Авг 26 2022

Айкидо – это «больше», чем бу-дзюцу

Category: Библиотека Евгений @ 08:18

Боевые испытания

Айкидо – это «больше», чем бу-дзюцу

TRIBULATIONS MARTIALES – информационный ресурс, посвящённый практике боевых искусств.

 

 

 

 

******

«Нам не нужно отказываться от истоков наших методов, просто нужно понять их, вернуть их в контекст и, возможно, сделать выбор в пользу доброжелательности и взаимопомощи в мире, который больше не заставляет нас постоянно перемещаться между жизнью и смертью».

Основные средства в айкидо – простые, да, но эффективные?

Среди различных семейств техник, применяемых в айкидо, особое место занимают техники иммобилизации или осаэ-ваза. Немногочисленные и обычно практикуемые тори в положении на коленях, эти иммобилизационные техники являются относительно «простыми» в том смысле, что они добровольно ограничиваются контролем, сведенным к одной руке уке путём работы над направлением сустава.

Но эта простота вызывает не меньше вопросов, и трудно представить, что в эпоху, когда массово известны и преподаются системы грэпплинга, эти средства иммобилизации могут удержать последователя, который всего лишь несколько месяцев прозанимался бразильским джиу-джитсу или самбо. Зачем же, в таком случае, предлагать к практике настолько простую систему, которая, по крайней мере, на первый взгляд, не является сколь-нибудь эффективной?

Изолирование и выделение принципов

Айкидо, как в своих иммобилизационных средствах, так и в остальном, сделало выбор в пользу, казалось бы, упрощенной практики для того, чтобы в общих чертах выделить основные принципы. Например, такие техники иммобилизации, как никкё или санкъё, очень точно фокусируются на положении суставов рук и связи с партнёром именно для того, чтобы глубоко понять, как применять силу, позволяющую ограничить движения партнёра. Ограничить, но не полностью устранить, потому что практикующему, который достаточно подвижен и гибок и комфортно чувствует себя в положении лёжа, будет довольно несложно выйти из этих удерживающих захватов. Во всяком случае, в их самых базовых версиях.

Но способны ли эти базовые версии на то, чтобы обездвижить сопротивляющегося партнёра? Или это всего лишь инструменты для понимания основных элементов удержания, которые будут дополнены какими-то существенными пунктами?

Ломание суставов

Сегодня айкидо – это будо, которое пропагандирует доброжелательность, и предлагаемые им техники удержания, уважающие физическую целостность партнёра и позволяющие разрешить конфликт без столкновения путем деэскалации, соответствуют этому.

Но айкидо, каким мы его знаем, также является наследником дайто-рю айки-дзюцу и, в более общем плане, продолжением традиционных бу-дзюцу. То есть, искусством, возникшим из контекста, в котором простая иммобилизация имела мало шансов разрешить конфликт. Хотя контекст и философия практики могли измениться, однако в ней по-прежнему легко найти её истоки и первоначальные цели. От никкё, ведущего к деликатному и уважительному контролю партнёра, мягко доводя его до предела подвижности, простая смена ритма выполнения техники на более быстрый и сухой, приводит нас к открытию брутальности бу-дзюцу и его жёсткого прагматизма. Следует принимать во внимание, что мягкое сковывание сустава в айкидо разрешает конфликт, но не даёт тори возможности подняться в стойку.

Вместе с тем это действие, краткое и разрушительное, не обязательно должно выполняться в положении на коленях. Ничто не мешает выполнить приём санкъё в положении стоя, используя колено, чтобы оказать давление на руку уке, выкручивая её в плече. Опять же, выбор положения на коленях упрощает обучение, понимание углов и овладение контролем прилагаемой силы во избежание несчастных случаев. После того, как принципы усвоены, практик должен обновить их, адаптируя к различным конкретным ситуациям. Если в противостоянии с несколькими противниками нет логики в том, чтобы держать одного из них обездвиженным, находясь на коленях, то повторное использование изученных принципов для вывиха сустава без необходимости спускаться на пол имеет смысл.

Рука является лишь частью уравнения

В большинстве случаев мы практикуем осае-ваза на коленях, контролируя плечо и руку партнёра, как мы сказали выше, в упрощенном варианте. Но рука – это лишь небольшая часть уравнения в методах иммобилизации, и усилить воздействие на партнёра возможно подключая  к контролю шею партнёра, например, воздействуя на его затылок с помощью колена. Этот вариант также встречается в некоторых стилях Айкидо, таких как Кишинкай. Если грэпплеру относительно легко выйти из базового контроля рук, то при приложении веса всего тела к шее это сразу же становится несравненно сложнее. Опять же, хотя этот вариант более эффективен, с педагогической точки зрения он не является самым безопасным, поскольку требует от тори умения управлять переносом своего веса таким образом, чтобы не травмировать партнёра в критической точке.

Для меня такой контроль шеи остается лишь дополнением и не может заменить первоначальную цель: быстро прекратить конфликт, уничтожив оружие противника. Другими словами, используйте это дополнительное ограничение, чтобы сохранить достаточное преимущество на время, чтобы сломать суставы своего противника и тем самым положить конец конфликту.

С этой точки зрения интересно взглянуть на философию бразильского джиу-джитсу по сравнению с философией его двоюродного брата дзюдо. В дзюдо удержание соперника плечами на полу в течение двадцати секунд обеспечивает победу без необходимости подчинять его. В бразильском джиу-джитсу, напротив, стремятся к подчинению: мат, а не патовая ситуация. Поскольку подчинение имеет ограниченный интерес, что произойдет, когда противник освободится? Следует ли думать, что иммобилизация сведёт на нет причины, побудившие его вступить в бой? Или, наоборот, это дополнительно заденет его самооценку и только усилит негативное чувство?

Иммобилизация в контексте бу-дзюцу не имеет смысла, поскольку она не дает преимущества преимуществ в средне- и долгосрочной перспективе.

Тотальный бой – это вооруженный бой

Бой в древних школах трудно представить без оружия, как и в современной военной подготовке. Если модно предлагать тренировки без оружия, и если это позволяет приобрести специфические физические и психические качества, можно задаться вопросом, какие условия могут заставить воина, древнего или современного, сражаться без оружия против противника, который также безоружен…

Эта перспектива интересна тем, что позволяет нам взглянуть на осае-ваза новыми глазами. Что было бы, если бы тори был вооружён мечом или танто, или если бы вооружен был уке? В таком случае, никкё, например, может стать ответом на захват меча или запястья тори, заставляя его обойти захват и нанести удар по шее противника.

Аналогично, с танто в руках необходимость поддерживать сильное, длительное удержание теряет всякий смысл, однако для человека меньшего роста применение удерживающих техник даёт возможность создать отверстие для перерезания горла противника, тем самым прекратив противостояние.

За пределами будзюцу

Но айкидо – это не бу-дзюцу. Или, может быть, он скорее «больше», чем бу-дзюцу. Превращая противника, врага, в партнёра, оно, не отрицая своего боевого происхождения, даёт возможность двум практикующим работать вместе, чтобы идти дальше изучения боевых приёмов. Ибо разрушительное и смертоносное происхождение этих техник существует, его невозможно отрицать. Как мы видели, для того, чтобы вернуть техникам осае-ваза айкидо весь их боевой потенциал, требуется совсем немного изменений.

Но есть и другая сторона практики боевого искусства, где речь уже не идёт о разрушении своего партнёра, и где можно использовать мощные техники контроля суставов, чтобы смягчить его, помочь ему или ей устранить напряжение, освободить ткани. Часто говорят, что удерживающие техники айкидо, от иккё до никкё, служат для укрепления тела. Мы здесь.

 

 

Между разрывом сустава, укреплением и ослаблением сустава разница часто заключается только в интенсивности и намерениях, применяемых на практике. Нам не нужно отказываться от истоков наших методов, просто нужно понять их, вернуть их в контекст и, возможно, сделать выбор в пользу доброжелательности и взаимопомощи в мире, который больше не заставляет нас постоянно перемещаться между жизнью и смертью.

Чему нас учат удерживающие техники айкидо Ёсейкана

Учебная программа Ёсейкан айкидо занимает особое место благодаря биографии её основателя Минору Мочизуки, который также был высококлассным практиком дзюдо. Она включает в себя два ката подчинения, кимэ-но ката и шимэ-но ката, которые, соответственно, предлагают серию захватов и серию удушений в положении лёжа, очень похожих на те, что используются в дзюдо.

Эти ката интересны на нескольких уровнях. Прежде всего потому, что они действительно предлагают заявки на вывих или удушение, а не просто обездвиживания, прагматично напоминая, что временное лишение соперника возможности двигаться не означает прекращения поединка в неспортивном контексте. Но помимо этого подхода, они также очень динамичны, каждый новый приём строится на предыдущем в зависимости от реакции уке. Ни одна техника не гарантирует победу, и эти ката напоминают нам об этом, показывая, что от любого движения всё ещё можно уйти, если только вы делаете это вовремя и правильно.

Борьба – это живой, текущий процесс между двумя людьми, а не двумя партнёрами с заранее установленными ролями и действиями. В этом контексте любая реакция уке приемлема, потому что, имея возможность выйти из захвата, он будет не прав, если не сделает этого. Отказываясь от техники и стремясь избежать удержания, он улучшает свою мобильность, своё видение боя, одновременно обучая партнёра пределам своей техники и возможностям адаптации к постоянно меняющейся ситуации.

Этот подход, нетипичный для айкидо, является источником обучения. Давайте не будем страдать от иммобилизации, давайте не будем принимать её так легко. Напротив, давайте попробуем проверить их эффективность, исследуя их пределы, давайте использовать их, чтобы улучшить нашу мобильность, понять, как лучше их использовать, и просто придать им новый смысл.

Эта статья была первоначально опубликована в специальном журнале Dragon в апреле 2021 года.

март 2022г.

https://www.xavierduval.com/2022/03/les-immobilisations-en-aikido-simples.html

******

Comments (0)

Оставьте мнение: