявлять большую осторожность, чтобы обеспечить безопасность каждого.

Другой формой рандори является саннин дори, где практикующий обращается к нескольким нападающим. В то время как саннин дори – это принцип, относящийся к одному тори и двум уке, именно оттуда практикующий может обратится к трём, четырём или более противникам.

В следующий раз я рассмотрю внутренние системы обучения, которые включают обучение с концептуальной точки зрения.

июль 2013г.

https://spiritualwarriormastery.wordpress.com/2013/07/20/traditional-training-formulas-inner-outer-approaches/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: