Июл 29 2022

В поисках вечного

Category: Библиотека Евгений @ 09:42

А. Гиллис

В поисках вечного

Алистер Гиллис (4-й дан Ки-айкидо, 3-й дан Айкикай) начал заниматься айкидо в Университете Глазго в 1982 году. Его привлекла грациозность и кажущаяся непринужденность движений и техники.

В 1989 году Алистер начал тренироваться в Ки-айкидо с Федерацией Ки Великобритании под техническим руководством Кена Уильямса сенсея, пионера айкидо в Великобритании, который всё ещё активно преподаёт в свои восемьдесят лет. В 2006 году Алистер познакомился с Окамото сенсеем Дайто-рю Роппокай в Дании, что дало ему другой взгляд на айкидо и его происхождение. Затем, в 2007 году, Алистер встретился и получил наставления от сенсея Каншу Сунадомари в Кумамото, что положило начало обновленному процессу обучения и открытий, который продолжается в его додзё айкидо Кенкюкай близ Суиндона в Англии.

Алистер использует технику айкидо, чтобы помочь студентам развить понимание айкидо, основанное на его универсальных основополагающих принципах. Его интересует, как техника может отражать то, как мы используем наши умы и тела, как это использование может быть более эффективным и естественным благодаря тренировкам и привести к большему чувству благополучия. Он опубликовал хорошо принятую книгу об айкидо под названием «Тенчи: Построение моста между Небом и Землей» и создает тренировочное оружие ручной работы, табуреты для медитации и другие предметы, изготовленные на заказ, которые можно приобрести в его интернет-магазине «Aiki Crafts».

******

«В айкидо всё ещё есть возможность открытий и новизны».

Айкидо просто, люди сложны

Я начал заниматься айкидо в 1982 году. За это время моё айкидо, возможно потому что, в конечном счёте, это то, чем оно является по своей сути, претерпело много изменений. Некоторые из них состояли в различные степени имитации – простого копирования того, что мне показывали, или заимствовании стилистических компонентов, которыми я восхитился, – но, тем не менее, всё равно копировал.

Со временем я начал интуитивно постигать, главным образом, посредством наблюдения, ощущения и размышления, некоторые универсальные основные принципы. Конечно, они всегда были там, в зависимости от обстоятельств, преуменьшались или преувеличивались, в зависимости от догматической ортодоксальности того, что было модно в то время.

Да, айкидо подвержено моде и причудам, как и всё остальное: использование силы всего тела в Ёсинкан и Ивама айкидо, утяжеление нижней части и мягкость Ки-айкидо, а также тонкое использование связи и кокю в айкидо Киссёмару и Ямагути, и это лишь некоторые из них.

Изучая историю айкидо, мы склонны подчеркивать различия, но на самом деле в период становления современного айкидо происходило много перекрестного опыления. Например, Тохей был семпаем Сайто, и вы можете увидеть его влияние на айкидо Сайто, если действительно внимательно присмотритесь к тай-но-хенко.

Все, казалось бы, разные стили айкидо имеют общий корень. Различия между стилями, которые мы все считаем само собой разумеющимися, привели к несколько фрагментированному взгляду на айкидо. Но это больше связано с историей послевоенной Японии, чем с чем-либо присущим самому айкидо. Действительно важные вещи, основные принципы, которые делают айкидо возможным, выходят за рамки времени и обстоятельств. Я бы сказал, что они превосходят само айкидо. Политический аспект айкидо гораздо более подвижен и преходящ.

Но в чём, на самом деле, разница между силой всего тела и весом нижней стороны, намерением и ки, кокю и айки, центром и коши?

В наши дни существует только айкидо. Не айкидо того или иного сенсея, а просто айкидо. Глядя на разные стили, будь то жесткий или мягкий, быстрый или медленный, спортивный или гериатрический с тщательно поставленными или хорошо подготовленными укеми, внутренний или внешний, я испытываю чувство отстраненного безразличия. Я понимаю то, что вижу, но всё это не ново.

То, что я склонен искать в настоящее время, – это что-то другое, что-то новое и уникальное. То, что я всё чаще вижу, – это либо вариации на тему, либо темы, основанные на принципах, либо сильно стилизованные и повторяющиеся формы, основанные на ката, которые редко демонстрируют какой-либо принцип. В наши дни ни то, ни другое не кажется мне особенно интересным, хотя, если бы меня заставили выбирать, я бы предпочел первое второму.

Тем не менее, хотя принципы, из которых рождаются тематические вариации, имеют древнее происхождение и практически невозможно датировать с какой-либо точностью, я верю, что в айкидо всё ещё есть возможность открытий и новизны.

Где их можно найти? Когда малыш узнает, что он может бегать, он испытывает ошеломляющее чувство свободы. Действительно, в таком возрасте трудно проявлять сдержанность. Это эпоха экспериментов и исследования пространства и времени, проб и ошибок, восторга и слёз. Это чувство, хотя и окружено усвоенным чувством необходимой дисциплины, настолько сильно, что оно никогда по-настоящему не проходит. Хотя есть много малышей, которые могут это сделать, опыт остаётся уникально индивидуальным.

То же самое происходит и в айкидо. Однажды испытанное ощущение всего тела, кокю, айки, исходящего из центра, уникально индивидуально. Это уникально ваше. Тот факт, что кто-то другой может испытать это на себе, открывает возможность для новых и расширенных отношений, исследований и экспериментов. Чего я жду в эти дни от практики айкидо, так это благодарности и уважения между практикующими. Это не имеет никакого отношения к рангу, происхождению или стилю. Главным препятствием в овладении изучаемым искусством, как всегда, являешься ты сам.

В настоящее время существует тенденция смотреть в прошлое, с точки зрения пуристов, на то время, когда айкидо было более реальным. Как будто, каким-то образом, айкидо тогда было более истинным, чем сегодня – до и послевоенное айкидо. Это свидетельствует о глубоком непонимании того, что во все времена, для всех мужчин и женщин, опыт всего тела, айки, жизни из центра всегда уникально индивидуален. Не признавать это как экзистенциальную реальность – всё равно что говорить, что современные малыши менее радостны, чем те, что были в прошлом. Если вы в это не верите, спросите любого малыша…

Эта статья была первоначально опубликована 5 июля 2016 года и любезно перепечатана здесь с разрешения Алистера.

март 2017г.

http://www.calmandstorm.net/2017/03/21/aikido-is-simple-people-are-complicated-by-alister-gillies/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: