Сен 23 2022

Результаты естественной эволюции кен-дзюцу

Category: Библиотека Евгений @ 08:38

Э. Амдур

Результаты естественной эволюции кен-дзюцу

Эллис Амдур (1952), американский практик боевых искусств и тренер по вмешательству в кризисные ситуации. Один из самых известных писателей мира боевых искусств.

Эллис занимается айкидо и другими боевыми искусствами уже почти 50 лет. В дополнение к занятиям традиционными искусствами, такими как корю бу-дзюцу, он также работал над проектами по применению принципов, вытекающих из традиций классических боевых искусств, к современным правоохранительным органам.

Плодовитый автор, его научно-популярные работы охватывают темы, включая тактическую деэскалацию опасных межличностных ситуаций, а также истории и анализ японских боевых искусств; его последняя работа в этой области-новое издание «Скрытое на виду», посвященное эзотерическим техникам развития силы в японских боевых единоборствах.

******

«Как только правила стали реальностью, отклонения казались странными или даже немыслимыми».

Почему нереалистичны цели в современном кендо?

Недавно в дискуссионной группе, в которой я участвую, был поднят вопрос: почему с боевой точки зрения современное кендо нацелено на те области поражения, которые не совпадают с теми, которые необходимы для победы на поле боя?

Вот области, поражение которых приносит баллы: давайте рассмотрим их по очереди, глядя на доспехи классического воина, рассматривая одну из версий по ссылке. Конечно, существуют мириады вариантов доспехов, которые носили в разные периоды истории Японии, но некоторые общие принципы можно вывести даже из более ограниченных доспехов, таких как этот когусоку. Голова, защищенная шлемом или даже усиленным бандажом, не является реальной мишенью, в то время как стороны шеи, избегаемые в кендо (и в старых школах кен-дзюцу), безусловно, являются. Горло, безусловно, является целью, но обратите внимание, что даже легкие доспехи часто имели защиту для горла. И даже в легких доспехах внешняя поверхность запястий (в отличие от внутренней) хорошо защищена. И, наконец, бока (до), безусловно, хорошо защищены в более тяжелых доспехах, в отличие от бёдер или задней части ног.

Самый простой ответ – тот, который я услышал от Донна Дрегера много десятилетий назад: настоящие бойцы атакуют самые уязвимые области; боевые виды спорта намеренно атакуют наиболее защищенные или охраняемые области (в качестве одного из почти бесконечных примеров – «удары ниже пояса» запрещены в боксе). Кендо не только атакует бронированные области, оно атакует области, которые легче всего бронировать.

Однако ответ на этот вопрос более сложен, хотя это, конечно, одна из его частей. Кендо в первую очередь происходит от Итто-рю. В Итто-рю основное внимание уделялось кири-отоси (идеальный прямой нисходящий удар, основанный на принципе, что два объекта не могут занимать одно и то же пространство одновременно, и победителем становится тот, кто обладает идеальной целостностью физической организации). С вторичным разрезом запястья (котэ), и, по моему мнению, догири является плавным ответом противнику на частичную нейтрализацию одного и двух вышеуказанных ударов. Итто-рю во многом стало пионером дуэльного кен-дзюцу, доминирующего новшества периода Эдо. (Совершенный кири-отоси может даже «прорезать» кэса-гири в той же степени, что и противостоящий мен-учи).

Поскольку люди вполне естественно хотели проверить – и развить – свои навыки, у нас есть разработка синай-гейкко, которая, несомненно, имела основу Итто-рю. Да, было задействовано много других рю (как я пишу в «Старой школе», даже Аннака Араки-рю превратилось в вариант Итто-рю, последний тип рю, который, как можно было бы подумать, будет функционировать таким образом, и стал пионером кендо в северной Гумме в период Мэйдзи.

Многие ханьцы начали видеть, что самураи, обученные соревнованиям, были более эффективны в подавлении восстания фермеров – икки: не обязательно потому, что их техники были более «совершенными», чем у более старых ката-рю, основанных только на боевых действиях, но потому, что мужчины, тренирующиеся таким образом, были намного жестче. И дайме фактически потребовал, чтобы было введено соревновательное синай-гейкко, а в некоторых случаях в бакамацу, чтобы рю закрылось и объединилось в «хан-рю», сосредоточенное вокруг синай-гейкко.

Среди тех буси, которые не жили в сельской местности и не были достаточно бедны, чтобы заниматься фермерством, крутыми парнями были те, кто занимался соревнованиями, и у них было больше шансов победить фермеров, вооруженных дубинами и мотыгами, чем у всех элегантных ката-кендзюцу в мире, особенно если ими занимались те, кому не хватало необходимой твёрдости или шока от того, что их периодически разбивали или били. Всё это привело к развитию системы соревнований, которая довольно близко примыкала к Итто-рю, доминирующему рю (и тем ста, которые приняли его операционную систему). Кириотоси стали мужчинами (и котэ – обратите внимание на изображения по ссылке, насколько они близки в Оно-ха Итто-рю!) И как только правила были даже неофициально кодифицированы для соревнований между ханами или между додзё, эти правила стали реальностью. (Например, в раннем дзюдо не было никаких причин для физической культуры, чтобы требовать вертикальной позы – самбисты, ставшие дзюдоистами, шокировали японцев в 1960-х годах, когда они впервые соревновались – это началось как выражение «моральной прямоты» и, вероятно, чтобы провести чёткое различие между дзюдо и сумо – и более старыми йорои-кумиути также).

(Я помню своего друга с 6-м даном по кендо, который сказал, как сильно он ненавидел заниматься с богом – с Доном Дрегером, потому что «тот просто не мог остановиться. Он продолжал бить меня по ногам». И, продолжил мужчина, его рефлексы были настолько скованы десятилетиями занятий кендо, что он так же никогда не мог защитить себя).

Как только правила стали реальностью, отклонения казались странными или даже немыслимыми. Наконец, как только кто-то кодифицирует правила, естественно пытаться выиграть в рамках правил. Если танец на подушечках ног позволит вам двигаться быстрее, зачем опускать бёдра, как это было бы при кен-дзюцу на пересеченной местности? И если удары по запястьям с помощью гибкой защелки обеспечат большую скорость с помощью бамбукового синая, чем комплексный удар всем телом, почему спортсмен должен отказываться от победы ради абстрактного принципа (идеальный «удар» синаем с не большей вероятностью разорвет что-либо, чем удар запястьем, учитывая, что «оружие» представляет собой четыре связанные вместе полоски бамбука или углеродного волокна, а не меч).

Короче говоря, каким бы странным ни выглядело кендо, если сравнить его, скажем, с Касима Синто-рю и задаться вопросом, как оно попало «оттуда сюда», на самом деле, это довольно естественная эволюция, вполне соответствующая культурным изменениям в японской культуре.

Никакая часть этого материала не может быть воспроизведена в любой форме или любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопию, без письменного разрешения автора. Тем не менее, вы можете поделиться ссылкой на эту статью в таких социальных сетях, как Facebook, LinkedIn или Twitter.

KogenBudo

ноябрь 2015г.

https://kogenbudo.org/why-the-unrealistic-targets-in-modern-kendo/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: