Июн 27 2022

Реальный «двигатель» боевого метода

Category: Библиотека Евгений @ 08:21

К. Дэвис

Реальный «двигатель» боевого метода

Крис Дэвис, основатель системы «Боевое тело» в практике бразильского джиу-джитсу.

Эта система, опираясь в своём методологическом подходе на традиции, не оставляет без внимания современные методы тренировок. Основное внимание в ней уделяется базовым универсальным качествам, делающим эффективными техники всех других боевых искусств. «Боевое тело» – это основа, с которой можно подходить к методам тренировки в самых различных боевых искусствах.

Любой метод тренировки в каком-либо виде боевого искусства можно рассматривать глазами концепции «Боевого тела», позволяющей экспериментировать со своей индивидуальной практикой и наслаждаться своим развитием.

 

******

«Мы все должны двигать своими телами, чтобы наше искусство работало. Эта общая основа является стержнем, который может объединить различные направления боевых искусств».

Нахождение точек соприкосновения

«Мы не занимаемся спортом, спорт ограничен» … «традиционные искусства нереалистичны» … «Как бы ты использовал эту штуку в уличной драке!?» … «Почему вы хотите сражаться на земле» … «В уличной драке нет правил» … «Мы тренируемся для самообороны, а не для того, чтобы сражаться с профессионалами» …

Если вы мастер боевых искусств, скорее всего, вы рассматривали эти вопросы, отвечали на них или, возможно, даже говорили о них другим. В бесконечных дебатах онлайн или лично такого рода комментарии изобилуют при обсуждении достоинств различных боевых подходов.

Для нас естественно смещать нашу позицию в сторону нашей «команды», будь то наш предпочтительный политический кандидат, наш выбор диеты или наше предпочтительное боевое искусство. Как во многих других сферах жизни, трайбализм и защита нашего предпочтительного подхода чрезвычайно распространены в боевых искусствах. Будь то мастер традиционных боевых искусств, утверждающий об эффективности метода благодаря деяниям прошлых мастеров, или боец ММА, отбрасывающий традиционные техники, потому что они не сработали бы на ринге, – предубеждений предостаточно.

В этой статье я рассмотрю некоторые общие черты между традиционными боевыми искусствами, системами самообороны и современными видами единоборств с целью объединить некоторые точки зрения и устранить некоторые заблуждения, как я их вижу.

Хотя эта статья может отличаться от обычной темы «методы тела» в этом блоге, отмечу, что я нахожусь в относительно уникальном положении, при рассмотрении этой темы. За время работы швейцаром ночного клуба у меня было более 100 реальных боевых столкновений, часто с вооруженными или несколькими противниками, но также я участвовал в сотнях спортивных поединков на национальном и международном уровнях. В довершение всего, я долгое время изучал очень традиционные боевые искусства, на самом деле, это была большая часть моей истории тренировок, но я также полностью погрузился в боевые виды спорта и имею долгую историю обучения «самообороне».

Итак, давайте углубимся в тему в предлагаемом контексте.

Насколько важны «правила»?

Возможно, самая большая область непонимания и путаницы, с которой я сталкиваюсь в дебатах вокруг различных боевых искусств, – это дебаты «спорт против улицы». Это звучит примерно так: «мы не занимаемся спортом, в настоящих боях нет правил», – от традиционалистов или инструкторов по самообороне, а затем, с другой стороны: «Я знаю, как вести настоящий бой, в отличие от тех парней, которые делают постановочные атаки», – от спортсменов боевых видов спорта.

Конечно, существуют различия между подходами к бою, используемыми в спортивных единоборствах, традиционных боевых искусствах и самообороне. Эти различия очевидны во многих различных областях, вплоть до ношения одежды или целей и тактических задач различных отдельных техник.

Конечно, мы должны признать, что спортивные бои отличаются от того насилия, которое мы наблюдаем в «уличных» столкновениях. Позвольте мне прояснить это с самого начала. Способ ведения боя, обстановка, типы используемых приёмов, цели и задачи – всё это может отличаться в разной степени. Я бы, однако, сказал, что уровни относительного мастерства сильно различаются, бой в ММА имеет более высокую степень мастерства, чем обычная уличная схватка.

Тем не менее, есть некоторые важные преимущества в аспекте самообороны, которые приносят именно боевые виды спорта, которые очень трудно достичь в других условиях. Я остановлюсь здесь на некоторых из них.

Одной из первых областей напряженности в дебатах «спорт против улицы» является наличие или отсутствие «правил». На улице нет правил, нет судьи, нет возможности остановиться, пока всё не закончится. Это верное утверждение. Я часто повторял это до тошноты, когда был глубоко увлечён традиционными искусствами.

Однако очень важно понимать, что «правила» в той или иной форме присутствуют буквально в каждом боевом искусстве, спортивном единоборстве или классе самообороны. Ни в одном стиле, который я когда-либо видел, от методов ближнего боя британских военных до традиционных приёмов «убийства» элитных бойцов Китая и приёмов боя на ножах в Юго-Восточной Азии, никогда не отсутствовали правила того или иного рода.

Эти правила действительно могут быть «неписаными». Вы бы на самом деле не ударили своего партнёра по тренировке в пах или не ткнули бы его большим пальцем в глаз, даже если бы притворялись, что делаете это, вы бы не продолжили атаку, когда инструктор скажет «перерыв», или не прыгнули бы на вашего партнёра по тренировке после занятия. Существует набор правил, над которым вы тоже работаете, существует дистанция между использованием методов в «реальных встречах» и практикой методов, которые вы хотите использовать. Это расстояние между «приложениями» и реальностью имеет жизненно важное значение, это «набор правил».

Подобно поединку в спортивных единоборствах, где обычно есть судья, который замедляет ход событий, делает паузу или останавливает события, в неспортивных боевых искусствах обычно есть инструктор или тренер, который делает то же самое – замедляет ход событий, делает паузу или останавливает события. Итак, в этом отношении, на самом деле, нет никакой разницы, когда мы приспосабливаем нашу точку зрения к более широкой перспективе.

Вы не видите, чтобы неспортивные стили говорили атакующему: «Продолжайте атаковать всем, что у вас есть, пока поражение противника не будет достигнуто». Нет, есть правила, которые диктуют столкновение в любой боевой сфере. Даже в самых продвинутых сценариях обучения самообороне, когда у вас есть люди, атакующие друг друга, находятся в полной броне… они в полной броне, есть уровень безопасности, есть тренер … готовый остановить ситуацию. Итак, мы можем сказать, что «правила» на самом деле присутствуют в обоих взглядах. Это очень важное первое изменение точки зрения.

Важная часть реализма – это не «набор правил»

Итак, понимая, что «правила» – это не такая большая разница, как мы думали, что мы можем сказать о важном моменте, когда смотрим на боевую эффективность для «реальных» столкновений? Я бы предположил, что наиболее важным аспектом обучения, если самооборона в реальной жизни является приоритетом, должно быть наличие несговорчивого протокола обучения, в котором можно испытывать определенное давление. Это означает, что вы и ваш оппонент изо всех сил стараетесь в рамках данного контекста «выиграть» поединок. Я видел хорошие примеры этого во многих дисциплинах, от школ тайцзи, которые состязаются на соревнованиях, до школ самообороны, которые борются за раунды, до школ кендо и, конечно же, школ дзюдо или BJJ. Важен не сам стиль или формат, а сам подход, который обеспечивает понимание.

Сценарий «обучения без сотрудничества» даёт нам то, что часто упускается из виду, но жизненно важно для уличных столкновений. Знакомство с силой, намерениями и решимостью вашего потенциального нападающего. Этому просто невозможно обучить с помощью установленных приложений или повторения «боевых последовательностей». Невозможно донести это до тех, кто этого не почувствовал. Но люди чувствуют себя суперлюдьми, когда они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нападают на вас, будь то на спортивном мероприятии или в уличной стычке. Представьте себе двух сражающихся львов, они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сражаются, как будто речь идёт о жизни или смерти, они готовы потратить всю свою энергию, чтобы одолеть вас. Вы когда-нибудь сталкивались с такой интенсивностью?

Единственные два места, где я лично это почувствовал, – это соревнования по грэпплингу и настоящие боевые столкновения в качестве швейцара. Никакая другая среда не давала такого понимания. Учитывая эту действительность, мы должны спросить себя: что мы делаем, чтобы познакомиться с такой интенсивностью в реальной жизни? Готовит ли наше искусство нас к такой интенсивности?

Одна вещь, которую я могу с уверенностью сказать о спортивных форматах, несмотря на их очевидные ограничения из-за формата, заключается в том, что они знакомят вас с совершенно несговорчивыми людьми… вашими противниками. Например, в соревнованиях по грэпплингу противник пытается задушить вас до потери сознания или сломать вам конечности, и поверьте мне, они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пытаются это сделать. В этом отношении есть аспекты, которые тренируются в спортивной среде, которые можно перевести в реальное насилие уличного столкновения.

Разработка традиционного метода тела имеет свои достоинства…

Одной из областей обучения, в которой многие традиционные искусства со временем будут развиваться лучше и глубже, по сравнению с более современными системами, является метод тела и развитие ума. Некоторые из самых могущественных и «сильных» личностей, которых я встречал, пришли из очень традиционных «внутренних» систем, таких как тайцзи. Когда я говорю это своим ученикам бразильского джиу-джитсу, они, конечно, крайне удивлены, думая, что тайцзи – это искусство пожилых людей в парке, медленно размахивающих руками. Но, тем не менее, традиционные искусства часто порождают чрезвычайно «сильных» людей с очень «глубокими» уровнями силы.

Здесь я должен пояснить, что, хотя это и так, это встречается редко, и существует гораздо больше традиционных школ без такого понимания, чем с ним. Но здесь я хотел бы сосредоточиться на тех, кто действительно понимает метод тела и его важность. Традиционные искусства обычно имеют долгую и подробную историю, иногда охватывающую столетия. Эта история часто сильно сосредоточена на совершенствовании развития тел практикующих, чтобы «двигатель» для их боевого метода был настолько мощным и эффективным, насколько это возможно. Нам достаточно взглянуть на яркие методы обучения Шаолиня, чтобы увидеть, как развивались некоторые из этих систем.

При изучении часто обнаруживается, что старые методы, найденные в законных традиционных искусствах, очень полезны для развития боевой силы и мастерства тела. Многие из которых были переосмыслены или скопированы в наше время, поскольку их достоинства раскрываются несколькими избранными людьми.

Традиционные системы также часто имеют самые продвинутые уровни тренировки ума в качестве основного компонента своего метода. Это может принимать форму медитативных практик, практик осознания или других подобных техник.

Понимание стресса

Но одна из областей, где боевые виды спорта имеют особый аспект, который редко встречается в традиционных искусствах, – это управление «стрессом». Спортивные бойцы понимают психологические стрессы неизбежного боя, что нельзя упускать из виду, и боевые действия, это та область, в которой могут погибнуть самые большие и опытные люди.

В тренировочной среде, даже там, где есть спарринг или метод атаки, основанный на сценарии, мы тренируемся с людьми, которых мы знаем, с людьми, с которыми мы, вероятно, пойдём выпить пинту пива после тренировки, с людьми, с которыми у нас есть личные отношения. Это неизбежно портит окружающую среду и обеспечивает некоторый уровень комфорта в сознании … на самом деле, если кто-то будет слишком строг с вами, впоследствии он часто получит выговор. Это, конечно, правильно, и условия обучения должны быть относительно безопасными для тех, кто практикует, но мы должны признать ограничения, заложенные прямо в такую безопасность.

Это ограничение – душевный комфорт, который приходит от знакомства.

В условиях спортивных соревнований такого комфорта нет. Человека, с которым вы столкнулись, вы, скорее всего, никогда раньше не встречали, он не заботится о вас, он не против сломать вам руку, чтобы победить, или нокаутировать вас. Они здесь для того, чтобы делать именно эти вещи … и это создаёт среду, в которой нервы перед боем проверяются до крайности. Точно так же напряжение во время нарастания в реальном бою ощутимо, и часто именно здесь люди могут выиграть или проиграть битву не в обмене, а в их способности оседлать волну нервов, которая предшествует встрече. Будучи швейцаром, я был свидетелем того, как многие коллеги провалили испытание давлением перед боем. Как мы можем тренироваться, чтобы понять эту нефизическую часть процесса боя? Это очень сложная головоломка, которую лучшие тренеры по самообороне в мире пытаются решить десятилетиями.

Я утверждаю, что есть относительно простой первый шаг, и он заключается в том, чтобы каким-то образом конкурировать. Попробуйте постоять у стола судей на крупном соревновании по грэпплингу, собираясь выйти, чтобы встретиться лицом к лицу с кем-то в финале, кто представил всех ранее … который, как вы видели, задушил нескольких человек до потери сознания, который, как вы видели, сломал кому-то руку. Зная, что вы должны встретиться лицом к лицу с этим человеком, и они хотят сделать это с вами … это стресс! И что важно, это очень похожий вид стресса на стресс, который я испытывал, столкнувшись с кем-то, кого я только что выгнал из клуба за то, что он кого-то избил или подрался, которые затем обратили своё внимание на меня.

Ощущение «силы»

Чувство реального намерения преодолеть – когда кто-то ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пытается причинить вам боль по сравнению с тем, кто тянет всё подряд в тренировочной среде, – это принципиально другое. Ощущение спортивного поединка шокирует большинство людей, когда они испытывают его в первый раз. Люди тоже чувствуют себя в два раза сильнее, чем вы от них ожидаете, жестокость столкновения шокирует, и, обычно, после первого боя люди, которые будут тренироваться в течение часа в тренажерном зале без проблем, будут полностью истощены через 5 минут. Это знакомство с интенсивностью и силой решительного противника не следует недооценивать в реальном бою.

В первую ночь, когда я работал перед дверями, мне и другому швейцару пришлось вышвырнуть 3 дерущихся мужчин. Затем эти трое принялись вышибать дверь, так что нам пришлось пойти и усмирить их, пока не прибыла полиция. В этот момент я испытал стресс перед боем, зная, что попадаю в ситуацию, когда меня превосходят численностью, затем я испытал всю интенсивность несговорчивого человека, который действительно пытался причинить мне боль или даже убить меня. Эта интенсивность была огромной, и после того, как работа была закончена и люди были доставлены либо в больницу, либо в полицейские камеры, я сильно вспотел, потерял всю энергию и дрожал. Единственный раз, когда я снова почувствовал такую интенсивность, несмотря на долгие годы занятий боевыми искусствами, был на моём самом первом соревновании.

Но выводы, полученные в результате этих встреч, обеспечивают нам прочную основу для построения нашей практики. Одно из первых открытий заключается в том, что сердечно-сосудистые издержки борьбы с полной интенсивностью приводят нас к пониманию того, что наша дряблая запыхавшаяся задница должна быть в форме, чтобы пережить реальные столкновения! Это отличная отправная точка! Затем мы можем начать работать над тем, как максимально повысить эффективность наших тренировок, чтобы мы могли сохранять спокойствие под давлением и использовать расслабленную, эффективную силу всего тела для нашего потенциального нападающего.

Проблема системы отсчёта

Объектив, через который кто-то рассматривает технику, метод или подход, полностью принадлежит ему. Это представление основано на их личном взгляде на то, чем является или должно быть боевое искусство, независимо от заявленных целей того, на что они смотрят.

Однако парадоксально, что эта проблема присутствует не во всех боевых искусствах. Очень немногие люди будут наблюдать за мастером иайдо, выполняющим свои ката, и говорить о том, что «это никогда не сработало бы в ММА» или «это не сработало бы на улице». Но когда те же самые люди смотрят на пустую ручную работу из традиционного, сильно стилизованного источника, все они слишком быстро комментируют одно и то же.

Причина здесь в том, что иайдо, искусство владения японским мечом, практически не имеет системы отсчёта для фаната или спортсмена ММА. Действительно, большинство из них не отличили бы хорошее иайдо от плохого, если бы сами не обучились ему в достаточной степени. Это отсутствие ссылок означает, что они не могут судить о достоинствах практики каким-либо иным способом, кроме «интереса» или комментариев типа «это круто!».

И наоборот, когда эксперт по самообороне или спортсмен по боевым видам спорта рассматривает традиционный стиль кунг-фу или японское дзю-дзюцу старого стиля, у них будет прямая система отсчета. Они бьют кулаками, ногами, блокируют и бросают, всё то, что также делают эти «практические» искусства, так что существует общая концепция отсчета. Неизменно встреча в разговоре затем переходит к «это не сработает», они просто ударят его и т.д. и т.д.

Но я думаю, совершенно очевидно, что в большинстве случаев существует несоответствие между фактической целью стиля и контекстом, который кто-то привносит в него. Относится ли традиционное японское дзю-дзюцу конкретно к «самообороне» или, например, к «боевым способностям»? Нет, я бы сказал, что это абсолютно не так, и если эти навыки в какой-то мере являются результатом обучения, это всего лишь побочный эффект. Происходит что-то ещё, что очаровывает практикующих эти искусства, и это не связано с борьбой. Вспомните практикующего иайдо, действительно ли мы думаем, что этот человек изучает своё искусство, чтобы иметь возможность «сражаться» с мечом?! Я сильно в этом сомневаюсь.

Те же мотивы, которые подпитывают изучение иайдо, часто встречаются при изучении очень традиционных школ дзю-дзюцу и многих традиционных школ в целом, и поэтому спортсмену по боевым видам спорта было бы хорошо помнить об этом, когда они оценивают демонстрируемые методы. Интересно, те же самые критики боевых видов спорта смотрят средневековую демонстрацию конного лучника и высказывают такую же критику? Я сильно сомневаюсь в этом, и поэтому контекстуализация того, что вы видите, важна для спортсмена, желающего понять мир боевых приёмов за пределами спортивной сферы.

Как мы можем объединиться?

Честно говоря, сохранение предубеждений неизбежно, наша система отсчёта всегда будет влиять на нашу способность воспринимать вещи. Мы все хотим защищать искусство, которое мы любим, избегать искусств или практик, которые мы считаем низшими, игнорировать новое, отдавать предпочтение старому, стоять на плечах давно умерших мастеров, указывать на UFC и т.д. Всегда есть веская причина, по которой вы делаете то, что делаете.

Но как мы можем найти общее братство/сестринство в этих бесчисленных и часто глубоких искусствах? Я доволен тем, что именно благодаря исследованию наших общих моделей движения, нашему общему стремлению к лучшему контролю над собой мы можем преодолеть разногласия. Благодаря пониманию того, что мы все должны двигать своими телами, чтобы наше искусство работало. Эта общая основа является стержнем, который может объединить различные направления боевых искусств. Я видел это с учителями йоги, с учителями внутренней силы, с тренерами по силе и учителями движений … у них есть залы, заполненные людьми со всех уголков боевых искусств, от капоэристов до айкидок, от бойцов ММА до экспертов по силату, все они делят одно и то же пространство и работают вместе с улыбками и общей целью.

Это тот редкий случай, когда воинственный трайбализм остается у дверей, и мы можем найти общий язык. Что мы можем наслаждаться нашим временем с теми, с кем мы обычно можем спорить о достоинствах того или иного метода.

Это также среда, в которой все действительно находятся на одной волне, но также и место, где они работают над самосовершенствованием для достижения зачастую совершенно разных целей. Это расхождение целей из общего источника является идеальной отправной точкой в поиске общности между рядами и списками мастеров боевых искусств мира и отличным местом для поиска точек соприкосновения с вашими коллегами-экспонентами. Я надеюсь, что в этой статье были освещены некоторые достоинства как традиционного, так и спортивного подходов и что в результате представители обоих лагерей не будут слишком быстро определять достоинства других практик.

https://www.martialbody.com/Articles/Blog/ArticleID/61/Finding-Common-Ground

******

Comments (0)

Оставьте мнение: